Темы: игра колонка личное мнение

Личное мнение: о хороших старых играх и «кризисе современности»

Дмитрий Хомак, info@ferra.ru
Plants VS Zombies
«Раньше и деревья были выше, и трава зеленее, и игры интереснее» — частенько ворчат недовольные геймеры. «Были же шедевры, не чета современным!» Брюзжание без повода или обоснованные жалобы? У любой проблемы есть две стороны...

Никто, надеюсь, не будет спорить с тем, что компьютерные игры находятся сейчас в жесточайшем кризисе. Начало для колонки, в принципе, универсальное — мне и 10 лет назад доводилось начинать статьи о видеоиграх такими словами, и 5 лет. Но, тем не менее, кризис, о котором мы сегодня — он такой. Суровый. Системный. Всепроникающий. Нас спрашивают: отчего старые игры были такие крутые и нас до сих пор в них тянет играть и переигрывать, а новые — неинтересные, бессмысленные, и играть в них совершенно не тянет? Кризис же. Натуральный же.

На самом деле, конечно, нет. Нет никакого кризиса, есть мир, который здорово изменился. Играм нашей молодости исполнилось по 20 лет. Ну хорошо, 15. Когда на iPad вышел Carmageddon, я прошел первые три трассы, не задумываясь о том, что эта игра как раз пятнадцатилетней давности. Дал поиграть друзьям помоложе — они, мягко говоря, не оценили. «Оно же неуправляемое! Тут нифига не понятно! Что делать-то вообще?» Мы смеемся над современными играми, где на то, чтобы ознакомить игрока с управлением, уходит 4 часа. Или 6 часов. Где как. Вышедшие в конце прошлого года Darksiders II знакомили игрока с управлением в прологе, в первом акте, и потом еще немножко во втором. 20 лет назад все это было совсем не так. Игра запускалась, и… ну, иногда были какие-то подсказки. Чаще нет. Первые два уровня были, как правило, довольно простыми. Чаще, опять же, нет. Никаких шестичасовых туториалов даже в стратегиях. «Вот так у нас строятся бараки, а так — выпускаются пехотинцы. С танками сам разберешься. В бой!»

Чтобы стать популярным видом развлечения, играм пришлось отказаться от идеи «Вот тебе бензопила, винтовку добудешь в бою, аптечку добудешь в бою, бронежилет и все остальное тоже добудешь в бою! Не скучай». Сейчас даже в самых зубодробительных экшенах игрока будут долго водить за ручку, рассказывая, с какой стороны автомат стреляет, и как правильно перепрыгивать через мешки с песком.

Понятно, что опытных игроков это бесит несказанно. «Я четверть века играю в RPG, я все знаю, спасибо!» Ну да. Но за четверть века игры довольно заметно изменились; к тому же, многим нынешним игрокам еще не исполнилось 25 лет. Очень и очень многим; более того — самой активной части этих игроков.

У школьников и студентов всегда будет больше времени на видеоигры, чем у людей постарше. Это очевидно. Чуть менее очевиден второй момент: денег на развлечения, в том числе компьютерные игры, у старшеклассников тоже больше. Не своих, родительских — но какая разница. Поэтому жалобы на то, что современные игры слишком сильно ориентированы на «школоту» — не то чтобы бессмысленны, а как бы это сказать… ну вот вода — мокрая, дуб — дерево, соловей — птица, Россия — наше отечество, смерть неизбежна. Школьники не обязательно играют в тупые однообразные шутеры — успех Minecraft чего стоит! — но все-таки в тупые однообразные многопользовательские шутеры они играют с огромным удовольствием. Мы с друзьями тоже с огромным удовольствием играли в Doom, Quake и даже в Duke Nukem 3D по сети!

Однако есть другая сторона проблемы. Она неплохо отражается в зеркале, и нет, это не пузо. Проблема более общая. Немолодых игроков, то есть, честно говоря — нас — тоже полно. И если школьникам достаточно, как правило, хардкорного мультиплеерного рубилова, и желательно с голосовой связью, чтоб противника звонче обозвать днищем — еще тонким, но уже ломающимся голосом — то «взрослым» игрокам это не очень нужно. У них — у нас — нет времени оттачивать умения по 6-8 часов в день. Работа и семья, к сожалению, отнимают огромную часть сил и времени, которое можно было бы потратить на Starcraft или Call of Duty.

Можно спонтанно договориться с другом и два-пять часов побегать в какой-нибудь Borderlands или, на худой конец, в Diablo III. Можно даже договориться в следующий выходной повторить. Договориться можно, повторить нельзя: выяснится, что на выходные надо ехать кататься на сноуборде, или мотоцикл чинить, или вообще к теще в соседний город.

Остается последнее прибежище стариков — однопользовательский режим. Но и с ним не все гладко. У тебя нет столько времени, чтобы тратить по 5 часов в день на игры. Даже если ты пожертвуешь телевизором (как, ты не пожертвовал им в старших классах? Но что ты собираешься там смотреть?), походами в кабак и остатками личной жизни — у тебя все равно не будет столько времени, сколько было в 15 лет. Более того, современные игры и не позволят тебе убить столько времени. Современные игры дискретны. Их можно проходить по чуть-чуть. Понемножку. По часу-полтора за вечер. Так вот построена сюжетная часть: побегал час — сохраняйся, завтра на работу. А, выходной? Ну ладно, пройди еще эпизод. Завтра в «Ашан» за продуктами, не проспи!

Игры — те, что не маркируются как «зверски хардкорный экшен!!» — вообще научились играть в себя сами. Раньше были просто длинные многословные сцены (особенно грешил этим режиссер Кодзима в серии Metal Gear Solid), а сейчас научились делать такие игры, где надо кнопки в нужный момент нажимать. Нет, не Guitar Hero. Assassin's Creed, честно говоря, меня потряс не визуальной частью, а тем, что он похож на Prince of Persia, но вместо реакции и точного расчета там нужно только нажатие на кнопку «хочу красивый трюк». Нажимаешь на кнопку — и получается красивый прыжок, или сальто, или что там еще припасено у разработчиков. Ну и, конечно, режим следования, который в Assassin's Creed II включается автоматически и через полсекунды. Я чуть геймпад от удивления и ярости не сгрыз, когда выяснилось, что миссия «следуй за спутником, и ни в коем случае не потеряй его в переулках Стамбула» проходится, натурально, в одно касание. «Нажмите на кнопку A, чтобы начать миссию».

Ну, потому что люди, которые раньше не играли массово в игры, теперь тоже хотят поиграть. Как правило, хотя и необязательно, это подруги и жены (и переходные стадии). Они не очень понимают концепцию «полного, окончательного, фатального Game Over», когда кончились все запасенные жизни, и ни единого continue, и всё. Поэтому нынешние игры часто прощают даже самые суровые надругательства. Недавний Dishonored всячески уговаривает игрока действовать незаметно и убивать поменьше — но если тебя засекли, игра переходит в режим «супергерой против толп безликих противников», и трупы громоздятся до горизонта. Неимоверно облегченный stealth-режим; попытка познакомить поближе с каждым вторым охранником или бандитом; постоянные напоминания о том, что не надо убивать лишних людей — все тщетно. Сделать две игры не получилось; проходить без лишних убийств — приходится себя постоянно уговаривать. «Я могу!». Ну да, а могу и не.

Это не игры стали плохими. Это мы стали взрослыми. А быть взрослым — это тяжкий труд, без выходных и каникул. Время для игр есть, и на том спасибо. Хотя, конечно, рынок игр для взрослых (нет, не тот, который «21+» и который предназначен для 15-летних) нам бы не помешал; сейчас он постепенно набирает обороты. Инди-игры, римейки классики — есть, чем себя развлечь. Времени только нет.

Поделиться:
Увидел опечатку? Выдели текст и нажми Ctrl+Enter
  • 1
    dddream 407755 05.02.2013 01:08
    Есть конечно толика здравого смысла в сием повествовании, но он никак не отражает действительных причин кризиса жанра. Читая множество форумов, понимаешь, что полно игроков и старых и молодых, мужчин и женщин, которым нравится The Elder Scrolls V: Skyrim  - игра отнюдь не простая зубодробилка, что подтверждают просто рекордные показатели продаж. Но к сожалению таких проектов единицы. Основная проблема - общая тенденция качества разработки игрового контента. Если уж такие убогие проекты как The Walking Dead претендуют на лавры, то чего ждать от индустрии в целом? Последний Assasin Creed показатель того КАК НЕ НАДО ДЕЛАТЬ ИГРЫ! Минута игры, минута ролик, прямолинейность, легкость и незатейливость прохождения и т.д. и .т.п. Даже хит сезона Far Cry 3 страдает несбалансированным движком - куча стволов, куча бабла, все это уже не унести с собой, толпу можно валить шквальным огнем и все это уже на середине игры! Мы конечно стали старше, но игродел действительно серьезно сдал за время популярности консолей. Недавно перепроходил Black Messa и реально пришлось поднапрячься!
  • 2
    breakfr 407764 05.02.2013 01:46
    Угу. Игры стали массовым продуктом, требующим больших затрат на разработку и рисковать игроделы не хотят - поэтому и переиздаются по несколько раз старые тайтлы, а геймплей с каждом разом все хуже и хуже. Некоторый всплеск новых идей был в мобильных играх, но и там все постепенно скатывается к раскрашенному однообразию по мере развития рынка - т.к. повышается порог вхождения и креативным одиночкам труднее пробиться.
  • 3
    Poleg 407802 05.02.2013 10:33
    Кризис точно есть. Назовите интересный современный квест, типа Глинки, или стратегию, кроме Варкрафт-Старкрафт. Шутеров много, это да. Графика отменная тоже есть. Вот играбельность куда-то подевалась.
  • 4
    Ян Дворянкин 407857 05.02.2013 21:59
    И старые игры сейчас далеко не всегда впечатляют... Время, черт его подери... Меняются стандарты, да и мы не молодеем - вторая причина основная!
  • 5
    Poleg 407870 06.02.2013 01:14

    И старые игры сейчас далеко не всегда впечатляют... Время, черт его подери... Меняются стандарты, да и мы не молодеем - вторая причина основная!

      Да, с возрастом как-то меньше игрушки интересуют. СтарКрафт 2 так и не закончил, хоть и хорошая стратегия, Дьяблу 3 даже не скачал. Последняя игра из новых - Бей орков 2. Тупой шутер....
  • 6
    FosFor 407882 06.02.2013 04:38
    Все гораздо проще, мы живем в преддверии революции в мире консолей. Чем ближе час Х(выход PS4 и нового X-BOX), тем меньше внимания разработчики уделяют играбельности и необычности своих проектов. Зачем вкладывать деньги и время, если конечный результат, как бы он ни был хорош, померкнет и забудется в тени выхода новых приставок, став лишь способом убить время? Существующие жанры находятся в глубоком идейном кризисе, все, что можно было придумать и выжать из устаревающих концепций, уже не раз реализовано, во многих случаях доведено до совершенства. Все делается под копирку, выше головы не прыгнешь.
        Одновременно примешивается техническая отсталость консолей нынешнего поколения. Компьютерные игры на данный момент подошли к пределу своих возможностей, перед разработчиками оказалась непрошибаемая стена. Если выпускать супер-навороченный хит, не адаптированный под приставки семилетней давности, он обречен на провал, т.к. основной доход снимается все-таки не с PC, об этом мы прекрасно знаем.
        Что из себя представляет приставка? Формально, это предмет для домохозяек, и это совсем не так плохо, как кажется. Ее не нужно апгрейдить, заморачиваться с настройками графики, устанавливать драйвера и так далее. Пошел в магазин, купил новый диск, вставил в консоль - на этом все. Но отсюда вытекает очень неприятный побочный эффект такого подхода - игры точно так же идут по пути упрощения, превращаясь в интерактивное развлекалово. Чем меньше нужно привыкать к управлению и особенностям геймплея, тем лучше, просто сел и поехал, как говорится.
       В ближайшем будущем мы увидим огромный скачок в разнообразности и, что немаловажно, качестве анонсируемых и поступающих на рынок продуктов. Откроется что-то действительно новое, революционное для многих жарнов(или даже появятся новые, ранее невозможные ввиду технических ограничений, хоть это и сложно сейчас представить). То, что как следует встряхнет индустрию, дав глоток свежего воздуха, которого хватит аккурат до выхода следующего поколения приставок. Индустрия больше не развивается взрывообразно, она живет от звонка до звонка, от инновации к инновации.
       К сожалению, я не думаю, что игры вновь обретут тот шарм, коим обладали проекты 8-10 летней давности. Но появится то, ради чего будет действительно интересно садиться за новый хит. Некая новая фишка, которая завладеет умами геймеров всего мира. Оной должны были в разное время стать 3D эффекты, песочницы, кинематографическая графика, но этого не случилось по множеству причин. Остается надеяться, что она действительно откроет новый сегмент в игростроении и не прогорит, как вышеобозначенные.
  • 7
    RMix 407964 06.02.2013 21:05
    наверное, есть какая-то аналогия с тем, что происходит в голливуде http://www.lookatme....lling-me-softly
  • 8
    Marshall Marshall 408211 09.02.2013 12:00
    "Россия — наше отечество, смерть неизбежна."
    Только из-за этого куска фразы залогинился... спасибо в мемориз запишу. Вы сделали мою рабочую субботу.
    По теме. У автора сквозит, но не проявляется простая мысль: в "молодости" все эмоциональные переживания происходят гораздо глубже, и то что человек увидели в "молодости", производит на него бОльшее впечатление и становится, в некотором смысле, эталоном для сравнения.
    //offtop// Вот сижу я на работе, такой слегка не бритый, весьма за 30, и слушаю Гр.Об. ... я только под "такое" могу работать. Начальство смирилось (денеХ дало на приличные наушники), а просто в 15 услышал и всё.//offtop//
    Предлагаю провести эксперимент: взять новорожденного индивидуума, изолировать от ВСЕХ игр, лет в 7-8 познакомить его с марио 8-bit,  а потом, через пол-годика, дать поиграть в "очередной кризис". ДоХторскую можно будет написать наверное.
  • 9
    zqrd 409170 19.02.2013 00:58
    раньше(5-10 лет назад) играть было также интересно как читать книгу , но сейчас таких книг очень мало. в остальных только красивые картинки да парачка смешных фраз
  • 10
    zqrd 409173 19.02.2013 01:02

    "Россия — наше отечество, смерть неизбежна."
    Только из-за этого куска фразы залогинился... спасибо в мемориз запишу. Вы сделали мою рабочую субботу.
    По теме. У автора сквозит, но не проявляется простая мысль: в "молодости" все эмоциональные переживания происходят гораздо глубже, и то что человек увидели в "молодости", производит на него бОльшее впечатление и становится, в некотором смысле, эталоном для сравнения.
    //offtop// Вот сижу я на работе, такой слегка не бритый, весьма за 30, и слушаю Гр.Об. ... я только под "такое" могу работать. Начальство смирилось (денеХ дало на приличные наушники), а просто в 15 услышал и всё.//offtop//
    Предлагаю провести эксперимент: взять новорожденного индивидуума, изолировать от ВСЕХ игр, лет в 7-8 познакомить его с марио 8-bit,  а потом, через пол-годика, дать поиграть в "очередной кризис". ДоХторскую можно будет написать наверное.


    бедный новорожденный индивидуум , для него это будет шоком
  • 11
    zqrd 409174 19.02.2013 01:03
    когда я увидел DooM 3 я два месяца немог уснуть
  • 12
    Tzugaru 409966 27.02.2013 18:04
    Да, игры отупели и зачерствели в основной своей массе. превратились в фастфуд. Но все не так безнадежно.
    Сейчас не встретишь в игре душераздирающей философии, как в Плэйнскейпе и шокирующей красоты, как в Сайберии, азарта, как в Джагед альянсе, и мрачной безнадеги, как в Фоллауте2, тактичекой сложности, как в первом ДеусЭксе, и безграничности мира, как в Элите.
    Эмоциональность игр уже не в моде, поэтому и за душу они не берут. Сейчас рулит социальная составляющая и возможость меряться длинной кунг-фу друг с другом. Другие потребности у современников - другой подход к игростроению.
    Но, в потоке шлака различных Калофдьютей, Халов, Бэтэлфилдов, ВорлдофТанков, иногда встречаются неплохие. Тот же Скайрим, Сталкер, новый ДеусЭкс, новый Фоллаут. Все, конечно, не так круто, но и не так безнадежно.

    П.С. Черт, я только что понял, что с момента выхода Арканума, Халф лайфа, ГТА, Биошока и Макспейна, которые я подсознательно считал играми "нового поколения" (под 3Д-ускорители) прошло уже больше 10 лет :)))
Мобильное приложение