Опубликовано 28 июня 2002, 00:33

Xbox: расширение функциональности народными средствами

Весьма приличные характеристики Xbox-«железа» — Pentium III, мощный графический процессор, жесткий диск гарантировали, что хакеры-умельцы ринутся шаманить и доводить «хъящик до ума», едва разберутся что там к чему под кожухом корпуса. Ну а как только разобрались — начали появляться и средства народной медицины.

«Писишная» природа консоли Xbox в сочетании со сравнительно небольшой (для ПК) ценой и весьма приличными характеристиками «железа» — Pentium III, мощный графический процессор, жесткий диск гарантировали, что хакеры-умельцы ринутся шаманить и доводить «хъящик до ума», едва разберутся что там к чему под кожухом корпуса. Ну а как только разобрались — начали появляться и средства народной медицины. От улучшенных BIOS до разнообразных кодеков.

**

logo1

logo1

Была «докторская», стала «любительская»**Как известно, доктор Microsoft прописал поклонникам своей игровой приставки, скажем прямо, довольно скучный рецепт развлечений помимо собственно игр. В оригинальном «докторском» исполнении игровая консоль Xbox понимает совсем немного из популярных на рынке медиа-форматов: видео на дисках DVD (если прикупить за полсотни долларов дополнительный комплект) да музыкальные аудио-CD.

Надо ли удивляться, что в таких условиях в Сети очень быстро, по сути дела стихийно, зародился проект энтузиастов движения за открытые исходные коды, получивший название Xbox Media Player и поставивший перед собой цель открыть ларчик-консоль для всех основных видео- и аудиоформатов — от DivX, VCD и SVCD до MP3. Первые сведения об активно ведущихся работах в этом направлении стали поступать еще в мае, а в середине июня два анонимных программиста, укрывшихся за псевдонимами RUNTiME и d703g4q, объявили о выпуске первой бета-версии медиа-плейера для Xbox (xboxdev. ath.cx). Программа, надо отметить, классифицирована «бета-версией» с некоторым авансом, поскольку еще весьма сыровата, однако уже демонстрирует принципиальную возможность перекодирования популярных видеоформатов DivX (версий 3.0, 4.0) и VCD в файлы вида ISO-image, то есть «закрытый» формат ISO для внутреннего представления данных в приставке.

В ближайшем будущем разработчики намерены включить в плейер поддержку сетевой работы и базовые функции управления потоком данных: пауза, ускоренная перемотка вперед/назад и т. д. Одновременно в Xbox Media Player встраиваются аудиокодеки AC3 и MP3. Но портирование все новых и новых кодеков — это, как говорится, дело техники. Главная же задача с точки зрения программирования, по словам RUNTiME, — обеспечение стабильной работы плейера в условиях среды, не слишком дружелюбной к «чужакам». Лишь при успешном решении этой задачи продукт имеет шансы обрести популярность.

Но не для всех, и не бесплатно
Правда, на пути широкого распространения Xbox Media Player стоит и еще одна, значительно более существенная преграда. Для работы любого рода «самопального ПО», получившего название Homebrew Soft, игровую приставку необходимо модифицировать, добавив в нее специальный mod-чип (см. «КТ» #446).

Расширение функциональности игровых приставок с помощью mod-чипов — дело не новое, давно освоенное на многих популярных консолях от Dreamcast до PlayStation2. Начиная с мая нынешнего года сразу несколько веб-сайтов — enigmah.com, xtender.info, china-messiah.com и ряд других предлагают mod-чипы для Xbox ценой от 36 (Messiah) до 80 (Xtender) долларов. Для установки чипа в приставку следует обладать не только решимостью энтузиаста (при открывании корпуса теряется право на гарантийное обслуживание), но и радиолюбительскими навыками, поскольку в системную плату придется впаять от 12 до 29 (в зависимости от разновидности чипа) проводов-отводов для дополнительной СППЗУ-микросхемы.

Xbox

Xbox

Mod-чип вносит изменения в BIOS игровой консоли, снимая все, какие сможет, барьеры закрытой архитектуры, воздвигнутые компанией-изготовителем с целью сохранения полного контроля за распространением и использованием контента. В частности, становится возможным играть в игры других DVD-регионов и обходить региональное кодирование DVD-фильмов; использовать диски с самодельными копиями игр, записанные на DVD- и CD-приводах; отключать защиту Macrovision для качественного копирования DVD-фильма с Xbox на видеомагнитофон. Наконец, разрешение обработки «неподписанных кодов» позволяет запускать на приставке разнообразные программные приложения, не имеющие официального сертификата Microsoft, в том числе и новоиспеченный Xbox Media Player.

Модифицируй это Мод-чипы для Xbox — это не только возможность запустить пиратское программное обеспечение на приставке или посмотреть фильмы, предназначенные для проката в другом регионе. Теоретически использование мод-чипов дает возможность портировать на Xbox другую операционную систему, например Linux. Пока известно только об одном подобном проекте (xbox-linux.sourceforge.net), о перспективах которого, впрочем, говорить еще рано: 19 июня на сайте был опубликован лишь предварительный код загрузчика системы. Код абсолютно нерабочий — это просто шаблон, выложенный авторами для обсуждения в Сети. Работают над портированием Linux энтузиасты. Вряд ли какой-то компании придет в голову финансово поддерживать это начинание — практическая польза от него, мягко говоря, неочевидна. Неочевидны и перспективы проекта: не факт, что разработчикам Linux для Xbox удастся осуществить портирование без использования мод-чипов. Легальность изготовления мод-чипов пока под вопросом, и может случиться, что портированный Linux окажется «вне закона». Собственно, и сами разработчики «ходят по лезвию ножа». Вряд ли в Microsoft станут смотреть на проект сквозь пальцы, если будут достигнуты значительные успехи. Главный соблазн разработчиков, который может подвести их под монастырь, — использование конфиденциальной информации по Xbox от Microsoft (например, Xbox SDK). Работать «вслепую» очень трудно, но использование Xbox SDK для реинжиниринга приставки может послужить поводом для судебного иска и закрытия проекта.

Сплошные убытки
Понятно, что над всем этим раздольем взломанных запретов витает дух пиратства и немалых денег, текущих мимо карманов Microsoft. С другой же стороны, все перечисленные манипуляции по расширению функциональности машины лежат в рамках так называемого fair use, то есть честного использования продукта владельцем, имеющим полное право совершенствовать законно купленную вещь для изготовления резервных копий игр, просмотра фильмов других регионов и других форматов, или вообще для прогулок по сайтам Интернета.

Но напрасно кто-то полагает, что значительное расширение функциональности Xbox неизбежно повысит масштабы продаж консоли, а значит — вызовет у Microsoft сложно окрашенное чувство радости или хотя бы удовлетворения. Даже начальная 300-долларовая цена приставки классифицировалась как «убыточная», не говоря о вынужденно сниженной из-за острейшей конкуренции нынешней цене в 200 долларов. Всю прибыль от Xbox планируется получать от продажи игр, а mod-чипы, понятное дело, способствуют чему угодно, кроме роста спроса на лицензионные диски.

Представители Microsoft уже объявили, что компания изыскивает юридические возможности для запрета изготовления mod-чипов. Аналогичные усилия ранее предпринимала и корпорация Sony, пытаясь обуздать модификаторов PlayStation. Мало-мальски заметного успеха на этом поприще (официального запрещения деятельности фирм-реселлеров) удалось добиться лишь в законопослушной Западной Европе. Но процесс распространения mod-чипов это, конечно, не остановило.

Впрочем, следует иметь в виду, что забавы с бесконечной модернизацией игровой консоли — все-таки развлечение на большого любителя, способного не только грамотно работать с нештатным ПО, но и аккуратно поковыряться в железе. А если вспомнить, что все те же самые «расширенные» функции предоставляет и обычный ПК, причем при значительно меньшем количестве возни, то вряд ли и mod-чипы, и Xbox Media Player, и грядущий веб-браузер вкупе с Linux-комплектом существенно отразятся на основной массе пользователей Xbox — обычных геймерах, способных лишь шустро давить на кнопки.