Компьютеры
27 ноября 2000, 00:33

Высшая проба 26 плоскоэкранных ЭЛТ-мониторов

Новейшие профессиональные модели CTX, EIZO, IIyama, Mitsubishi, Samsung, Sony, ViewSonic с диагональю от 17 до 24 дюймов.

Благодарим за предоставленное оборудование российские представительства Hitachi, LG, Samsung, Scott Display, Sony, а также компании Compulink, ELKO Moscow, IPLabs, NT Computer, ProVision, «Инфомаш», «МВТУ — Информационные технологии», «Русский стиль», «Терем», «Ф-Центр» и ViewSonic-Центр.

Мониторы — очень специфический товар. Покупая монитор, вы покупаете скорее конкретный экземпляр, нежели модель, фирму или технологию. Качество изображения очень сильно зависит от настройки и сборки, а зачастую еще и аккуратности транспортировки, так как элементы отклоняющей системы — отнюдь не наклейки на кинескопе и имеют ощутимую массу, чтобы стряхнуться. Сказав это, мы преследуем сразу три цели: освободить себя от возможных обвинений, заявив, что многие оценки, параметры и недостатки относятся только к конкретным, побывавшим у нас в лаборатории экземплярам, и на остальную продукцию уважаемых фирм могут только экстраполироваться, исходя из статистических или логических предпосылок. Впрочем, не забываем, что есть недостатки, которые нельзя списать на конкретный экземпляр (неудобное управление, недостаточные способности усилителя и пр.). Во-вторых, хочется обратить внимание читателя, который является и потенциальным покупателем, на важность выбора конкретного экземпляра монитора и вкратце рассказать, как это можно делать. И, в-третьих, просто хотелось обратить внимание на эту часто упускаемую из виду (даже в профессиональных тестах) особенность рынка мониторов.

Тестирование было достаточно тяжелым как в прямом, так и в переносном (от слова носить) смысле: упаковывать и распаковывать мониторы — занятие не сахар, особенно когда они весят под сорок килограммов. Мы собрали плоскоэкранные мониторы с диагональю 17, 19, 21, 22 и даже 24 дюйма из так называемых профессиональных линеек известных производителей. Но есть также несколько графических и экономических исключений, добавленных для полноты картины. К тому же не стоит забывать, что иногда графическая серия одного производителя может на равных тягаться с профессиональной серией другого.

Первый взгляд

Достав монитор из коробки, мы подключали его к компьютеру и оставляли прогреваться. В большинстве инструкций упоминается, что для номинального изображения монитор должен греться полчаса, но мы с королевской щедростью выделили участникам теста целый разминочный час. Пока монитор грелся, мы оценивали удобства управления, дизайн, эргономику, изучали комплектацию, устанавливали информационный файл «*.inf» с поддерживаемыми монитором режимами и цветовой профиль «*.icm», если таковые прилагались. Кроме того, мы инсталлировали программу для USB-управления, если это было возможно. Оставшееся время тратили на изучение инструкции и доступной в Интернете информации, а также на чашечку кофе.

 Режимы 
По нашему мнению, оптимальные режимы для мониторов разных диагоналей таковы:
17" — 1024х768@85 Гц
19" — 1280х1024@85 Гц
21/22" — 1600х1200@85 Гц
Использование кадровой частоты 100 Гц несколько улучшит стабильность картинки (некоторые люди ощущают эту разницу физически, большинство же лишь мнят различие), зато практически все мониторы выдерживают частоту кадровой развертки 85 Гц с куда большей четкостью (резкостью), чем 100 Гц, и с этим нельзя не считаться. К тому же частота 85 Гц взята не с потолка, а теоретически связана со временем послесвечения люминофора.
Разрешение выбрано по двум причинам — медицинской (в случае более мелкого изображения резко возрастает нагрузка на глаза, и человек непроизвольно стремится приблизиться к монитору) и геометрической (подобные режимы оптимальны для трубок с шагом точек/решетки около 0,25 мм — число элементов изображения по горизонтали почти равно разрешению). Там, где монитор позволял четко различать соседние точки на более высоких разрешениях, мы отмечали это отдельно. Тут может быть только одна оговорка: уместно форсировать разрешение при работе с векторной графикой, но при этом использовать второй монитор для вывода текстовой информации — очень часто в САПР так и делают.
По нашему мнению, оптимальные режимы для мониторов разных диагоналей таковы:
17" — 1024х768@85 Гц
19" — 1280х1024@85 Гц
21/22" — 1600х1200@85 Гц
Использование кадровой частоты 100 Гц несколько улучшит стабильность картинки (некоторые люди ощущают эту разницу физически, большинство же лишь мнят различие), зато практически все мониторы выдерживают частоту кадровой развертки 85 Гц с куда большей четкостью (резкостью), чем 100 Гц, и с этим нельзя не считаться. К тому же частота 85 Гц взята не с потолка, а теоретически связана со временем послесвечения люминофора.
Разрешение выбрано по двум причинам — медицинской (в случае более мелкого изображения резко возрастает нагрузка на глаза, и человек непроизвольно стремится приблизиться к монитору) и геометрической (подобные режимы оптимальны для трубок с шагом точек/решетки около 0,25 мм — число элементов изображения по горизонтали почти равно разрешению). Там, где монитор позволял четко различать соседние точки на более высоких разрешениях, мы отмечали это отдельно. Тут может быть только одна оговорка: уместно форсировать разрешение при работе с векторной графикой, но при этом использовать второй монитор для вывода текстовой информации — очень часто в САПР так и делают.
 Инструменты Мы опробовали несколько несомненно лучших видеокарт (Creative GeForce2, GeForce2 Ultra, ATI Radeon 64Mb DDR ViVo) и остановились на Matrox G400 MAX ирландской сборки. Несомненно, эта карта на данный момент дает наилучший выходной сигнал (отличие от Radeon минимально, но все же заметно). При измерении цветовой температуры, яркости и основных цветов мы использовали в качестве эталонного источника программируемый генератор сигналов, предназначенный для тестирования мониторов. Цветовая температура, световой поток на единицу площади (яркость) и их девиация по поверхности экрана, а также чистота основных цветов люминофора (относительно стандартных CIE-значений) измерялись с помощью специального цветоанализатора Minolta. Забегая вперед, и сразу для всего теста, отметим, что ЭЛТ на апертурных решетках дают очень чистые основные красный и синий цвет, стабильно чуть хуже зеленый; у теневых масок страдает не только зеленый, но и красный цвет, и это, к сожалению, заметно отражается на цветопередаче. Нас изрядно удивило взаимное пренебрежение производителей мониторов и производителей видеокарт. Производители качественных дорогих мониторов конструируют входные каскады своих продуктов в расчете на средние, даже скорее плохие видеокарты. И наоборот, производители качественных, дорогих видеокарт, стремятся обеспечить выходной сигнал с максимально резкими фронтами, пускай и в угоду точности передачи. В результате при совместном использовании подобная комбинация детонирует, и на предельных режимах с высоким разрешением и частотой развертки (что очень актуально на 21-дюймовых мониторах) появляется заметный «звон» (тени и отсветы) от контрастных элементов изображения. Покупая монитор (особенно хороший), желательно выяснить, как он будет сочетаться с вашей картой (особенно если это хорошая карта) на предельных режимах. 
 Подключение Везде, где это было возможно, мы подключали к монитору BNC-кабель (с пятью раздельными коаксиальными разъемами для R, G и B, вертикальной и горизонтальной синхронизации), так как стандартный VGA-кабель (а если быть точным — D-Sub или HD15) хорош только до режима 1024х768@85 Гц включительно. В режиме 1280х1024@85 Гц и выше разница между хорошим BNC (в этом тесте мы использовали Defender Pro) и поставляемым с монитором D-Sub заметна невооруженным глазом, последний существенно размазывает изображение. По этой причине мы считаем наличие BNC-разъемов необходимым для всех мониторов с диагональю 19 дюймов и более. Кроме того, мы порицаем вделанный намертво в монитор кабель D-Sub. Для этого есть три причины: невозможно заменить его самостоятельно при повреждении, на более длинный или на шнур с разъемом другой конструкции. 

А если приглядеться

По прошествии часа мы приступали к геометрической настройке монитора. Все тесты и настройки проводились в основном режиме (см. врезку). Если нам не удавалось добиться точной посадки изображения по краям экрана имеющимися у монитора настройками, мы отмечали это отдельно. При покупке монитора не следует забывать, что существует большой класс геометрических искажений, которые, как правило, нельзя исправить — например, выгнутый нижний край или заваленные, непрямоугольные углы (большие мониторы часто имеют настройку компенсации цвета в углах, но очень редко — настройки для раздельной компенсации формы углов или, например, для устранения S-образных искажений сторон). Поэтому всегда пытайтесь настроить выбранный вами экземпляр, а уже потом вносите деньги в кассу. Мы использовали серию специальных тестовых изображений (шаблонов), позволяющих не только точно посадить изображение по краям, но и устранить различные муары, нелинейность (когда одинаковые фигуры имеют в разных участках экрана разный размер). Далее, мы настраивали яркость, контрастность и цветовую температуру. Все тесты проводились при температуре 6500 К, рекомендуемой для цветокоррекции. 9300 К больше подходит для работы в офисных приложениях, но, как показали измерения, температуру 6500 К производители выдерживают более точно. К тому же она является неким общим знаменателем для работы как с естественным, так и с искусственным освещением, и лучше приучить глаза именно к этой температуре.

Отдельная наука — правильная регулировка яркости и контрастности, чтобы монитор адекватно и без искажений передавал светлые и темные детали (света и тени). Для этого необходимо вывести на экран шкалу из 32 или 64 градаций серого и отрегулировать яркость и контрастность так, чтобы черный цвет оставался максимально темным и чтобы можно было четко различить все градации. В действительности, используемая нами процедура более сложна и требует набора из нескольких тестовых изображений, в результирующей таблице мы приводим рекомендуемые нами значения яркости и контрастности. Они позволят оптимально использовать динамический диапазон монитора в свободной от искажений области, при условии, что ваша видеокарта выдает стандартный линейный сигнал с амплитудой 0,7 В, как и положено по стандарту.

Затем мы выводили специальные изображения для проверки и настройки (если таковая возможна) фокусировки и сведения монитора, а также для выявления и устранения (опять-таки, если возможно) различных видов муаров. В них входят динамические муары (шумы на регулярных тестовых сетках), статические и цветовые сдвиги (когда регулярным образом слегка искажается цвет тестовых сеток). В итоге, после тщательной настройки, мы оценивали параметры монитора, фактически получая максимум от каждого конкретного экземпляра. Мы считаем неверным оценивать не настроенный монитор, сбрасывая все настройки по умолчанию, как это порой делают в достаточно известных тестовых лабораториях. Если монитор богат настройками и позволяет прекрасно свести и сфокусировать изображение — честь ему и хвала, ведь любые фабричные установки со временем «плывут» и требуют корректировки. Наконец, мы субъективно отсматривали уже хорошо знакомый читателю по тесту принтеров набор корректированных фотографий. На них можно увидеть не только знакомые всем по реальной жизни цвета предметов, но и множество мелких, темных и светлых деталей, позволяющих легко отметить недостатки цветопередачи или излишнюю нелинейность и узость динамического диапазона конкретного монитора.

В данном тесте принимали участие мониторы на основе четырех конструкций ЭЛТ. Наиболее распространены в данный момент две серии трубок с апертурной решеткой (Sony FD Trinitron и Mitsubishi Diamondtron NF). Они обеспечивают яркие и точные цвета, а в последнее время и отличную четкость линий и символов. Основные недостатки — необходимость со временем корректировать сведение (особенно горизонтальное), заметность демпфирующих нитей, о чем уже столько сказано, а также слабость к муарам, которые на некоторых тестовых сетках практически невозможно устранить (особенно когда речь идет о слабом сдвиге цветов). Впрочем, в повседневной жизни подобные муары проявляются не часто, единственное, с чем вы рискуете столкнуться, это динамические помехи (шум).

Если FD Trinitron является истинно плоской трубкой (как снаружи, так и внутри), то внутренняя поверхность (и соответственно изображение) Diamondtron NF все-таки цилиндрическая (с огромным диаметром). Надо отметить, что передача цветов, как правило, чуть лучше у моделей на базе Diamondtron. Возможно, это особенность трубки, а возможно, и просто наличие удачных в этом плане моделей на ее основе. Шаг точек у некоторых подобных трубок меняется от центра к краю экрана. Тогда указываются два значения — минимум в центре и максимум с краю.

ЭЛТ на основе точечной (теневой) или щелевой маски (щелевая маска — LG Flatron, теневая — Samsung DynaFlat), как правило, не требуют ручной коррекции сведения или фокусировки (фабричная настройка сохраняется долго и почти всегда на высоте, исключение — трубки на основе щелевой маски, унаследовавшие некоторые недостатки апертурной решетки). Но из-за меньшей площади люминофора цвета на этих трубках не столь точны и насыщенны.

Хотя заявленные значения контрастности и яркости мониторов соизмеримы с самыми дорогими ЖК-моделями, реально дело обстоит несколько иначе. По яркости ЖК-мониторы обогнали ЭЛТ — 150-200 кандел на квадратный метр против 70-120.

Контрастность — отдельный разговор. Если в полной темноте ЭЛТ обеспечивают значительную контрастность (300:1), то на свету они существенно проигрывают ЖК-матрицам: маска или решетка отражает внешний свет значительно сильнее поверхности матрицы, и контрастность стремительно ухудшается. Поставьте в светлой комнате рядом неработающие жидкокристаллический и обычный монитор — только на первом черный цвет выключенного экрана действительно черный. ЭЛТ на основе маски отражают внешний свет значительно больше трубок на основе апертурной решетки. Это плохо сказывается на реальной контрастности и цветопередаче. Еще один недостаток подобных ЭЛТ — геометрическое искажение изображения в зависимости от его яркости. Светлый прямоугольник на экране с теневой маской занимает на несколько миллиметров больше места, нежели темный. Если яркость изображения меняется динамически — оно начинает слегка дергаться. Апертурные решетки практически свободны от этого недостатка (сдвиг происходит не более чем на треть миллиметра). Ради справедливости заметим, что сверхвысокие (когда точка на мониторе больше точки видеокарты) разрешения, векторная графика и регулярные узоры выглядят на SM и AM гораздо лучше, чем на AG.

Таблицу с результатами тестирования в формате PDF вы можете взять здесь.


Некоторые пояснения к таблице

Параметры выделены жирным шрифтом там, где они приносят заметное преимущество и достойны похвалы. И наоборот, красным цветом, там, где они служат причиною явного дискомфорта. Оценки поставлены по пятибалльной системе, причем мы настаиваем на следующей расшифровке баллов:

5+ — идеально;

5 — отлично;

4 — заслуживает похвалы;

3 — нормально;

2 — ниже современного уровня.

Нельзя сравнивать оценки различных классов мониторов - одно и то же значение численно измеренного нами параметра может дать оценку «5» для 17-дюймового и «4» для 21-дюймового монитора ввиду значительных отличий ценовой и функциональной категории этих изделий.

Диагональ: диагональ монитора в дюймах, в скобках — видимая.

ЭЛТ: название используемой в мониторе электронно-лучевой трубки.

Шаг: расстояние по горизонтали между соседними элементами ЭЛТ, имеющими один цвет; для некоторых трубок с теневой маской приводится расстояние, измеренное по диагонали (см. сноску).

Тип: тип трубки — AG (апертурная решетка), SM (теневая маска) или AM (щелевая маска).

Входы: наличие входов, их количество и тип (D-Sub, DVI, BNC).

USB: наличие и конфигурация USB-хаба, расположение разъемов, возможность USB-управления.

Развертка H/V: допустимые диапазоны строчной и кадровой развертки.

Потребляемая мощность: потребляемая монитором энергия, в скобках — в режиме энергосбережения.

Максимальное разрешение: декларируемое производителем максимальное разрешение

Рекомендуемый режим: оптимальные, с нашей точки зрения, разрешение и частота кадровой развертки для данного монитора.

Рекомендуемые яркость/контрастность: значения для оптимального динамического диапазона.

Управление: оценка за удобство управления.

Геометрия, фокусировка, сведение: оценка за геометрические свойства изображения.

Цвета, тени, света: оценки за точность передачи и динамический диапазон.

T=6500, T=9300: оценка за соответствие цветовой температуры заявленной.

Равномерность: оценка за разброс яркости и температуры по площади экрана. Например, для 17-дюймового монитора три балла — это хорошо заметное на глаз отличие (15-20%).

Динамика: оценка зависимости цветовой температуры от яркости; температура измеряется при уменьшенной вдвое яркости (эта оценка очень хорошо характеризует линейность цветопередачи и добротность монитора).

Яркость (поток): максимальный световой поток при рекомендуемых нами установках яркости и контраста. То есть оценка за ту «честную» рабочую яркость, при которой монитор не искажает цвета.


CTX PR711F

CTX

Мониторы компании CTX недороги, никогда не блистали экстремальными параметрами, дизайном, безупречной настройкой или удобством управления. Но вот что занятно: ни одно из попадавшихся за последние годы (причем не год и не два — марка CTX давно известна на российском рынке) на глаза произведений CTX не имело серьезных нареканий. Это очень важное и редкое качество. Да, никаких сверкающих высот, но и никаких провалов, которые, к сожалению, нередко случаются, например, у конкретных экземпляров более именитых производителей (впрочем, трудно что-либо утверждать безотносительно объемов продаж). Показательно, что CTX уже традиционно использует фирменные ЭЛТ Sony. Современная профессиональная линейка PR построена на плоскоэкранных FD Trinitron.

Подобно всем моделям плоскоэкранной серии, PR711F имеет строгий, узнаваемый, массивный дизайн. Массивный даже чересчур, как внешне, так и внутренне: все попавшие в этот тест мониторы CTX весят заметно больше аналогов под другими марками. В постаментоподобную подставку PR711F встроен USB-хаб, от него к монитору идет специальный шнур, вставляемый в специальный разъем. Таким образом реализуется USB-управление (оно, как и хаб, есть у всех трех описанных здесь моделей). Нам не удалось его опробовать, ибо прилагаемая к монитору программа устанавливается и работает только в Windows 95/98, а у нас была лицензия только на Windows 2000. К мониторам прилагается USB-шнур и дискета с inf- и icm-файлами, а также управляющей программой.

Это единственный в тесте 17-дюймовый монитор с 0,24-0,25-миллиметровой апертурной решеткой, что дает ему определенное преимущество (шаг 0,25 мм слегка великоват для отображения 1280х1024 на 17 дюймах, а вот у 0,24 мм дела обстоят значительно лучше). Впрочем, как уже упоминалось выше, мы полагаем режим 1280х1024 в исполнении 17-дюймовых моделей «некомфортным». Тонкая инструкция на английском языке напечатана на грубой и слегка зеленоватой бумаге. Напоминает брошюрки с параметрами станков былых времен и инструкции к советским велосипедам. Это — фирменный знак CTX, такие инструкции прилагаются к большинству их продуктов. Управление: кнопки выбора первого и второго уровня меню (помечены «вперед»/«назад», что неверно), кнопки «+» и «–». Функционально управление далеко от совершенства, движение по группам и параметрам возможно только в одну сторону, любая ошибка или желание вернуться — и беги заново по кругу (см. также мониторы Mitsubishi). По умолчанию плюс и минус регулируют только контрастность, чтобы настроить яркость, необходимо выбирать соответствующий пункт в меню. Настройки: стандартная геометрия, подавление муара, температура (три фиксированные установки или три цвета вручную), горизонтальное и вертикальное сведение. Сведение и фокусировку PR711F сдал на отлично, с геометрией пришлось повозиться и задавать дополнительные вопросы — в итоге твердая четверка. Цветопередача точна, хотя в тенях никакого запаса. При покупке проверьте USB-управление, и если оно окажется удобным (графический интерфейс с мышью трудно испортить), можно смело начхать на кнопочную чехарду.

CTX PR960F

19-дюймовая модель линейки PR внешне практически ничем не отличается от остальных: разве что USB-хаб встроен в корпус, причем два порта находятся сзади, а два сбоку, что значительно удобнее. Добавлен BNC-вход на задней панели, а в меню — выбор BNC/D-Sub.

CTX - front

Благодаря FD Trinitron с шагом решетки 0,24-0,25 мм, PR960F немного выигрывает у мониторов на Diamondtron NF с шагом 0,25-0,27 мм (на Diamondtron NF с постоянным шагом 0,24 мм делаются немногие мониторы). Под стать 19 дюймам у этой модели очень удачный видеоусилитель: полоса пропускания явно «с запасом», контуры линий и символов очень четкие даже на режимах с высокой частотой кадровой развертки. Добиться 360-градусной суммы углов параллелограмма не удалось, так как правый верхний угол неисправимо клонит вниз (похоже, эту теорему на плоскости «тринитрона» умеет доказывать только Sony в собственных моделях, потому что подобным недугом страдает и Elsa Ecomo 530, и Philips Brilliance 201P10). Зато сведение и фокусировка «на отлично». Цветопередача — как завещала Sony, но для цветокоррекции, пожалуй, избыточна контрастность (недостает деталировки в тенях и светах). В общем, добротный монитор для покупателей, не уверенных в необходимости платить лишние деньги за Sony.

CTX PR1400F

CTX - rear

21-дюймовый флагман профессиональной линейки CTX в шаге апертурной решетки (0,24 мм) выигрывает у всех Diamondtron NF этого теста, причем в оптимальном для мониторов данного класса разрешении 1600х1200 это преимущество заметно невооруженным глазом. Внешне и по расположению разъемов PR1400F копирует предыдущую модель. Отличия: обратное расположение разъемов BNC (BGR), отдельный выключатель монитора сзади, в меню появилась компенсация цвета в углах (досадно, что — общая, а не раздельная, как подобает 21-22-дюймовому монитору), фильтр для придания тексту большей резкости (с хорошими видеокартами его лучше не использовать, картинка только ухудшается). Качественно модель PR1400F, к сожалению, недалеко ушла от PR960F: вакуум настроек, а также неустранимое искажение в правом верхнем углу можно терпеть (или надеяться, что повезет) за шестьсот долларов, но, наверное, не за тысячу.

EIZO FlexScan T961

EIZO

Высокая цена этой 21-дюймовой модели на кинескопе FD Trinitron (апертурная решетка с шагом 0,24 мм) предполагает профессиональную позицию на рынке, профессиональные возможности и профессиональное качество настройки. Строгий основательный дизайн напрашивается в компаньоны к мощной рабочей станции, а не к обычному персональному компьютеру; задняя часть корпуса необычно устремлена вверх. BNC-вход имеет нестандартное расположение разъемов — RBG, что почти гарантирует первое неправильное подключение в исполнении любого опытного пользователя, привыкшего к последовательности RGB. Управление — большая и удобная кнопка-качалка, которая может наклоняться в четырех направлениях и нажиматься. С моей точки зрения, это оптимальный подход к управлению (как и некоторые другие органы управления из разряда «направить и нажать в одном»). Отдельной кнопкой переключаются источники сигнала (BNC/D-Sub); впрочем, при наличии только одного активного источника он выбирается автоматически, как и у большинства других мониторов. Еще одна кнопка инициирует автоподстройку размера и центровки изображения, причем это единственный монитор, у которого эту функцию можно признать успешно работающей — всегда остается одинаковый, небольшой бордюр. В монитор встроен USB-хаб нестандартной конфигурации 1®3 (все разъемы расположены сзади), предусмотрено USB-управление с помощью специальной прилагаемой программы Screen Manager Pro. Сзади же находится переключатель, регулирующий входное сопротивление монитора — стандартные 75 Ом и бесконечность. Последняя полезна в редком случае подключения нескольких мониторов к одному источнику. В комплекте подробная инструкция и дискета с программой управления, inf- и icm-файлами. Специальный порт служит для подключения калибратора.

EIZO - rear

После включения у монитора прорезался тоненький голосок, немало удививший видавших виды дегустаторов «КомпьюFeрры». Монитор сопровождал писком навигацию по меню, достижение предельных значений параметров в меню, а также потерю и появление сигнала с компьютера. К счастью, немного навязчивое звуковое сопровождение можно отключить. Меню имеет три уровня — разделы, пункты, значения. Помимо стандартных геометрических регулировок предусмотрены комплексная коррекция формы (готовая для разного географического расположения, либо верхний и нижний край, а также верхние и нижние углы — парами; эти настройки отдельно сохраняются и сбрасываются), компенсация цвета по углам (раздельная), горизонтальное и вертикальное сведение, а также подавление муара, плавный выбор цветовой температуры, время перевода монитора в режим энергосбережения, яркость меню, два фильтра входных сигналов с параметрами, переключение входа BNC/D-Sub (не совсем понятно, зачем нужна эта настройка, если есть отдельная кнопка с аналогичной функцией).

EIZO - front

Фильтры, призванные улучшить фронты плохих входных сигналов и подавить различные помехи, реально не смогли улучшить сигнал, выдаваемый нашей видеокартой. Судя по всему, они создавались с оглядкой на слабые видеокарты. Но кто будет покупать такой монитор, если в компьютере стоит видеокарта за пять долларов? Наверное, эти настройки, как и звуковое сопровождение хождения по меню, существуют для создания имиджа «очень профессионального монитора». Интересно, что из программы для управления по USB доступна также корректировка каждого угла в отдельности, верхнего и нижнего края, линейность верхней и нижней половины экрана, корректировка S-образных искажений и некоторые другие дополнительные настройки (отсутствующие в меню монитора), например, сведение по вертикали раздельно для верхней и нижней части экрана. Фабричная настройка монитора вызывает не меньшее недоумение, чем звуковые сигналы, им издаваемые. Точно посадить геометрию стало возможно только с помощью USB-управления, правый верхний угол изображения был искажен так, что имеющихся в меню монитора пунктов было недостаточно для успешной коррекции. Лишь 15-минутный бой с дополнительными настройками позволил добиться правильной посадки. Очень полезно, что программа управления через USB позволяет отобразить на экране собственные тестовые шаблоны для различных настроек. С помощью этой программы удалось свести монитор на твердую оценку «хорошо». При всей роскоши настроек фокусировка не регулируется и до оценки «отлично» не дотянула. Цветопередача слегка загнана в желтоватые оттенки, а вот отличная передача теней приятно удивила. Но, в подтверждение известной истины, света передаются неадекватно, несколько самых ярких градаций сливается, чего не должно быть ни в коем случае. Резюме: уровень монитора и особенно его настройка не вяжутся с его позиционированием.

Elsa Ecomo 530

ELSA

От известного немецкого концерна мы всегда ждем чего-то особенного в области графики. Смотрим в каталоги — да, Elsa делает профессиональные мониторы. Даже более: «high-end professional monitors». Только серия почему-то называется «Ecomo», и в этом слове, как мы ни боролись с предрассудками, угадывается что-то другое.

К нам в тест попала 19-дюймовая модель Ecomo 530. Она сделана на плоскоэкранной трубке FD Trinitron с шагом решетки 0,24-0,25 мм (похоже, что кинескопы Sony используются во всех моделях серии Ecomo). На первый взгляд, изделие Elsa имеет строгий дизайн и очень напоминает мониторы Sony: организация управления (пять основных кнопок: «вверх»/«вниз», «вправо»/«влево», они же «+»/«-», «меню»; кнопка сброса, кнопка автоподстройки размера/положения) очень похожа на ту, что используется в современной линейке ЖК-мониторов японской корпорации, а функции и настройки — как у описанной здесь серии MultiScan, включая коррекцию муара, компенсацию цвета по углам, режим sRGB (но экспертного режима нет) и восстановление гаммы. Сведение организовано чуть проще — только общее по горизонтали или вертикали.

Но вернемся к экстерьеру: «high-end professional monitor» не оборудован BNC-входом и имеет очень скромную заявленную полосу пропускания 120 МГц. Кабель D-Sub заделан в корпус намертво. И еще одна черта: несмотря на то, что монитор произведен в Великобритании, опознавательные знаки выполнены в виде пухлых прозрачных наклеек (кто имел дело с тайваньскими полуфабрикатами, тот поймет). В комплект входит очень толковая инструкция и компакт-диск с установочными и цветопрофильными файлами. Особо ценна фирменная настроечная программа, очень похожая на используемую нами DisplayMate.

На экзамене по геометрии Ecomo 530 провалился на том же билете, что и мониторы CTX: правый верхний угол неисправимо клонит вниз. Кроме того, не помешала бы настройка линейности. Выраженная неравномерность цветовой температуры и яркости по полю экрана, а также некоторые трудности со сведением при отличной заводской фокусировке и общей отличной цветопередаче говорят о том, что нам попался не идеальный экземпляр и что не боги в Германии (Британии?) горшки обжигают.

Hitachi CM625ET

Hitachi

Эта новейшая 17-дюймовая модель Hitachi — второй плоскоэкранный монитор компании. И если 19-дюймовый пионер CM771 был сделан на оригинальной ЭЛТ ErgoFlat с теневой маской (вызвавшей неоднозначные оценки во многих тестлабах), то в CM625ET компания, по-видимому, решила не рисковать и использовала Diamondtron NF с шагом апертурной решетки 0,25 мм. (По нашей информации, Hitachi решила не разрабатывать 17-дюймовую трубку ErgoFlat, но от этой технологии не отказывается и совсем недавно представила новую 19-дюймовую модель ErgoFlat CM772.) Дизайн, меню и управление традиционно для Hitachi скупы: BNC-подключение не предусмотрено, стандартный сигнальный кабель неотделим от монитора, всего три кнопки («вправо»/«влево», они же «+»/«-», вход-выбор), круговая организация пунктов с выводом значений в центре… Помимо стандартных настроек могут оказаться полезны сведение по горизонтали и вертикали, а также раздельная регулировка трапециевидности верхних и нижних углов. Сведение и фокусировка попавшего к нам экземпляра были выше всяких похвал. Геометрически изображение идеально во всем, кроме линейности по вертикали, и чтобы окружности стали правильными, пришлось ужать картинку по бокам на 6-9 миллиметров. Во всем, что касается цвето- и светопередачи, больше из этой ЭЛТ может выжать, по-видимому, только Mitsubishi.

Iiyama
Vision Master Pro 410

Iiyama

Чистокровная японка поразила легкостью фигуры. Мониторы Iiyama имеют габариты и вес, свойственные некоторым моделям других производителей с меньшей на шаг (!) диагональю. Экстерьер — чрезвычайно аскетичный и консервативный (единый для всей линейки) средняя подставка со средними углами отклонения. Компактность не помешала предусмотреть редкий для 17-дюймовых моделей BNC-вход. В комплекте шнур питания, шнур D-Sub и небольшая, но очень толковая инструкция.

Воистину самурайское (забегая вперед — особенно у старших моделей) меню и чрезвычайно неудобное трехкнопочное («вход в меню», «+» и «-») управление заставляют то и дело поминать японскую мать разработчиков. Меню имеет три четко выраженных уровня — разделы, пункты, значения. Для входа в каждый необходимо нажимать кнопку меню. По умолчанию кнопками «+»/«-» регулируется контрастность, для яркости необходимо вызывать меню. Досадно, но не отображаются числовые значения параметров. Предусмотрены стандартные настройки геометрии (размер и положение по горизонтали и вертикали, поворот, бочка, бочка в одну сторону, трапеция, параллелограмм), подавление муара, температура плавно или два цвета вручную (R и B относительно зеленого), сведение по горизонтали, позиция меню, язык (русского нет), размагничивание, выбор входа BNC/D-Sub, синхронизация (раздельная или по зеленому), сброс.

Впрочем, тотальный аскетизм и вынужденные неудобства настройки прощаются, стоит только взглянуть на выдаваемую этим монитором картинку. Безупречная фабричная фокусировка, муар устраняется легко и везде. Посадка изображения дается легко, фабричные предустановки могут быть оценены только на отлично и требуют лишь легкой корректировки размера. Уровень сведения немного не дотягивает до старших моделей Iiyama, но по-прежнему может быть поставлен в пример некоторым 17-дюймовым мониторам других производителей. Цветопередача слегка страдает от излишнего контраста в тенях. Судя по всему, эти мониторы ориентированны скорее на геометрию, нежели на цвет. Высокая равномерность яркости по поверхности экрана окончательно развеяла сомнения в том, что монитор изготовлен в Японии.

Iiyama
Vision Master Pro 411

Эта недорогая модель в значительной степени копирует предыдущую, но чуть упрощена: меньше диапазон допустимых частот, видеокабель D-Sub сделан неотделимым, BNC-вход изъят. Занятное упущение: монитор сообщает в компьютер, что максимальной частотой кадровой развертки для режима 1024х768 является 75 Гц, хотя в действительности поддерживается и 85 Гц. Зато цветопередача, сведение и фокусировка почти столь же хороши, как и у Vision Master Pro 410. В меню добавилась отключаемая подсказка к настройкам и настройка времени, через которое меню исчезает. Само меню внешне другое, нежели у остальных моделей этой фирмы — оно менее аскетично, а по рисункам напоминает меню мониторов Samsung. Очевидно, эта модель больше ориентирована на рядового пользователя.

Iiyama
Vision Master Pro 450

С одной стороны, жаль, что в 19-дюймовом Vision Master Pro 450 стоит ЭЛТ с апертурной решеткой, имеющей переменный шаг 0,25-0,27 мм, а не передовая 0,24-миллиметровая, как у Mitsubishi Diamond Pro 920. Жаль, что нет ни USB, ни аудиофункций. Немного удручают все тот же аскетизм управления и строгий, консервативный дизайн. Организация меню — просто сущее расстройство. Вы не видите сразу все группы настроек (меню первого уровня словно нет), а вынуждены переключаться между ними, при этом на экране последовательно демонстрируется группа за группой. Не отображаются численные значения параметров. Добавлены только компенсация цвета по углам (раздельно) и регулировка сведения по вертикали.

Чтобы не расстраиваться, забудьте о меню, о сведении, геометрии, фокусировке. Этот монитор невероятно качественно настроен. Если бы кнопки были декоративными, никто бы, наверное, этого и не заметил. Небольшие недостатки (повышенная контрастность в тенях) являются, вероятно, прямым следствием желания обеспечить идеальную передачу геометрии.

Vision Master Pro 450 пригож для серьезной работы с четким и мелким изображением, текстом, чертежами, электронными таблицами. Иными словами, это строгое оружие профессионала компьютерных боевых искусств — радует глаз, отточено. Напоследок хочется отметить, что рекомендуемый в инструкции режим полностью совпал с рекомендуемым нами. Пустячок, а приятно.

Iiyama
Vision Master Pro 510

В классе 22 дюйма Mitsubishi, по-видимому, тоже не уступила свою лучшую трубку с 0,24-милиметровым грилем. Но Iiyama, похоже, не сильно расстраивалась. Все, что было сказано про 19-дюймовую модель, в полной мере относится к Vision Master Pro 510. Деталировка теней, равномерность градиентов и, как следствие, общая цветопередача попросту безупречны. Разработчики уделили заметно больше внимания стабильности цветовой температуры по поверхности экрана и ее соответствию выбираемым в меню значениям. Итак, все под стать большему размеру диагонали. Что интересно, в инструкции рекомендован режим 1280х1024@85, но мы смело советуем выбирать 1600х1200@85 — несколько великоватый для мониторов такого класса размер точек компенсируют эталонные фокусировка и сведение.

LG Flatron 776FM

LG

В этой новейшей 17-дюймовой модели (у нас был инженерный образец, официально характеристики монитора еще не объявлены) LG использовала фирменную ЭЛТ Flatron. Щелевая маска — гибрид теневой маски и апертурной решетки. По замыслу конструкторов подобный гибрид должен вобрать в себя достоинства двух основных подходов. (Философски заметим, что, как правило, в точке, где сходятся достоинства, сходятся и недостатки.)

Привлекательный серо-серебристый и очень нетривиальный дизайн напрашивается в компанию к бесшариковой мыши Microsoft IntelliMouse Explorer. Подставка обеспечивает средний диапазон перемещений, требуется некоторое усилие по вертикали. Встроенная акустическая система дает довольно громкий и басовитый, но несколько глухой (точнее, гулкий) звук. Громкость и прочие аудиопараметры настраиваются в меню, вызываемом отдельной кнопкой. Есть очень полезная и логичная кнопка, позволяющая оперативно заглушить микрофон. Навигация: четыре кнопки направления («вверх»/«вниз», «вправо»/«влево»), кнопка вызова меню и кнопка выбора раздела (схема похожа на Samsung, две кнопки действия не очень функциональны и вносят некоторую путаницу). Меню структурировано на два уровня — разделы и пункты; навигация по разделам осуществляется одной парой кнопок, по пунктам — другой. Настройки: стандартная геометрия плюс трапециевидность верхнего и нижнего края, подавление муара (по вертикали и горизонтали), цветовая температура (две установки, плавно или три цвета вручную), компенсация цвета по углам (один параметр), выбор уровня входного сигнала (0,7 или 1 В) и прочее. Экзамен по геометрии был сдан с незначительными запинками, по сведению и фокусировке — зачет. Flatron 776FM, наверное, неспроста серебрист: в цветопередаче у щелевой маски всегда будет твердое «серебро».

LG Flatron 995FT

LG

Эта 19-дюмовая модель на ЭЛТ Flatron, также сверхновая на российском рынке и еще не дошедшая до прилавков, оказалась неожиданно строгой на вид для современного имиджа LG. Классическая слоновая кость, классические черты, уже знакомое по предыдущей модели управление. Добавлены: раздельная компенсация цвета по четырем углам, горизонтальное и вертикальное сведение, два новых языка. Аудиовозможности отсутствуют, зато есть USB-хаб, все разъемы которого расположены сзади. Управление через USB не заявлено. Кабель D-Sub приделан к монитору, а BNC-входа нет. Удивительно, что эта модель аттестована на соответствие TCO’95, а не TCO’99. Посадка, сведение и фокусировка в норме. Цветопередача — как у предыдущей модели.

Mitsubishi
Diamond Pro 720

Mitsubishi

Профессиональная 17-дюймовая модель, производимая разработчиком ЭЛТ Diamondtron NF, закономерно привлекает к себе внимание. Кому как не Mitsubishi знать все хитрости собственных кинескопов? Массивный, монолитный дизайн балансирует на тонкой грани между солидностью и инновацией. На наш взгляд, монитор красив. Подставка небольшого размера имеет тщательно продуманную конструкцию и позволяет без усилия вращать монитор по горизонтали и вертикали. В комплекте — шнуры питания и D-Sub, средней полноты инструкция (хорошее исполнение, среднее наполнение и уйма внимания, уделенного совместимости с компьютерами Apple). Diamond Pro 720 имеет только D-Sub-вход, никаких аудиофункций, USB-контроля или хаба.

Управление реализуется с помощью четырех кнопок и фирменного меню: одной кнопкой выбирается группа параметров, второй — конкретный параметр, кнопки «+» и «-» меняют его значение. Нельзя сказать, что это очень удобно, так как движение по группам и параметрам возможно только в одну сторону и любая ошибка или желание вернуться чреваты необходимостью заново пробежаться по кругу. Помимо стандартных геометрических настроек (кстати, все они свалены в одну большую кучу) предусмотрено исправление формы (трапециевидности) верхних и нижних углов. Можно подергать за такие нитки, как подавление муара (один параметр), цветовая температура (значение плавно), выбор чувствительности входа и режима синхронизации (по переднему или заднему фронту), отключение режимов энергосбережения. В меню выбирается один из шести языков, но русского там нет. Отдельная кнопка на передней панели активирует некий специальный режим FPM (Fine Picture Mode). Он принудительно устанавливает цветовую температуру 9300 К и оптимальные яркость/контрастность. Возможно, есть и другие, минорные улучшения, но нам не удалось их заметить даже с помощью приборов.

Без труда усаживаем изображение в рамку, отмечаем точность всех геометрических таблиц и переходим к сведению. Никаких нареканий к фабричной настройке, хотя возможности подстроить сведение нет, и это стоит учитывать, выбирая монитор при покупке. Фабричная фокусировка заслуживает отдельной похвалы (тот редкий случай, когда 17-дюймовый монитор на базе 0,25-миллиметровой AG можно рекомендовать для работы с разрешением 1280х1024). Можно практически полностью устранить характерный для AG-трубок динамический муар и сдвиг цветов, свести к минимуму муар статический. Измерения показали завидную равномерность параметров (яркости, температуры) по поверхности экрана, точное соответствие заявленной (что интересно, в инструкции!) максимальной яркости и слабое отклонение реальной цветовой температуры от показываемого в меню значения (см. таблицу с результатами). Diamond Pro 720, если не смущает диагональ, можно несомненно рекомендовать для DTP (Desktop Publishing) — точная цветопередача, прекрасная деталировка теней (в светах ЖК-дисплеи точнее), равномерные градиенты.

Mitsubishi
Diamond Pro 920

Старший 19-дюймовый брат предыдущей модели имеет не просто на два дюйма большую диагональ, но и уменьшенный постоянный шаг апертурной решетки — 0,24 мм. Дизайн и управление повторяют Diamond Pro 720, никаких излишеств. Удивляет отсутствие BNC-входа, дающего очевидное преимущество в режимах начиная с 1280х1024@85. В настройках прибавились компенсация магнитного поля Земли (раздельно по четырем углам) и сведение по горизонтали и вертикали. Подобно 720-й модели, Diamond Pro 920, что называется, по первой просьбе показал все настроечные таблицы на «пять», и после недолгих манипуляций был удостоен такой же оценки за сведение. Фокусировка и цветопередача с уменьшением шага AG только выиграли. Стабильность параметров по поверхности экрана едва не заставила нас постучать ногтем по приборам (так стучат по барометру), чтобы те хоть шелохнулись. Динамический муар устраняется полностью, но остается слабый сдвиг цветов, характерный для ЭЛТ Diamondtron NF. Что интересно, в отличие от Pro 720, в инструкции не указан рекомендуемый режим работы.

NEC MultiSync FE700

NEC

Не случайно (а для сравнения) заглянувшая в наш обзор экономическая модель на базе Diamondtron NF. Очень приятный дизайн, оригинальная прозрачная вставка под кнопками управления, надпись «MultiSync» приятно загорается зеленым или желтым цветом, по совместительству играя роль индикатора питания. Диапазоны строчной и кадровой развертки чересчур ужаты, напрочь забыты все еще демонстрируемые картами режимы с кадровой частотой 50 Гц. Загрузитесь в защищенном режиме при разрешении 800х600 и вы поймете, что мы имеем в виду. Добротная, но тощая инструкция для догадливых пользователей — настройки и управление описаны весьма телеграфно; небольшая, легко вращающаяся подставка, средний диапазон отклонений; похвально компактные размеры — все это черты недорогого домашнего или офисного монитора (E — Entry Level). В данный момент NEC производит и продает свои мониторы совместно с Mitsubishi, но управление (четыре навигационные кнопки и две кнопки «вход» и «выход») и внешний вид меню более напоминают Samsung. Помимо геометрической аксиомы (размер и положение по горизонтали и вертикали, поворот, бочка, бочка в одну сторону, трапеция, параллелограмм) есть несколько важных теорем: линейность и регулярность по вертикали, подавление муара, цветовая температура (пять значений, каждое можно менять плавно либо каждый цвет вручную). Причем плавно температура регулируется, начиная с 7500, значение 6500 пришлось получать вручную, при этом появились странные красные отсветы, которые были устранены только пропорциональным уменьшением уровня всех трех цветов. Видимо, именно это свойство помешало создателям монитора добавить температуру 6500 в стандартный набор.

Главная теорема, которую доказала NEC этой моделью, — сделать хороший монитор за небольшие деньги на Diamondtron NF не так уж сложно. Цветопередача и градиенты заслуживают оценки «отлично», как в тенях, так и в светах. Фокусировка и сведение в норме, и более того, совершенно отсутствуют муары любой разновидности, характерные для трубок Mitsubishi.

NEC MultiSync FE750

Возьмем модель FE700 и умножим все, кроме диагонали, на коэффициент больше единицы. Получим FE750. Шире диапазон частот, отличная посадка изображения, отличное сведение, нет проблем с цветовой температурой (нормальный диапазон, нет красных отсветов), никаких муаров, чуть выше и цена. Особенно щедро разработчики умножили настройки: появились трапециевидность и сдвиг раздельно для верхнего и нижнего края; богатейшие регулировки сведения — горизонтальное (общее, верх и низ), вертикальное (общее, верх и низ), к тому же монитор сам показывает тестовый шаблон, что очень похвально. Минимальная кадровая частота (55 Гц), к сожалению, по-прежнему довольно высока, так что тут скорее умножили и на то же число разделили. Резюме: что у NEC называется «EntryLevel», у некоторых (не будем показывать пальцем, посмотрите таблицу) — «Professional».

Philips
Brilliance 201P10

Европейской команде нужен был лидер, и мы до последнего ждали эту редкую в наших краях профессиональную 21-дюймовую модель Philips.

Philips

О кинескопе сказать особо нечего — такой же FD Trinitron, как у Sony G500, то есть с шагом 0,24 мм. Мощный видеоусилитель, входы D-Sub, BNC. Примечателен дизайн. Это не просто по-европейски очень симпатичный, но и самый легкий и самый короткий 21-дюймовый монитор в тесте (см. таблицу). Чтобы вы оценили достижения конструкторов профессиональной серии Brilliance (компактностью отличается вся серия от 17 до 21 дюйма), заметим, что 201P10 легче и короче некоторых 19-дюймовых моделей. Но вот тебе раз: подставка не может похвастать легкостью вращения монитора; более того, при этом весь низ его пластмассовой конструкции надрывно хрустит. Казалось бы, самый легкий, с чего бы…

Организация управления и меню — единая на всю серию (пять кнопок: «вверх»/«вниз», «вправо»/«влево», они же яркость/контрастность при прямом доступе, а также «ok» — для входа/выхода/подтверждения), и в Brilliance 201P10, разумеется, собран максимум настроек, куда вошли все стандартные геометрические параметры, сведение по горизонтали и вертикали (определение горизонтального и вертикального очень странное и отличное от всего виденного нами с точностью до наоборот), подавление муара, плавный выбор цветовой температуры, компенсация цветового сдвига по четырем углам. Предусмотрена некая автокалибровка, на деле лишь приводящая цветовую температуру к значению 6500 К. Хождение по меню не очень комфортно из-за того, что по возвращении из любой группы настроек оно предлагает покинуть себя вовсе.

Philips уже традиционно комплектует свои мониторы лишь коротенькой установочной брошюркой, а все остальное, что может понадобиться пользователю, нужно искать на прилагаемом компакт-диске через весьма странный интерфейс — в общем-то, с претензиями, но далеко не совершенный. Традиционно же у всех мониторов профессиональной серии Brilliance предусмотрено USB-управление, для чего с диска необходимо установить фирменную программу CustoMax 4.5. Если она легко установится и заработает — поздравляем, звезды на небе, наверное, стоят в ряд. Если же мама родила вас (как, похоже, и нас — надо проверить) в понедельник, обращайтесь в форум «Глюконат железа» на сайт www.compuferra.ru , и мы вам расскажем, какого цвета покупать бубен, как надо танцевать и что шептать при установке CustoMax. Как бы то ни было, программа все же приятная и очень удобная, выводит настроечные шаблоны. Хотя не позволяет настроить что-нибудь этакое (как у Eizo), чего нельзя сделать через меню.

Ну и, наконец, о качестве изображения. Скажем откровенно: нам попался неудачный экземпляр, но за неимением другого (этот-то сколько ждали!) мы не стали снимать модель с теста. С помощью имеющихся настроек нам не удалось справиться с геометрией, фокусировкой и сведением. Поэтому судить о цветопередаче мы не могли. К счастью, равномерность цветовой температуры и хорошая динамика подтвердили класс монитора. Но покупателям рекомендуем всякий раз убеждаться в этом самостоятельно.

Samsung
SyncMaster 700IFT

Samsung

В основу этой 17-дюймовой модели положена оригинальная электронно-лучевая трубка Samsung DynaFlat с плоской наружной поверхностью экрана, но, тем не менее, на основе теневой маски (0,24 мм по диагонали). Это автоматически влечет два недостатка: немного блеклые по сравнению с AG-трубками цвета и характерные для SM динамические искажения, но и два преимущества: хорошее сведение и отсутствие какого-либо муара на регулярных изображениях, столь характерного для AG. SyncMaster 700IFT имеет очень приятный дизайн, с характерной голубой вставкой, достаточно строг для офиса и достаточно покат для дома. Панелька с кнопками управления занятно выезжает (вперед и вниз), если на нее слегка нажать. Подставка невелика и обеспечивает большой диапазон отклонений без особых усилий. В комплекте — подробная инструкция, диск с inf-файлом, цветовым профилем и программой для калибровки цвета Colorific (весьма далекой от реальности и прилагаемой только к теневым маскам). Хочется отметить столь редкое (но меткое) для 17-дюймовых мониторов наличие BNC-входа. Ибо благодаря SM-трубке мы рекомендуем использовать этот монитор не только в стандартном для 17 дюймов режиме 1024х768@85 Гц, но и в более серьезном 1280х1024@85 Гц, где передача сигнала по BNC уже играет заметную роль. Данная модель — хороший выбор для бюджетных покупателей, интересующихся векторной графикой. Управление: четыре стрелки для навигации, кнопки «вход» и «меню», кнопка вызова информационного меню и две столь редкие ныне аналоговые ручки — для регулировки яркости и контраста. Регулировать ими удобнее, нежели кнопками через цифровую схему, но числовые значения при этом, к сожалению, не отображаются. Интересно, что когда монитор отключен от источника сигнала, табличка, сообщающая об этом, регулярно и скачками перемещается по экрану, вероятно, чтобы привлечь внимание. Меню имеет три уровня (разделы, параметры, их значения), навигация с помощью четырех стрелок достаточно оперативна, но наличие отдельной кнопки для выбора и отдельной для вызова (выхода из) меню неоправданно — не только замедляет работу с меню, но и порой слегка запутывает. Цвета, конечно, не такие насыщенные, как у AG-трубок, но достаточно точны; градиенты, света и тени передаются отлично. Главное, чтобы не было слишком яркого внешнего освещения — теневая маска отражает внешний свет гораздо сильнее апертурной решетки. Геометрическая посадка изображения удалась, но с большим трудом. В принципе, это беда большинства 17-дюймовых мониторов, так как раздельное исправление формы углов обычно не предусмотрено. Поэтому при покупке не отказывайтесь потратить время (обязательно дайте монитору прогреться), чтобы убедиться в выборе и не быть поднятым на смех продавцами. Настройки: стандартные размер, положение и форма, очень полезная регулировка линейности по вертикали (ее главная задача по Nokia-тесту — сделать окружности пропорциональными), подавление муара, цветовая температура (три значения, каждое плавно или каждый цвет вручную), время исчезания меню, позиция меню, язык (в том числе русский), чувствительность входа (0,7 или 1 В), выбор BNC/D-Sub, метод передачи синхронизации по BNC (раздельная или по зеленому каналу), сброс настроек. Фабричное сведение заслуживает отличной оценки, фокусировка требует небольшой ручной коррекции, но, к счастью, подобный пункт в меню есть, и с его помощью монитор был успешно сфокусирован.

Samsung
SyncMaster 700NF

Samsung

Внешне эта модель очень похожа на предыдущую, разве что панелька с кнопками не столько выезжает, сколько выворачивается, но тоже эффектно. Важнее же то, что за плоским 17-дюймовым экраном кроется уже другая ЭЛТ — Diamondtron NF с шагом апертурной решетки 0,25 мм. Управление аналогичное, но яркость и контрастность не имеют прямого доступа. Также предусмотрен BNC-вход — наши аплодисменты Samsung. В настройках добавились горизонтальное и вертикальное сведение и раздельная трапециевидность верхнего и нижнего краев (это как раз к разговору о форме углов; кстати, подобная настройка предусмотрена у новейшего Hitachi CM625ET). Вообще, следует отметить, что это одна из самых богатых настройками и возможностями 17-дюймовая модель — она словно разрабатывалась для 19-дюймовой ниши. И, заглядывая вперед, — что это один из самых удачных 17-дюймовых мониторов вообще. Можно рекомендовать не только видеорежим 1024х768@85, но и 1280х1024@85, что превосходно для модели с 0,25-миллиметровой AG. Неплохая фабричная фокусировка вытягивается вручную на пять с плюсом; в случае чего можно подстроить и так достаточно точное сведение; геометрически верную картинку мы получили по умолчанию. Точные и насыщенные цвета, отличная передача, тени, света лишь чуть не дотягивают до ЖК.

Samsung
SyncMaster 900NF

Samsung - front

Сложилось ощущение, что это предыдущая модель, только увеличенная на два дюйма по диагонали. Тот же дизайн, точь-в-точь те же настройки в меню (добавилась лишь раздельная компенсация цвета по четырем углам). Посадка, сведение, цветопередача и фокусировка — на отлично, пожалуй, даже чуть-чуть лучше 700NF, как и полагается для 19-дюймовых моделей, которые настраиваются, как правило, гораздо тщательнее. Скепсис относительно того, что «народная марка» не может быть профессиональной, оставит вас в первом же компьютерном салоне.

Sony
MultiScan GDM G500

Sony

Sony всегда на слуху, она славится технологическими инновациями. Вы платите за имя, за передовые технологии и качество. Как правило, все это соответствует действительности, но и платить приходится немало. Причем мы, при всем уважении к компании, советуем не только платить, но и выбирать, поскольку мониторы, что ни говори, довольно капризный товар. К нам в обзор попала самая верхушка довольно большой пирамиды выпускаемых мониторов — 21 и 24 дюйма по диагонали.

Начинаем с графической (серия G) 21-дюймовой модели. Строгий приятный дизайн с подчеркнуто плоским и даже чуть угловатым фронтом. В комплекте дискета с цветовым профилем и информационным файлом, а также приятное дополнение — переходник для подключения компьютеров Apple. Подставка среднего размера, монитор вращается без усилия (благодаря тефлоновому вкладышу) на значительные углы. Вход — D-Sub или BNC — выбирается двухпозиционным переключателем, расположенным на нижней кромке передней панели. Там же, но правее нащупывается большая круглая кнопка-качалка с углублением для пальца: она качается в четыре стороны для навигации и нажимается для выбора. Меню первого уровня организовано очень интересно — это матрица 3х3 из групп настроек, причем начальная позиция указателя — в середине, в результате вы легко выбираете любую группу одним-двумя движениями. Внутри группы качание вверх/вниз перемещает по параметрам, вправо/влево — меняет их значение. По умолчанию (без нажатия для вызова меню) кнопка-качалка регулирует яркость и контрастность. Предусмотрены все стандартные настройки геометрии, функция авторазмера-автоцентровки (доступна только из меню, работает довольно неплохо, но оставляет изрядный бордюр), раздельная компенсация цвета по четырем углам, подавление муара. Пункт выбора цветовой температуры имеет три закладки. На первой выбирается одно из трех стандартных предустановленных значений либо каждое из них меняется плавно от 5000 до 10000 К. Вторая закладка включает экспертный режим, где для трех стандартных температур можно подстроить раздельно каждый цвет (R, G или B) в тенях и светах. Третья закладка — режим sRGB, предписывающий монитору температуру 6500 К, а также определенные значения яркости и контрастности; тут же предусмотрена функция восстановления цвета (доступна только после получасового прогрева и представляет собой специфическую автокалибровку пушек и отклоняющей системы для восстановления гаммы). Настройки температуры сохраняются (точнее, вспоминаются) для D-Sub и BNC-входов раздельно. Сведение по горизонтали одно на весь экран, а вот по вертикали — общее плюс раздельно для верхней и нижней части. В отличие от моделей многих других производителей кнопка «Reset» в зависимости от применения сбрасывает не только все настройки разом, но и раздельно для той или иной группы параметров.

Sony
MultiScan GDM F500R

Sony

Профессионала в этом мониторе выдает уникальная фирменная FD Trinitron с постоянным 0,22-миллиметровым шагом апертурной решетки. Собственно, главным образом этим F500 и превосходит G500, у которого 0,24-миллиметровый гриль. В дизайне изменения коснулись преимущественно нижней части: кнопку-качалку сменил небольшой джойстик, смотрящий на пользователя; в огромной подставке располагается USB-хаб; спереди предусмотрена отдельная кнопка автоподстройки (размер и центрирование), сама функция по-прежнему очень расточительна к полезной площади экрана. Эта модель значительно выше. Меню — как у G500. Кстати, некоторые счастливые обладатели этих мониторов сообщили нам, что ранее обе модели не имели столь широких функций работы с цветовой температурой и, в частности, режима sRGB. Если будете покупать подержанный экземпляр, имейте это в виду.

Сведение, фокусировка и геометрия у обеих моделей отличные, цветопередача на «5+», очень точные и насыщенные цвета. Градиенты передаются как положено — света и тени отличные. Очень хорошо выдержана равномерность параметров по экрану и соответствие отображаемых значений температуры действительным. При прочих равных характеристиках и одинаковом качестве сведения и фокусировки отличить F500 от G500 можно только в режимах с высоким разрешением, а также в векторной графике, где сказывается более мелкий шаг решетки F500. Цветопередачи уже, кажется, лучше быть не может, но теоретически чем меньше шаг решетки, тем, конечно, лучше. И недаром F500 ощутимо дороже.

Sony
MultiScan GDM FW900

Sony

Это не просто профессиональный монитор. Это уже hi-end. Плоскоэкранный, широкоформатный, с диагональю 24 дюйма и отношением сторон 16:10. И каков при этом шаг апертурной решетки! 0,23-0,27 мм! (Заметим, что на таких углах отклонения луча очень трудно добиться высоких характеристик на идеально плоской внутренней поверхности ЭЛТ, и у FW900 разработчики допустили едва заметную цилиндричность.) Даже если бы у этого конкретного образца, прибывшего в Россию для тестов и сертификации модели как таковой, страдали сведение и фокусировка, на это пришлось бы закрыть глаза просто ради удовольствия иметь в обзоре FW900. Таких мониторов не то что в России один, во всей Европе и двух десятков не наберется.

Широкому экрану под стать оригинальная подставка с USB-хабом, серебристый окрас, синяя декоративная вставка сзади. Между прочим, у всех мониторов Sony приятно удивил шнур питания с Г-образным разъемом — чтобы не изломить ненароком о стенку сзади. FW900 прекрасно сбалансирован, мягко и плавно поворачивается (почти на 360 градусов по горизонтали), что очень важно, учитывая его немалый вес, внушительные габариты и не в последнюю очередь демонстрационное назначение. Органы управления (аналогичны предыдущей модели, но джойстик атрофировался до маленькой пипки) расположены на, если можно так выразиться, панели, имеющей форму цилиндра, — при желании этот цилиндр можно повернуть вокруг оси, чтобы скрыть все кнопки.

Драйверы видеокарты Matrox G400 MAX не поддерживают режимов 16:10 с соблюдением пропорций, чтобы окружности не вытягивались в эллипсы, а квадраты — в прямоугольники при использовании всей полезной площади широкого экрана. К счастью, необходимые режимы, c отношением не только 16:10, но и 19:10 (например, 1920х1200@85), имеют ускорители ATI Radeon, и мы таки насладились просмотром в Adobe PageMaker двух страниц формата А4 в масштабе 1:1. Кстати, в данный момент существует считанное число видеокарт, способных работать с подобными режимами при частоте кадровой развертки не ниже 85 Гц. И лишь немногие сохраняют при этом достаточную производительность. Система управления, геометрическая точность (на широком формате автоматическая посадка и центрирование еще заметнее игнорируют полезную площадь экрана), фокусировка, сведение, цветопередача и прочее на том же уровне, что у F500R (см. таблицу). Sony FW900, без преувеличения, стал украшением этого теста.

ViewSonic PF77

ViewSonic

Эта 17-дюймовая модель на основе Diamondtron NF заслуживает пристального внимания. Основной повод — наличие цифрового (DVI-D) входа. Внутри монитора расположен собственный буфер кадра, генератор режимов и цифро-аналоговый преобразователь. К сожалению, качество последнего оставляет желать лучшего (максимальное поддерживаемое разрешение — 1280х1024) и не идет ни в какое сравнение с хорошими видеокартами, например, используемыми нами Matrox G400 MAX и ATI Radeon 64 MB DDR ViVo. Впрочем, сам факт наличия цифрового интерфейса достоин похвалы — за инновацию. Самая главная проблема — автоматическая посадка изображения точно по границам экрана (отсутствие необходимости вручную подстраивать геометрию) — осталась пока нерешенной.

PF77 имеет классический для ViewSonic дизайн. Средняя по размеру подставка с большим диапазоном отклонений и слабым вертикальным усилием. Стандартное для ViewSonic управление — две кнопки для выбора/смены функции/выхода («1» и «2») и две стрелки для навигации и изменения значений параметров. Управление не то чтобы причиняет неудобства, но требует некоторой сноровки: не всегда ясно, единицу или двойку следует нажимать в данный момент. Меню организовано в два уровня, первый — набор настроек, подтверждение, второй — меняем параметр или переходим ко второму параметру из набора. Группировка параметров неочевидна, фактически меню разбито на две страницы — слишком много отдельных настроек вынесено на уровень групп. Особые настройки: бочка верхнего и нижнего краев, линейность и регулярность по вертикали, подавление муара, фокусировка и сведение (и то и другое по вертикали и горизонтали), цветовая температура (три значения или каждый цвет вручную), компенсация цвета по всем углам сразу. Одним словом, очень богатые настройки, скорее подобающие монитору более старшего класса. В комплект входит компакт-диск с inf- и icm-файлами, симпатичным скринсэйвером (традиционные птички; кстати, это не попугаи, как многие думают, а особые воробьи; во «ViewSonic-Центре» на Ленинградке их, всех троих, можно увидеть живьем) и документацией. Прилагается не только кабель D-Sub, но и 24-жильный DVI-D. Посадка, сведение и фокусировка удались благодаря ручному вмешательству. Отличные цвета, тени. Первая ласточка (воробушек…) цифрового электронно-лучевого будущего.

ViewSonic PF815

ViewSonic

Профессиональная 22-дюймовая модель на базе Diamondtron NF с шагом решетки 0,25-0,27 мм (напомним, что у Mitsubishi есть 22-дюймовая ЭЛТ Diamondtron NF с постоянным шагом 0,24 мм, но она, насколько нам известно, была использована пока только в одном мониторе — собственном Diamond Pro 2040, кстати, уже снятом с производства; такую же трубку имеет пока не доехавший до России Diamond Pro 2045). Классические для ViewSonic дизайн и управление (см. предыдущую модель). Есть и странное отличие: числовые значения регулируемых параметров у этой модели не отображаются. В меню добавились: линейность по горизонтали, корректировка S-образных искажений, установка уровня входного сигнала (0,7 или 1 В), выбор источника сигнала, четыре предустановленных значения температуры, раздельная по четырем углам коррекция цвета, отдельное сведение для верхней и нижней части экрана. Посадка изображения удалась, сведение было легко настроено на твердую пятерку. Удивительно, но отсутствует настройка фокусировки, а фабричная заслуживает оценки только «4» (возможно, причина не в фокусировке, а в полосе пропускания системы карта-BNC-кабель-видеоусилитель; в высоких режимах изображение слегка размыто, и ему недостает четкости). Муар успешно устраняется, кроме слабого цветового сдвига. Цветопередача — райская, даже обыкновенные дворовые воробьи выглядят на этом мониторе нарядными. ViewSonic PF815 получил очень ровные оценки (см. таблицу), чего и следовало ожидать от настоящего профессионального монитора.

Zulauf Scott 795F

Scott

17-дюймовый Scott 795F на ЭЛТ Samsung DynaFlat (теневая маска, смотри особенности Samsung 700IFT) имеет приятный, несложный, по-европейски светлый дизайн. Механизм подставки требует довольно ощутимого усилия для отклонения монитора в ту или иную сторону, зато углы поворота весьма комфортны. Управление ужато до предела — две кнопки навигации и изменения (плюс/минус), кнопки «войти» и «выйти» — и оттого излишне навязчиво: приходится лишний раз переключаться между настройками. Регулировки стандартны (размер и положение, вращение, бочки, трапеция, параллелограмм), предусмотрено подавление муара (горизонтальное и вертикальное раздельно, и весьма эффективное, как это обычно бывает у трубок на основе теневой маски), выбор цветовой температуры (два фиксированных значения плюс пользовательская настройка трех цветов раздельно), позиции меню, языка (русского нет). В комплекте не толстая, но толковая инструкция. Предоставленный нам экземпляр был без явных огрехов сведен, отлично сфокусирован, но страдал блеклой цветопередачей. Усадить изображение в правильные геометрические пропорции удалось без особого труда, но они непостоянны от режима к режиму. На наш взгляд, Scott 795F подвел немногочисленную европейскую команду своей невыразительностью, отсутствием хоть какой-нибудь изюминки.

Загрузка...
Самое читаемое
Загрузка...