Опубликовано 07 июня 2004, 00:33

Репортаж с фабрики GIGABYTE: как создается материнская плата

Несмотря на то, что выставка Computex продолжается всего пять дней и у журналистов, работающих на ней, времени обычно, мягко говоря, в обрез, от экскурсии на фабрику Nan-Ping компании GIGABYTE отказаться смогли только самые стойкие. Я не попал в их число.

Несмотря на то, что выставка Computex продолжается всего пять дней, и у журналистов, работающих на ней, времени обычно, мягко говоря, в обрез, от экскурсии на фабрику компании Gigabyte отказаться смогли только самые стойкие. Я не попал в число "стойких", и рано утром 3 июня вместе с десятком российских журналистов других изданий уже сидел в комфортном кондиционированном автобусе Volvo, рассчитанном как минимум человек на сорок.

Фабрика Nan-Ping в местечке Ping-Jen удивляет уже своим внешним видом. Припомните, как выглядит типичный российский завод, производящий ту же электронику. Это куча грязных корпусов за жутким бетонным забором, мусорные свалки, дымящие трубы и такие же рабочие... Ничего подобного тут нет. Фабрика – очень чистое девятиэтажное здание с решетчатым забором и газонами и клумбами вокруг него.

GIGABYTE.jpg

GIGABYTE.jpg

Russian.jpg

Russian.jpg

На площади 45 000 квадратных метров. трудятся 1800 человек, собирая материнские платы и видеокарты.

Перед входом в производственное помещение каждый должен пройти «воздушный душ». Хорошо хоть, в костюмы а-ля «штурмовик Империи» переодеваться не заставили :).

WAY.jpg

WAY.jpg

Путь платы на фабрике начинается с принтера, который наносит флюс.

Printer.jpg

Printer.jpg

Многослойные куски текстолита поступают на фабрику уже готовыми, причем, по словам вице-президента Gigabyte Henry Kao, от десятков разных поставщиков, которые готовят их по шаблону, разработанному компанией.

PCB.jpg

PCB.jpg

После нанесения флюса платы поступают в машину, которая устанавливает на них мелкие компоненты. Работает она со скоростью пулемета, да и принцип, честно говоря, похож.

s_elements.jpg

s_elements.jpg

В таких лентах хранятся элементы, а автомат, который я тщетно пытался сфотографировать, но так и не смог добиться несмазанного изображения из-за высокой скорости его вращения, поочередно захватывает их и лепит на плату.

l_elements.jpg

l_elements.jpg

l_elements2.jpg

l_elements2.jpg

Потом наступает черед больших элементов.

l_el_after.jpg

l_el_after.jpg

После этого плата сначала сушится горячим воздухом, затем переворачивается, и процесс  печати, установки элементов и сушки повторяется заново.

Затем наступает черед этапа контроля. Этих этапов на протяжении всего пути платы очень много, и после посещения фабрики я могу с уверенностью сказать – брак не пройдет!

После первичной сборки, пока на плате нет еще даже разъемов, плата тестируется трижды. Первый раз – на предмет контактов там, где не нужно, и отсутствия оных там, где нужно.

visual_test.jpg

visual_test.jpg

Второй этап – это визуальное тестирование. На плату накладывается маска, и "специально обученная девушка" проверяет правильность установки элементов – и больших, и маленьких. И, наконец, третий этап – оптический дефектоскоп, который автоматически высматривает наличие механических дефектов на плате.

После этого – окончательная сушка, а затем плата (вернее, то, чем она пока является) поступает в сборочный цех.

sborka1.jpg

sborka1.jpg

sborka2.jpg

sborka2.jpg

socket.jpg

socket.jpg

Посмотрев на работу сборщиц, мы поняли, как же хорошо работать журналистами. Нет, условия труда на фабрике такие, что ни один профсоюз не придерется. Но втыкать несколько часов подряд один и тот же элемент в одно и то же отверстие на плате – так и с ума сойти недолго.

Неудивительно, что бдительность работников приходится подкреплять лозунгами, выдержанными в духе начала 80-х годов.

slogan.jpg

slogan.jpg

slogan2_.jpg

slogan2_.jpg

Описывать установку каждого элемента я, наверное, не буду, так как различаются в этом случае лишь движения сборщиц. Скажу только, что паяльник на сборке практически не используется.

sborka3.jpg

sborka3.jpg

После того как плата становится платой, она отправляется на этап окончательного контроля. Случайность определяет, куда именно она попадет – на автоматический контроль, где сборщик лишь устанавливает процессор и память, а все остальное делает автомат, или же на ручной, где оператор полностью собирает систему и гоняет на ней тесты.

test1.jpg

test1.jpg

test2.jpg

test2.jpg

А еще есть температурный тест, где готовые системы погружаются в шкаф с горячим (40 градусов по Цельсию) воздухом и работают там продолжительное время.

heat.jpg

heat.jpg

heat2.jpg

heat2.jpg

Если верить Gigabyte, окончательное тестирование проходит 100% плат.

way2.jpg

way2.jpg

Но даже если не верить Gigabyte, то, что я увидел своими глазами, позволяет убедиться в надежности такого тестирования.

После теста платы, которым повезло, отправляются на упаковку...

pack.jpg

pack.jpg

pack2.jpg

pack2.jpg

…и в магазины.

security.jpg

security.jpg

Но это уже другая история.

SiS.jpg

SiS.jpg

После ланча мы переместились на фабрику SiS в надежде увидеть, как же все-таки делаются чипсеты, но руководство этой фабрики почему-то ограничилось теоретической частью и LCD-туром...

LCD.jpg

LCD.jpg

SiS2.jpg

SiS2.jpg

Мы увидели ровно то же, что видите сейчас вы. Услышали, правда, чуть больше, но рассказывать о  том, что не видел сам, смысла, я думаю, нет.

Computex уже закончился, но наша команда все еще находится в Тайпее. Ей, правда, пришлось разделиться – Павел улетел в Шанхай на киберспортивный турнир, так что вскоре имеет смысл ожидать его репортаж о том, как играют на мировых турнирах. Кроме того, конечно же, вы увидите большой репортаж с выставки Computex.

Чжейчжень!

taiwan1.jpg

taiwan1.jpg

china_family.jpg

Наш коллега Александр Баулин со своей китайской семьей наблюдает за полетом НЛО.

china_family.jpg

Наш коллега Александр Баулин со своей китайской семьей наблюдает за полетом НЛО.