Компьютеры
6 мая 2004, 00:33

Sapphire 9800XT – Золотая середина при выборе комплектации

Обзор оригинальной карты ATI 9800XT под маркой Sapphire. Иногда, для изменения имени достаточно сменить наклейку, но это не означает, что продукт имеет плохое качество.

 Выбор лучшего на рынке 3D-ускорителя чем-то напоминает выбор дорогого автомобиля. Они все хороши, но каждый хорош по-своему. После выбора марки еще нужно определиться с комплектацией и цветовой гаммой, но это уже проще. При выборе 3D-акселератора добавляется еще и выбор производителя самой карты, а не только чипа. У производителей акселераторов довольно много свободы. Они могут сделать из эталонной карты практически всё что захотят, в основе останется только графический процессор, поставляемый компанией разработчиком. Если вернуться к аналогии с автомобилями, то представьте следующую фантастическую ситуацию: компания ВMW дает свои моторы сторонним компаниям, которые делают на их базе свои автомобили. Придумывают для них новый дизайн, комплектацию и вообще извращаются, как могут. Но после этого все автомобили, произведенные этими самыми сторонними компаниями, имеют право называться BMW, более того, даже выбор имени модели этого автомобиля находится в компетенции конструктора авто. При этом сама BMW только рекомендует внешний вид, комплектацию и технологию.

В мире автомобилестроения такое вряд ли возможно, в мире Hi Tech это сплошь и рядом.

К чему мы все это затеяли? Да к тому, что в этой статье речь пойдет о флагманской карте ATI 9800XT от всемирно известного производителя – Sapphire.

perspective.jpg

Общий вид Sapphire 9800XT

Технические характеристики карты Sapphire 9800XT
Производитель картыSapphire
Графический процессорATI R360 (9800XT)
Частота чипа, МГц412
ПамятьDDR, 256Мбайт
Частота памяти, МГц365 (730)
Ширина шины памяти, bit256
ИнтерфейсAGP 8x
RAMDAC2 x 400МГц
Количество вертексных конвейеров8
Количество пиксельных конвейеров4
APIDirectX 9.0b, OpenGL 1.4
Контроль системы охлажденияПолный
Дополнительное питаниеТребуется
Разъемы подключения мониторовD-Sub и DVI
Наличие TV-OutДа
Наличие TV-INНет
Цена, $450

Позиционирование карты производителем

Как видно из технических характеристик, карта ориентирована на продвинутых геймеров. Вполне очевидно, что стоимость под 500 долларов может отпугнуть большую часть потенциальных покупателей, даже если им вполне по душе все остальные характеристики. Отсутствие на карте TV-входа слегка снижает стоимость конечного продукта за счет удешевления производства и отсутствия в комплекте поставки специализированного программного обеспечения.

Упаковка

В этом вопросе компания Sapphire предала моду на большие упаковки. Коробку, в которой поставляется Sapphire 9800XT, никак нельзя назвать большой. В неё упакованы две ванны из прозрачного пластика. В верхней ванне лежит документация и компакт диски, в нижней - провода для подключения телевизора и сама карта.

box.jpg

Упаковка Sapphire 9800XT

Надо сказать, что у большинства людей, имеющих дело с подобным типом упаковки, при попытках убрать весь комплект обратно в коробку всегда возникает желание перевернуть верхнюю ванну вверх ногами и с усилием запихать всё это во внешнюю коробку. А потом, вспоминая недобрыми словами производителя, пытаться её закрыть.

Комплект поставки

В комплекте поставки карты Sapphire 9800XT есть всё необходимое для работы, но не более того.

complect.jpg

Комплект поставки

Для подключения телевизора в комплекте есть два провода и один переходник S-Video -RCA. Подобная схема предоставляет очень большую гибкость при выборе подключения TV и не использует нестандартных проводов. Поэтому при нехватке метража проводов в комплекте их можно легко докупить, более того, велика вероятность, что эти провода окажутся в наличии в ближайшем магазине электротехники. Также в комплекте присутствует разветвитель для подключения питания, длина которого вполне достаточна, чтобы дотянуться даже до самых дальних разъемов питания. Документация не переведена на русский язык, но это уже скорее правило, чем исключение. Радует, что в комплекте есть купон с серийным номером на получении Half-Life 2 после его выхода.

 Вот список всех предметов в комплекте:
1) Сама карта Sapphire 9800XT.
2) Провод RCA -> RCA для подключения телевизора через разъем типа тюльпан.
3) Провод S-Video - > S-Video.
4) Переходник S-Video -> RCA.
5) Разветвитель питания, для подключения внешнего питания к карте c "большими" разъемами.
6) Переходник DVI -> DSub 15, для подключения аналоговых мониторов через цифровой выход.
7) Документация.
8) Купон на получение Half-Life 2.
9) 5 компакт дисков с программным обеспечением и играми.

Как можно заметить, в комплекте присутствуют пять компакт дисков, на которых находится следующее программное обеспечении:
1) Диск с драйверами.
2) Диск с утилитой для разгона.
3) Power WinDVD (программа для декодирования и воспроизведения DVD дисков).
4) Игра Tomb Raider – Angel Of Darkness (поставляется на двух компакт дисках).

Стоит отметить, что утилита для разгона занимает всего 3 Мбайта, а весь остальной диск пустой. Можно было бы её положить на диск с драйверами, но почему-то её решили разместить на отдельном диске. В остальном  комплект поставки не вызвал никаких нареканий.

Карта

С первого взгляда на Sapphire 9800XT становится понятно, что это точная копия оригинального дизайна ATI, более того, это и есть оригинальный дизайн, произведенный самой компанией ATI. Даже система охлаждения осталась нетронутой, но об этом позднее.

card_w_rad.jpg

Вид сверху, вид снизу.

Печатная плата выполнена на традиционном красном текстолите и несет стандартный набор элементов. Никаких дополнений или расширений, сделанных Sapphire, на плате не наблюдается.

card_wo_rad.jpg

Вид сверху, вид снизу, без радиаторов.

На плате установлено 256 Мбайт памяти в 8 чипах форм-фактора BGA, которые располагаются на обеих сторонах печатной платы по четыре на стороне. Модули памяти производства Hyndai-Hynix имеют маркировку HY5DU573222 AFM-25, работают на частоте 365 (730) МГц и имеют время выборки в 2.5нс.

gpu_mem.jpg

Маркировка GPU и памяти.

Графический процессор R360 работает на рекомендованной производителем частоте 412 МГц и произведен на 34 неделе 2003 года, что соответствует середине августа прошлого года, имеет степпинг АА и произведен на Тайване.

Система охлаждения

Контроль скорости вращения вентилятора на кулере GPU в последнее время стал редкостью. Если кулер встанет, то пользователь будет оповещен о проблемах с системой охлаждения, также можно просто контролировать скорость его вращения . Уровень шума от системы охлаждения довольно низкий и оценивается нами как “ниже среднего”, что может являться серьезным достоинством платы.

radiators.jpg

Радиаторы с обратной стороны.

Вся система охлаждения выполнена из меди. Единственным минусом могут стать теплопроводные пластинки между модулями памяти. На заднем радиаторе они представляют собой полимерные вставки толщиной чуть меньше половины миллиметра. Их внешний вид вызывает серьезные сомнения в их хороших тепловых характеристиках. Модули на внешней стороне карты памяти также нуждаются в реорганизации системы охлаждения, в противном случае хорошего разгона памяти можно не ждать. В области графического процессора радиатор имеет небольшой выступ. Плюс к этому, между радиатором и GPU присутствует качественная термопаста, то есть к качеству охлаждения графического процессора претензий нет.

Хотелось бы упомянуть, что система охлаждения, так же, как и сама плата, произведена на заводах ATI. Принадлежность системы охлаждения и самой карты к компании Sapphire определяется по наклейке на внешней стороне системы охлаждения. Если же содрать эту наклейку, то под ней обнаруживается стандартный рисунок ATI.

original.jpg

Вид на плату с оторванной наклейкой.

Этот факт только подтверждает версию, что карта от Sapphire является точной копией оригинальной карты от ATI, и в отличие от Asustek, компания Sapphire не вносила никаких изменений ни в дизайн печатной платы, ни в дизайн системы охлаждения. Но это не означает, что это плохо, это означает лишь то, что оригинальная версия платы от ATI достойна производства и не нуждается в доработке.

2D, TV-in TV-Out и выходы карты

Sapphire 9800XT имеет два выхода на мониторы и один выход на телевизор. Первый разъем D-Sub - для подключения аналоговых CRT-мониторов, второй разъем DVI - для подключения цифровых жидкокристаллических мониторов и панелей. Подключение аналогового монитора к DVI-разъему возможно через переходник, идущий в комплекте. Как уже упоминалось, карта имеет два RAMDAC по 400МГц. Эти два RAMDAC коммутированы таким образом, что основным выходом является D-Sub. Выходы DVI и TV-Out делят между собой второй RAMDAC, а это означает, что одновременное использование DVI и TV-Out невозможно. К качеству 2D выводимого изображения со всех выходов карты никаких претензий у нас не возникло.

Тестирование

Тестовая конфигурация

• Процессор Intel Pentium 4 2.8 ГГц;
• Материнская плата Intel 850EMV (чипсет i850E, 512 Мбайт RDRAM PC800, AGP 4x);
• Звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy;
• Жесткий диск Seagate Barracuda ATA IV 7200 rpm.

Используемые драйверы

Для тестирования мы использовали версию  драйверов Catalyst 4.12 от ATI, сертифицированную компанией Microsoft. Также в нашем тестировании принимает участие ускоритель GeForceFX5950Ultra на базе NV38Ultra в оригинальном исполнении Для этой карты были установлены драйверы версии 53.03, также сертифицированные компанией Microsoft.

Мы протестировали графический ускоритель в следующих приложениях:
1) 3D Mark 2001 SE Ver330
2) Codecreatures Benchmark Pro
3) Unreal Tournament 2003
4) Unreal 2
5) Doom III Demo
6) SeriousSam 2
7) Tomb Raider 5
8) HALO 
9) Aquamak

Оценка прямой производительности, без использования AA и анизотропии

3D Mark 2001 SE Ver330

image022.gif

Как видно, в этом тесте Sapphire 9800XT обогнала конкурентную плату от NVIDIA на базе GeForceFX 5950Ultra. Этот тест не нагружает современные графические процессоры использованием современных функций и использует DirectX 7, но имеет в кадре большое количество полигонов. Это означает, что подобное соотношение сил будет прослеживаться на всех играх и приложениях предыдущего поколения. С другой стороны, все игры того времени на современном железе и так летают, как реактивные самолеты и недостаток производительности на серьезных картах вряд ли возможен.

image021.gif

“Крутим 3Dmark, как хотим” – именно эта мысль прослеживается во многих действиях NVIDIA в отношении этого теста. Этот тест оптимизируют в драйверах все, и ATI, и NVIDIA, причем, соотношение сил меняется в зависимости от используемых драйверов, и каждая новая версия драйверов всё больше дискредитирует тестовый пакет в глазах тестеров. На настоящий момент ATI 9800XT выигрывает у GeForceFX 5950Ultra с большим отрывом. Чем выше разрешение, тем меньше отрыв, но даже в самом высоком разрешении этот отрыв достаточен, чтобы мы могли говорить о победе Sapphire 9800XT.

Codecreatures Benchmark Pro

image019.gif

Этот тест является полным аналогом предыдущего в очень многих аспектах, только шума вокруг него меньше. Но отсутствие шума вовсе не означает отсутствия заточек, и производительность с изменением драйверов так же,  как и в 3Dmark – Nature, меняется абсолютно непредсказуемым образом. В этом тесте победил GeForceFX 5950Ultra. Sapphire 9800XT проиграла конкуренту во всех разрешениях. Абсолютно разные картины производительности на двух очень похожих тестах сильно настораживают. Настораживает и то, что с более ранними драйверами соотношения сил были другими.

Unreal Tournament 2003

image015.gif

В этом тесте решающую роль играет процессор, поэтому все результаты в нижних разрешениях одинаковы. Так же идентична производительность в верхних разрешениях у ATI 9800XT и GeForceFX 5950 Ultra. Стоит отметить, что использование в нижних разрешениях функций антиалиасинга и анизотропии будет абсолютно "бесплатным" для всех тестируемых карт, то есть никак не отразится на производительности, при этом существенно улучшит качество картинки во время игры.

Unreal 2

image014.gif

Нижние разрешения полностью висят на центральном процессоре. В верхних же разрешениях выигрывает  Sapphire 9800XT, причем уходит она от конкурента GeForceFX 5950Ultra с заметным отрывом. Вероятность заточек для этого теста существует, но крайне низка, так как тест не имеет встроенного бенчмарка и используется тестерами достаточно редко.

Doom III Demo

image018.gif

Картина соотношений производительности очень странная. В нижнем разрешении Sapphire 9800XT выигрывает у GeForceFX 5950Ultra значительное количество кадров, а к верхним разрешениям производительность уравнивается. Странность в этом тесте заключается в следующем: нагрузка на графический процессор, вне зависимости от разрешения, почти максимальная. При этом карты NVIDIA сохраняют линейность падения производительности, и даже ATI 9600XT имеет эту линейность, а вот тестируемая Sapphire 9800XT имеет неестественно крутую линию падения производительности.

image017.gif

Для контроля мы использовали еще один записанный демо-ролик. Как видно, картина уже не столь неоднозначна, но все равно имеет аномалии, которые заметны в разрешении 1024х768, где Sapphire 9800XT вырвался вперед, хотя на остальных разрешениях результаты показывают линейное падение производительности. В целом, можно сказать, конкуренты имеют очень схожие результаты, хотя преимущество остается за Sapphire 9800XT.

SeriousSam 2

image012.gif

Ускоритель Sapphire 9800XT в этом тесте показал отвратительные результаты. Это абсолютно неудивительно, так как этот тест "любит" карты NVIDIA так же, как тест Tomb Raider "любит" карты ATI. Создается ощущение, что в нижних разрешениях производительность сдерживается за счет центрального процессора или программно, так как результаты обеих карт от ATI почти одинаковы. В верхнем разрешении производительность Sapphire 9800XT становится равной мощности GeForceFX 5900XT.

Tomb Raider 5

image013.gif

Как уже упоминалось, этот тест предпочитает ATI и в нем уже приходится туго картам от NVIDIA. Тут Sapphire 9800XT уходит от всех конкурентов с бешеным отрывом. Это объясняется сильным блоком обработки пиксельных шейдеров у ATI 9800XT. Правда, при этом складывается ощущение, что не обошлось без специфичной оптимизации теста под конкретный чип. В нижнем разрешении всё обычно, если не считать идентичной производительности ATI 9600XT и GeForceFX 5950 Ultra. Похожесть результатов этих двух карт сохраняется до самых верхних разрешений. В свою очередь, Sapphire 9800XT имеет выигрыш во всех разрешениях почти в два раза.

HALO

image002.gif

Этот тест имеет слегка неадекватную картину падения производительности, так как в нижних разрешениях карты показывают меньшую производительность, чем в верхних. При этом тестируемый ускоритель Sapphire 9800XT проигрывает GeForceFX 5950 Ultra почти во всех разрешениях, но показывает улучшение результатов к верхним разрешениям и в максимальном разрешении догоняет конкурента, сравняв результат.

Quake 3

image010.gif

Тест старый, добрый и просто необходимый, так как в эту игру многие будут играть вне зависимости от железа внутри компьютера. Sapphire 9800XT проиграла обеим картам от NVIDIA во всех разрешениях. Но общее количество кадров у всех карт показывает, что ни один из тестируемых ускорителей не будет являться узким местом для этой игры.

Aquamark

image009.gif

Тест очень тяжелый и использует многие современные функции аппаратного ускорения DirecеX 9. Как видно Sapphire 9800XT проиграла обеим картам на базе графических процессоров NVIDIA во всех разрешениях. Это уже может считаться серьезным промахом со стороны ATI, но есть один момент, который стоит оговорить. В процессе тестирования мы обратили внимание, что производительность в этом тесте у карт ATI немного возрастает при использовании легких режимов антиалиазинга и анизотропии - примерно на два три кадра во всех разрешениях. Картину соотношений сил это не меняет, но наводит на мысли, что в этом тесте ATI использует или средние режимы антиалиазинга и анизотропии по умолчанию, или какие-то другие нестандартные функции.

Тестирование разгона

Как уже упоминалось ранее, карта Sapphire 9800XT имеет не совсем корректно организованную систему охлаждения модулей памяти. Именно этот факт и отразился на возможностях разгона. Память удалось разогнать всего лишь на 25 МГц и при этом достичь частоты в 755 МГц, и эти 3% даже и разгоном-то назвать сложно. При этом, графический процессор удалось разогнать до частоты в 460МГц, а это на 48 МГц больше базовой его частоты. Учитывая то, что это 11%, можно сказать, что потенциал разгона GPU не так уж и плох. Таким образом, результат разгона Sapphire 9800XT неоднозначен, так как при плохом разгоне памяти можно надеяться на неплохой разгон графического процессора. Это означает, что все игры, использующие шейдеры и нагружающие GPU, будут иметь куда больший прирост производительности от разгона, чем игры, которые используют большие текстуры и нагружают подсистему памяти.

Отдельного упоминания заслуживает режим разгона ОverDrive, который меняет частоту GPU и памяти в зависимости от температуры графического процессора. Идея, конечно же, неплохая, вот только подобный режим разгона никак нельзя назвать экстремальным. Дело в том, что процент, на который увеличивается частота в этом режиме, очень небольшой, а отсюда очень низкий прирост производительности.

Для удобства мы собрали идущие ниже графики следующим образом. Красным цветом выделены результаты максимального разгона карты Sapphire 9800XT, синим – режим OverDrive, а зеленым -результаты без разгона. Желтым цветом выделены результаты ускорителя GeForceFX 5950Ultra, приведенный в графиках для сравнения.

Codecreatures

image005.gif

Разгон очень положительно сказался на производительности Sapphire 9800XT в этом тесте. Это абсолютно неудивительно, особенно если учесть, что тест имеет огромное количество полигонов в сцене и довольно небольшие текстуры, соответственно, большая нагрузка ложится на графический процессор, а не на локальную видеопамять. Также отчетливо видно, что режим Overdrive практически не дает никакого прироста производительности. Хотелось бы отметить, что при разгоне Sapphire 9800XT всё-таки обгоняет конкурентную карту от NVIDIA.

3D Mark 2001 SE Ver. 330

image006.gif

Этот тест использует большое количество текстур и сильнее нагружает память, но и на графический процессор ложится серьезная нагрузка. Как видно, разгон Sapphire 9800XT дает заметный прирост производительности. И так же, как и в прошлый раз, включенный режим Overdrive почти не оказал воздействия на производительность.

Tomb Raider 5

image003.gif

Как уже упоминалось ранее, этот тест использует DirectX 9.0 и большое количество шейдеров. Нижние разрешения полностью зависят от процессора, и хотя в нижнем разрешении есть аномалия с непонятным приростом производительности на неразогнанной карте, об этом можно говорить с некоторой уверенностью. К верхним разрешениям отрыв производительности разогнанной карты становится заметен. Прирост производительности от использования режима Overdrive остается минимальным.

Тестирование производительности в зависимости от использования AA и Анизотропии

Пользователи, имеющие топовые ускорители, уже привыкли использовать во многих играх режимы антиалиасинга и анизотропии. В особенности это касается пользователей, у которых баланс центрального и графического процессора имеет явный перевес в сторону второго, так как использование этих режимов в нижних разрешениях практически не сказывается на производительности. Это естественно, так как видеть лесенки из пикселей и мыльные текстуры не хочет никто, но на сбалансированных системах использование этих функции не бесплатно и расплачиваться приходится производительностью. Эта часть статьи показывает, насколько сильно падает производительность в зависимости от используемых режимов антиалиазинга и анизотропии.

Tomb Raider 5

image008.gif

Невооруженным взглядом видно, что падение производительности почти линейно. Это означает, что для улучшения качества графики можно не переходить на ступеньку выше в разрешении экрана, а всего лишь включить режим антиалиазинга. С нашей точки зрения, самым “правильным” режимом для этой игры можно назвать 1024x768 при 2хAA.

Codecreatures

image007.gif

В этом графике падение производительности менее линейно. Из-за большого количества полигонов в кадре использование четырехкратного антиалиазинга сказывается на производительности просто губительно, при этом производительность оказывается на одном уровне с двукратным режимом антиалиазинга на следующем разрешении. Этот факт говорит о том, что в тяжелых играх, где количество полигонов больше полумиллиона, использование четырехкратного антиалиазинга абсолютно неоправданно, и более качественная картинка получится, если поднять на одну ступень разрешение и использовать двукратный антиалиазинг.

Выводы

Как вы уже, наверное, поняли, тестируемая карта Sapphire 9800XT  является точной копией оригинальной карты ATI 9800XT. Это не плохо, это хорошо, так как оригинальный дизайн прорабатывался и тестировался самой ATI, и вряд ли вызовет нарекания. Использование двухсторонней медной системы охлаждения с контролируемым кулером придает карте блеск и тяжесть элитного компьютерного железа, коим она и является. Единственным недочетом является неправильно организованная система охлаждения модулей памяти.

Ускоритель Sapphire 9800XT показал отличные результаты производительность, особенно если его разогнать. Конечно же, соотношения производительности конкурирующих ускорителей ATI и NVIDIA (в разных тестах разное) сильно запутывает выбор. Но, если вам больше по душе ATI, выбор Sapphire 9800XT будет абсолютно оправдан и вы не пожалеете об этом приобретении.