Опубликовано 19 апреля 2002, 00:33

Обзор видеокарт Gigabyte AR64S-H и AP64D-H

Проба первых видеокарт Gigabyte на чипах ATI из новой графической линейки «MAYA».

В прежние времена дела у канадской фирмы ATI шли хорошо. Выпуск видеокарт исключительно собственными силами на заводах в Канаде позволял ей держать марку. Видеокарты ATI отличались отменным качеством изображения в 2D, мало нагревались, неплохо разгонялись… Правда, эру потребительских 3D-ускорителей канадская фирма чуть не прозевала, однако высокий технический потенциал позволил ей достойно вступить в битву за FPS.

Однако главный конкурент на рынке игровых видеокарт, компания nVIDIA, пошла другим путем — она вообще не выпускала видеокарт, а только разрабатывала эталонные дизайны и поставляла чипы другим фирмам. В итоге на рынке были представлены всевозможные варианты видеокарт на чипах nVIDIA — от престижных и дорогостоящих «асусовских» Deluxe до совсем дешевых «noname» для пользователей с минимальным бюджетом. ATI не могла предложить такой ассортимент видеокарт, поэтому была вынуждена сменить стратегию и перейти к работе со сторонними производителями.

Сегодня на рынке доступны два вида видеокарт на чипах ATI. Первые выпускаются самой ATI на новых заводах в Азии, маркируются как «Build by ATI» и продаются либо в коробках ATI, либо поставляются по каналам других фирм. В качестве примера можно привести фирму Hercules, которая с недавнего времени является официальным поставщиком продукции ATI в Европу. К сожалению, и это мнение представителей фирмы ATI, перевод производства в страны с дешевой рабочей силой негативно отразился на качестве видеокарт, однако другого способа повысить конкурентоспособность продукции, очевидно, нет.

Карты «Powered by ATI» выпускаются другими фирмами и продаются под их торговыми марками. Они чаще всего изготовлены по дизайну ATI, только вот рекомендации по частотам чипов и памяти соблюдаются не всегда. Чаще всего чипы и память таких видеокарт работают на пониженных частотах. Это связано как с требованиями ATI, так и с желанием сэкономить на компонентах видеокарты. Увы, сегодня имя ATI уже не гарантирует высокого качества.

Компания Gigabyte — достаточно известный и хорошо зарекомендовавший себя производитель материнских плат и видеокарт. До последнего времени эта фирма выпускала видеокарты «как у всех», то есть на чипах NVIDIA. И вдруг объявила о смене курса и переводе всей графической линейки на чипы ATI. В этой статье я предлагаю поближе рассмотреть новую линейку Gigabyte, чтобы выяснить, насколько удачными получились у нее видеокарты на чипах ATI, не уступают ли они оригиналу, а также оценить, как они смотрятся на фоне конкурирующих продуктов.

Пару слов о линейке MAYA
Для своих новых видеокарт Gigabyte выбрала маркетинговое название «MAYA», хотя мне трудно понять, какое отношение имеет древняя индейская цивилизация к современным видеокартам. Отличительной особенностью новой линейки является нестандартный внешний вид — на печатные платы ярко-красного цвета устанавливаются массивные серебристые радиаторы. Напомню, раньше видеокарты Gigabyte имели синий цвет печатной платы.

В семейство на данный момент входят видеокарты на всех чипах ATI:
• AG32S (Rage128 Pro);
• AV64S-T (Radeon 7000, он же Radeon VE);
• AR64S-H и AR64S-T (Radeon 7500 SDR);
• AP64D, AP64D-H и AP128DG-H (Radeon 8500 и 8500LE).

Драйверы для видеокарт Gigabyte сама не разрабатывает, используя «референс» ATI. Необходимо отметить, что ATI четко дифференцирует свои и «партнерские» видеокарты. В частности, на ее сайте есть два разных Support-раздела с драйверами. По «партнерским» драйверам не предоставляется дополнительная информация, они реже обновляются и не поддерживают вариантов вроде мультимедиа-комбайнов «All-in-Wonder».

Gigabyte AR64S-H (Radeon 7500)
Модель AR64S-H ориентирована на mainstream-сегмент рынка игровых и мультимедийных видеокарт. Она основана на графическом чипе ATI Radeon 7500. Для тех, кто не в курсе, даю небольшую справку:

ar64s_hbox.jpg

Radeon 7500 — модернизированный вариант Radeon (R100), первого удачного 3D-ускорителя ATI со встроенным блоком аппаратного преобразования координат, отсечения и расчета освещения (TCL). Radeon имеет всего два конвейера рендеринга, хотя и с тремя текстурными модулями на каждом, из-за чего в низких разрешениях не может тягаться с чипами GeForce2 GTS/Pro/Ti. Однако благодаря технологии HyperZ, оптимизирующей работу с Z-буфером, он экономно расходует пропускную способность видеопамяти, и потому в высоких разрешениях с глубиной цвета 32 бит показывает неплохую производительность. Чип RV200, ядро видеокарты Radeon 7500, представляет собой улучшенную в технологическом плане версию Radeon, поскольку выпускается по техпроцессу 0.15 мкм. Кроме того, все его блоки, кроме 3D-части, были существенно переработаны: в частности, в него был встроен второй CRT-контроллер и RAMDAC с частотой 350 МГц, два контроллера цифрового интерфейса DVI и ТВ-кодек. В итоге Radeon 7500, будучи морально устаревшим как 3D-ускоритель, может быть успешно использован в смежных областях, поскольку обладает традиционно высоким качеством изображения, отличной поддержкой мультимониторных конфигураций  и возможностью аппаратного ускорения видео (в этих областях карты NVIDIA традиционно хромают).

Radeon 7500 — модернизированный вариант Radeon (R100), первого удачного 3D-ускорителя ATI со встроенным блоком аппаратного преобразования координат, отсечения и расчета освещения (TCL). Radeon имеет всего два конвейера рендеринга, хотя и с тремя текстурными модулями на каждом, из-за чего в низких разрешениях не может тягаться с чипами GeForce2 GTS/Pro/Ti. Однако благодаря технологии HyperZ, оптимизирующей работу с Z-буфером, он экономно расходует пропускную способность видеопамяти, и потому в высоких разрешениях с глубиной цвета 32 бит показывает неплохую производительность. Чип RV200, ядро видеокарты Radeon 7500, представляет собой улучшенную в технологическом плане версию Radeon, поскольку выпускается по техпроцессу 0.15 мкм. Кроме того, все его блоки, кроме 3D-части, были существенно переработаны: в частности, в него был встроен второй CRT-контроллер и RAMDAC с частотой 350 МГц, два контроллера цифрового интерфейса DVI и ТВ-кодек. В итоге Radeon 7500, будучи морально устаревшим как 3D-ускоритель, может быть успешно использован в смежных областях, поскольку обладает традиционно высоким качеством изображения, отличной поддержкой мультимониторных конфигураций  и возможностью аппаратного ускорения видео (в этих областях карты NVIDIA традиционно хромают).
Кроме того, есть еще один аргумент в пользу Radeon 7500 — отлаженные драйверы. Чип присутствует на рынке больше года, так что у инженеров ATI было достаточно времени на доработку программного обеспечения.

ar64s_hbox.jpg

Radeon 7500 — модернизированный вариант Radeon (R100), первого удачного 3D-ускорителя ATI со встроенным блоком аппаратного преобразования координат, отсечения и расчета освещения (TCL). Radeon имеет всего два конвейера рендеринга, хотя и с тремя текстурными модулями на каждом, из-за чего в низких разрешениях не может тягаться с чипами GeForce2 GTS/Pro/Ti. Однако благодаря технологии HyperZ, оптимизирующей работу с Z-буфером, он экономно расходует пропускную способность видеопамяти, и потому в высоких разрешениях с глубиной цвета 32 бит показывает неплохую производительность. Чип RV200, ядро видеокарты Radeon 7500, представляет собой улучшенную в технологическом плане версию Radeon, поскольку выпускается по техпроцессу 0.15 мкм. Кроме того, все его блоки, кроме 3D-части, были существенно переработаны: в частности, в него был встроен второй CRT-контроллер и RAMDAC с частотой 350 МГц, два контроллера цифрового интерфейса DVI и ТВ-кодек. В итоге Radeon 7500, будучи морально устаревшим как 3D-ускоритель, может быть успешно использован в смежных областях, поскольку обладает традиционно высоким качеством изображения, отличной поддержкой мультимониторных конфигураций  и возможностью аппаратного ускорения видео (в этих областях карты NVIDIA традиционно хромают).

Radeon 7500 — модернизированный вариант Radeon (R100), первого удачного 3D-ускорителя ATI со встроенным блоком аппаратного преобразования координат, отсечения и расчета освещения (TCL). Radeon имеет всего два конвейера рендеринга, хотя и с тремя текстурными модулями на каждом, из-за чего в низких разрешениях не может тягаться с чипами GeForce2 GTS/Pro/Ti. Однако благодаря технологии HyperZ, оптимизирующей работу с Z-буфером, он экономно расходует пропускную способность видеопамяти, и потому в высоких разрешениях с глубиной цвета 32 бит показывает неплохую производительность. Чип RV200, ядро видеокарты Radeon 7500, представляет собой улучшенную в технологическом плане версию Radeon, поскольку выпускается по техпроцессу 0.15 мкм. Кроме того, все его блоки, кроме 3D-части, были существенно переработаны: в частности, в него был встроен второй CRT-контроллер и RAMDAC с частотой 350 МГц, два контроллера цифрового интерфейса DVI и ТВ-кодек. В итоге Radeon 7500, будучи морально устаревшим как 3D-ускоритель, может быть успешно использован в смежных областях, поскольку обладает традиционно высоким качеством изображения, отличной поддержкой мультимониторных конфигураций  и возможностью аппаратного ускорения видео (в этих областях карты NVIDIA традиционно хромают). Кроме того, есть еще один аргумент в пользу Radeon 7500 — отлаженные драйверы. Чип присутствует на рынке больше года, так что у инженеров ATI было достаточно времени на доработку программного обеспечения.

Видеокарта Gigabyte AR64S-H на самом деле имеет мало общего с эталонным Radeon 7500, разработанным и выпускаемым самой ATI. Да, она основана на чипе RV200, однако:
• оснащается не DDR SDRAM, а обычной SDRAM (64 Мб в восьми микросхемах, 128-разрядная шина);
• память к тому же работает на пониженных частотах (всего 175 МГц вместо 230 МГц у Radeon 7500);
• невысока частота графического чипа — 256 МГц против 290 МГц у ATI.

Есть серьезные отличия и в дизайне платы: Gigabyte AR64S-H компактнее карт с дизайном ATI, имеет другую разводку и оснащается более эффективной системой охлаждения. Так, добрую половину карты закрывает большой радиатор с вентилятором — он охлаждает не только графический чип, но и память. Кроме того, Gigabyte применила уникальную систему аппаратного мониторинга. Так, установленный на карте чип Winbond позволяет программно получать доступ к трем напряжениям (ядро, интерфейс, 3.3 В), температуре радиатора (под ним находится гибкий термодатчик), управлять тактовыми частотами и скоростью вращения вентилятора.

ar64s_h.jpg

ar64s_h.jpg

Для управления мониторингом Gigabyte разработала утилиту V-Tuner. Она имеет нестандартный интерфейс и следующие возможности:
• отображение текущих отслеживаемых значений с настраиваемой частотой опроса датчиков;
• рисование графика выбранного значения;
• управление скоростью вращения вентилятора (выбор одного из трех режимов — Turbo, Normal и Energy Save);
• разгон чипа и видеопамяти с возможностью сохранения и загрузки выбранных значений частот.

V-Tunner.jpg

V-Tunner.jpg

К сожалению, утилита пока не доведена до кондиции, а новые версии на сайте не выкладываются. Так, с трудом стартовал драйвер GVCplDrv, необходимый для доступа к портам в среде Win2000/XP, нестабильно считывались данные с тахометра вентилятора (показывало то 6000, то 4500, то 200 оборотов). Будем надеяться, программисты Gigabyte со временем доделают V-Tuner.

Видеокарта оснащена тремя выходами — обычным аналоговым D-Sub, совмещенным (цифровым и аналоговым) DVI-I и выходом TV-Out (S-video и композитный). К сожалению, в комплекте нет переходника DVI–D-Sub, поэтому для получения истинно «двухголовой» карты его придется приобретать отдельно. Зато есть кабель для TV-Out с двумя разъемами — DIN и RCA.

Gigabyte поставляет видеокарту как в OEM-варианте, так и в коробке. Коробочная версия дополнительно комплектуется программным видеопроигрывателем PowerDVD XP 4.0 и пятью играми не первой свежести (Oni, Rune, Heavy Metal F.A.K.K., Motocross Mania и Serious Sam). На диске с драйверами я нашел только reference-драйвер ATI для «партнерских» видеокарт версии 7.64 (на момент написания статьи уже устарел), другого полезного софта там не оказалось.

Теперь — о результатах испытания карты. Качество 2D на первичном выходе оказалось вполне приемлемым для разрешений ниже 1280х1024, но не более того. Видимо, Gigabyte не справилась с разводкой платы, из-за чего пострадало качество изображения. На выходе с разъемом DVI, к которому я подключил монитор с помощью переходника от другой карты, качество практически такое же.

Производительность в 3D у карты находится на очень хорошем уровне — она легко обходит  GeForce2 MX400 во всех режимах, кроме 640х480, но не достигает уровня GeForce2 Ti. Потенциал чипа RV200, работающего на высокой частоте, в данном случае достаточно сильно ограничивается пропускной способностью обычной SDRAM-памяти. Впрочем, Gigabyte уже осознала свою ошибку и в ближайшее время начнет поставлять карты AR64DG, оснащенные DDR-памятью.

Особенных глюков с играми, как это было раньше с Radeon, в ходе испытаний не было выявлено. Единственный замеченный баг — неправильно отображались зеркальные поверхности в новом бенчмарке на ядре игры Comanche 4.

Gigabyte AP64D-H (Radeon 8500)

box.jpg

box.jpg

Вторая видеокарта, которая будет рассмотрена в статье — Gigabyte AP64D-H. Она построена на базе другого чипа — Radeon R200, особенности которого неоднократно были рассмотрены в различных электронных и бумажных СМИ, поэтому повторяться не имеет смысла. Нас в данном случае будет интересовать, имеются ли какие-либо существенные отличия видеокарты Gigabyte от эталонного Radeon 8500.

В отличие от предыдущей видеокарты, AP64D-H выполнена по тому же дизайну и имеет точно такие же тактовые частоты, что и ATI Radeon 8500. Она оснащена 64 Мб памяти DDR SDRAM, функционирующей на частоте 275 (550) МГц. Восемь чипов с циклом 3.6 нс размещены на обеих сторонах видеокарты, однако, в отличие от Radeon 8500, для них предусмотрено пассивное охлаждение. Фактически видеокарта «закована в броню»: массивные радиаторы имеются и на лицевой, и на обратной стороне платы, причем в будущем предусмотрена установка дополнительного вентилятора для памяти (имеется соответствующий разъем). Имеется и аппаратный мониторинг, выполненный так же, как и на предыдущей видеокарте. С помощью все той же утилиты V-Tuner можно выбирать один из трех режимов работы кулера, отслеживать температуру не только графического чипа, но и памяти, разгонять видеокарту.

board.jpg

board.jpg

Казалось бы, если AP64D-H имеет такую замечательную систему охлаждения, она должна неплохо разгоняться. К сожалению, это не так. Максимум, чего я добился — поднял частоту чипа с 275 МГц до 280 МГц, а частоту памяти довел до 300 (600) МГц. Само собой, заметного прироста производительности от такого разгона ожидать не приходится. Причина тут явно не в перегреве, так как V-Tuner все время показывал температуру 45-50 градусов.

Теперь поговорим о других возможностях видеокарты. Так, она имеет три типа выхода — аналоговый D-Sub, цифровой DVI-I и ТВ-выход с двумя типами сигнала (композитный и двухкомпонентный S-video). В комплекте есть и переходник DVI–D-Sub, и кабель с разъемами RCA и DIN. Поэтому к AP64D-H можно подключать мониторы и телевизоры любого типа.

Кстати, о втором выходе на монитор. Как известно, у R200 нет второго встроенного RAMDAC, поэтому производителям приходится использовать внешние решения. На данной карте установлен 30-разрядный ЦАП Analog Devices ADV7123 с частотой 230 МГц. Качество изображения на выходе этого RAMDAC в разрешении 1280х1024 практически соответствует качеству на основном выходе видеокарты, то есть является достаточно высоким. А видеовыход обслуживается тем же чипом Rage Theater, что и у «атишного» Radeon 8500.

Комплектация AP64D-H ничем не отличается от описанной выше комплектации карты AR64S-H, кроме наличия вышеупомянутого переходника.

bundle.jpg

bundle.jpg

Кроме этой модели, Gigabyte выпускает еще две карты на базе Radeon 8500. AP64D — это фактически Radeon 8500 LE, с пониженными до 250 МГц частотами. AP128DG-H оснащается памятью объемом 128 Мб в mBGA-чипах и имеет другую систему охлаждения. Эти карты тоже выполнены по эталонному дизайну и минимально отличаются от оригинальных Radeon 8500.

Итог
Gigabyte выпустила отличный аналог Radeon 8500, который практически не отличается ни по дизайну, ни по возможностям от оригинальной модели ATI, и находится в том же ценовом диапазоне. Проблемы с драйверами в целом уже решены, производительность находится на приличном уровне (не уступает GF3 в высоких разрешениях). Однако «разгоняемость» по-прежнему остается на низком уровне, и даже здоровенные радиаторы с двух сторон карты не помогают.

С Radeon 7500 ситуация неоднозначна. Да, AR64S-H выполнена качественно, работает стабильно, показывает неплохое для ее цены быстродействие, оснащена тремя видеовыходами. Но вот недостаточно высокое качество в 2D и дешевая память сильно обесценивают эту видеокарту. Конечно, в плане производительности и функциональности она смотрится гораздо интереснее «брэндовых» GeForce2 MX400, но что будет после массового поступления в продажу GeForce4 MX и последующего снижения цен на все бюджетные карты NVIDIA?