Компьютеры
19 декабря 2003, 00:33

ASUS 9800XT/TVD: новый чемпион

Это - лучшая реализация лучшей видеокарты.

Чип R300 от ATI был первым живым чипом, поддерживающим новый стандарт функциональности DirectX 9, в который включалась обязательная аппаратная поддержка пиксельных и вертексных шейдеров версии 2.0. ATI перехватила инициативу у Nvidia и выпустила первые ускорители поддерживающие этот стандарт. Более того, новый чип от ATI был заметно быстрее всех существующих на тот момент чипов у Nvidia. Ситуация оставалась такой до выхода GeForce FX, конкурентного продукта со стороны Nvidia. После чего началась гонка за частотами и производительностью. Функционально ускорители обеих компаний с тех пор не менялись. То есть, первые карты Radeon 9500 от обозреваемой 9800XT ничем принципиально не отличаются, разница есть лишь в производительности.  Впрочем, это же относится и к GeForce FX. Первые карты от ATI на базе R300 обладали всеми качествами продуктов от ATI, то есть “непрожаренностью” драйверов и недоработками в железе, что выражалось в постоянных “глюках”. К счастью, эта ситуация не могла остаться без внимания ATI, и ее инженеры и программисты сели доводить железо и софт до ума. Что у них получилось, мы узнаем далее на примере видеокарты ASUS 9800XT/TVD, построенной на новом графическом чипе R360.

Компания ASUSTEK всегда считалась элитной на рынке производителей железа, их продукты всегда работали стабильно, и комплект поставки был одним из лучших среди всех производителей. Правда, никогда продукты ASUS не стоили дешево. Тестируемую карту можно назвать одной из самых дорогостоящих на рынке игрового железа карточкой. Не каждый пользователь выложит 500 долларов за то, чтобы видеть игры такими, как их задумывал разработчик.

Позиционирование карты

Рассматриваемая в этом обзоре карта является флагманским продуктом компании ATI. Карта оснащена всеми возможными функциями, которые могли бы присутствовать в современном графическом акселераторе. По всей видимости, 9800XT постепенно заменит 9800 Pro, так как отпускная цена на 9800Pro и 9800XT одинакова, а производительность у 9800XT выше. Это означает, что карты 9800 Pro в ближайшее время будут сняты с производства.

card_izometry.jpg

ASUSTEK 9800XT.

Технические характеристики карты ASUSTEK 9800XT/TVD
Графический процессорR360
Частота GPU, МГц412
Память, Мбайт256
Шина памяти, бит256
Частота памяти, МГц730
ИнтерфейсAGP 8x
RAMDAC2x400 МГц
Вертексных конвейеров3
Пиксельных конвейеров8
Поддерживаемые APIDirecrX 9.0, OpenGL
Контроль системы охлажденияЕсть, термоконтроль чипа и памяти
Дополнительное питаниеДа
Разъемы подключения мониторовDVI, D-Sub 15
TV-OutComposite, S-Video
TV-INЧип RageTheater, Composite, S-Video

Когда нам принесли коробку, в которой поставляется карта ASUS 9800XT, возникло ощущение, что в комплекте поставки есть еще и системный блок к этой карте.

box_closed.jpg

Упаковка отнюдь не миниатюрна.

Если вы будете ехать с этим чудом в общественном транспорте, то все люди будут знать – вот он, счастливый обладатель 9800XT от ASUS. А если кто-то вдруг этого не заметит просто по коробке – разложите ее, и получите рекламный стенд ASUS.

box_open.jpg

Коробка-трансформер.

Комплект поставки

Как всегда, комплект поставки у карт от ASUS более чем полон. В нем есть практически всё, что нужно человеку после покупки графического ускорителя в странах, где пиратство не распространено. Человек приходит домой, открывает коробку и понимает, что можно временно прекратить тратить деньги на софт. А вот наши сограждане едва ли станут пользоваться Ulead Video Studio для редактирования видео, когда под боком есть диск с последней версией профессионального пакета видеомонтажа Adobe Premier за 80 рублей. Это же касается и игр, и, тем не менее, комплект поставки впечатляет.

Итак, вот что есть в огромной коробке:
1) Карта, упакованная в небольшой полистироловый чехол.
2) Переходник для подключения видеоустройств, оригинальной конструкции.
3) Переходник D-Sub - DVI
4) Коробка с 8 дисками
5) Три брошюрки документации
6) Купон на бесплатное получение игры Half-Life 2 сразу после ее выхода

complect_full.jpg

В комплекте есть все, и даже немного больше.

В пластиковом боксе находятся следующие диски :
1) Диск ASUS с драйверами и программным обеспечением (SmartDoctor2, VideoSecurity, DigitalVCR, GameFace)
2) DVD плеер ASUSDVD XP
3) Программа для редактирования видео PowerDirectorME Pro 2.55
4) Диск с графическими редакторами Ulead Cool 3D SE 3.0 и Ulead Photo Express SE 4.0
5) Программа для создания презентаций MediaShow SE 2.0
6) Игра GunMetal
7) Игра Battle Engine
8) Сборник демо-версий игр Power Games: Tom Clancy Splinter Cell, Warcraft III, Big Mutha Truckers, BREED, Colin McRace Rally 3, TOCA Race Driver

complect_cd.jpg

А Half Life 2 пока нет...

Описание карты

9800XT - самая тяжелая карта из всех, что автор когда либо держал в руках. Оно и понятно – на ней установлены два массивных медных радиатора. Таких систем охлаждения раньше на карты не ставили, так как охлаждение ускорителя не требовало столь серьезных решений. Теперь это норма, но об этом позднее.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

card_front_wc.jpg

Печатная плата (далее PCB выполнена из текстолита красного цвета, который является стандартным для всех карт на базе графических процессоров R300 и старше, произведенных на заводах ATI. Карта имеет референсный дизайн.

card_front_1.jpg

Конструкция карты позволяет установить плату в один слот AGP, не закрывая при этом ближайший слот PCI. На монтажной планке расположены разъемы D-Sub 15, DVI и разъем для подключения разветвителя видеосигналов. Также на плате расположен разъем для подключения внешнего питания. В отличие от карт ATI 9700 Pro, разъем на карте 9800XT теперь идентичен разъемам для подключения питания на жестких дисках. Как вы могли заметить, в комплекте поставки отсутствует разветвитель питания, то есть, видеокарта теперь будет съедать один разъем питания от блока питания, что слегка неудобно, особенно если на вашем БП этих разъемов и так немного.

Power_connector.jpg

Разъем дополнительного питания.

Графический процессор (GPU) установлен в центре карты и сделан в том же конструктиве, что и первые чипы R300. В центре - рабочий кристалл, а по бокам чипа расположена рамка, защищающая кристалл от повреждений при установке системы охлаждения. На первых картах чипы R300 перегревались из-за того, что рамка была выше, чем кристалл, и основание радиатора не доставало до кристалла. Теперь эта проблема решена. Центральный чип имеет маркировку R360 и произведен на 34 неделе 2003 года, что соответствует середине августа, и имеет версию AA.

chip.jpg

Чип R360.

Карта оснащена 256 Мбайт памяти DDR в 8 чипах стандарта BGA. Чипы памяти имеют следующую маркировку HY5DG573222 AFM-25 336A. Память производится в Корее компанией Hyundai-Hynix, имеет время выборки 2.5 нс и работает на частоте 365 МГц (эффективная частота DDR- 730 МГц).

memory.jpg

Микросхема памяти.

Система охлаждения

Мы уже обращали ваше внимание ранее, на то, что радиатор системы охлаждения в новой карте от ATI выполнен из меди. Он состоит из двух частей: одна часть установлена сверху платы и охлаждает графический процессор и четыре миросхемы памяти, другая часть расположена с обратной стороны PCB и охлаждает оставшиеся четыре микросхемы памяти. Нижний радиатор не очень массивен и вентиляторами не оснащен, а вот на верхнем, установлены два вентилятора. Надо заметить, что контроль скорости вращения есть только у одного из них, другой же всегда работает на фиксированных оборотах. Между радиатором и охлаждаемыми элементами присутствует качественная термопаста, обеспечивающая достаточно качественный теплоотвод. Уровень шума от кулеров - в пределах нормы, хотя их достаточно отчетливо слышно. Система охлаждения карты не нуждается ни в какой доработке, всё уже и так сделано достаточно качественно: надо отдать должное ASUS. Подобный дизайн системы охлаждения становится приятной особенностью всех Hi-End видеокарт от ASUS. Например ASUS V9950 на базе GeForce FX имеет аналогичную систему, что не может не радовать.

exrcies.jpg

Надо только отметить, что хоть карту и можно установить только в слот AGP, не занимая при этом слота PCI рядом с ним, в этот PCI-слот дополнительные карты расширения устанавливать не рекомендуется, так как из за тесного прилегания карт друг к другу может нарушиться циркуляция воздуха в системе охлаждения, и как следствие ухудшится её эффективность, что, несомненно, проявится на разгонном потенциале и общей стабильности системы во время серьезных нагрузок.

Драйверы

Драйверы от ASUS практически ничем не отличаются от референсных драйверов Catalyst, хотя складывается ощущение, что как база используется далеко не последняя их версия. Вообще, драйверы у ATI всегда были узким местом, но в последнее время ATI старается исправиться. Глючность драйверов теперь перешла просто в разряд неприятных особенностей, которые просто необходимо знать пользователю. Например, одна из особенностей - это невозможность установки частоты обновления и разрешения экрана выше, чем указано в контрольной панели от самой ATI. То есть, если в контрольной панели ATI указано разрешение 1024х768 и рефреш 60 Гц, то вы эти значения не превысите. Если в панели настройки windows или в параметрах игры вы укажете большее разрешение, игры будут показывать только часть экрана, которая умещается в разрешение 1024х768. Это весьма удобно для опытных пользователей и абсолютно дизориентирует неопытных, заставляя большинство новичков впадать в ступор при виде четверти экрана в игре.

Программа ASUS SmartDoctor

Эта программа предназначена для мониторинга состояния карты, а также для ее разгона. Программа может контролировать температуру графического процессора и памяти, измерять напряжение питания в контрольных точках карты (vcc, vcore, AGP Vddq, FB Vddq) и контролировать скорость вращения вентиляторов.

smart.jpg

ASUS SmartDoctor.

Также с помощью неё можно поднять частоты ядра и памяти. Программа весьма неплоха и практически не имеет глюков. Если вы занимаетесь разгоном системы, то мы рекомендуем воспользоваться этой программой для мониторинга состояния карты.

Разгон
К сожалению, у нас возникли серьезные проблемы с разгоном данной карты. Причём эти проблемы не были связаны с блокировкой данной функции в драйверах. При попытке изменить частоты памяти и графического процессора в картинке появлялись обычные для переразгона артефакты в виде сбойных нормалей и белых точек. Без них частоту памяти нам удалось поднять на 5 МГц, а частоту графического ядра – на целых 10, что и разгоном-то назвать нельзя. Возможно, это особенность данного конкретного экземпляра карты, и с другой карточкой все будет совсем иначе. На стандартных частотах наша карта работала стабильно и артефактов не наблюдалось.

Качество 2D
Претензий к качеству выводимого 2D-изображения не было. Все возможные подключения показали отсутствие замыливания и других дефектов изображения. Стоит заметить, что качество 2D очень сильно зависит от конкретного экземпляра карты, от качества провода, ведущего к монитору, ну и разумеется, от самого монитора. Инженеры от ATI не наступили на грабли во второй раз, и выпустили карту без проблем, присущих Radeon 9700 и 9500, когда по экрану шли очень заметные волны, которые ничем не устранялись. Может, нам просто повезло с картой, но мы надеемся, что это не так, и результат стабилен для всех карт 9800XT.

TV-Out и прочее

Карта имеет три выхода: D-Sub, DVI, и TV-Out. Также на карте установлен двойной RAMDAC, что позволяет карте выводить разное изображение на два устройства одновременно. D-Sub считается приоритетным и строго привязан к первому RAMDAC , а DVI и TV-Out делят второй RAMDAC между собой, что означает, невозможность одновременного использования монитора, подключенного к DVI, и телевизора, подключенного к TV-Out. Загрузить компьютер можно, подключившись к любому из выходов. То есть загрузочная картинка и BIOS будут отображаться даже на телевизоре, если подключен только он. Карта без проблем определяет, какие устройства подключены к её входам, а какие нет. Если подключить все устройства, то приоритет будет таким: D-Sub -> DVI -> TV-Out. При одновременно подключенных мониторе (к D-Sub) и телевизоре картинка выводится с момента загрузки до активации драйвера на оба монитора одновременно. Драйвер также без проблем все определяет, и если вы подключили провод к телевизору, драйвер обнаружит это и позволит вам активировать телевизор. Выбор подключения к TV-Out (Composite, S-Video) также определяется автоматически. 

video_connector.jpg

Переходник для подключения видеоустройств.

TV-Out поддерживает PAL и NTSC, причем это зашито в BIOS, то есть если вы подключите телевизор без установки каких-либо драйверов, то картинка у вас пойдет в одном из этих стандартов. 

tv_ctrl.jpg

Настройка TV-out.

В драйверах вы можете выбрать любой стандарт для TV-Out, а также настроить ряд параметров, управляющих качеством выводимого изображения.

Tv-In и Digital VCR

На карте установлен дополнительный чип для оцифровки видео -ATI Rage Theater. Надо отметить, что качество оцифрованного с помощью этого чипа видео вполне достойное. Карта действительно позволяет пользоваться компьютером как системой нелинейного видеомонтажа. 

Rage_theater.jpg

Чип ATI Rage Theater.

В комплекте поставки есть программа ASUS DigitalVCR, которая представляет собой полноценный цифровой видеомагнитофон. Все время её существования это программа глючила так, что нужно было совершить шаманский танец для того, чтобы она заработала. Например, настроить входной канал можно было только через четыре падения этой программы, причем каждый раз она падала в разных местах и с разными ошибками. 

video_rec.jpg

ASUS DigitalVCR.

Сейчас ситуация чуть-чуть поменялась: программа падает только во время установки при выборе страны и стандарта вещания в ней. После  этого она начинает функционировать относительно стабильно, и позволяет записывать видео во всех достуаных разрешениях и стандартах, вплоть до вещательного PAL 768х576 точек. Драйвер умеет сжимать записываемый поток данных в MPEG2на лету. При этом обеспечивается запись видеопотока плотностью до 10000 Кб/с, что очень неплохо: качество картинки при этом получается просто отменным. Естественно, что для того, чтобы все это получилось, центральный процессор в компьютере должен быть весьма мощным, да и жесткий диск должен успевать пропускать через себя этот поток. Раньше подобное качество оцифровки и записи видео могли предоставить только специальные карты нелинейного видеомонтажа, теперь же это доступно просто как дополнительные сервис в видеокарте.

Тестирование

Нашу методику тестирования вы можете изучить, прочитав посвященный ей материал (www.ferra.ru/online/video/25368/). Лучше изучите ее, так как мы часто будем на нее ссылаться.

Тестовая конфигурация:
• Процессор: Intel Pentium 4 2,8 ГГц
• Материнская плата: Intel 850EMV (чипсет i850E)
• Память: 512 Мбайт RDRAM PC800
• Звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy
• Жесткий диск Seagate Barracuda ATA IV 7200 rpm

Как видно, эта тестовая станция не является на настоящий момент совсем уж Hi-end, но все же она достаточно мощна и не будет являться узким местом в процессе тестирования.

Для тестирования мы использовали драйверы Catalyst 3.8 от ATI, сертифицированные компанией Microsoft.

Конкурентом карте ASUS 9800XT будет карта ASUS V9950U на чипе GeForce FX5900 Ultra (NV35Ultra). Для этой карты были установлены драйверы версии 45.23, также сертифицированные компанией Microsoft. Использование последних драйверов ForceWare версии 52.16 мы считаем некорректным, так как есть обоснованные подозрения, что выросшая во многих приложениях производительность достигается за счет ухудшения качества изображения. Подробнее об «оптимизации» драйверов ForceWare мы поговорим в обзоре, посвященном картам на базе процессоров NVIDIA.

Мы протестировали графический ускоритель в следующих приложениях:
1) 3D Mark 2001 SE Ver330
2) Codecreatures Benchmark Pro
3) Unreal Tournament 2003
4) Unreal 2
5) Doom III Demo
6) SeriousSam 2
7) Tomb Raider 5
8) HALO

3D Mark 2001 SE

Начнем мы с самого простого DirectX 7.0 теста. Как вы понимаете, этот тест может запускаться практически на всех картах. Тем и хорош.

image015.gif

Как видно из этого теста, ATI 9800XT является наиболее мощной картой из всех протестированных. Стоит обратить внимание, что следующая за ней карта NV5900Ultra не является прямым конкурентом 9800XT. NVIDIA слегка запаздывает с ответом, то есть выпуском своей топовой карты на базе  NV38, поэтому некоторое отставание 5900 Ultra вполне объяснимо. Хотя, отставание в этом тесте достаточно велико, и выпуск следующего поколения карт NVIDIA, скорее всего, просто уравняет результат… Также довольно заметен прогресс по сравнению с первыми картами ATI 9700Pro.

image014.gif

В этом тесте результат карт от NVIDIA и ATI практически идентичен, с легким превосходством в сторону карт от ATI. Но, так как это был чуть ли не первый тест с использованием шейдеров, существует очень высокая вероятность наличия заточек под этот тест в драйверах.

image011.gif

Этот синтетический тест показывает скорость обработки акселератором пиксельных шейдеров версии 1.1. Честно сказать, комментировать этот тест хочется в весьма жестких выражениях. То, что у ATI есть превосходство, и просто огромное, видно не вооруженным взглядом, но вот результат карты NVIDIA свидетельствует либо о некорректности теста, либо об очень слабом конвейере обработки пиксельных шейдеров предыдущих версий.

image012.gif

Этот тест аналогичен предыдущему, только тестируются вертексные шейдеры версии 1.1. В этом тесте обстановка слегка менее натянута. Отставание карт NVIDIA уже не столь катастрофично, но всё равно, даже первая карта на R300 - 9700Pro, работает быстрее лучшей карты от NVIDIA. ATI 9800XT на высоте, но не на очень большой. Улучшение по сравнению с всё той же 9700 Pro могло бы быть и более заметным.

Codecreatures Benchmark Pro

Тест имеет огромное количество полигонов и использует шейдеры версии 1.1.

image016.gif

Картина результатов очень схожа с оной в тесте пиксельных шейдеров 3DMark 2001. У ATI 9800XT все просто отлично, заметно превосходство над всеми тестируемыми картами. Отставание FX5900 Ultra опять сильнее, чем у первых карт на базе R300. Этот тест по своей сути очень похож на тест 3DMark 2001 - GT4 Nature. Вот только производительность карт в этом тесте заметно отличается от производительности в тесте 3DMark GT4, что говорит либо об оптимизированности драйверов NVIDIA под 3DMark, либо о заточенности ATI под Codecult.

Unreal Tournament 2003

image003.gif

Результаты этого теста говорят нам вот о чем: обе карты работают практически одинаково быстро с легким превосходством в сторону ATI. Абсолютно понятно, что подобный результат связан с нехваткой процессорной мощности. Практически на всех разрешениях результаты идентичны. 

image004.gif

Ничего не изменилось.  Только к верхним разрешениям становится видно некоторое замедление в работе из-за нехватки ресурсов карт, но заметно, что обе карты работают с почти одинаковой мощностью. Для Unreal Tournament очень важна производительность CPU.

Unreal 2

image002.gif

В этом тесте разница между картами слегка более заметна. ATI снова впереди. В нижних разрешениях производительность главных конкурентов почти одинакова, но чем ближе к верхним разрешениям, тем интереснее картина. Обратите внимание - производительность карты от Nvidia равняется производительности карты от ATI при более высоком разрешении.

Doom III Demo

image010.gif

Это тяжелый тест, очень тяжелый. Картинка, надо сказать, интересная. Первое, что бросается в глаза: процессора этот тест даже и не касается, и динамика падения производительности чуть ли не линейная. ATI снова в плюсе, в пользу NVIDIA FX5900 можно только сказать, что чем выше разрешение, тем меньше становится ее отставание от карты ATI.

Serious Sam 2: The Second Encounter

image007.gif

Ну что же, это первый тест? в котором карта NVIDIA быстрее топовой карты от ATI. Не важно, за счет «оптимизаций» это сделано или за счет реальной производительности, но факт остается фактом. Тест довольно сильно зависит от процессора, поэтому результаты в первых двух разрешениях практически идентичны. Лишь к верхнему разрешению ATI реабилитируется, но не полностью.

Tomb Raider 5 Angel Of Darkness

image005.gif

Это первый тест, который использует полноценные пиксельные и вертексные шейдеры версии 2.0. Мы же дополнительно сделаем их использование обязательным.

Сказать, что ATI впереди - это не сказать ничего. Хочется сказать, что никакими новыми версиями чипа FX5900 и поднятием его частоты такое отставание не лечится. Для того, чтобы догнать ATI в этом тесте, NVIDIA надо выпустить другой чип. Разница в верхних разрешениях почти трехкратна.

HALO

image006.gif

Не очень понятно, почему эта игрушка так медленно работает на современном железе. Ну не выглядит она как DooM 3, но при этом работает медленнее, чем его демоверсия. Видимо, портирование с X-BOX не прошло даром.

Ну да ладно, нас-то интересует количество кадров. Этот тест также использует DirectX 9.0 и шейдеры второй версии. Так же, как и в предыдущем случае, мы устанавливаем обязательное использование шейдеров второй версии. В нижних разрешениях обе карты «висят на процессоре», выше становится видна разница. Мы бы не сказали что это разница так уж велика. Производительность лучшей карты ATI опять равняется производительности лучшей карты от NVIDIA, но только если последняя работает на разрешение ниже.

Тестирование производительности с использованием AntiAliasing

К сожалению, на настоящий момент, тестирование AntiAliasing режимов у нас сжатое. Смеем уверить, это не продлится долго.

image008.gif

В этой игре можно включить сглаживание неровностей вплоть до самого высококачественного уровня, но первые два режима дают очень хорошее качество изображения, а вот дальше «на глаз» улучшений уже нет. Поэтому мы протестировали именно эти режимы. Как видно из графика, падение производительности в зависимости от качества использованного режима AA весьма незначительно. В низком разрешении использование AA будет «бесплатным», если у вас стоит достаточно мощный процессор, так как производительность в этом разрешении зависит именно от центрального процессора, а у карты есть огромный резерв. В среднем разрешении падение производительности наиболее заметно, а к верхним разрешениям этот разрыв сужается. Использование 2x AntiAliasing оправдано, особенно в нижних разрешениях, так как его включение заметно улучшает качество картинки, при этом падение производительности не выходит за пределы разумного.

image009.gif

Как мы уже говорили ранее, этот тест весьма требователен к ресурсам. Падение производительности при использовании AA более чем ощутимо. В верхнем разрешении при включении 4хАА падение на треть не может быть не заметным, да и в низких разрешениях ситуация не лучше. В любом случае, использование АА оправдано и тут, просто плата за его использование куда выше. В современных играх уже в средних разрешениях использование 4хАА может снизить число кадров в секунду до неприемлемого уровня.

Итак...

На мой взгляд, ASUS 9800XT по праву может считаться лучшей графической картой. Компания ATI исправила практически все ошибки, которые встречались в первых картах на R300. Налицо отсутствие проблем с работой карты в 2D, с перегревом, определением подключенных устройств и драйверами. Фактически, у ATI хватило сил решить все существенные проблемы с их картами. Более того, складывающаяся на рынке ситуация свидетельствует о поддержке компании ATI многими производителями компьютерных игр. Как уже упоминалось ранее, сравнение карты ATI 9800XT с NVIDIA  GeForce FX5900 Ultra немного некорректно, так как этот продукт NVIDIA  не является прямым конкурентом 9800XT, но, судя по соотношению результатов, можно предположить, что и выпуск NV38 не сильно повлияет на ситуацию, так как увеличение частоты вряд ли даст прирост в производительности больше, чем на 10-20%.  Можно сказать, что до выпуска NVIDIA следующей за GeForce FX серии ускорителей ATI 9800XT будет оставаться первым, лишь в некоторых приложениях опускаясь на второе место. Если же говорить о конкретном изделии компании ASUS, то, на наш взгляд, это лучшая реализация лучшей карты. Если у вас есть 500 долларов на видеокарту, то брать стоит именно ASUS 9800XT.

FE_approved.jpg

Мы рекомендуем присмотреться к этой карте и считаем, что вы не будете потом жалеть о сделанном выборе. Одобрено Феррой, однозначно.