Опубликовано 06 апреля 2005, 00:33

Sparkle GeForce 6600 GT – крепкий середнячок

Обзор видеокарты Sparkle GeForce 6600 GT - недорогого решения на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT.

Успех видеокарт на базе графических процессоров NVIDIA GeForce 6600/6600 GT с интерфейсом передачи данных AGP уже не вызывает ни у кого и тени сомнения. Карты с графическим процессором GeForce 6600 GT – это просто идеальное решение класса Hi Middle на сегодняшний день, которому просто нет достойных конкурентов среди чипов ATI с поддержкой интерфейса AGP. А видеокарты на базе GeForce 6600 и вовсе стали выбором оверклокера номер 1 из-за прекрасной возможности разгона графического процессора NV43.

Да, на подходе уже чипы ATI серии X700 с переходным мостом Rialto, который, аналогично мосту HSI у NVIDIA, будет отвечать за поддержку интерфейса AGP. Как видим, в ATI прекрасно осознали все преимущества переходного моста у NVIDIA и поняли, что если не сделать свой собственный переходный мост – аналог HSI, то “схватку” за пока ещё огромный рынок AGP-совместимых систем можно легко проиграть. Держать на конвейере по 2 разных варианта одного и того же чипа (для PCI-Express и для AGP) – слишком большое расточительство. Что же касается результатов тестов PCI-Express-вариантов чипов X700, то новинки от ATI должны будут составить более чем достойную конкуренцию серии NVIDIA GeForce 6600. Однако на данный момент этих карт нет в рознице, и, судя по новостям о сроках начала поставок новых видеокарт, пока совсем не ясно, когда же новые чипы от ATI смогут начать новый виток конкурентной борьбы с чипами NVIDIA в наиболее “вкусном” для производителей GPU секторе Middle-End.

Графический чип NVIDIA GeForce 6600 GT

Наша таблица спецификаций не претерпела больших изменений, поскольку ничего нового на рынок за время тестирования выпущено не было, а значит и рассматривать, по большому счёту, нам придётся старые решения.

ЧипGeForce 6600 GTATI Radeon 9800 ProGeForce 6600
Кодовое названиеNV43R350NV43
Технология чипа256 бит256 бит256 бит
Техпроцесс0,11 мкм0,15 мкм0,11 мкм
Число транзисторов146 млн.~107 млн.146 млн.
Шина памяти128-bit256-bit128-bit
Пропускная способность памяти14,4 Гбайт/с21.8 Гбайт/с8,0 Гбайт/с
Скорость пиксельного заполнения4,0 Гигапиксель/с3,04 Гигапиксель/с2,4 Гигапиксель/с
Шина AGP8x (мост HIS)8x8x (мост HIS)
Память128/256 Мбайт128/256 Мбайт128/256 Мбайт
Частота чипа500 МГц380 МГц300 МГц
Частота памяти450 МГц (900 DDR)340 МГц (680 DDR)250 МГц (500 DDR)
Число пиксельных конвейеров888
Число вершинных процессоров343
Число текстур на конвейер111
Версия вершинных программ3.02.03.0
Версия пиксельных программ3.02.03.0
Поколение DirectX9.0c9.0b9.0c

В основе платы Sparkle GeForce 6600 GT лежит всё тот же чип NV43, обладающий 8 конвейерами рендеринга с одним текстурным модулем на каждом, 3 вершинными процессорами и стандартными для NVIDIA GeForce 6600 GT частотами.

Особенности графического процессора GeForce 6600 GT мы уже рассматривали в нашем материале, посвящённом данному GPU, поэтому мы не будем заострять внимание наших читателей на данном вопросе, а сразу перейдём к описанию платы.

Плата Sparkle GeForce 6600 GT

**

Технические характеристики карты
Производитель картыSparkle
Графический процессорNV43
Частота чипа, МГц500
ПамятьGDDR III, 128 Мбайт
Частота памяти, МГц450 (900)
Ширина шины памяти, бит128
ИнтерфейсAGP 8x (мост HSI)
RAMDAC2x400 МГц
Количество вершинных конвейеров3
Количество пиксельных конвейеров8
APIDirectX 9.0c, OpenGL 1.5
Контроль системы охлажденияЕсть
Дополнительное питаниеТребуется
Разъёмы подключения мониторовD-Sub и DVI
Наличие TV-OutДа
Наличие TV-INНет
Цена, $190

**

Дизайн и компоновка платы

Карта попала к нам на тестирование в OEM-комплектации, следовательно, рассказ о ретейле мы опускаем. Вообще, как мы уже отмечали в наших предыдущих обзорах, для российских покупателей, по хорошо понятным всем причинам, вопрос ретейла не такой щепетильный, как для западных покупателей, если речь идёт о программном обеспечении. Таким образом, мы незамедлительно переходим к описанию непосредственно самой видеокарты.

Sparkle GeForce 6600 GT

Sparkle GeForce 6600 GT

NV43 HSI

NV43 HSI

Переходный чип HSI, который отвечает за преобразование сигнала на магистрали GPU – шина передачи данных, размещён под углом 45 градусов относительно графического процессора.

Sparkle GeForce 6600 GT

(1280x815, 182 Кбайт)

(1280x815, 182 Кбайт)

Sparkle GeForce 6600 GT

(1280x815, 182 Кбайт)

(1280x815, 182 Кбайт)

Sparkle GeForce 6600 GT

(1280x832, 242 Кбайт)

(1280x832, 242 Кбайт)

Sparkle GeForce 6600 GT

(1280x832, 242 Кбайт)

(1280x832, 242 Кбайт)

Sparkle GeForce 6600 GT

(1280x791, 240 Кбайт)

(1280x791, 240 Кбайт)

Sparkle GeForce 6600 GT

(1280x791, 240 Кбайт)

(1280x791, 240 Кбайт)

Похоже на то, что дизайн референс-платы от NVIDIA лёг в основу изделия Sparkle. В отличие от ещё одного бренда среднего звена, компании Palit, Sparkle идет по пути наименьшего сопротивления и в своих изделиях пользуется референсными PCB.

Впрочем, всё остальное также достаточно стандартно: синий цвет PCB (характерен для Sparkle), 128 Mбайт DDR III памяти с шиной передачи данных в 128 бит, интерфейс передачи данных AGP 4x/8x (посредством моста HSI) и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT.

Sparkle GeForce 6600 GT - разъем питания

Sparkle GeForce 6600 GT - разъем питания

Дополнительное питание на карте присутствует, что вполне закономерно, учитывая тот факт, что энергопотребление карты на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT с интерфейсом передачи данных AGP заметно выше, нежели у карты с интерфейсом передачи данных PCI-Express. Для плат на базе GPU GeForce 6600 дополнительное питание уже не требуется, однако для GT-модификации чипа GeForce 6600, работающей на более высоких, нежели GeForce 6600, частотах, дополнительное питание обязательно.

Sparkle GeForce 6600 GT

Sparkle GeForce 6600 GT

Чип NV43, как видно на фотографии, изготовлен на 50-й неделе 2004 года и имеет ревизию A4.

Sparkle GeForce 6600 GT

Sparkle GeForce 6600 GT

В отличие от уже рассмотренной нами платы Palit на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT, изделие от Sparkle имеет место на PCB для установки VIVO чипа от Phillips, однако на нашем образце он установлен не был.

Sparkle GeForce 6600 GT

Sparkle GeForce 6600 GT

На плате Sparkle GeForce 6600 GT установлены микросхемы памяти производства Samsung (K4J55323QF-GC20), для которых предусмотрена BGA-упаковка. Время выборки чипов памяти – 2,0 нс., что соответствует частоте работы 500 МГц (1000 МГц DDR), однако память функционирует на положенной по спецификации частоте 450 МГц (900 МГц). То есть установив более быструю, нежели положено по спецификациям NVIDIA, память, производитель всё равно выставил стандартные частоты. Однако, быстрая памяти сыграет свою положительную роль при разгоне данной видеокарты, что мы обязательно рассмотрим в соответствующем разделе статьи. Частота работы GPU составляет положенные по спецификации  500 МГц.

Sparkle GeForce 6600 GT

Sparkle GeForce 6600 GT

Система охлаждения на плате не представляет собой ничего выдающегося.

Sparkle GeForce 6600 GT

Sparkle GeForce 6600 GT

Если быть более подробным, то это точная копия референса от NVIDIA, но с фирменной наклейкой Sparkle.

Sparkle GeForce 6600 GT

Sparkle GeForce 6600 GT

Наклейка разместилась на небольшом блоке, который отвечает за охлаждение графического чипа.

Sparkle GeForce 6600 GT

Sparkle GeForce 6600 GT

Вентилятор, размещённый сбоку от графического процессора, обдувает радиаторы, которыми прикрыт GPU. Для чипов памяти никакого охлаждения не предусмотрено, в отличие от чипа HSI, который прикрыт небольшим радиатором.

Тестирование

Качество 2D

Перед тем как оценить качество изображения, выдаваемого видеокартой Sparkle GeForce 6600 GT AGP, которая приняла участие в нашем сегодняшнем тестировании, повторимся, что на сегодняшний день нельзя дать более или менее объективную оценку данного параметра для серии видеокарт, так как качество 2D сильно зависит от конкретного экземпляра, а проверить все карты по понятным причинам невозможно. Качество 2D также зависит от монитора и соединительного кабеля, что, в свою очередь, привносит солидную долю субъективизма в методику оценки данного параметра.

Качество 2D, показываемое платой в разрешениях 1024x768x100 Гц, 1280х1024х85Гц и 1600х1200х60 Гц, можно охарактеризовать как отменное. Заметных отклонений в качестве картинки не было замечено ни у одного из протестированных экземпляров.

Разгон

Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3DMark2003 v330 и MadOnion 3DMark2001SE. В первом прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в “зацикленном” режиме для “быстрого” выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark2001SE. Если на мониторе появлялись искажения (“выбитые” пиксели, полосы, линии и так далее), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты проходили успешно, то разгон считался успешным. Дополнительное охлаждение не применялось.

Итак, видеокарту Sparkle GeForce 6600 GT AGP со стандартных для этого акселератора 500 МГц/900 МГц удалось разогнать до следующих частот:

КартаЯдро/память Max
Sparkle GeForce 6600 GT AGP530 МГц / 1115 МГц

Разгон графического процессора получился не самым хорошим (всего лишь + 30 МГц к номиналу), а вот память со стандартных 900 МГц смогла разогнаться до 1115 МГц. Даже учитывая то, что данная память является 2.0 нс. памятью от Samsung – это просто прекрасный результат.

Тестовый стенд:
•Материнская плата: MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400);
• Процессор: AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 МГц);
• Память: 2x512МБ DDR PC 3200 Kingston (двухканальный режим, тайминги 5 3 3 2);
• Винчестер: Maxtor Diamond 9 Plus 120 ГБ (8 МБ Cashe).

Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки

Система:
• Microsoft Windows XP SP1 ENG
• DirectX 9.0b
• Драйвер для видеокарт NVIDIA – ForceWare 71.82 WHQL;
• Драйвер для видеокарт ATI – Catalyst 5.2 WHQL.

Драйверы NVIDIA: оптимизации триллинейной фильтрации включены, анизотропной также включены по умолчанию.

Драйверы ATI – оптимизации триллинейной фильтрации включены по умолчанию.

Все излишества и «красивости» в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие.

Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.

Тестовые программы:
• FutureMark 3DMark2003 v340 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0);
• FutureMark 3DMark2005 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0c тест, Vertex Shaders 2.0/3.0, Pixel Shaders 2.0/3.0);
• Massive Development AquaMark 3 (комплексный полусинтетический DirectX 9.0 тест, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L);
• Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2004 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
• Legend Ent./Epic Games Unreal II: The Awakening v1403 (Direct3D, Hardware T&L, Dot3, cube texturing);
• Activision/Infinity Ward Call of Duty 1.4 (OpenGL, мультитекстурирование);
• Egosoft X2: The Threat (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, стенсильные тени);
• GodGames/Croteam Serious Sam: The Second Encounter 1.07 (OpenGL, мультитекстурирование);
• People Can Fly/DreamCatcher Interactive Painkiller v 1.31 (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1, проецируемые текстуры, динамическое попиксельное затенение, DOT3 bump mapping);
• Ion Storm/Eidos Interactive Thief 3: Deadly Shadows (Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
• IO Int./Eidos Entaractive Hitman: Contracts ((Direct3D, пиксельные и вершинные шейдеры 1.1);
• Crytek/UbiSoft FarCry 1.3 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, мультитекстурирование);
• Core Design/Eidos Entaractive Tomb Raider: Angel of Darkness v49 (DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, качество по умолчанию);
• Microsoft HALO: Combat Evolved 1.3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L);
• Activision/id Software Doom 3 (OpenGL, мультитекстурирование).

Результаты тестирования

Полусинтетические тесты

3DMark 2003 v340

Открывает наше тестирование старожил всех тестирований – тестовый пакет от Futuremark.

3DMark2003

3DMark2003

3DMark 2005

3DMark2005

3DMark2005

AquaMark 3

AquaMark

AquaMark

Игровые приложения: игры, не использующие шейдеры

Unreal Tournament 2004

UT2004

UT2004

UT2004

UT2004

Unreal II: The Awakening

Пиксельных и вершинных программ эта игра, как и предыдущее приложение, не использует (исследования выявили только один пиксельный шейдер версии 1.4). В отличие же от предыдущей игры, движок Unreal II: The Awakening имеет более сложную геометрию.

Unreal2

Unreal2

Unreal2

Unreal2

X2: The Threat

X2: The Threat

X2: The Threat

Игровые приложения: OpenGL игры

Call of Duty

Первый тест, который открывает наше тестирование OpenGL-приложений, является переработанной версией движка Quake 3: Arena.

Call of Duty

Call of Duty

Call of Duty

Call of Duty

Serious Sam: The Second Encounter

Serious Sam: The Second Encounter

Serious Sam: The Second Encounter

Serious Sam: The Second Encounter

Serious Sam: The Second Encounter

Doom 3

В качестве демо-записи использовалась собственная записанная демка. Процент качества графики – Ultra High Quality.

Doom3

Doom3

Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 1.1

Painkiller

Painkiller

Painkiller

Thief 3: Deadly Shadows

Thief 3: Deadly Shadows

Thief 3: Deadly Shadows

Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 2.0

FarCry

FarCry

FarCry

FarCry

FarCry

Tomb Raider: Angel of Darkness

Tomb Raider: Angel of Darkness

Tomb Raider: Angel of Darkness

Tomb Raider: Angel of Darkness

Tomb Raider: Angel of Darkness

HALO: Combat Evolved

HALO: Combat Evolved

HALO: Combat Evolved

Half-Life 2

Half-Life 2

Half-Life 2

Комментарии к результатам тестирования

Мы не стали комментировать результаты каждого теста в отдельности, поскольку нами было протестировано стандартное изделие от Sparkle, которое бы в точности повторило результаты по чипу NVIDIA GeForce 6600 GT, уже полученные в наших предыдущих тестах. Гораздо интереснее было посмотреть, как покажет себя эта карта в тестах с частотами, которых нам удалось добиться при разгоне. Ведь разгоном карты с 2.0 нс. памятью не займется разве что ленивый.

Как можно видеть на всех без исключения диаграммах, разгон дал неплохой прирост производительности во всех режимах, а в особенности в режимах с AA и Aniso, что неудивительно, поскольку именно память поддалась разгону на плате Sparkle больше всего, а значит, возросла пропускная способность памяти. В процентном соотношении прирост производительности в сравнении с чипом NVIDIA GeForce 6600 GT, работающем на дефолтных частотах, в среднем составил порядка 10%.

Выводы

Sparkle GeForce 6600 GT AGP представляет собой абсолютно стандартное решение на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT. Успех данной видеокарты во многом уже определён небывалым ажиотажем вокруг чипов NVIDIA GeForce 6600 GT/6600. Сейчас пользователи, которые не хотят переплачивать за ретейловые варианты плат GeForce 6600 GT, будут брать именно такие изделия, как Sparkle, Palit и иже с ними. Оправдан ли такой подход? Более чем, если ретейл не играет для вас решающего значения. Как показывает практика, платы от не очень именитых брендов работают просто замечательно,  да к тому же могут демонстрировать ещё и прекрасные результаты разгона, подобно рассмотренной сегодня плате Sparkle. Поэтому если вы ищете максимально дешёвое решение на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT, обладающее неплохим разгонным потенциалом, то Sparkle GeForce 6600 GT AGP – это то, что вам нужно.