Компьютеры
28 февраля 2005, 00:33

NVIDIA GeForce 6600 - свежее Middle-End решение для AGP-платформы

...cегодня нам предстоит проверить, на что же способна более простая модификация NVIDIA GeForce 6600 в сравнении со своей более продвинутой GT-версией, а также пока одним реально представленным на рынке конкурентом − платой на базе графического процессора ATI Radeon 9800 Pro.

Выпуск видеокарт на базе NVIDIA GeForce 6600 GT с интерфейсом передачи данных AGP очень вовремя всколыхнул Middle-End сектор рынка, до недавнего времени представленный только достаточно старыми решениями, которые, тем не менее, пользовались достаточным спросом и успешно продавались. Но все, бесспорно, ожидали плат на новых GPU как от NVIDIA, так и от ATI для среднеценового рынка. Всё же оценить преимущества нового поколения графических процессоров за вполне приемлемую сумму для среднестатистического кошелька простого пользователя – это закономерное и естественное желание любого любителя компьютерных игр. И наконец-то желание этих людей было удовлетворено. Пусть и удовлетворено пока что только решениями на базе графических процессоров NVIDIA – это NVIDIA GeForce 6600 GT и NVIDIA GeForce 6600.

В нашем прошлом материале, посвящённом тестированию GPU NVIDIA GeForce 6600 GT, мы все смогли убедиться в том, что у NVIDIA получилось сделать по-настоящему сбалансированный чип для производства плат среднеценового диапазона.
Все платы на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT просто обречены на успех. Стоит только взглянуть на результаты нынешнего оппонента из стана ATI – Radeon 9800 Pro. Производительность последнего находится на непозволительно низком относительно NVIDIA GeForce 6600 GT уровне, что ставит NVIDIA GeForce 6600 GT практически вне конкуренции. Однако, с успехом нового чипа NVIDIA для массового рынка все как-то немного забыли про менее производительную модель на базе NV43 – NVIDIA GeForce 6600. Ведь в хороших традициях у NVIDIA выпускать сразу несколько модификаций на базе проектируемого чипа. Так и в случае с GeForce 6600 series для карт с интерфейсом передачи данных AGP мы можем видеть сразу 2 модификации: NVIDIA GeForce 6600 GT и NVIDIA GeForce 6600. Традиционно, согласно уже устоявшейся иерархии обозначения модификаций чипов у NVIDIA, буквосочетанию GT соответствует продвинутое решение с повышенными частотами, тогда как вариант без каких-либо аббревиатур означает менее технологически продвинутое решение. GeForce 6600 series не стала исключением, и сегодня нам предстоит проверить, на что же способна более простая модификация NVIDIA GeForce 6600 в сравнении со своей более продвинутой GT-версией, а также пока одним реально представленным на рынке конкурентом − платой на базе графического процессора ATI Radeon 9800 Pro.

Графический чип NVIDIA GeForce 6600

Наша таблица спецификаций не претерпела больших изменений, поскольку ничего нового на рынок за время тестирования выпущено не было, а значит, и рассматривать, по большому счету, нам придётся старые решения.

ЧипыGeForce 6600 GTATI Radeon 9800 ProGeForce 6600
Кодовое названиеNV43R350NV43
Технология чипа256 бит256 бит256 бит
Техпроцесс0,11 мкм0,15 мкм0,11 мкм
Число транзисторов146 млн.~107 млн.146 млн.
Шина памяти128-bit256-bit128-bit
Пропускная способность памяти14,4 Гбайт/с21,8 Гбайт/с8,0 Гбайт/с
Скорость пиксельного заполнения4,0 Гигапиксель/с3,04 Гигапиксель/с2,4 Гигапиксель/с
Шина AGP8x (мост HIS)8x8x (мост HIS)
Память128/256 Мбайт128/256 Мбайт128/256 Мбайт
Частота чипа500 МГц380 МГц300 МГц
Частота памяти450 МГц (900 DDR)340 МГц (680 DDR)250 МГц (500 DDR)
Число пиксельных конвейеров888
Число вершинных процессоров343
Число текстур на конвейер111
Версия вершинных программ3.02.03.0
Версия пиксельных программ3.02.03.0
Поколение DirectX9.0c9.0b9.0c

Ожидать от чипа NVIDIA GeForce 6600 чего-либо интересного в техническом плане не приходится. Данное решение – это всего лишь “урезанная” по частотам версия NVIDIA GeForce 6600 GT. Причём "урезанность" получилась весьма и весьма существенной. Судите сами – вместо 500 МГц по чипу у NVIDIA GeForce 6600 GT мы имеем всего лишь 300 МГц у NVIDIA GeForce 6600. Со снижением филлрейта логично будет снизить и ПСП, которой уже нет необходимости прокачивать большие объёмы данных – их попросту не будет поступать в таком количестве от GPU, дабы "забить" такой широкий канал, как у плат на базе NVIDIA GeForce 6600 GT. И, таким образом, частоты памяти были снижены с 900 МГц до 500 МГц. Если посмотреть на характеристики NVIDIA GeForce 6600 и ATI Radeon 9800 Pro, то становится понятным, что данные платы находятся, по вполне понятным причинам, в "разных весовых категориях". И при тестировании нам будет более интересно проследить не общую раскладку сил (она, по сути, уже ясна), а то, насколько сильным будет отставание NVIDIA GeForce 6600 от ATI Radeon 9800 Pro, а также насколько оправданным будет покупка такой платы с учётом нынешних розничных цен на новые решения NVIDIA.

Плата Palit GeForce 6600

**

Технические характеристики карты
Производитель картыPalit
Графический процессорNV43
Частота чипа, МГц300
ПамятьGDDR III, 128 Мбайт
Частота памяти, МГц275 (550)
Ширина шины памяти, бит128
ИнтерфейсAGP 8x (мост HSI)
RAMDAC2x400 МГц
Количество вершинных конвейеров3
Количество пиксельных конвейеров8
APIDirectX 9.0c, OpenGL 1.5
Контроль системы охлажденияЕсть
Дополнительное питаниеНе требуется
Разъёмы подключения мониторовD-Sub и DVI
Наличие TV-OutДа
Наличие TV-INНет
Цена, $165$

**

Комплект поставки

GeForce 6600 - коробка

В небольших размеров коробке удалось найти следующее:

 непосредственно саму плату;
 переходник DVI-to-D-SUB;
 небольшое руководство пользователя (на английском);
 диск с драйверами и утилитами.

Как видно, комплект поставки достаточно стандартен – производители уровня Palit никогда не заботились о богатстве ретейла своих продуктов. Впрочем, это всегда позволяло выпускать на рынок максимально дешёвые решения, что традиционно являлось плюсом продукции данной компании.

Дизайн и компоновка платы

GeForce 6600

После обзора типичного комплекта поставки для недорогих плат можно смело переходить к изучению особенностей PCB платы.

GeForce 6600

(172 Кбайт)

(172 Кбайт)

GeForce 6600

(179 Кбайт)

(179 Кбайт)

Первое, что бросается в глаза – это расположение переходного чипа HSI, который отвечает за преобразование сигнала на магистрали GPU – шина передачи данных относительно графического процессора. Похоже на то, что инженеры компании Palit решили пойти своим собственным путём и разработали оригинальный дизайн PCB для плат на базе чипов NVIDIA GeForce 6600. Он достаточно серьёзно отличается от того, что предлагает NVIDIA в своем референсе.

Точно так же, как и в случае с GT модификацией платы на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600GT, Palit пошла своим собственным путём и в отличие от референсного дизайна NVIDIA, при котором переходный мост HSI размещается под углом 45 градусов относительно GPU, разместила мост HSI прямо под чипом, а чипы памяти – вокруг.  Также немного настораживает тот факт, что на PCB от Palit невозможно установить чип VIVO – места под него на печатной плате не предусмотрено вовсе.

В остальном же, всё достаточно стандартно: зелёный цвет PCB (характерен для Palit), 128 Mb DDR памяти с шиной передачи данных в 128 бит, интерфейс передачи данных AGP 4x/8x (посредством моста HSI) и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT.

Отсутствие дополнительного питания на карте вполне естественно, если учесть тот факт, что энергопотребление платы заметно снизилось относительно GT-модификации плат на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600, работающей на повышенных частотах.

GeForce 6600 - чип памяти

На плате Palit GeForce 6600 GT установлены микросхемы памяти производства Samsung (K4D261638F-TC33), для которых предусмотрена обычная TSOP-упаковка. Время выборки чипов памяти – 3,3 нс., что соответствует частоте работы 300 МГц (600 МГц DDR), также память функционирует на немного повышенной относительно рекомендованной NVIDIA частоте  – 275 МГц (550 МГц). То есть, установив более быструю, нежели положено по спецификациям NVIDIA, память, производитель решил частично использовать её потенциал и установил частоты работы чуть выше номинала в 500 МГц. Частота работы GPU составляет положенные по спецификации 300 МГц.

GeForce 6600 - система охлаждения

Низкопрофильность системы охлаждения видна, начиная с радиатора и заканчивая небольшого размера вентилятором. Впрочем, работающие на небольших частотах графический чип и микросхемы памяти на плате Palit GeForce 6600 в большем и не нуждаются.

Система охлаждения на плате не представляет собой ничего выдающегося. Низкопрофильность системы охлаждения видна, начиная с радиатора и заканчивая небольшого размера вентилятором. Впрочем, работающие на небольших частотах графический чип и микросхемы памяти на плате Palit GeForce 6600 в большем и не нуждаются.

Тестирование

Качество 2D

Перед тем, как дать оценку качества изображения, выдаваемого видеокартой Palit GeForce 6600 AGP, которая приняла участие в нашем сегодняшнем тестировании, повторимся, что на сегодняшний день нельзя дать более или менее объективную оценку данного параметра для всей серии видеокарт, так как качество 2D сильно зависит от конкретного экземпляра, а проверить все карты, по понятным причинам, невозможно. Качество 2D также зависит от монитора и соединительного кабеля, что, в свою очередь, привносит солидную долю субъективизма в методику оценки данного параметра.

Качество 2D, показываемое платой в разрешениях 1024x768x100 Гц, 1280х1024х85Гц и 1600х1200х60 Гц, можно охарактеризовать как отменное. Заметных отклонений в качестве картинки не было замечено ни у одного из протестированных экземпляров.

Разгон

Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3DMark2003 v330 и MadOnion 3DMark2001SE. В первом прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в “зацикленном” режиме для “быстрого” выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark2001SE. Если на мониторе появлялись искажения (“выбитые” пиксели, полосы, линии и так далее), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты проходили успешно, то разгон считался успешным. Дополнительное охлаждение не применялось.

Итак, видеокарту Palit GeForce 6600 AGP со стандартных для этого акселератора 300 МГц / 550 МГц удалось разогнать до следующих частот:

КартаЯдро / память Max
Palit GeForce 6600 AGP420 МГц / 680 МГц

Разгон ядра нас не удивил и даже заставил задуматься о том, что нам попался не самый разгоняемый экземпляр карты на базе NVIDIA GeForce 6600. По нашим данным, подавляющее большинство плат с чипами NVIDIA GeForce 6600 смогли быть разогнаны до 500 МГц своих старших GT-собратьев. Поэтому 420 МГц по ядру мы склонны назвать скорее неудачей.

А вот прибавка в 80 МГц по памяти относительно номинальных для 3,3 нс. частот работы в 600 МГц – это уже весьма неплохо.

Тестовый стенд:
•Материнская плата: MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400);
• Процессор: AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 МГц);
• Память: 2x512МБ DDR PC 3200 Kingston (двухканальный режим, тайминги 5 3 3 2);
• Винчестер: Maxtor Diamond 9 Plus 120 ГБ (8 МБ Cashe).

Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки

Система:
 Microsoft Windows XP SP1 ENG
 DirectX 9.0b
 Драйвер для видеокарт NVIDIA – ForceWare 71.82 WHQL;
 Драйвер для видеокарт ATI – Catalyst 5.1 WHQL.

Драйверы NVIDIA: оптимизации триллинейной фильтрации включены, анизотропной также включены по умолчанию.
Драйверы ATI: оптимизации триллинейной фильтрации включены по умолчанию.

Все излишества и «красивости» в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие.

Vsync принудительно отключался через драйвера как в OpenGL, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.

Тестовые программы:
 FutureMark 3DMark2003 v340
 FutureMark 3DMark2005
 Massive Development AquaMark 3
 Digital Extreme / Epic Games Unreal Tournament 2004
 Legend Ent. / Epic Games Unreal II: The Awakening v1403
 Activision / Infinity Ward Call of Duty 1.4
 Egosoft X2: The Threat
 GodGames / Croteam Serious Sam: The Second Encounter 1.07
 People Can Fly / DreamCatcher Interactive Painkiller v 1.31
 Ion Storm / Eidos Interactive Thief 3: Deadly Shadows
 IO Int. / Eidos Entaractive Hitman: Contracts
 Crytek / UbiSoft FarCry 1.3
 Core Design / Eidos Entaractive Tomb Raider: Angel of Darkness v49
 Microsoft HALO: Combat Evolved 1.3
 Activision / id Software Doom 3

Результаты тестирования

Полусинтетические тесты

3DMark 2003 v340

Открывает наше тестирование старожил всех тестирований – тестовый пакет от Futuremark.

3DMark2003

Итак, первый полусинтетический тест в нашем тестировании. Расстановка сил хорошо соотносится с теми выводами, которые мы сделали в части обзора, посвящённой анализу TTX чипа NVIDIA GeForce 6600. Отставание от ATI Radeon 9800 Pro есть, и оно весьма существенно – даёт о себе знать слишком большое урезание по частотам.

3DMark 2005

3DMark2005

Расклад сил полностью повторяет картину в 3DMark 2003.

AquaMark 3

AquaMark

AquaMark 3, будучи более процессорозависимым тестом, нежели 2 предыдущих, выдаёт нам практически ту же картину, что и оба 3DMark-а даже в процентном соотношении.

Игровые приложения: игры, не использующие шейдеры

Unreal Tournament 2004

Движок Unreal Tournament 2004 не имеет коренных отличий по сравнению с предыдущей версией игры – Unreal Tournament 2003. Игра по-прежнему не использует ни пиксельных, ни вершинных программ.

UT2004-1

Ничего нового в расстановке сил.

UT2004-2

Общая расстановка сил осталась неизменной, однако стоит отметить, что в наиболее тяжёлых режимах NVIDIA GeForce 6600 стал вплотную подбираться к ATI Radeon 9800 Pro.

Unreal II: The Awakening

В отличие от предыдущей игры, движок Unreal II: The Awakening имеет более сложную геометрию.

Unreal2-1

Интересные для NVIDIA GeForce 6600 GT результаты в данном тесте мы уже отмечали в нашем прошлом обзоре по данному чипу. Тогда мы списали проигрыш NVIDIA GeForce 6600 GT на то, что он имеет меньшее число вершинных процессоров, и в виду большой зависимости игры Unreal II: The Awakening от скорости обработки геометрии сцены, проигрывает ATI Radeon 9800 Pro, который имеет 4 вершинных процессора (против 3-х у NVIDIA GeForce 6600 GT). С NVIDIA GeForce 6600 никаких сюрпризов нас не ожидало.

Unreal2-2

Впрочем, как и в режимах с AA и Aniso.

X2: The Threat

X2

Технология “Ultra Shadow”, реализованная в чипах NVIDIA, позволяет им выглядеть весьма достойно в данном тесте относительно плат ATI, которые выполняют стенсильные тени за большее число проходов. За счет данной технологии намного быстрее строятся стенсильные тени, технология рендеринга которых применена и широко используется в игре.

Ничего удивительного в победе чипов NVIDIA мы не видим – все достаточно закономерно. Однако урезанность по частотам не дает шансов NVIDIA GeForce 6600 вырвать победу у ATI Radeon 9800 Pro. Слишком разные "весовые категории" и архитектурные особенности здесь помочь не могут.

Игровые приложения: OpenGL игры

Call of Duty

Первый тест, который открывает наше тестирование OpenGL-приложений, является переработанной версией движка Quake 3: Arena.

COD-1

В режиме чистой скорости в разрешении 1024х768, когда нагрузка на ПСП минимальна, наш сегодняшний испытуемый, чип NVIDIA GeForce 6600, практически вплотную приблизился по результатам к ATI Radeon 9800 Pro. А вот с ростом разрешения в силу вступили факторы, сдерживающие производительность  NVIDIA GeForce 6600. В частности, не позволяет "расправить крылья" низкая ПСП платы. Впрочем, низкая частота графического процессора, дающая на выходе низкий филлрейт, в данном случае играет первостепенную роль, и о победе над ATI Radeon 9800 Pro вести речь не приходиться.

COD-2

Режимы с AA и Aniso, увеличившие нагрузку на ПСП видеокарты, только подтвердили наше утверждение о том, что победы над ATI Radeon 9800 Pro NVIDIA GeForce 6600 в данном тесте не видать.

Serious Sam: The Second Encounter

SeriousSam-1

А вот она и долгожданная победа NVIDIA GeForce 6600 над ATI Radeon 9800 Pro!

SeriousSam-2

Но режимы с AA и Aniso всё ставят на свои места – низкая ПСП у NVIDIA GeForce 6600 не даёт ей шансов сохранить лидерство.

Doom 3

В качестве демо-записи использовалась собственная записанная демка. Процент качества графики – Ultra High Quality.

Doom3

От Doom 3 мы также ожидали выигрыша NVIDIA GeForce 6600 у ATI Radeon 9800 Pro – оптимизации движка игры под архитектуру чипа NV40 должны были принести свои плоды.

Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 1.1

Painkiller

Painkiller-1

В игре Painkiller мы уже видим более привычный расклад сил – отставание NVIDIA GeForce 6600 от ATI Radeon 9800 Pro.

Painkiller-2

Режим с AA и Aniso общей картины расстановки сил не меняет.

Thief 3: Deadly Shadows

Thief3

Игра Thief 3 очень требовательна к видеокарте, установленной в системе. И достаточно малые частоты у NVIDIA GeForce 6600 не позволяют ей на должном уровне справиться с данной игрой. Итог – ужасно низкие показатели фреймрейта у NVIDIA GeForce 6600.

Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 2.0

FarCry

FarCry-1

Уже достаточно знакомая картина расстановки сил.

FarCry-2

Режимы с антиалиасингом и анизотропной фильтрацией изменений в общую расстановку сил не привносят.

Tomb Raider: Angel of Darkness

У плат NVIDIA в данном тесте серьёзные проблемы с рендерингом, в частности, после патча 49 на всех без исключения платах NVIDIA исчезает рендеринг тени главной героини. В следующем патче (версия 52) всё уже исправлено, однако там отключена возможность бенчмаркинга игры. Поэтому результаты плат на чипах NVIDIA следует воспринимать, держа в уме то, что их скорость рендеринга нельзя считать канонически идеальной. В случае же плат на чипах ATI – всё в полном порядке. 

TRAOD-1

Дежа вю? Так и есть – картина полностью аналогична тому, что мы могли видеть в игре FarCry. С той лишь только разницей, что отрыв NVIDIA GeForce 6600 от ATI Radeon 9800 Pro значительно увеличился в процентном соотношении.

TRAOD-2

В режимах с AA и Aniso та же картина.

HALO: Combat Evolved

Игра использует пиксельные и вершинные программы версии 2.0. Помимо этого, имеет замечательные возможности для тестеров по принудительному включению как 1.1, 1.4 так и 2.0 версий пиксельных и вершинных программ. Однако мы используем версии шейдеров, отличных от 2.0, в данном тесте в силу того, что нас, прежде всего, интересует производительность платы в DirectX 9.0.

HALO-1

Полное повторение результатов, как и в предыдущих приложениях.

Half-Life 2

В долгожданном шутере от Valve расклад сил также легко прогнозируемый.

Выводы

Выводы относительно недавно рассмотренного нами чипа NVIDIA GeForce 6600 GT были только положительными. Даже на текущий момент, с нынешними ценами, платы на базе чипа NVIDIA GeForce 6600 GT показывают быстродействие, за которое их смело можно рекомендовать для установки в системы средней стоимости, рассчитанные на активный гейминг в самые современные игровые приложения.

Поскольку чип NVIDIA GeForce 6600 ничем, кроме тактовых частот, не отличается от GT модификации плат на базе того же чипа, то интерес данные платы будут представлять, прежде всего для тех, кто не против заняться разгоном своей видеокарты, чтобы получить в результате нечто, по производительности напоминающее NVIDIA GeForce 6600 GT, но стоимостью как NVIDIA GeForce 6600. Эксперименты с разгоном (не только наши) показывают, что в случае с NVIDIA GeForce 6600 подобные опыты идут своим владельцам только на пользу. Из NVIDIA GeForce 6600 получается "выжать" действительно всё на максимум. Поэтому, если вы готовы закрыть глаза на то, что производительность NVIDIA GeForce 6600 в любом случае не будет дотягивать до NVIDIA GeForce 6600 GT (в первую очередь, естественно, из-за частоты памяти), а также, если вы готовы заняться разгоном, то NVIDIA GeForce 6600 – это определённо правильный выбор.