Опубликовано 29 апреля 2005, 00:33

Leadtek A400 Ultra на базе NVIDIA GeForce 6800Ultra – раскалённая скорость

Если бы в ATI X850 XT была поддержка шейдерной модели третьей версии, можно было бы однозначно назвать эту карту лидером по сравнению с NVIDIA GeForce 6800Ultra, так как выигрыш почти во всех современных DirectX тестах даёт себя знать. Однако не всё так просто в этом мире. О том, почему и чем Leadtek GeForce 6800Ultra лучше, читайте в этом обзоре.

Если бы в ATI X850 XT была поддержка шейдерной модели третьей версии, можно было бы однозначно назвать эту карту лидером по сравнению с NVIDIA GeForce 6800Ultra, так как выигрыш почти во всех современных DirectX тестах даёт себя знать. Однако не всё так просто в этом мире. О том, почему и чем Leadtek GeForce 6800Ultra лучше, читайте в этом обзоре.

Если в настоящий момент задаться вопросом, какая видеокарта имеет право называться лучшей на рынке, ответить на него однозначно будет весьма сложно. Ведь лучший продукт должен быть лучше во всех возможных номинациях, опережая своего конкурента по всем пунктам. К сожалению или к счастью, такого продукта на рынке графических ускорителей сейчас нет, но если бы пришлось выбирать, возможно, сегодняшний герой нашего обзора стал бы весьма неплохим представителем “лучших из лучших”, так как сегодня речь пойдёт о NVIDIA GeForce 6800Ultra в реализации от Leadtek.

Посудите сами, производительность данного решения – одна из самых передовых, уже сейчас есть поддержка DirectX 9.0c и, как следствие, поддержка третьей шейдерной модели, которая через некоторое время появится во многих играх. Конечно же,  после выхода NVIDIA GeForce 6800Ultra прошло уже немало времени, и конкуренты в лице ATI не дремлют, подготавливая уход флагманского продукта NVIDIA на второй план с помощью своего нового чипа R520, в котором реализованы все современные функции, начиная от поддержки третьих шейдеров и заканчивая большим количеством конвейеров в сочетании с возможностью работы чипов в паре.  Но пока R520 даже не анонсирован, а все его технические характеристики не более чем слухи, пальма первенства в технической функциональности и производительности (в случае с SLI) принадлежит NVIDIA.

Ну да это мы отвлеклись, давайте вернёмся к рассматриваемому сегодня ускорителю Leadtek GeForce 6800Ultra и посмотрим на его технические характеристики:

Технические характеристики карты
Производитель картыLeadtek
Графический процессорNV40
Частота чипа, МГц425
ПамятьGDDR III, 256 Мбайт
Частота памяти, МГц550 (1100)
Ширина шины памяти, бит256
ИнтерфейсPCI Express
RAMDAC2x400 МГц
Количество вершинных конвейеров6
Количество пиксельных конвейеров16
APIDirectX 9.0c, OpenGL 1.5
Контроль системы охлажденияЕсть
Дополнительное питаниеТребуется
Разъёмы подключения мониторов2xDVI
Наличие TV-OutДа
Наличие TV-INНет
Цена, $~530

Как можно заметить, по техническим характеристикам Leadtek GeForce 6800Ultra полностью соответствует спецификациям NVIDIA для карт GeForce 6800Ultra. Отличия же от оригинального дизайна довольно заметны в случае с установленной системой охлаждения, которая превращена инженерами из Leadtek в двухслотового медного монстра. Об эффективности этой системы мы поговорим позднее, а сейчас обсудим комплект поставки.

Leadtek A400 Ultra

Leadtek A400 Ultra

Комплект поставки

Чем дороже плата, тем больше всего лежит у неё в коробке. Это вполне объяснимо, ведь если сама плата стоит в районе 500 долларов, то включить в её стоимость 20-50 долларов ретейл-комплекта не настолько сложно, по сравнению с middle или low-end решениями, где стоимость платы куда ниже и те же 20 долларов окажут существенное влияние на её конечную цену. Поэтому можно легко предположить, что при стоимости Leadtek GeForce 6800Ultra комплект поставки будет богатым.

Плата поставляется в глянцевой коробке средних размеров, скорее подходящей для более дешёвых решений, однако важен не глянец – важна суть. На коробке запечатлён могущественный маг в момент заколдовывания всего и вся, а также название и все регалии продукта в виде наград от различных on-line экспертных ресурсов, только нашего не хватает. Ничего, это вопрос времени. 

Leadtek A400 Ultra

Leadtek A400 Ultra

После вскрытия упаковки и извлечения её содержимого наружу становится понятно, что комплект поставки не настолько уж и большой, как мы предполагали.

Leadtek A400 Ultra

Leadtek A400 Ultra

С другой стороны, не в количестве дисков счастье, ибо важнее их содержание. К тому же диски с играми оказались не обыкновенными CD по 680 Мбайт каждый, а 4Гбайт DVD-дисками с полными дистрибутивами игр Prince Of Persia 2 – Warrior Within и Splnter Cell – Pandora Tomorrow. Если бы обе эти игры пришлось класть в комплект поставки на стандартных CD, их бы потребовалось около 6 штук. Далее всё стандартно – не очень информативная документация, которую можно прочитать и на русском, переходники и диск с драйверами. Вот точный список всех предметов, входящих в комплект:

1) Сама карта Leadtek GeForce 6800Ultra.
2) Переходник для подключения дополнительного питания (6-Pin <- 2Molex).
3) Два переходника DVI-I -> D-Sub.
4) Переходник S-Video -> Composite.
5) Провод для подключения телевизора по S-Video входу.
6) Провод для подключения телевизора по композитному входу.
7) Документация.
8) Диск с драйверами.
9) Prince Of Persia 2.
10) Splnter Cell.

Рассмотрев коробку и её содержимое, плавно переходим к рассмотрению самой платы.

Описание платы

Вот чем мне нравится Hi-End, так это внушительным внешним видом, который складывается из размеров платы, её веса и навороченности систем охлаждения. Leadtek GeForce 6800Ultra просто отличный представитель своего класса – берёшь в руки и понимаешь: “Вещь”. Плата сделана по эталонному дизайну NVIDIA, о чём мы поговорим позднее. Её система охлаждения существенно изменена по отношению к референсной компоновке, причём изменена явно в сторону улучшения характеристик.

Leadtek A400 Ultra

Leadtek A400 Ultra

Дизайн системы охлаждение не является новым для компании Leadtek – до появления Leadtek GeForce 6800Ultra с аналогичным дизайном выходили платы на базе NVIDIA GeForce6800GT и NVIDIA GeForce6800, как для PCI Express шины, так и для шины AGP.

Leadtek A400 Ultra

Leadtek A400 Ultra

Сзади платы также имеется медный радиатор, установленный для охлаждения задней плоскости PCB. Эффективность данного радиатора весьма спорная, так как с задней стороны нет сильно греющихся элементов, однако для платы обладающей столь сильным тепловыделением, любой радиатор не будет лишним. Давайте же снимем с платы её тяжёлые рыцарские доспехи и посмотрим на неё “в чём мать родила”.

Leadtek A400 Ultra без радиатора

Leadtek A400 Ultra без радиатора

Как уже упоминалось ранее, под жёлтым металлом скрывается плата, созданная по оригинальному дизайну инженеров из калифорнийской компании NVIDIA. Графический процессор расположен в центре PCB, под прямым углом по отношению к планке с выходами платы и параллельно разъёму PCI-Express. 8 модулей памяти расположены на лицевой стороне текстолита, вокруг графического процессора. Цепи питания по отношению к оригинальному дизайну также не изменены.

Leadtek A400 Ultra вид сзади

Leadtek A400 Ultra вид сзади

С задней стороны платы, как уже упоминалось, серьёзная элементная база отсутствует, но вот мелочовки очень большое количество, в особенности со стороны стабилизаторов питания и графического процессора. Охлаждение этих элементов требуется в очень редких случаях, поэтому оригинальная система охлаждения на тыльную сторону платы не распространяется.

Leadtek A400 Ultra

Leadtek A400 Ultra

Графический процессор, установленный на плате, имеет маркировку NVIDIA GeForce 6800Ultra и произведён в Корее на 51 неделе 2004 года, что соответствует концу декабря 2004 года. Чип имеет степпинг A1, а это означает, что никаких специфичных изменений с момента релиза графического процессора NVIDIA GeForce 6800Ultra сделано не было. GPU работает в 3D приложениях на тактовой частоте в 425 МГц, что на 25 МГц больше номинала. Вообще, это средняя частота внутри рамок, рекомендуемых производителем, при этом номинальной частотой 6800Ultra считается 400 МГц, а максимальной – 450 МГц для NVIDIA GeForce 6800Ultra Extreme. Так что чип изначально слегка разогнан.

Модули памяти производства Samsung имеют маркировку K4J55323QF-GC16 и установлены в 8 микросхемах, упакованных в форм-фактор BGA. Cудя по этой маркировке, модули памяти способны работать на частоте в 600 МГц. Вообще, модули данной серии стали уже классикой жанра и встречаются весьма часто на видеокартах от различных производителей, меняется только рабочая частота. По этой тенденции определённо видно, что Samsung занимает лидирующие позиции по производству GDDR3 памяти. Но вернёмся к Leadtek GeForce 6800Ultra: подсистема памяти на плате функционирует на частоте в 550 МГц (результирующая DDR частота – 1100 МГц), а это значит, что у модулей есть некоторый запас по прочности. Также стоит отметить, что время отклика в 16 нс не самое быстрое во всей серии, и так как старшие модули имеют время отклика в 12 нс, у 16 нс микросхем есть ещё и дополнительный запас по прочности для разгона. Общий объём локальной памяти составляет 256 Мбайт с 256 битным доступом.

Как вы уже, наверное, заметили, плата оснащена двумя DVI-I выходами, что позволяет ей работать одновременно с двумя TFT-мониторами, подключёнными через цифровой вход. На настоящий момент это весьма положительное качество, так как TFT-мониторы всё больше и больше приходят в нашу жизнь, и в некоторых ситуациях парная их установка просто необходима. Что же касается аналоговых мониторов, то их подключение к карте также возможно через специальные переходники, которые поставляются в комплекте. Также стоит отметить наличие на плате специального разъёма для установки Leadtek GeForce 6800Ultra в SLI системы.

Система охлаждения

Как уже упоминалось ранее, система охлаждения Leadtek GeForce 6800Ultra отличается от оригинальной системы NVIDIA на основе тепловых трубок. Радиатор Leadtek GeForce 6800Ultra не использует никаких технологических новшеств по передаче тепла, а рассеивает его просто с помощью своей площади и хорошего вентилятора. Сам радиатор целиком выполнен из меди. Со стороны PCB медь отполирована до блеска и в месте соприкосновения с модулями памяти имеет небольшие выступы для плотного контакта. В месте соприкосновения радиатора с графическим процессором выступа нет, так как изначально GPU находится выше модулей памяти.

Leadtek A400 Ultra передний радиатор

Leadtek A400 Ultra передний радиатор

Стоит напомнить, что в оригинальной системе охлаждения вместо выступов на радиаторе для модулей памяти используются термопроводящие прослойки, теплопроводность которых вызывает серьёзные сомнения. С внешней стороны радиатор Leadtek GeForce 6800Ultra состоит из узких медных рёбер, в центре которых установлен вентилятор. Сверху радиатор накрывается полупрозрачным стеклом с зарешеченным отверстием для вентилятора, что предотвращает возможность попадания проводов и прочих предметов в его лопасти.

Радиатор с задней стороны платы также выполнен из меди.

Leadtek A400 Ultra задний радиатор

Leadtek A400 Ultra задний радиатор

Но его эффективность, скорее всего, невысока, так как, во-первых, ему нечего охлаждать, а во-вторых, вряд ли возможен хороший теплоотвод от элементов с обратной стороны PCB через толстые термические прокладки. С другой стороны, термические прокладки расположены точно напротив сильно греющихся элементов с лицевой стороны печатной платы, и если с помощью радиатора сзади удастся хоть чуть-чуть отвести от них тепло, то эти затраты уже того стоили.

В целом, система охлаждения от Leadtek по всем характеристикам однозначно более эффективна по сравнению с оригинальной системой охлаждения от NVIDIA. Даже маленький радиатор от стабилизаторов питания заменён на медный и больший по площади.

Leadtek A400 Ultra маленький радиатор

Leadtek A400 Ultra маленький радиатор

Всё это вместе позволило увеличить изначальные тактовые частоты графического процессора и, скорее всего, предоставило некоторый потенциал для разгона, о котором мы сейчас и поговорим.

Разгон

Самое главное в разгоне – это хороший экземпляр платы из серии и хорошая система охлаждения, по поводу последней мы уже убедились в её целесообразности, теперь дело за чистой удачей. Итак, плата смогла стабильно заработать на частотах:

ЯдроПамять
425 -> 450МГц1100 -> 1160МГц

Надо сказать, что для топовой видеокарты с подобным энергопотреблением\тепловыделением это весьма неплохие результаты, в особенности, если учесть, что частота GPU по умолчанию увеличена на 25 МГц. В целом прирост по частотам составил 25 МГц (50 МГц по сравнению с оригиналом NVIDIA) на чип и 60 МГц на память. С нашей точки зрения, память могла бы разогнаться и больше, так как никаких сдерживающих факторов для этого нет, ведь она даже не прошла предельных значений, заявленных производителем. Поэтому данный уровень разгона мы считаем посредственным и имеем все основания для предположений, что другие карты из серии могут разогнаться лучше, чем у нас, в особенности по части памяти.

Предупреждение

По поводу питания Nvidia GeForce 6 6800Ultra сказано уже очень много, и всё сказанное сводится к одному –  для корректной работы этой платы просто необходим мощный блок питания. Покупая Leadtek GeForce 6800Ultra, убедитесь в достаточной мощности вашего блока питания, в противном случае окошко с надписью о работе платы в режиме пониженной мощности станет для вас очень привычным.

Тестирование

Всю методику нашего тестирования вы можете прочитать в нашей статье, посвящённой  этому вопросу. Сразу же оговоримся – в этой части обзора мы очень часто будем ссылаться на статью по методике, так как описывать в каждом обзоре цели использования всех тестов, способы тестирования, а также узкие моменты, присущие тестированию всех современных графических ускорителей, вне зависимости от производителей и моделей, мы считаем нецелесообразным. Статья по методике постоянно дополняется. Тем не менее, основные моменты мы хотели бы повторить:

Конфигурация нашего тестового стенда состоит из следующих компонентов:
• процессор Intel Pentium 4 3.4 ГГц  Extreme Edition Hyper-Threading;
• материнская плата Inlel D925XCV (1 Гбайт DDR2 533МГц DualChannel, PCI-Express 16x);
• жёсткий диск Seagate Barracuda ATA IV 7200 rpm;
• блок питания PowerMan 520Wt.

Наша тестовая лаборатория благодарит компании Intel, Gigabyte и PatriArch за предоставленное для тестовых стендов оборудование.

Мы провели тестирование в следующих программах:

  1. 3D Mark 2001 SE Ver330 (DirectX 8.1)
  2. Return to Castle Wolfenstein
  3. Codecreatures Benchmark Pro (DirectX 8.1)
  4. SeriousSam 2 (OpenGL)
  5. Unreal 2 (DirectX 9.0b)
  6. Tomb Raider Angel Of Darkness (DirectX 9.0b)
  7. FarCry(DirectX 9.0b)
  8. Doom III (OpenGL)
  9. Half-Life 2 (DirectX 9.0c)
  10. SpecViewPerf 8 (DirectX 9.0b)
  11. Aquamark. (DirectX 9.0b)
  12. 3D Mark 2005 (DirectX 9.0c)
  13. Unreal Tournament 2004
  14. Halo

Для тестирования мы использовали референсные версии драйверов для обоих типов видеокарт. Все настройки включались по умолчанию, кроме настроек вертикальной синхронизации, которая отключалась. Режимы антиалиасинга и анизотропии включались через контрольные панели драйверов. Для карт NVIDIA использовалась версия ForceWare 71.54, для карт ATI использовался драйвер ATI Catalyst 4.3

Во всех графиках плата Leadtek GeForce 6800Ultra выделена красным цветом. В графиках с использованием антиалиасинга и анизотропии бордовым цветом выделены результаты разогнанной Leadtek GeForce 6800Ultra до частот 450 МГц на графический процессор и 1160 МГц на память соответственно. В виде оппонента тестируемой плате со стороны ATI мы использовали оригинальную плату ATI X850XT, во всех графиках она выделена зелёным цветом. Жёлтым цветом выделены результаты референсной платы NVIDIA GeForce 6800GT. Синим цветом выделена плата от Sapphire, основанная на графическом процессоре ATI X800XT. Ну и последняя карта, участвующая в тестировании, – это Gigabyte X800 HeatPipe, она выступает под светло-голубым цветом.

Мы намеренно не использовали в графиках Low-End карты, дабы показать реальную производительность Hi-End решений, так как разница в результатах между Hi-End и Low-End иногда превышает несколько раз.

3D Mark 2001 SE Ver330 (DirectX 8.1)

Как всегда, мы начнём тестирование с устаревших синтетических тестов. Хотя их актуальность на сегодняшний день и потеряна, результаты дают возможность взглянуть на производительность тестируемых решений на старых играх, в актуальности которых нет никаких сомнений.

тестирование Leadtek A400 Ultra

тестирование Leadtek A400 Ultra

Судя по этому тесту, все результаты достигли планки процессорозависимости. Стоит отметить, что на подобных приложениях результат у карт ATI лучше, чем у карт NVIDIA, и мощность каждого конкретного ускорителя почти не имеет значения.

тестирование Leadtek A400 Ultra

тестирование Leadtek A400 Ultra

Усложнив задачу с помощью полноэкранного сглаживания, мы чуть сильнее нагрузили графический процессор, поэтому зависимость от процессора проявляется в меньшей степени. Снова выигрывают карты ATI.

тестирование Leadtek A400 Ultra

тестирование Leadtek A400 Ultra

До недавнего времени тест 3Dmark 2001 очень любил карты NVIDIA, но после определённой версии драйверов картина изменилась до обратной. Снова карты ATI лидируют, оставляя своих конкурентов далеко позади.

тестирование Leadtek A400 Ultra

тестирование Leadtek A400 Ultra

Самый тяжёлый тест из всей серии внутри 3Dmark 2001 слегка изменил картину на нижних разрешениях и показал мощь Leadtek GeForce 6800Ultra, которая теперь работает на одном уровне с ATI X850, но к верхним разрешениям лидерство снова возвращается в стан канадской компании.

Codecreatures Benchmark Pro (DirectX 8.1)

Этот тест мы приводим в противовес 3Dmark 2001, так как при абсолютно аналогичных требованиях он благоволит к калифорнийской NVIDIA.

тестирование Leadtek A400 Ultra

тестирование Leadtek A400 Ultra

Но нет, и тут на лицо явный перевес ATI. Усложним задачу и посмотрим на результат.

тестирование Leadtek A400 Ultra

тестирование Leadtek A400 Ultra

А результат в свою очередь не торопится меняться, оставляя пальму первенства ATI. Отсюда небольшой вывод: ATI X850XT работает быстрее своего конкурента Leadtek GeForce 6800Ultra в старых синтетических DirectX 8.1 тестах. Этот же вывод касается и пары ATI X800XT и NVIDIA GeForce 6800GT. Спорная победа, посмотрим, что будет дальше.

Quake 3 (OpenGL 1.1)

А дальше у нас будут старые OpenGL игры, тесты в которых уже давным-давно превратились в тесты на процессорозависимость. Уж больно важна им мощность CPU для большего количества кадров.

тестирование Leadtek A400 Ultra

тестирование Leadtek A400 Ultra

Ах, какая красота, все равны как на подбор, только дядьки Черномора не хватает. Только к верхним разрешениям мощности процессора стало хоть чуть-чуть хватать для загрузки видеоадаптеров. И, судя по этим результатам, можно однозначно сказать, что в OpenGL старых приложениях лидерство у NVIDIA. Включение функций сглаживания экрана должно сделать график более контрастным.

тестирование Leadtek A400 Ultra

тестирование Leadtek A400 Ultra

М-да, контрастности стало хоть и побольше, а выводы остались теми же самыми. Сильный OpenGL драйвер NVIDIA проявляет в подобных ситуациях себя с очень хорошей стороны.

Return to Castle Wolfenstein

Так же, как и в случае с 3Dmark 2001 и Codecreatures, подтвердим вышесказанные результаты ещё одной игрой с Q3 движком.

тестирование Leadtek A400 Ultra

тестирование Leadtek A400 Ultra

На поприще лёгкой OpenGL процессорозависимости картам от ATI приходится очень тяжко. На всех разрешениях – полный разгром плат ATI. Включение анизотропии должно их слегка реабилитировать.

тестирование Leadtek A400 Ultra

тестирование Leadtek A400 Ultra

Ну что же, карты ATI реабилитированы, на этот раз они проиграли чуть меньше, чем в прошлый раз. Но всё равно проиграли. Для закрепления результата нужно усложнить задачу с помощью самой игры, но слегка, чтобы не выйти на следующий уровень сложности игр.

SeriousSam 2 (OpenGL)

И эта игра подойдёт на эту роль как никто другой. С одной стороны, “серьёзный Сэм” – это уже не Q3 и не RTCW, так как и полигонов в кадре побольше, и эффекты посерьёзнее, с другой, это всё тот же OpenGL 1.1 находящийся на одном уровне развития с DirectX 8, а значит у Q3 и SeriousSam есть кое-что общее.

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

И действительно, что-то общее в результатах с двумя вышеприведёнными тестами есть. Как будто график взяли от Quake 3, а цифры от Return to Castle Wolfenstein. Налицо абсолютная нехватка процессорной мощности для обеспечения результатами графических процессоров. И снова победа карт NVIDIA над картами ATI, и снова мощность ускорителей не имеет никакого значения. Закрепим результат последним графиком с AA.

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

Ну что же, наверное, мы можем только констатировать полную победу карт NVIDIA в номинации “старые OpenGL игры и OpenGL процессорозависимость”. И если все рассмотренные до настоящего момента тесты можно смело назвать древними, то сейчас мы переходим к относительно современным тестам.

Unreal Tournament 2004 (DirectX 9.0)

Первым в этой серии будет идти UT2004. Игра полностью заточена под отдачу максимального количества кадров в секунду, и соответственно, при её разработке уделялось больше внимания компенсации процессорозависимости. В игре присутствует только один шейдер, поэтому результат во многом зависит от грубой мощности ускорителей.

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

Полная победа карт ATI на всех разрешениях. Напрашивается предположение о превосходстве карт ATI над NVIDIA в большинстве DirectX приложений, не использующих шейдеры.

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

Включение антиалиасинга и анизотропии слегка сблизило результаты двух конкурентов, но отрыв карт ATI налицо. Для закрепления результата проведём еще один тест в UT2004.

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

Результат тот же, что и в предыдущем тесте.

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

Забавно, но с включением антиалиасинга и анизотропии у NVIDIA появились довольно большие шансы на выигрыш. Leadtek GeForce 6800Ultra в разогнанном состоянии обходит своего конкурента ATI X850XT на всех разрешениях, кроме 1600х1200. То же самое можно сказать и про NVIDIA GeForce 6800GT в сравнении с ATI X800XT, только в этом случае перелом наступил гораздо раньше, в разрешении 1024х768.

Unreal 2 (DirectX 9.0b)

Unreal 2 отличается от UT2004 довольно сильно, хотя движки у них в общем-то похожи. Это связано с тем, что UT2004 рассчитан на мультиплеер, а Unreal 2 – это классический сингл со всем вытекающими отсюда последствиями, как то возможность использования расширенных скриптов для построения сюжета и так далее.

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

Отсюда потребности в мощностях центрального процессора и слабая зависимость от мощности графического ускорителя. Результаты у всех карт на большинстве разрешений практически идентичны, и только к верхнему разрешению возникает небольшая разница. Как видно по разрешению 1600х1200, победа досталась тестируемой видеокарте NVIDIA GeForce 6800 Ultra. Сделаем картину графика более контрастной:

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

Забавно, но включение антиалисинга и анизотропии слегка притормозило Leadtek GeForce 6800Ultra и лишило лидерства, которое было тут же занято ATI X850XT. Стоит отметить, что разгон Leadtek GeForce 6800Ultra на 25 МГц по чипу и 60 МГц по памяти очень слабо сказывается на конечной производительности карты.

Halo (DirectX 9.0b)

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

И снова ожидание игрой более мощного центрального процессора служит сильным сдерживающим фактором производительности. Но в целом, можно однозначно констатировать победу ускорителей от калифорнийской NVIDIA. Обратите внимание, что от мощности графического ускорителя производительность практически не изменяется. Игра не поддерживает функции полноэкранного сглаживания, поэтому второй график мы привести не можем.

Tomb Raider Angel Of Darkness (DirectX 9.0b)

Завершает череду слегка устаревших тестов игра, которая очень сильно недолюбливает продукты NVIDIA. В TROAD весьма немало сложных шейдеров второй версии. Тестовая сцена была подобрана таким образом, чтобы максимально усложнить задачу для ускорителя.

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

Как видно из графика, победа плат ATI над тестируемыми продуктами NVIDIA весьма однозначна.

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

Усложнение задачи слегка изменило картину соотношения скоростей. Теперь разогнанный Leadtek GeForce 6800Ultra работает на одном уровне с картами ATI, и разрыв между ними столь незначительный, что вряд ли можно присудить кому-то победу.

Ну а теперь переходим к самым последним и хитовым играм, которые нашли своих поклонников и считаются гордостью современной игровой промышленности.

FarCry(DirectX 9.0b)

Игра построена на собственном движке и обладает просто отличной графикой в сочетании с хорошим искусственным интеллектом игровых персонажей.

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

М-да, задумайтесь только, практически у всех тестируемых карт, которые являются флагманскими решениями обеих компаний по производству графических процессоров, на всех разрешениях одинаковые результаты, а ведь для FarCry мощность видеопроцессора имеет очень большое значение. Мощности Pentium 4 3.4ГГц Extreme Edition явно недостаточно, и соревнование между ускорителями идёт не на уровне качественности аппаратного исполнения, а на уровне, кто лучше написал видеодрайвер. Вот к примеру ATI явно постаралась над своими DirectX драйверами и теперь заслуженно почивает на лаврах. Посмотрим, разрешит ли эту ситуацию включение антиалиасинга и анизотропии.

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования Leadtek A400 Ultra

Нет, не решит. И хотя к верхним разрешениям процессорозависимость уже и не играет столь сильной роли, всё равно победа остаётся за картами ATI, которые уходят вперёд от конкурентов со значительным отрывом.

Doom III (OpenGL)

Если FarCry – игра, которая не принадлежит никому, то вот DooM III явный сторонник ускорителей от NVIDIA. Оно и неудивительно, в последнее время у монстров железной индустрии становится модным подминать под себя хитовые игры ещё до их выхода и оптимизировать под свои продукты.

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

С другой стороны, если задуматься о тенденции производительностей драйверов, то получается, что у ATI сильный драйвер в DirectX, а у NVIDIA – в OpenGL. C этой точки зрения выигрыш всех карт от NVIDIA в этом тесте вполне рационально объясним и нет здесь никакого подлога, так как DooM III – это игра, работающая на OpenGL и, как следствие, имеющая большую производительность на лучшем драйвере. Добавим полноэкранное сглаживание, дабы окончательно избавиться от вмешательства CPU в соотношение скоростей.

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

Замечательно избавившись от процессорозависимости, наблюдаем полную и безоговорочную победу NVIDIA. На первом месте разогнанная плата Leadtek GeForce 6800Ultra, на втором неразогнанная. ATI X850XT работает медленнее, чем NVIDIA GeForce 6800GT. Всё логично.

Half-Life 2 (DirectX 9.0c)

Восстановить статус-кво поможет только игра, являющаяся конкурентом DooM III – это Half-Life 2. На самом деле, HL 2 – конкурент для DooM III не только в игровом плане. Здесь же конкурирует DirectX против OpenGL, а значит, конкурирует ATI против NVIDIA. Со стороны ATI было весьма логично пригреть рядом с собой игру, которая изначально относится к их продуктам очень благосклонно. Можно с уверенностью сказать, что картина скоростей будет обратной по сравнению с DooM III.

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

Так оно и есть. Зависимость от процессора наблюдается вплоть до средних разрешений. Все карты ATI до разрешения 1024х768 имеют идентичную производительность, которая заметно выше, чем у карт NVIDIA. C ростом разрешения ситуация не изменяется.

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

Включение AA слегка изменило соотношение скоростей, но не кардинально. В нижних разрешениях всё очень схоже с предыдущим графиком, а вот к верхним плата Leadtek GeForce 6800Ultra реабилитировалась, почти поравнявшись с ATI X850XT. Последняя, кстати, очень сильно просела при переходе с разрешения 1024х768 на 1280х1024.

На этом можно смело заканчивать тестирование в играх и переходить к последним синтетическим тестам, которые, как нам кажется, в представлении не нуждаются.

Aquamark. (DirectX 9.0b)

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

И снова лёгкая зависимость от процессора на всех разрешениях. Однозначная победа ATI снова подтверждает теорию о меньшей процессорозависимости в DirectX их драйверов. Что же касается карт от NVIDIA, то Leadtek GeForce 6800Ultra и NVIDIA GeForce 6800GT довольно значительно проигрывают своим конкурентам ATI X850XT и ATI X800XT. Усложнение задачи не должно переменить картину.

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

Что и подтверждает приведённыйвыше график. Производительность Leadtek GeForce 6800Ultra находится на уровне ATI X800, что не очень хорошо для флагманской видеокарты. Мы же можем только констатировать победу карт ATI в этом тесте.

3D Mark 2005 (DirectX 9.0c)

Этот тест один из самых последних. Он поддерживает все новомодные технологии, как то пиксельные и вертексные шейдеры третьей версии и так далее.

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

Как ни странно, но и в этом тесте карты от NVIDIA показали себя не самым лучшим образом. Возможно, это связано с обновлёнными драйверами для видеокарт всех компаний, ведь от их версии производительность в разных приложениях может изменяться в довольно больших пределах. Тем не менее, в данном тесте снова в победители вышла карта ATI X850XT, которая сохранила своё лидерство от самых нижних до самых высоких разрешений. Усложним задачу.

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

А вот в этом графике всё не так просто. Разогнанной версии Leadtek GeForce 6800Ultra, начиная с разрешения 1024х768, удалось вырвать победу из красных рук ATI X850XT и остаться в лидерах до самых верхних резолюций. Более того, и не разогнанная версия Leadtek GeForce 6800Ultra поравнялась с ATI X850XT. Что же касается NVIDIA GeForce 6800GT, то карта от Sapphire на базе ATI X800XT с честью её обошла и осталась в лидерах, так же, как и на предыдущем графике.

Так как верхние два графика отображали индексную составляющую теста, для вашего ознакомления мы приводим результаты игровых частей 3Dmark 05. Однако, так как в основном их картина будет повторять вышеописанные графики, мы не будем их комментировать и они будут опубликованы в режиме “только цифры”.

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

SpecViewPerf 8 (DirectX 9.0b)

Ну и напоследок мы оставили тест профессиональных приложений.

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

результаты тестирования видеокарты Leadtek A400 Ultra

Надеюсь, что многие читатели понимают, что профессиональные ускорители отличаются от игровых довольно сильно, и хотя вся эта разница заключена на уровне драйверов, разница в производительности профессиональных и игровых решений может быть весьма существенной. Как можно заметить, все результаты почти не зависят от реальной мощности карт, а скорее показывают политическую принадлежность каждого из тестируемых ускорителей. Карты NVIDIA победили в трёх из пяти тестов, а карты ATI – в двух. Причём каждая из этих побед заслужена не десятком процентов, а разницей в полтора-два раза. Вывод: если вы покупаете карту для профессиональных задач, её стоимость из игрового сегмента сильного значения не имеет.

Выводы

Война двух конкурентов в лице ATI и NVIDIA уже около двух лет увлекает всех, кто следит за рынком графических ускорителей. У ATI есть отличный продукт в виде ATI X850XT, который полностью удовлетворяет все запросы современных приложений и даже слегка рассчитан на будущее. Если бы не отсутствующая в нём поддержка шейдерной модели третьей версии, можно было бы однозначно назвать эту карту лидером по сравнению с NVIDIA GeForce 6800Ultra, так как выигрыш почти во всех современных DirectX тестах даёт себя знать. Однако не всё так просто в этом мире.

NVIDIA GeForce 6800Ultra хоть и обладает серьёзными минусами в виде страшной прожорливости к электроэнергии и меньшей производительностью в DirectX по сравнению с платами ATI, всё равно имеет ряд неоспоримых плюсов. Первый и самый важный – это задел на будущее в виде поддержки шейдерной модели третьей версии, которая хоть и не имеет на настоящий момент широкого распространения, в ближайшем будущем его получит по совокупности очень многих причин. Второй и не менее важный момент – возможность запуска плат в SLI-режиме. Что бы ни говорили злые языки, технология эта предоставляет хорошую гибкость в апгрейде системы. Ну и напоследок, не стоит забывать про OpenGL приложения, в которых платы от NVIDIA чувствуют себя как рыбы в воде.

Сегодня мы рассмотрели плату Leadtek GeForce 6800Ultra на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6800Ultra. Карточка оснащена нестандартной системой охлаждения, что позволяет ей работать по умолчанию на завышенных частотах графического ядра и предоставляет хороший потенциал для разгона. Как уже упоминалось, графический процессор Leadtek GeForce 6800Ultra работает на частоте 425 МГц, что на 25 МГц больше номинала, и в нашем случае система охлаждения позволила разогнать ядро до 450 МГц, что весьма неплохо. Немного подкачала память, но мы считаем, что это проблемы конкретного экземпляра, попавшего к нам на тестирование. В комплекте с платой идут две неплохие игры и все необходимые переходники и провода, что позволяет считать ретейл комплект Leadtek GeForce 6800Ultra более чем удовлетворительным.

В свете всего вышесказанного, хочется добавить, что ускоритель Leadtek GeForce 6800Ultra по праву может считаться одним из лидеров современного Hi-Tech рынка с некоторым запасом на будущее и будет весьма интересен энтузиастам и хардкорным геймерам.