Темы: ноутбук AMD ACER ACER ASPIRE AMD Llano

Обзор ноутбука Acer Aspire 7560G. Мобильные процессоры AMD серии «A» в действии

Александр Выбойщик, info@ferra.ru
Acer Aspire 7560G
Гибрдные процессоры — то, к чему стремилась AMD в последние годы. Успех ее платформы Brazos многих убедил в том, что компания выбрала правильное направление развития. Как же выглядят новые гибридные процессоры AMD для ноутбуков? Мы попробуем ответить на этот вопрос, оценив возможности нового мультимедийного ноутбука Acer Aspire 7560G.

Оглавление:

История появления и ситуация на рынке

Покупка ATI компанией AMD стала в свое время одной из самых обсуждаемых тем в IT индустрии. Строились догадки о том, как AMD распорядится своим приобретением и что произойдет с рынком. Многие даже считали, что компания постепенно коллапсирует — в истории IT известно много случаев, когда подобного рода крупные покупки в конечном счете приводили к разорению покупателя.

Однако AMD поступила разумно, не пытаясь сразу же плотно интегрировать графическое подразделение в свою структуру. Впрочем, о планах своих компания заявила быстро, подтвердив один из самых популярных слухов. Да, планируется разработка высокоинтегрированных производительных чипов, объединяющих в себе графические и процессорные ядра. Называться всё будет Fusion.

Вот так-то!
Вот так-то!

Планы были обнародованы в 2006 году, анонс планировался на конец 2008 — начало 2009 года. Как вы понимаете, время внесло свои коррективы как в сроки, так и в сам проект. Однако с момента анонса гибридные процессоры официально оставались основным ориентиром компании. Об этом говорит слоган «The future is Fusion» и специальный термин APU (Accelerated processing unit), которым компания предпочитает называть свои новинки.

Если оглянуться назад, то большая часть важных решений, принятых AMD за последнее время, являются подготовкой к выпуску этих продуктов. Компания избавилась от убыточных для себя полупроводниковых мощностей, постепенно отошла от использования бренда ATI, переделала концепцию позиционирования своих решений и синхронизовала циклы разработки процессорной и графической архитектур. В результате к моменту появления первых APU AMD полностью преобразилась. Понятно, что для столь решительных действий нужно было очень сильно верить в будущее новинок. В чем же причина такой веры?

Польза даже самой «банальной» интеграции соответствующих компонентов на один кристалл была очевидна — компактность, меньшее суммарное энергопотребление и повышенная производительность. Идея при этом, как водится, была не нова. Например, различные RISC-сборки уже пользовались преимуществами подобной интеграции — в мире множества fabless компаний, лицензирующих основные архитектурные решения у нескольких крупных разработчиков, это казалось очень естественным. Больше того, AMD сама выпускала в начале 2000-х x86-совместимые процессоры Geode для встраиваемых систем, в которых уже была реализована такая интеграция.

Не совсем Fusion
Не совсем Fusion

Адаптация данной идеи к полноценным процессорам для домашних ПК всё равно была новаторством — чипы эти и без того крупные, поэтому нужно было соблюсти баланс между размером (стоимостью) и производительностью кристалла. Помимо этого, AMD сразу же начала говорить про более глубокий уровень интеграции с организацией гетерогенных структур, включающих в себя не только CPU и GPU, но также и различные сопроцессоры. Состав кристалла при этом диктуется предназначением конечного решения. Планы эти выглядели утопично, но верить хотелось. В любом случае, первые Accelerated Processing Units (как видите, название достаточно точно характеризует сущность явления) должны были ограничиться интеграцией CPU и GPU.

И вот в начале 2011 года наконец были представлены первые гибридные процессоры Brazos, призванные конкурировать с Intel Atom. Что же изменилось за это время? Очень и очень многое. Во-первых, Intel на тот момент уже смогла интегрировать адаптеры GMA в свои процессоры. В конце 2009 года без особого шума была выпущена обновленная версия Atom, который стал первым массовым решением такого рода, предназначенным для ПК. Чуть позже появились мобильные и десктопные Clarkdale, в которых компоненты были разделены на два кристалла. Ну и наконец, через несколько дней после официального анонса Brazos, были анонсированы процессоры Sandy Bridge — mainstream/performance решение, оснащенное встроенным графическим ядром.

При этом производительности встроенного GPU начало уделяться некоторое внимание. Intel даже позиционировала их как базовые игровые решения. Sandy Bridge действительно может называться таковым, если закрыть глаза на отсутствие поддержки DirectX 11. Intel при этом четко разделяла функции CPU и GPU, но постаралась использовать преимущества их расположения на одном кристалле — компоненты использовали общую кэш-память L3 и динамически меняли свою частоту, исходя из общего теплового пакета. Таким образом, десктопным и мобильным Fusion теперь мало было просто появиться на рынке — они должны были превосходить конкурирующие решения.

Параллельно несколько сменилась сама парадигма «слияния» GPU и CPU. В результате идея со множеством модулей сопроцессоров постепенно отошла на второй план, хотя окончательного отказа от нее не было. Дело в том, что архитектура графических процессоров оказалась предрасположена к определенного рода вычислениям, не связанным со своей «прямой» задачей. Разработки в этом направлении велись достаточно давно, притом как самими производителями графических чипов, так и сторонними компаниями. Впрочем, долгое время это были лишь единичные проекты. Переломный момент наступил в конце 2006 года. Здесь приложил руку другой конкурент AMD — компания NVIDIA. Она выпустила API CUDA, с помощью которого можно создавать программы, используя язык «C». AMD выпустила SDK для своих видеокарт на год позже. Также появилась пара не привязанных к определенному производителю решений — OpenCL и DirectCompute. Отсутствие единого стандарта до сих пор остается сдерживающим фактором для распространения данной технологии.

Всё же возможности аппаратного ускорения посредством видеокарт постепенно развивались. Заинтересованные компании прикладывали максимум усилий для популяризации этих идей, пытаясь «прикрутить» GPGPU к любой подходящей задаче. В результате оказалось, что AMD может обойтись без изначально задуманных глобальных модификаций, и всё равно получить во Fusion потрясающий эффект синергии. При этом NVIDIA полноценно конкурировать с AMD по понятным причинам не сможет, а Intel для подготовки подобного решения требуется затратить гораздо больше сил.

Оказалось, что Intel на самом деле готова на подобный шаг. Видимо, процессорный гигант воспринял угрозу со стороны производителей видеокарт всерьез, чему способствовал их быстрый успех на поприще высокопроизводительных вычислений. Компания Intel, уделяющая немало внимания вопросам параллелизма, решила ответить симметрично — выпустить специальный ускоритель вычислений, адаптированный для решения хорошо распараллеливаемых задач. Ну и заодно выйти вместе с этим решением на рынок потребительских видеокарт (официально это было главной задачей, но последующие события показали, что HPC интересуют компанию сильнее). При этом новинка должна была использовать архитектуру x86, которую к этому моменту Intel решила сделать основой для всех своих продуктов. Это позволило бы практически полностью избавиться от проблем совместимости и стандартизации.

Если бы планы компании сбылись, то появившийся в 2010 году Larrabee имел бы все шансы полностью восстановить контроль над рынком высокопроизводительных вычислений. Однако что-то у Intel пошло не так. Выпуск видеокарты был отложен на неопределенное время, вслед за чем Intel свернула всю маркетинговую активность, связанную со скандальным названием. Позднее компания снова начала говорить о HPC решениях, но была гораздо более осторожна в формулировках. Ну а GPGPU и гетерогенные вычисления продолжили развиваться своим чередом.

Страница: 123456
Поделиться:
Увидел опечатку? Выдели текст и нажми Ctrl+Enter
Мобильное приложение