Темы: JETBALANCE сабвуфер JETBALANCE JB-160

Сабвуфер JetBalance JB-160: бас – это вам не тенор!

Сабвуфер JetBalance JB-160: бас – это вам не тенор!
Уникальный продукт для настольной акустики – настоящий, но при этом компактный сабвуфер JetBalance JB-160.
Редакция Ferra.ru благодарит компанию MERLION за предоставленный на тестирование сабвуфер JetBalance JB-160.

Сабвуфер – такая штуковина, которая, в случае удачного выбора, гарантирует массу острых ощущений! Зато в случае выбора неудачного он доставит немало головной боли не только вам, но и вашим соседям. Работу хорошего сабвуфера ощущаешь не только ушами, но и всем телом, как ощущаешь мощь форсированного двигателя под капотом. Правильный сабвуфер не должен проявлять себя слишком явно, слишком назойливо, слишком …, короче, не должен давить на шею, то есть на уши. Чтоб ни гула, ни завываний, ни дребезга, ни уханья какого-нибудь. Но как только правильный саб выключаешь, сразу же чувствуешь: чарующая мощь исчезла, а от звука остался лишь скелет.

Главное правило при выборе сабвуфера – соответствие мощности между ним и акустическими системами, которым предначертана роль сателлитов. Если саб окажется мощнее – не беда, запас здесь очень кстати. Вровень угадать-подобрать – та ещё задачка (приводимые в описаниях значения выходной мощности могут сбить с толку). Главное, чтобы не слабее.

Допустим, у вас имеется компактная мультимедийная стереоакустика, давненько обосновавшаяся по бокам монитора. И всем эта акустика хороша (и менять-то не хотелось бы!), только с басом у неё слабовато. Развиваемое акустическое давление у любимицы, скорее всего, явно не дискотечное, поскольку нужды в этом не было и не предвидится. А вот добавить основательности в звучок очень бы хотелось! При этом лишним свободным местом, как водится, и не пахнет, каждый сантиметр на счету. Тогда из чего и что именно выбрать?

Позвольте представить

JetBalance – торговая марка добротной мультимедиа акустики, уже ставшая популярной в России. К сожалению, на периферии она представлена пока ещё довольно скромно (по сравнению с пресловутыми Microlab или Sven).

Помимо всевозможных мультимедиа акустических систем, JetBalance выпускает оригинальные сабвуферы (на данный момент модели JB-140 и JB-160). От амбалисто тяжеленных Hi-Fi сабвуферов они отличаются компактными размерами и разумно оптимальной мощностью.

JetBalance JB-160

JetBalance JB-160

Тестируемый JetBalance JB-160 во всей красе

Упаковка

Габариты коробки JB-160 составляют приблизительно 38х29х29 см. Вес – около 10 кг.

Характеристики

(включая сведения, заявленные производителем)

JetBalance JB-160

Выходная мощность (RMS), Вт 80
Диаметр диффузоров, мм 128
Диапазон рабочих частот, Гц 35..160
Вход Стерео, 2 RCA
Размер, мм 220 x 235 x 310
Вес, кГ 9
Магнитное экранирование Да
Текущая розничная цена (USD) >72.5

Примечание. У тестируемого JB-160 есть младший брат JB-140, который отличается меньшей мощностью (40 Вт), чуть иной отделкой и отсутствием «усиленных» стереовыходов на пассивные акустические системы. Наблюдаемая по Москве цена в розницу – от $ 52.5.

Технические решения

Природу не обманешь: чтобы эффективно излучать инфранизкие частоты (длина волны в воздухе – аж несколько метров), нужны диффузоры огромных размеров. Да и корпуса акустического оформления понадобятся соответствующие. Однако можно попытаться найти некий приемлемый компромисс. Например, потеряв в эффективности излучения, уменьшить динамик, или поднять к.п.д. сабвуфера за счёт компактной резонансной камеры, закрыв глаза на искажения звука. Вообще, бороться с искажениями на басах – крайне дорогое удовольствие. Хорошо ещё, что наше ухо легко игнорирует привнесённые сабвуфером гармоники, лишь бы они не выпирали на «чувствительных» для слуха частотах.

Итак, маленьким и лёгоньким правильный сабвуфер сделать нельзя в принципе. Хотя слепить и назвать можно, но настоящего баса озвучивать таковой не будет. Посматривая в сторону «самостийно» самодостаточных сабвуферов, готовьтесь, как минимум, к этак ведёрному объёму и весу ему под стать.

Для низкочастотных акустических систем вообще и сабвуферов в частности напридумали множество схем акустического оформления. По ходу минимизировали массу и габариты, но надо давать себе отчёт, что суть большинства из этих схем состоит в повышении отдачи сабвуфера на басах с помощью хитрых резонансов. Замечу, что фазоинвертор (например, в виде дыры с трубкой) – это тот же резонатор.

JetBalance JB-160 band pass

Широко применяемые «сабвуферные» схемы (тип Vented Box)

Инженеры JetBalance, похоже, не ищут лёгких путей, поскольку для своих первых сабвуферов выбрали редко используемую схему, заключающуюся в нагружении двух (!) динамиков на один акустический объём с фазоинвертором. Такая схема удорожает продукт (всё-таки два, причём специальных, динамика, а не один, как сплошь и рядом), зато даёт ряд преимуществ, прежде всего, в плане эффективности излучения при минимальных искажениях. Относительно малая площадь диффузора динамиков (диаметр 128 мм) компенсируется длинным ходом, благодаря уникальному гибкому подвесу.

диффузор длинноходного динамика

За металлической решёткой виднеется оригинальный диффузор длинноходного динамика

Канули в лету те времена, когда усилитель мощности (хотя бы символический, на несколько ватт) встраивался в саунд-карту компьютера. Нынче об усилении каждый вынужден хлопотать сам. По правде говоря, это не представляет особого труда (платишь деньги и бери), ибо мультимедиа акустика сейчас продается сплошь активная. Но куда девать старые пассивные колонки? Следует отметить, при условии вежливой эксплуатации акустические колонки имеют свойство жить долго, если они, конечно, сделаны на совесть. Вот тут сабвуфер-универсал JB-160 придётся как нельзя кстати. Кроме того, в недорогих колоночках, которые а-ля активные, усилитель мощности зачастую оставляет желать лучшего. Подключив оные на манер пассивных через честное усиление, получишь звук всяко получше.

Выходы на пассивную акустику и регулировки

Выходы на пассивную акустику оформлены в виде пружинных зажимов. Все регулировки осуществляются посредством двух «ручек»: bass и volume.

Очень популярна схема сабвуфера, когда динамик смотрит-бьёт в пол. В случае щедрого озвучивания мощной пальбы такой сабвуфер, как уверяют люди сведущие, подпрыгивает на месте, даже имея внушительный вес. Как при этом подпрыгивают на своих креслах-диванах соседи снизу, остаётся только догадываться. Зеркальное расположение динамиков JB-160 перпендикулярно плоскости пола, помимо упомянутой, решает ещё несколько технических проблем, может быть, из разряда второстепенных нюансов, но тем не менее.

резиновые ножки JetBalance JB-160

Ножки правильные! резиновые, мягко-упругие, не низкие…

Корпус настоящего сабвуфера должен быть крепок, как монолитная стена дзота. Иначе могучий бас растрясёт, родив дребезг и прочие ненужные эффекты. Конструкторы JB-160 предприняли максимум усилий, чтобы за скромную себестоимость сделать корпус достойным. Может быть, не всё получилось, как изначально планировалось, но применённые распорки и рёбра жёсткости сделали свое дело. Корпус у JB-160 вышел явно не хлипкий.

В современной высококлассной аудиоаппаратуре активный сабвуфер подключается к персональному выходу (линейному, т.е. без усиления мощности), имеющемуся в каждом многоканальном ресивере. Кстати, в Hi-Fi стереоусилителях, даже баксов за 500, специализированный сабвуферный выход, как правило, отсутствует. Зато таковой имеется в каждой сегодняшней саунд-карте. Обозначается как суффикс «.1», т.е. в случае трифоника – «2.1», а в случае полноценных шести каналов – «5.1».

В компьютерном мультимедиа сабвуферный выход повсеместно совмещается с выходом на центральный канал. Два самостоятельных канала объединяются таким образом в один как бы стерео. Смысл объединения заключается в том, чтобы для коммутации использовать стандартные стереошнуры и не плодить моноразъемы. В продвинутых аудиокартах (например, Audigy2) аудиосигнал перед подачей на сабвуферный выход можно пропустить через цифровой фильтр с настраиваемой частотой среза, отсекающий нежелательные высокие частоты.

В моделях JB-160 и JB-140 реализован один универсальный стереовход (2 RCA разъёма), а чисто сабвуферный раздельный вход не предусмотрен. Это несколько противоречит логике многоканальной (4.1 и более) коммутации, в том числе, принятой в мультимедиа, зато упрощает жизнь рядовому пользователю.  Не надо никаких дополнительных шнуров и т.п. Сабвуфер JB-160 сам отфильтрует и воспроизведёт всё, что нужно, выделив низкочастотный сигнал из смеси правого и левого каналов. Всё равно форматов музыки 2.1 и 4.1 не существует (аудиокарта просто запараллеливает на «.1» смесь правого и левого каналов).

Как в JB-160, так в и JB-140 имеется специальный выход (в виде мини-джека) на активную стереоакустику. Последняя, как известно, оснащена собственной настройкой уровня громкости. То есть JB-160 и JB-140 фактически врезаются в цепь между источником сигнала и активной акустикой. По замыслу разработчиков JetBalance, уровень сего сабвуферного выхода регулируется, дабы выполнять некое согласование с активной акустикой. Чем больше выставлен уровень на сабе, тем он громче играет, и тем громче зазвучит акустика. И если вы предпочитаете регулировать громкость в микшере карты, то достаточно один раз повозиться с настройкой громкостей в сабвуфере и акустике (не допуская перегруза на нежном входе колонок). Но если привыкли оперировать с уровнем громкости исключительно на колонках, то тут придется перепривыкать к регулировке громкости в сабвуфере или в микшере. Насколько такое решение оправдано – покажет практика. Ясно, что было бы более логичным, единожды выставив-настроив bass и volume, подключать сабвуфер уже к активной акустике на отдельный сабвуферный выход, да таковой имеется лишь у некоторых стереоколонок (например, Sven 331, 332). А лучше всего подключать JB-160 к специализированно сабвуферному выходу аудиокарты, тогда как колонки – к предназначенным именно для них выходам на той же карте. Но для этого нужна соответствующая многоканальная саунд-карта.

Измерения

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), как и ранее, измерялась двумя разными методами. Изначально громкость активного сабвуфера выставлялась на 50%, уровень баса – на 12 часов. Испытания происходили в двух различных помещениях. Одно – типично домашнее, около 30 кубов, средней реверберации, без специального заглушения как такового. Второе – также домашнее со всей полагающейся мебелью (ковров на стенах нет), около 60 кубов, высота потолка – 2.5 м.

Измерительный микрофон устанавливался на расстояниях 10 см и 1 м.

импульсная АЧХ без усреднения
Увеличить

 АЧХ, полученная импульсным методом с расстояния 10 см

импульсная АЧХ с усреденением
Увеличить

Сглажено-импульсная АЧХ (на расстоянии 10 см)

За редчайшим исключением, тестеры предпочитают приводить сглаженные АЧХ. Сравнив исходную АЧХ со сглаженной, обнаруживаем, что неприятный зубец на 800 Гц испарился, как по мановению волшебной палочки. Впрочем, по мере удаления от сабвуфера, этот зубчик сам по себе рассасывается, что подтверждают наши АЧХ, полученные с расстояния 1 метр (см далее).

импульсная АЧХ без усреднения (1м)
Увеличить

 АЧХ, полученная импульсным методом с расстояния 1 м

импульсная АЧХ с усреднением (1м)
Увеличить

Сглажено-импульсная АЧХ (на расстоянии 1 м)

Так, ясненько. В реальных условиях эксплуатации, то бишь в домашних мебельно-житейских условиях, частотный отклик сабвуфера в точке прослушивания может содержать как выраженные пики (в частности на 60–70 Гц), так и заметные локальные провалы. Пугаться не надо. Просто подыщите удачное место расположения. Например, сабвуфер от Creative MegaWorks 510D у меня очень хорошо прижился на широком бетонном подоконнике, благо стены дома – толстые, кирпичные. Но это скорее исключение, чем правило. Конструкторы сабвуферов рассчитывают своё детище, полагая, что устанавливаться оно будет не где попало, а на полу.

Нормированные АЧХ, полученные скользящим тоном
Увеличить

Нормированные АЧХ, полученные скользящим тоном (с расстояния 10 см)

Так-так, динамики в отличие от порта фазоинвертора, помимо нужных частотных компонент могут излучать ещё и какие-то ошмётки звуков (см. область около 1000 Гц). Хм-м-м, разберёмся, откуда они берутся, поварьировав на JB-160 уровни «volume» и «bass».

Cглажено-импульсные АЧХ при крайних положениях регуляторов Bass и Volume
Увеличить

Сглажено-импульсные АЧХ при крайних положениях регуляторов Bass и Volume

Из последних графиков АЧХ хорошо видно, что регулировки Bass и Volume при выходе на активную акустику – фактически одно и то же: наклоны среза частот не меняются по обе стороны «горы». Проникновение в область частот, запретную для сабвуфера, маленьким не назовешь (около -35 дБ на 1 кГц). Скромная крутизна спада порядка 12 дБ, очевидно, обусловлена оптимизацией цены JB-160. Как следствие, саб будет пытаться озвучить те частотные составляющие, которые ему не предназначаются. Однако, во-первых, это свойственно практически всем недорогим сабвуферам, а во-вторых, незаметно на слух при работе сабвуфера в связке с сателлитами. А если еще саб поставить чуть подальше, то и говорить не о чем.

Экспертное прослушивание

В качестве «референсных» использовались сабвуферы типа Closed Box от 5.1 комплекта Creative MegaWorks 510D и Sven 625 типа Vented Box.

Задействованные источники звука:
• многоканальная саунд-карта Creative Audigy2;
• бытовой DVD-плеер Pioneer 565-A с действительно класснейшими ЦАПами.

Тестируемому сабвуферу аккомпанировали  активная стереопара JetBalance JB-341 с убранным до нуля (подальше от греха) НЧ тембром, а так же спарка из пассивных сателлитов Sven. Пробовался тестируемый саб и с более крутыми стереопарами (JB-381,  Solo1 mkII), которые так же подключались к выходу на активную акустику.

Тестовый материл: CD диск Аудио-Доктор, CD диск NAIM плюс проверенная «в походах и боях» личная подборка, с частью которой можно ознакомиться на  www.uni-scope.com и на http://ai.obninsk.org/relax.php3.

На десерт к тестовому материалу слушали исконно рокерского гитариста под именем Alex Rudi Pell, альбом The Ballads III. Трек за номером 3 – блэкмлоровская The Temple Of The King – пошел на ура и был прокручен несколько раз, вопреки святому правилу не гонять повторно композицию в течение одного дня. Руди на этом альбоме превзошёл самого себя и заодно переплюнул его величество Блэкмора. Считаю, собственным сочинениям Руди до мелодичных шедевров Риччи далеко, но что касается аранжировки, тут наш Пелл явно преуспел. Так вот, благодаря низкочастотному вкладу сабвуфера, в звуке появился тот заветный драйв, от которого бегут мурашки по коже  на концертах с хорошей киловаттной аппаратурой.

Кстати, турецкому барабану никакие киловатты не нужны – без какого-либо усиления поджилки трясутся, однако его звук столь низкой частоты, что под силу далеко не всем сабвуферам.

В большой шестидесятикубовой комнате JetBalance JB-160, увы, как-то подзатерялся. Его присутствие полноценно ощущалось лишь в углу, где величина акустического давления максимальна, что называется, по определению (пристеночный эффект). Кстати, если вы задумали запрячь парочку и более сабвуферов, то вынужден предупредить: как уживутся два даже идентичных сабвуфера под одной крышей – вопрос открытый.

Зато в тридцатикубовой комнате JetBalance JB-160 с ходу дал понять, кто хозяин дома – он или мыши.

К сожалению, JB-160 не вписался в качестве активного сабвуфера в комплект 5.0 с усилением по 100 Вт на канал. Причина тривиальна: недостаточная по сравнению с партнерами мощность. Тут не спасёт ни вращение фазы (кстати, у JB-160 оная отсутствует), ни настройка частоты/наклона среза.

По моему убеждению, для акустики JetBalance JB-381 и даже миниатюрной Solo1-mk2 бюджетные сабвуферы особо не нужны. И вот почему. Как правило, в сабвуферах устанавливается недорогой усилитель класса «В», который с плюсовым и минусовым плечами сигнала работает по отдельности, привнося при этом сильные искажения. Из-за особенностей низкочастотного акустического оформления, усугубляемого фазоинвертором, искажения приумножаются, что особенно заметно на краях рабочего диапазона частот сабвуфера. Тогда как вышеуказанная акустика сама по себе довольно басовита, к тому же имеет качественное усиление класса «А-В». Конечно, ниже 100 Гц искажения и у этой акустики велики, но всяко не хуже сабвуферных. Помимо всего прочего, сабвуфер обязательно размажет ударный панч во времени. И если вы любитель чёткого баса (ну и что, что не глубокого?), то зачем испытывать судьбу? Была бы прибавка инфранизких частот существенной, тогда ещё стоило бы подумать.

В отличие от большинства коллег по мультимедийному цеху, в сабвуфере JB-160 используется усиление класса «А-В». Ни для кого не секрет, что задействование хорошего сабвуфера позволяет разгрузить любую акустику от воспроизведения слишком тяжёлых для нее басов. Например, можно сосредоточить несклонную к басу акустику полочного типа на аккуратности озвучивания средних частот. Но тут есть один тонкий нюанс: чтобы идеально согласовать сабвуфер с конкретной акустикой без дорогостоящей подстройки частоты среза не обойтись. В аппаратуре Hi-Fi частоту среза (а в суперагрегатах ещё и наклон) можно отрегулировать либо в ресивере, либо в самом сабвуфере, либо и там и там вместе. В компьютерном же мультимедиа пока остается уповать на возможности аудиокарты.

Так что если вам нужно чистое басовое подспорье для типичной настольной мультимедиа акустики на малой громкости (режим фоновой подзвучки) – то тут JB-160 будет на своём месте. Правда, из динамиков сабвуфера доносится лёгкий фон работающего усилителя (заметно на холостом ходу) – ещё один повод отодвинуть JB-160 подальше от нежных ушей.

Теперь вот ещё что. Когда в магазине вздумаете проверять работоспособность сабвуфера, не подключив никакой сателлитной акустики, то будете наверняка обескуражены, мягко говоря, своеобразностью звучания. Не берите в голову! Так басят практически все мультимедиа сабвуферы и даже часть хай-файных, сколько бы они не стоили.

В повседневной жизни очень часто случается, что записи музыки в домашней коллекции сделаны с разной «концентрацией» баса. Вообще, одни колонки-сабвуферы очень чутко реагируют на изменения подобного рода, другие – гораздо терпимее. Нельзя сказать, что JB-160 капризный привереда, но иногда требовалось подрегулировать уровень баса по ходу прослушивания.

Таким образом,  JB-160 является идеальным дополнением к стереоколонкам JetBalance JB-341, Sven-230 и им подобным, у которых реальная отдача на басах сочетается с частотным откликом сабвуфера.

Рационализаторское предложение

При данной реализации электроники на одной из регулировок JB-160 можно смело сэкономить, ничего не потеряв :). Думаю, лучше сделать отдельную регулировку уровня громкости для подключаемых пассивных акустических систем, а из «Bass» соорудить подобие тембра низких частот, распространяющегося на выходы как для пассивной, так и для активной акустики. Ещё лучше, если эти две регулировочки будут воплощены в виде пульта дистанционного управления, хотя бы копеечного проводного. Ведь сабвуферу противопоказана установка на рабочем столе, иначе все ручки-карандаши задребезжат и ускачут.

Заключение

Сабвуфер JetBalance JB-160 предназначен для околокомпьютерного применения на спокойных уровнях громкости. С чем прекрасно справляется, осуществляя уверенную басовую поддержку разного рода стерео колоночкам и прочим худосочным сателлитам. А вот использовать сей сабвуфер с мощными Hi-Fi комплектами 5.0 порекомендовать не могу.

Приобретя JB-160, уже в конкретном помещении поэкспериментируйте с местом установки, начиная с расположения на полу в углу. Не волнуйтесь: акустическая мощность JB-160 - в пределах разумного, и «достать» даже нервных соседей еще умудриться надо.

Данный сабвуфер в силу заложенных конструктивных особенностей (прежде всего, компактности) не заменит более здоровенно-увесистых «хай-фай» агрегатов типа Sven-625 (80 у.е.) и выше-лучше-сильнее. Тем не менее, в своей чисто мультимедийной нише достойных конкурентов у сабвуферов JetBalance пока не видать и не слыхать.

JetBalance JB-160

Плюсы

Минусы

• уникальный продукт – настоящий, но при этом компактный сабвуфер
• довольно проникновенный бас
• встроенный широкополосный усилитель (для пассивных акустических систем)
• приятный дизайн
• крепкий корпус

• есть тонкости по согласованию с подключаемой к сабвуферу акустикой
• выраженная мультимедиа специализация
• запас по мощности не столь велик, как порой хотелось бы

Поделиться:
Увидел опечатку? Выдели текст и нажми Ctrl+Enter
Мобильное приложение