Темы: фотография HDR

Расширение динамического диапазона фотографии: HDR своими руками

Максим Брацун, info@ferra.ru
55
Ferra.ru представляет очередное практическое руководство по особым приёмам обработки фотографий. Как сгладить погрешности экспозиции и выявить самые мелкие детали в слишком тёмных или излишне светлых частях кадра? Создаём максимально реалистичные HDR-фото не выходя из дома.

Начнём наш очередной путеводитель в бесконечно прекрасный мир фотографии с простого примера. Представим себе совершенно типичную ситуацию, когда вы в помещении хотите снять человека на фоне окна, из которого прямо рекой льётся яркий свет. В таком случае глаз фотографа видит замечательную картинку, на которой хорошо различимы как передний план, так и фон. А что чаще всего получается при попытке запечатлеть это великолепие на фото? Правильно, или лицо не разобрать – вся фигура вдруг стала слишком тёмной, или же свет оказался далеко не таким ярким, как в реальности. Примеров можно привести массу: тут вспоминается и сложная съёмка при контровом свете, и низкая детализация при недостаточной освещённости... В общем, с этим надо что-то делать. И, пожалуй, с этим можно что-то сделать.

Стоит начать с определения понятия HDR (High Dynamic Range – высокий динамический диапазон). Если мы говорим об изображении, то динамический диапазон есть не что иное, как разница между самым светлым и самым тёмным участком картинки, а точнее, разница экспозиции этих областей. Под HDR в мире фотографии чаще всего подразумевается технология создания одного снимка с широким динамическим диапазоном из нескольких исходных снимков. Почему нескольких? Лишь только потому, что ни одна из представленных на рынке пользовательских камер не способна передать весь ДД, который охватывает человеческий глаз, следовательно, необходимый результат нужно просто «склеить» из нескольких составных частей.

Другое дело, что далеко не каждый монитор способен воспроизвести большую часть того ДД, который запечатлевает универсальный зрительный хрусталик глаза. Выходит, что кроме конвертации в HDR фотографий с низким ДД нам потребуется ещё сделать так, чтобы полученный результат пристойно смотрелся на любом дисплее, то есть необходима так называемая тональная компрессия (Tone Mapping). Всем этим строго по порядку мы и займёмся в нашем практическом курсе.

Материалы и инструменты

Для получения HDR-картинки не потребуется специальное оборудование. Единственное, чем должна обладать ваша камера, – это функция ручной настройки экспозиции. Чем меньше шаг настройки – тем лучше, впрочем, даже заурядная цифровая мыльница способна на экспокоррекцию ±2 EV и более с шагом от 1/2 и менее. Ещё лучше, если камера позволяет вручную выбирать выдержку. Зачем? Всё предельно просто: нам нужны как минимум три фотографии с одинаковым сюжетом, одна из которых будет недоэкспонирована, вторая – правильно экспонирована, а третья – переэкспонирована. Логично, что получить их можно путём изменения экспозиции с заданным шагом (выбирается в соответствии с условиями съёмки) или выдержки при фиксированном значении диафрагмы.

Пример фотографий с разной экспозицией 1
Пример фотографий с разной экспозицией 2
Пример фотографий с разной экспозицией 3
Пример фотографий с разной экспозицией

Первый способ достаточно прост – требуется лишь произвести соответствующие настройки и сделать несколько снимков вручную (или использовать брекетинг – три кадра подряд с эксповилкой в одну или несколько ступеней, при серийной съёмке для HDR эта функция просто незаменима). Для выполнения второго приёма в сложных условиях лучше использовать камеру с матричным экспозамером – это спасёт от ошибок автоматики в случае с центрально-взвешенным определением экспозиции, когда при наличии контрастных объектов в поле кадра авторежимы дешёвых камер стабильно «промахиваются». Вывод напрашивается сам собой: для творческой фотографии как нельзя лучше подойдёт «просьюмерка» или зеркальная камера.

Стоит ли упоминать, что HDR-фотографу не обойтись и без штатива. Снять с рук три одинаковых кадра теоретически можно, но на длинных выдержках без шевелёнки точно не обойдётся, не говоря уже про изменение настроек после каждого снимка. С аппаратной частью на этом и закончим, рассмотрим программный инструментарий.

Без штатива снять вечерний пейзаж практически невозможно

В Сети можно найти множество различных программ для HDR-обработки. Некоторые из них позволяют делать тонкие настройки, что подразумевает существенные временные затраты. Прочие штампуют «суперкартинки» на полном автомате. Мы же рассмотрим несколько нетривиальных полуавтоматических способов расширить динамический диапазон при помощи Adobe Photoshop (желательно версии CS2 и выше) и достаточно популярной утилиты Photomatix Pro (полностью рабочую триальную версию можно найти на сайте разработчика).

Photoshop

Нам потребуется именно CS2 и выше, потому что только эти версии популярного редактора включают в себя средства для работы с HDR. Если CS2 справляется лишь с JPG и TIFF-файлами, то CS3 свободно оперирует и RAW. Приступим. Для начала следуем по адресу File -> Automate -> Merge to HDR, где потребуется выбрать наши исходные файлы.

Создание HDR-фото в Photoshop: шаг первый

Обратите внимание на пункт Attempt to Automatically Align Source Images. Если вы снимали с рук или же случайно двигали штатив во время съёмки, то смело ставьте тут галочку – программа сама всё совместит. Пользуйтесь этой функцией лишь при необходимости, этот процесс занимает почти все ресурсы компьютера на длительное время, равно как и само создание HDR-изображений из объёмных файлов.

Далее следует окно предпросмотра HDR-фото, где с левой стороны отображаются исходные изображения с указанием их экспозиции. Нажимаем OK и через некоторое время получаем готовый файл, который следует перевести в 16-битный режим (Image -> Mode -> 16-bit) для последующего редактирования.

В открывшемся меню конвертации следует выбрать желаемый метод тональной компрессии: Exposure and Gamma, Highlight Compression, Equalize Histogram и Local Adaptation. Первые три требуют особой сноровки, закалки и тренировки, а вот последний – самый удобный и простой, потому как основывается на до боли знакомых кривых (Image -> Adjustments -> Curves). Просто берём график и тащим в любую сторону, не забывая при этом экспериментировать с разными значениями параметров Radius и Threshold. Так или иначе, попробовать стоит все четыре метода. Конечный вариант можно подшлифовать уровнями (Levels) и фильтрами по усмотрению. Не забывайте сохранять настройки Tone Mapping с целью последующего восстановления результатов.

Страница: 12
Поделиться:
Увидел опечатку? Выдели текст и нажми Ctrl+Enter
Мобильное приложение