Опубликовано 07 сентября 2007, 00:30

Компьютер, руль и педали. Руководство по выбору джойстика-руля

Если вы любите автомобильные симуляторы и задумываетесь о покупке джойстика-руля – эта статья для вас. Мы рассмотрим продукцию всех основных игроков этого рынка, расскажем о тонкостях и применяемых технологиях, поможем сделать правильный выбор.
Компьютер, руль и педали. Руководство по выбору джойстика-руля

Для начала стоит определиться, нужен ли вам руль как таковой. Если вы запускаете «Need for Speed» раз в неделю, можно ответить на этот вопрос однозначно: нет. Зачем тратиться на девайс, который будет пылиться в кладовке или занимать место на рабочем столе? Другое дело, если от таких названий, как «TOCA Race Driver», «Colin McRae Rally», «GTR Fia Racing», «F1 Challenge», у вас появляется блеск энтузиазма в глазах. Именно для таких симуляторов производители компьютерной периферии и выпускают джойстики-рули, играть в эти игры на клавиатуре – всё равно что мыть полы зубной щёткой.

Выбрать адекватный руль из всего многообразия с первого раза будет не так просто – у каждой модели, как и у настоящего автомобиля, есть свой особый характер. Производители устанавливают разные пружины, разные по силе моторы, используют разные материалы покрытия – всё это несколько усложняет выбор.

Многое зависит и от вашего бюджета. Скажем сразу: слишком дешёвым руль быть не должен, иначе всё удовольствие от игры будет сведено на нет «кривым» программным обеспечением, слабым креплением и другими бюджетными болезнями. Адекватный джойстик можно приобрести по цене от 2500 рублей, стоит иметь это в виду.

Технологии

Итак, вы собрались приобрести джойстик-руль, но, посмотрев прайс-лист продавца, столкнулись с различными непонятными обозначениями вроде Force Feedback (иногда – FFB), Rumble (часто обозначают как «обратная связь»), Clutch Edition и так далее. Давайте разбираться по пунктам.

Первый джойстик-руль для компьютерных игр появился в 1983 году. Это была обычная пластиковая коробка с баранкой диаметром 17 см и единственной гладкой педалью. Далее производители начали развивать идею. Постепенно они пришли к выводу, что какая-никакая отдача позволила бы игрокам прочувствовать дорогу намного лучше, да и интерактивность поднялась бы на несколько ступеней. Самый простой способ достижения подобного эффекта – установка вибромотора. Предположим, вы заехали одним колесом на обочину – игра посылает сигнал на джойстик, вибромотор начинает легко потряхивать баранку. Зачастую в прайсах модели с вибромотором обозначают как рули с обратной связью или Rumble Feedback. 

Всё это, конечно, очень далеко от поведения реального руля в реальном автомобиле: во время езды он оказывает сопротивление на поворотах и при нажатии на газ, норовит выскользнуть из рук при езде по гравию – своеобразной специфики хватает. Но производители нашли способ симуляции, максимально приближенный к реальности. Технология под названием Force Feedback лежала на поверхности – с 1950 года её использовали в авиации для облегчения управления самолетом и наведения на цель. Чтобы заставить руль сопротивляться действиям игрока, в импровизированное торпедо добавили сервомотор и подсоединили его к баранке. Именно на модели с Force Feedback (FFB, обратная отдача) нужно обращать внимание при покупке. Грамотная реализация FFB принесёт немало радости и эмоций во время управления виртуальным болидом.

На рынке до сих пор сохранились модели вообще без какой-либо отдачи, стоят они недорого, но приобретать их мы бы не советовали. Слишком уж банально и несерьёзно.

Немаловажный фактор при выборе руля – система крепления к столу. Дешёвые модели почти всегда фиксируются при помощи липучек. Как бы мощны ни были эти резиновые крепления, во время напряжённой игры руль оторвётся от стола в одной или нескольких точках. Стоит ли говорить, что это очень раздражает? В более дорогих моделях с FFB используются массивные прищепки, иногда к ним добавляются крепления при помощи плоских винтов. Как известно, через три точки уже можно провести плоскость, так что рули с креплением в трёх точках будут держаться на столе наиболее крепко. Здесь стоит сказать, что FFB на максимальной мощности всё равно рано или поздно вырвет руль, но к тому моменту вы уже устанете рулить.

Самые серьёзные модели рулей оснащают педальным блоком с отдельной педалью сцепления и коробкой переключения скоростей. Встречаются даже самые настоящие люксовые рули с кожаной обтяжкой! Как и полагается, стоят такие модели весьма недёшево, но взамен на потраченные деньги предлагают практически полную симуляцию управления автомобилем на «коробке». Здесь всплывает уже другая проблема – найти игру с полноценной поддержкой выбранного манипулятора. Мейнстримовые аркады вроде «Need for Speed» уж точно не заточены под управление с применением сцепления и 6-ступенчатой коробки передач, но это тема уже другой статьи.

Вопрос об интерфейсе подключения уже почти забыт – времена игрового и com-порта давно ушли. Сейчас все джойстики подключаются к компьютеру через USB. Некоторые модели подходят и для приставок, в комплект входят переходники для Sony PlayStation, Microsoft Xbox, Nintendo Gamecube.

Производители

Давайте посмотрим на модельные ряды производителей, выпускающих джойстики-рули.

Logitech

Начнём, пожалуй, с гиганта, заработавшего отличную репутацию производителя компьютерной периферии. Сейчас область интересов компании немного сместилась, и в ассортименте значатся всего два руля – но зато каких! Logitech продолжает выпускать модель MOMO Racing Force Feedback Wheel. Этот легендарный руль был спроектирован при участии известной среди автолюбителей и профессиональных гонщиков фирмы MOMO, логотип компании гордо украшает баранку. Рулевое колесо покрыто приятной на ощупь резиной. Красная лента в верхней части баранки – это визитная карточка MOMO, элемент присутствует и на рулях для реальных автомобилей. Здесь же расположены шесть программируемых кнопок, они существенно облегчат управление в играх. Справа от руля расположена двухпозиционная ручка переключения передач (работает в стиле Tiptronic). Ещё один плюс в копилку MOMO Racing Force Feedback Wheel – удобный педальный блок.

Logitech MOMO Racing Force Feedback Wheel

Logitech MOMO Racing Force Feedback Wheel

Logitech MOMO Racing Force Feedback Wheel

Logitech MOMO Racing Force Feedback Wheel

Сила Force Feedback в данной модели считается одной из лучших, а за такие деньги – так и вовсе непревзойдённой (цена руля была снижена до 3000 рублей). Что немаловажно, практически любой серьёзный симулятор или аркада имеет в запасе профиль для этого руля. Модель появилась сравнительно давно, так что с поддержкой проблем не будет.

Второй руль в послужном списке Logitech появился недавно. G25 Racing Wheel стоит заметно дороже рулей конкурентов и не может похвастаться хорошей родословной, но не торопитесь с выводами. В комплекте с G25 Racing Wheel поставляются педальный блок с дополнительной педалью сцепления и – продолжительные овации – коробка переключения скоростей! Для пущего удобства модуль с «коробкой» выполнен в виде отдельного блока с собственным креплением к столу. Рулевое колесо обтянуто резиной, на нём есть две программируемые кнопки и пара подрулевых шифтеров (вдруг кому-то не нравится использовать коробку переключения). «Коробкой» можно пользоваться в шести- и двухпозиционном режиме. Сила Force Feedback в данной модели, по заявлениям самого производителя, является мощнейшей на рынке.

Logitech G25 Racing Wheel

Logitech G25 Racing Wheel

Logitech G25 Racing Wheel

Logitech G25 Racing Wheel

Раньше у Logitech было несколько других моделей, но все они давно не выпускаются, а в магазинах распродаются последние партии. На них тоже можно обратить внимание, мы бы порекомендовали такую модель, как Formula Force EX.

Genius

Компания Genius снискала славу производителя дешёвой и вполне добротной периферии. В ассортименте мы насчитали целых 10 моделей рулей, но многие из них похожи друг на друга. Наиболее удручает, что ни один из рулей не поддерживает полноценный Force Feedback и ограничивается виброотдачей. Рули Genius можно посоветовать пользователям с ограниченным бюджетом. Например, Genius Speed Wheel 3 Vibration стоит всего 1000-1200 рублей. В комплект входят только руль и блок педалей (без сцепления), нет даже намёка на коробку переключения скоростей. Производитель предлагает для этого использовать подрулевые шифтеры (не очень удобные, к слову). Виброотдача начинает слабо трясти баранку, когда вы заезжаете на бордюр или едете по гравийке. Если очень сильно хочется купить руль, но денег нет, вполне можно ограничиться Genius Speed Wheel 3 Vibration на первое время.

Genius Speed Wheel 3 Vibration

Genius Speed Wheel 3 Vibration

Genius Speed Wheel 3 Vibration

Genius Speed Wheel 3 Vibration

Genius Speed Wheel 3 MT

Genius Speed Wheel 3 MT

Genius Speed Wheel 3 MT

Genius Speed Wheel 3 MT

Genius Speed Wheel 3 MT – немного более продвинутая модель, здесь есть двухпозиционный рычаг переключения скоростей. На баранке появились две прорезиненные области, правда, хватаешься за них редко. Обычно руки находятся в верхней части руля. Ещё одна достойная внимания модель от Genius – Speed Wheel RV FF. Среди её достоинств можно выделить большой и устойчивый педальный блок, отдельный модуль с рычагом переключения скоростей и прорезиненную баранку. Вполне достойный середнячок. Правда, стоит он примерно так же, как более мощная модель от Thrustmaster с полноценным Force Feedback, но без «коробки». Выбрать между ними совсем не сложно, стоит попросить продавца показать вам обе модели.

Saitek

Некогда очень популярный производитель джойстиков и рулей, компания Saitek притихла и обновляет только линейки рычагов для авиасимуляторов, да и то раз в год. На сайте Saitek до сих пор числится классика компьютерного рулестроения – модели R440 Force Feedback Wheel и R220 Digital Wheel. Рули полностью повторяют друг друга, разве что у R440 есть полноценный Force Feedback. Баранки покрыты слоем резины, держать их приятно. Дополнительные кнопки размещены именно там, где и должны быть, – пальцы сами ложатся на них.

Saitek R440 Force Feedback Wheel

Saitek R440 Force Feedback Wheel

Saitek R440 Force Feedback Wheel

Saitek R440 Force Feedback Wheel

Обратите внимание на педальный блок, он сильно отличается от любой другой модели от конкурентов. Честно говоря, больше всего это похоже на рычаги управления каким-нибудь звездолётом. Здесь инновации подобного рода не приветствуются. Коробки переключения передач нет, остались только шифтеры под рулем. С учётом сравнительно низкой цены и почтенного имени производителя на R440 вполне можно обратить внимание при выборе.

Thrustmaster

Вот мы и добрались до второго известного производителя рулей – компании Thrustmaster. В арсенале компании значатся 7 рулей, многие из них уже стали классикой, но все выпускаются и до сих пор. Этот производитель славится благодаря сотрудничеству с компанией Ferrari – 5 из 7 рулей, доступных для выбора, точь-в-точь передают облик рулей красных гоночных автомобилей. В первую очередь стоит обратить внимание на связку Ferrari GT 2-in-1, компания выпустила руль в версиях с Force Feedback и с виброотдачей Rumble Force.

Thrustmaster Ferrari GT 2-in-1

Thrustmaster Ferrari GT 2-in-1

Thrustmaster Ferrari GT 2-in-1

Thrustmaster Ferrari GT 2-in-1

Модель с виброотдачей на равных соперничает с продукцией брендов второй волны (Genius, Dialog), руль с Force Feedback позиционируется чуть выше. Эргономика руля продуманна до мелочей: резиновые накладки на рулевом колесе, большие педали, система крепления, которая надёжно удерживает руль, не давая ему сдвигаться во время игры. Логотип Ferrari посередине придаёт уверенности на виртуальной дороге. Жаль, что для переключения скоростей придётся пользоваться подрулевыми переключателями, хотя бы двухпозиционная ручка была бы куда более удобна в использовании.

Thrustmaster Rallye GT PRO Force Feedback Clutch Edition

Thrustmaster Rallye GT PRO Force Feedback Clutch Edition

Thrustmaster Rallye GT PRO Force Feedback Clutch Edition

Thrustmaster Rallye GT PRO Force Feedback Clutch Edition

Остальные модели Thrustmaster также достойны внимания, но особенно мы выделим ставший уже легендарным руль Rallye GT PRO Force Feedback и его продолжение Rallye GT PRO Force Feedback Clutch Edition. Чёрная прорезиненная баранка с серебристой вставкой по центру и серыми кнопками смотрится на пять с плюсом. Подрулевые шифтеры присутствуют в количестве четырёх штук (два из них дублируют педали). Чтобы как-то выделить свой продукт, Thrustmaster сделали два оставшихся рычага прогрессивными – вы сможете дозировать давление. Эта функция может пригодиться для реализации сцепления. В оригинальной модели предусмотрена двухпозиционная ручка для переключения скоростей. Force Feedback в этой модели работает просто шикарно, позволяя прочувствовать любые изменения на дороге. Сила достаточная, чтобы доставить вам проблемы.

Продолжение легенды в виде Clutch Edition сделало руль просто идеальным кандидатом на покупку – инженеры Thrustmaster добавили третью педаль (сцепление) на педальный блок, ручка переключения скоростей немного преобразилась и стала чуть больше походить на реальный рычаг переключения скоростей. Жаль, что производитель не сделал её семипозиционной для пущего реализма. Руль позиционируется как конкурент MOMO Racing Force Feedback Wheel. Сложно сказать, что стоит выбрать. Если выбирать между версий Clutch Edition, то выбор в пользу Thrustmaster очевиден (дополнительная педалька лишней не будет). Оригинальная версия Rallye GT PRO Force Feedback во многом похожа на конкурента, разве что мотор Force Feedback работает заметно тише. Однако, по ощущениям, хардкорные симуляторы лучше заточены под продукт от Logitech.

Dialog

Этот производитель вышел на рынок рулей сравнительно недавно. Сразу стало ясно, что он позиционирует свои рули в бюджетный сегмент. Достаточно обширный модельный ряд насчитывает 13 моделей, но внимания достойны не все. Справедливости ради скажем, что можно выбрать и вполне приличную модель. Например, GW-23FB. Руль оснащён четырёхпозиционной коробкой для переключения скоростей, установленной почти вплотную к баранке. Само рулевое колесо прорезинено в правильных местах, его удобно держать в руках. Блок с педалями получился каким-то детским – странные пластиковые педали и небольшой размер подставки. GW-23FB оснащён только вибромотором, но за 1700 рублей хотеть большего было бы глупо.

Dialog GW-301

Dialog GW-301

Dialog GW-301

Dialog GW-301

GW-301 – это уже почти классика. В комплекте с рулём поставляется отдельный блок с простенькой «коробкой» и ручным тормозом (!). Педальный блок всё такой же детский на вид. Торпедо можно поставить вертикально относительно плоскости стола и почувствовать себя водителем трактора «Беларусь». Напоследок можно присмотреться к GW-14VR. Этот руль немного напоминает Thrustmaster Rallye GT PRO Force Feedback. Ручка переключения скоростей двигается в трёх направлениях, педальный блок выглядит вполне пристойно. Был бы ещё Force Feedback – цены бы рулю не было.

Эксклюзив

В рамках данной статьи мы просто не могли не рассказать о давно снятом с производства джойстике-руле Act Labs Force RS, потому что это самая настоящая легенда рынка. Компания Act Labs продавала целую линейку периферии под лейблом RS, включающую семиступенчатую коробку переключения скоростей, платформу с тремя педалями и руль (всё по отдельности, разумеется). Баранка была обтянута натуральной коричневой кожей, рычаг переключения скоростей сильно походил на реальный, а Force Feedback мог на максимальной мощности вывихнуть вам плечо. По каким-то личным причинам Act Labs свернула производство Force RS, вполне возможно, что из-за большой цены комплектующие никто не покупал…

Act Labs Force RS

Act Labs Force RS

Act Labs Force RS

Act Labs Force RS

Act Labs Force RS всё ещё реально купить, но будет ли он работать с новыми операционными системами?

Заключение

Мы рассмотрели продукцию самых известных производителей на рынке джойстиков-рулей. Надеемся, что это поможет вам сделать правильный выбор. Напоследок перечислим основные моменты, на которые вы должны обратить внимание при выборе руля:

  • наличие какой-либо технологии обратной связи (Force Feedback предпочтительнее)
  • наличие рычага переключения скоростей (двух-, шести-, семипозиционный – по желанию)
  • форма педального блока (он не должен быть слишком маленьким)
  • крепление к столу (будет очень неприятно, если руль оторвётся в самый напряжённый момент)
  • материалы изготовления баранки (кожа – супер, резина – хорошо, пластик – не очень)

Удачи в будущих приобретениях!