Темы: EDIFIER репортаж

Повесть о настоящем китайском заводе. Как мы смотрели на производство акустических систем Edifier

Иван Волин, info@ferra.ru
Edifier
Никогда бы не подумал, что визит на фабрику по производству акустических систем может оставить в памяти так много положительных эмоций. И, хотя данный завод был далеко не первым, который мне удалось посетить, но в этот раз нам разрешили писать и показывать абсолютно всё, что мы видим. Никаких секретов, никаких тайн и многоуровневых согласований.

Для многих это станет откровением, но обычно посещение заводов крупных компаний сопряжено с рядом трудностей в вопросах коммерческой безопасности. Нет ничего хуже, когда тебе показывают что-то и говорят: «смотреть — смотри, но писать про это нельзя». Так что Edifier показали себя невероятно дружелюбными по отношению к журналистам, и это было удивительно, внезапно и приятно.

Компания Edifier существует с 1996 года, но на российском рынке она никогда не вела себя жёстко или агрессивно. Фактически это привело к тому, что во всём мире гаджеты и акустика Edifier более или менее известны, а в России все разговоры сводятся только к единственному конкуренту — компании Microlab.

С акустическими системами Edifier сталкивались практически все, однако далеко не все знают о реальном происхождении продуктов компании. Получается, что Edifier относят в разряд "ноу-неймов", даже не разобравшись в предмете обсуждения, хотя уверяю, что после изучения статьи вы поймёте, что на самом деле не всё так просто. Вот, например, сразу же делюсь интересной информацией о владельцах компании.

Во главе стоит господин Вен Дон, который создал Edifier вскоре после окончания института. Кроме него, компанией управляют Фил Джонс (Phil Jones) и Энтони Уилкинсон (Anthony Wilkinson). Отдельно упомяну Питера Дюмини (Peter Duminy), но мы с ним не общались, поэтому никаких подробностей о его работе мне неизвестно. А вот про Фила и Энтони расскажу чуть позднее, благо повезло и при рассадке гостей за стол мне предложили сесть рядом с ними, т.к. я мог с ними нормально разговаривать на их родном английском языке. Но не буду забегать вперед и начну свой рассказ о фабрике Edifier.

Мой тайваньский друг (привет, Джош! — прим.авт.), отвечая на мои вопросы относительно Китая, почти всегда заканчивает повествование фразой "because China is big" («потому что Китай большой»). Он таким образом доносит до меня мысль, что нельзя судить о Китае о двум-трём городам, Китай всегда очень разный, потому что большой.

Вот, например, все уверены, что большинство IT фабрик находятся в Шенчжене, а на самом деле это совсем не так. Шенчжень , конечно, является своеобразным оплотом высокотехнологичного производства, но далеко не все заводы туда «влезли». Так что правильнее будет сказать, что лидером в IT сфере является провинция Гуандун, а не только один город.

Завод Edifier находится в городе Дунгуан, что километрах в ста от Шенчеженя. Территория завода простирается на значительные расстояния, причём выглядит очень аккуратно и ухожено. Нам рассказали, что Edifier вложил немало денег в развитие «зелёных» технологий как на заводе, так и на территории. Поэтому везде аккуратно подстриженная трава и много деревьев. Этим ещё раз подчёркивают, что завод не портит воздух в округе и заслуживает хорошего отношения властей.

Парадный вход на завод Edifier
Парадный вход на завод Edifier

Очень приятная особенность китайских заводов — оформление парадного въезда на территорию комплекса. В случае с Edifier — красивая табличка и гигантский фонтан с мощными концертными колонками AAD.

Мазератти хозяина завода
Мазератти хозяина завода

На первом этаже припаркована Мазератти хозяина. Говорят, что раньше на её месте стояла Феррари. Я предположил было, что случился внезапный кризис, но ошибся. Просто он так захотел.

Огромная переговорная комната
Огромная переговорная комната

Нас привели в огромную переговорную комнату, где рассказали о распорядке дня, а также поведали план передвижения по фабрике. Организаторы сообщили, что нам очень повезло, так как наша экскурсия на завод будет происходить во время обеденного перерыва, а это значит, что будет тихо и спокойно, и нам ничего не помешает.

Мечта аудиофила
Мечта аудиофила

В первом же помещении мы обнаружили симпатичную комнату для прослушивания акустики, и Фила Джонса, который находился неподалёку. Фил представляется всем как невероятно увлечённый человек, который знает всё об акустических системах и постоянно экспериментирует со звуком.

Air Plus
Air Plus

Обратите внимание на две фронтальные колонки по краям фотографии — это Air Plus, концертная акустическая система для озвучивания небольших мероприятий. Особенность комплекта в его весе — всего пятьдесят килограмм. Фил подметил лёгкость монтажа «сцены» с использованием комплекта и пророчит акустике большую популярность.

Кронштейны для быстрого монтажа
Кронштейны для быстрого монтажа

Затем нам показали секретный прототип новой акустической системы и по-человечески попросили о нём не рассказывать и не показывать. Это, кстати, единственное, о чём просили не говорить за всё время.

Фил Джонс
Фил Джонс

Фил — большой любитель концертной акустики, и в следующей комнате нам показали концертные системы фирмы AAD.

«Концертный набор»
«Концертный набор»

Такой вот аналог Marshall с удачным сочетанием цены и качества. Во всяком случае, Фил очень доволен тем, что у него получается делать на заводе Edifier.

Вслед за этим на заводе начался обед и нас быстро повели в сторону заводских цехов. Работа строится на конвейерном методе, но многое собирается и проверяется вручную. Автоматизация, безусловно, присутствует в полном возможном объёме, но для завода полного цикла (а именно таким считается завод Edifier) участие человека необходимо на всех этапах производства, хотя чаще всего для контроля качества работы роботизированных установок. Тут есть связь с тем, что налоговые льготы Китая не позволяют полноценно использовать роботов на производстве. За каждого такого «робота» предстоит немало заплатить государству.

Покрасочная камера
Покрасочная камера

Первый цех, который нам показали — покрасочный. Здесь происходит окрашивание корпусов колонок. На заводе несколько линий по окраске, продукцию красят в зависимости от «планов на день». Кстати, окрашивание происходит вручную!

Цех визуального контроля окраски
Цех визуального контроля окраски

В следующем цеху происходит визуальный контроль качества выпускаемой продукции. Пока ещё нет финальной сборки, лишь проверка компонентов.

Пресс для исправления мелких дефектов
Пресс для исправления мелких дефектов

В углу я обнаружил стенд с прессами. Видимо, для удаления дефектов, которые можно устранить путём переклеивания деталей.

Цех по ручной сборке наушников
Цех по ручной сборке наушников

А в этом цеху работают люди с развитой мелкой моторикой пальцев, поскольку приходится собирать наушники. Edifier недавно решили попробовать свои силы в новом направлении и купили японскую Stax. Очевидно, что покупка имела смысл из патентных соображений. Сомневаться не приходится, Stax делают лучшие в мире наушники, и Edifier попробуют сделать что-то недорогое и качественное на базе японских разработок.

На ленту попадают готовые компоненты и каждый проверяется по отдельности
На ленту попадают готовые компоненты и каждый проверяется по отдельности

Контроль качества наушников связан с тщательным осмотром готовой продукции и устранении дефектов вручную.

Вручную же осуществляется пайка и сборка продукции. Вот тут напаивают контакты для динамиков.

Финальная сборка динамика
Финальная сборка динамика

А вот здесь установлена полностью автоматизированная линия для создания индукционных катушек.

Станок для автоматического производства катушек
Станок для автоматического производства катушек

Участие человека тут минимально — настроить машину и забирать готовую продукцию. Хотя понятно, что катушки всё же будут паять вручную :).

В следующем цеху осуществляют контроль качества динамиков для акустических систем.

Здесь собирают и проверяют динамики
Здесь собирают и проверяют динамики

Следующий цех оснащён огромным нагрузочным стендом, который тестирует блоки питания от комплектов аппаратуры.

Нагрузочный стенд для блоков питания
Нагрузочный стенд для блоков питания

На этом конвейере происходит установка электрических компонентов на платы усилителей. Барышни тут опять в почёте, так как эта работа требует повышенной внимательности и аккуратности.

Размещение деталей на плате
Размещение деталей на плате

После того, как все детали размещены на печатной плате, она (плата) попадает в специальную установку, которая завершает пайку деталей и выдаёт готовую продукцию.

Этот робот завершает финальную сборку платы
Этот робот завершает финальную сборку платы

И тут же проводится контроль качества.

Ещё один визуальный контроль
Ещё один визуальный контроль

Прямо в цеху с готовыми печатными платами расположена ещё одна комната, в которой находится оборудование для полностью автономного создания плат. Если я правильно понял, то речь шла о всех этапах производства — от травления дорожек до мелкой пайки. Фотография не в силах передать не только скорость, но и ощущения при взгляде на работу этого станка. Человек так не может, но и эта машина не может без человека. Процесс отладки всех автоматических механизмов занимает огромное количество времени.

Роботизированный механизм может полностью собирать и паять платы
Роботизированный механизм может полностью собирать и паять платы

На заводе можно очень часто встретить стенды с зонтиками, кружками или даже обувью. Коммуна ощущается во всём. Например, на обед все уходят одновременно и цех тотчас пустеет.

Стенд с кружками сотрудников
Стенд с кружками сотрудников

Теперь нас привели в цех, где происходит сборка корпусов колонок.

Готовые корпуса
Готовые корпуса

Есть те, которые склеивают, есть те, которые отливают из пластика, но такими колонками занимаются в других цехах.

Упаковка и контроль продукции. Тут же рядом сборка корпусов
Упаковка и контроль продукции. Тут же рядом сборка корпусов

Вот на этой фотографии можно увидеть стопку печатной продукции. После окончательной сборки продукцию тут же и упакуют.

Стопка знакомых коробок
Стопка знакомых коробок

Теперь о том, что нас поразило абсолютно всех и заставило яростно шутить над Edifier. Обратите внимание на фотографию снизу. Что вы видите?

Огромный контейнер для сбора... пыли
Огромный контейнер для сбора... пыли

Выглядит как огромный синий контейнер, в который собирается?... В контейнер собирается пыль со всего завода. Пыль возникает практически на всех этапах создания продуктов и с ней нужно что-то делать. Вот и придумали, что пыль можно... продавать. Я тотчас вспомнил калькулятор Canon, который мне подарили несколько лет назад. Его корпус полностью сделан из вторичных материалов, а основным компонентом является пыль.

На заводе Edifier можно сразу ощутить ценность пыли, достаточно посмотреть, как реализована система очистки воздуха и вентиляции. Проще сказать, что специальные воздушные рукава и вентиляционные турбины установлены практически во всех цехах. Весь завод опутан "пылепроводами", которые переносят все мелкие отходы вот в эти самые синие бачки. А затем пыль продаётся другому заводу, который может сделать из неё что-то ещё.

Воодушевлённые таким интересным бизнесом (вы представляете, сколько в России пыли пропадает?!! — прим.авт.) мы отправились дальше, в самый вредный (как нас предупредили) цех по фрезеровке и сборке дорогих корпусов.

Скоро эти панели будут собраны в полноценные корпуса
Скоро эти панели будут собраны в полноценные корпуса

Тут уже не до шуток, поэтому нам быстро-быстро показали вредное производство (там и правда стоял весьма специфический запах) и повели обратно на свежий воздух. В этом цеху собирают панели для корпусов колонок и оклеивают их плёнкой. И опять с незначительным применением техники, в основном — всё вручную.

Отделка корпусов
Отделка корпусов

Следующий цех производит пластиковые детали, например, в нашем случае — корпуса для наушников.

Наушники перед сборкой
Наушники перед сборкой

В этих пакетах лежит сырьё, которое при термической обработке станет корпусом для колонки или другого продукта Edifier. Нам сказали, что для получения качественного пластика необходимо использовать сырьё из Тайваня или Южной Кореи.

Сырьё LG, произведённое в Китае
Сырьё LG, произведённое в Китае

Когда путешествие по заводским цехам окончилось, нас отвели в ту часть завода, где инженеры занимаются тестированием продукции в «боевых условиях». Например, вот тут демонстрируется тест новых колонок Edifier C2XD. Для нас даже включили какой-то шустрый боевичок и дали возможность послушать колонки в работе.

Тестирование Edifier C2XD
Тестирование Edifier C2XD

Может быть, атмосфера сыграла свою роль, но мне действительно показалось, что для своих размеров C2XD работает очень недурно.

А вот эта модель колонок никогда не поедет в Россию, хотя является однозначным хитом в Европе.

«Рога» Edifier, популярные в Европе и неизвестные в России
«Рога» Edifier, популярные в Европе и неизвестные в России

«Рога» нравятся тем, что отлично смотрятся в любом интерьере и серьёзно улучшают качество традиционного телевизионного звука. Чуть позднее мы их тоже послушали и дружно решили, что "таки да", звучит отлично. Но не за 200 евро, извините.

Затем тесты на температуру (в камере поддерживается около 40 градусов).

Температурная камера
Температурная камера

Станок для «краш-теста». Как мы поняли, тут тестируют не колонки, а целые коробки — выясняют, если при перевозке случится нехорошее, то что может пострадать и как этого можно избежать.

Стенд для имитации падения
Стенд для имитации падения

Вибрационный стенд фактически повторяет предыдущую цель исследований, только в этом случае коробку яростно трясут, а не роняют.

Вибростенд
Вибростенд

И, наконец, самая большая гордость завода Edifier. Безэховая камера за многие-многие сотни тысяч долларов. Крупнейшая в Китае и немногим меньше, чем аналогичная в Германии. Эпитетов про это невероятное место было сказано столько, что даже не всё запомнил. Но...

Перед входом барышни снимают туфли и одевают вот такие тапочки.

Тапочки для дам
Тапочки для дам

Дело в том, что как такового пола у камеры нет. Вместо этого натянута специальная сетка из стальных тросов и на каблуках тут не пройти.

Пол выполнен из металлических тросов
Пол выполнен из металлических тросов

Есть мнение, что такой «пол» выдерживает не одну тонну.

Крупнейшая в Азии безэховая камера
Крупнейшая в Азии безэховая камера

Все журналисты разбрелись по углам в поисках вдохновения. Дело в том, что даже на здорового человека такая изоляция действует весьма жёстко. Ощущение лёгкой контузии проходит через десять-двадцать минут после выхода из безэховой камеры.

А вот тут интересное!

Специальный манекен
Специальный манекен

Манекен оснащён специальными датчиками, стоит очень дорого и позволяет инженерам оценить степень воздействия звука на пользователя. Идеальное решение для тестирования звуковой сцены и т.п задач.

Теперь — тестирование качества изготовления диффузора динамика.

Стенд для измерения динамических нагрузок диффузора
Стенд для измерения динамических нагрузок диффузора

Данный стенд позволяет в реальном времени отслеживать изменения в структуре материала диффузора и даёт возможность прогнозировать время выхода из строя колонки. С одной стороны, это ещё один шаг для повышения качества продукции, а с другой — возможность точно знать, на чём ещё можно сэкономить не нанося ущерб качеству.

Затем нас повели слушать небольшую презентацию Энтони Уилкинсона.

Энтони Уилкинсон
Энтони Уилкинсон

Энтони вообще очень понравился как человек. Спикер не просто рассказывал, а ожидал ответную реакцию, задавал вопросы и внимательно слушал ответы. В основном его интересовало, почему в России народ так плохо относится к пластиковым корпусам и как объяснить людям, что далеко не всё, что «хорошо звучит», сделано из дерева. Практически каждый нашёлся, что ответить на этот вопрос. И в первую очередь сыграл фактор "загадочной русской души". Это когда ты закатываешь глаза в потолок, вздыхаешь и пытаешься англичанину объяснить, что дерево — это лучше, чем пластик, однако в момент пространных рассуждений сам наконец понимаешь весь комизм ситуации — в колонках за 50 баксов от этого вроде как никому не будет лучше. Энтони всех нас выслушал, а потом достал из кармана прототип Edifier, новую портативную колонку со встроенным плеером и включил...

Маленькая колонка с необычным звучанием
Маленькая колонка с необычным звучанием

Небольшая колонка внезапно заиграла с ощутимым запасом мощности, даже показалось, что в чем-то нестыковка размеров и звука. «Кто скажет, что пластик хуже, чем дерево? А?» — поинтересовался Энтони. И ведь не поспоришь — действительно играет хорошо.

В такие моменты понимаешь, что графики АЧХ, споры о качестве материалов или многостраничные доказательства того, что А хуже, чем B — оно как-то неважно. Вот тебе только что дали возможность оценить реальный результат работы китайских и британских инженеров. Попробуй возрази, что там «АЧХ плохая». Тебя поймут специалисты, а обычный потребитель, услышав такой звук, не будет рассуждать, а пойдёт и купит. Просто потому, что это решение хорошее и на технические детали ему искренне плевать.

Практически в полном молчании нас провели в быстросооружённый demo-room (демонстрационная комната), где по очереди дали послушать все разработки Edifier за последние годы. Надо сказать, что наибольший интерес у нас вызывали упомянутые ранее «рога» и маленькая колонка, выполненная в «i дизайне», для Apple устройств.

И ещё раз «рога» от Edifier. Они мне уже почти понравились
И ещё раз «рога» от Edifier. Они мне уже почти понравились

И наконец, новое увлечение Edifier — наушники. Я вообще не люблю этот вид аксессуаров и стараюсь пользоваться «ушками» пореже, но если уж приспичит, то всегда выделял Philips и Sony. Тут приятной неожиданностью стали решения от Edifier (правда, мне понравились самые дорогие наушники). Противоударность и надёжность продемонстрировали сразу.

Не делайте так с обычными наушниками
Не делайте так с обычными наушниками

Дужка наушников разгибается под очень широким углом и это, по идее, должны все оценить. Не являюсь экспертом в области наушникостроения, но у этого решения не хватает того, что так любит Philips, а именно специального разъёма, который предовращает повреждения кабеля и наушников во время, например, падений лыж.

Вот, вроде бы и всё, но в заключение всё же поведаю читателям об увлечённых людях. Об одном я уже написал — Энтони Уилкинсон, а вот про Фила Джонса хочу рассказать прямо сейчас.

Вечером мы ужинали прямо в ресторане отеля и мне посчастливилось слушать и разговаривать с людьми, которые, в общем, могут позволить себе любую жизнь, какая им только по душе. Но они настолько преданы делу музыки и акустики, что даже один час общения с Филом и Энтони производит глубокое впечатление на всех.

Представьте, что сейчас Фил занят созданием концертной акустической системы, где одна колонка будет стоить больше 150 тысяч долларов. «Я уже почти закончил», — говорит Фил и показывает свой айфон, где среди кучи фотографий домов, детей, собак и деревьев мелькают кадры гигантской колонки, которую он покажет всем уже в этом году. А потом он без малейшего раздражения отвечал на вопросы людей, которых он видит впервые. Отвечал с таким чувством, что я старался переводить не только все слова, сколько эмоции, которые он вкладывал в свои фразы. Не зря съездили.

Честно говоря, после этой поездки моё мнение относительно Edifier поменялось, не скажу, что кардинально, поскольку я никогда не замечал за Edifier ничего дурного. В России наконец-то появился рынок качественных конкурентных решений в среде компьютерной акустики и это прекрасно. К сожалению, в РФ продаётся такое количество откровенной «шелухи», что найти нечто ценное на нашем диком рынке совершенно нереально. Приятно, что появились компании, которые пытаются заявить о себе не как «ещё один производитель ширпортреба», а как самостоятельный разработчик и создатель собственных продуктов. Никаких копий, никакого OEM — всё своё. И это очень хорошо, но, к сожалению — редко.

Поделиться:
Увидел опечатку? Выдели текст и нажми Ctrl+Enter
Мобильное приложение