Игры
20 июня 2008, 00:15

Mass Effect

В игровой индустрии за последние пару лет определённо что-то поменялось – иначе как объяснить тот факт, что одна из самых значимых RPG года, «Mass Effect», дебютировала не на PC, а на консолях нового поколения? Впрочем, сегодня мы поговорим не об этом, а о том, что же удалось провернуть BioWare во второй раз. «Первым» была игра под названием «Star Wars: Knights of the Old Republic», которая заставила по-иному взглянуть на научную фантастику, переосмыслить «Звёздные войны» Лукаса и с нетерпением ждать продолжения. Однако вторую часть звёздной саги доверили делать Obsidian Entertainment, и та с треском провалила задание. До появления на свет «Mass Effect» оставалось что-то около трёх лет – знай мы об этом, не так сильно посыпали бы головы пеплом.

В игровой индустрии за последние пару лет определённо что-то поменялось – иначе как объяснить тот факт, что одна из самых значимых RPG года, «Mass Effect», дебютировала не на PC, а на консолях нового поколения? Впрочем, сегодня мы поговорим не об этом, а о том, что же удалось провернуть BioWare во второй раз. «Первым» была игра под названием «Star Wars: Knights of the Old Republic», которая заставила по-иному взглянуть на научную фантастику, переосмыслить «Звёздные войны» Лукаса и с нетерпением ждать продолжения. Однако вторую часть звёздной саги доверили делать Obsidian Entertainment, и та с треском провалила задание. До появления на свет «Mass Effect» оставалось что-то около трёх лет – знай мы об этом, не так сильно посыпали бы головы пеплом.

ЖанрRPG
РазработчикBioWare Corporation/Demiurge Studios
ИздательElectronic Arts
Дата выхода27 мая 2007 года
Системные требованияОС: Windows XP SP2/Vista. Процессор: Pentium IV 2.4 GHz. ОЗУ: 1 Gb (2 Gb для Windows Vista). Видеокарта NVIDIA GeForce 6800 GT/ATI 1300 XT или выше. HDD: 12 Gb
Официальный сайтhttp://masseffect.bioware.com/

Как бы ни были хороши предыдущие игры от студии BioWare, всегда можно было найти серьёзный изъян – все их события разворачивались в чужом для разработчиков мире. Страстные поклонники правил «D&D», канадцы небезуспешно применили их в «Baldur's Gate», «Neverwinter Nights» и «Star Wars: Knights of the Old Republic». «Jade Empire», датированная 2005 годом, стала отправной точкой для новой волны игр от BioWare – увы, но она оказалась многими непонятой и незаслуженно забытой.

Зато с самого начала заладилось у «Mass Effect» – космической саги, полностью придуманной BioWare. Ещё в прошлом году большинство игровых СМИ дружно возвестили о разработке грандиозного проекта от канадской студии. Эпитетов, хвалебных речей и даже од будущей ролевой игре было настолько много, что ваш покорный был всерьёз обеспокоен возможным идеализированием «Mass Effect». Подобных случаев – пруд пруди. «Daikatana», «Quake 4», «Tabula Rasa», «Crysis» – большинство геймеров настолько возвысили достоинства этих игр, что в итоге проекты оказались тёмными пятнами в истории разработчиков.

Стяжать славу «Mass Effect» начал осенью 2007 года, когда стартовали продажи эксклюзивной версии для Xbox 360. Успех был ошеломляющим – видные рецензенты авторитетных изданий легко разбрасывались «девятками» и «десятками», сулили «Mass Effect» культовый статус и безапелляционно присуждали RPG звание «Игра года». Для PC-братии час икс настал в июне 2008-го, когда BioWare закончила работу над портированной версией «Mass Effect».

Конечно, самыми интересными оказываются именно сюжетные задания

Конечно, самыми интересными оказываются именно сюжетные задания

Вездеход «Мако» – незаменимая вещь на большинстве планет

Вездеход «Мако» – незаменимая вещь на большинстве планет

Без тактической паузы в этом месиве никак не разобраться

Без тактической паузы в этом месиве никак не разобраться

Каждое оружие можно улучшить с помощью сотни апгрейдов

Каждое оружие можно улучшить с помощью сотни апгрейдов

Интерактивное кино – это про «Mass Effect»

Интерактивное кино – это про «Mass Effect»

Путь джедая

Вопреки распространённому мнению культурная ценность «Mass Effect» заключается вовсе не в эпическом сюжете, огромном мире для исследования, тотальной вседозволенности и прочих качествах, о которых пишут издатели на обложке с игрой. Новый проект BioWare берёт прежде всего целой системой инноваций, которые видны людям, знакомым с прошлыми играми от этой студии. В первую очередь – отказ от привычной системы «D&D» в развитии героя и его партии. Сделав ставку на упрощение ролевой системы, канадцы переосмыслили бои, и теперь схватки с противниками очень напоминают таковые в современных шутерах. Да-да, вы не ослышались: как в каком-нибудь «Gears of War», ваш герой прячется за укрытия, отдаёт простенькие приказы своим союзникам и применяет уникальные способности.

Прокачивать умения следует с оглядкой на выбранный класс. Тут BioWare делает ход конём и предлагает в качестве выбора солдата, инженера, псионика, разведчика, штурмовика или стража (последние три – не что иное, как смешанные классы). Боевые навыки естественным образом наносят физический урон противникам. «Технарские» способности позволяют взламывать системы безопасности и снижать эффективность вражеского оружия. Псионик – sci-fi-аналог фэнтезийного мага, который обладает крохотной полоской жизни, но умело обращается с телекинезом и прочими биотическими «шалостями». Учитывая, что необходимый для развития персонажей опыт даётся по любому мало-мальски важному поводу, проблем с прокачкой не возникает. Получить очередной «левел-ап» можно как за исследование необитаемой планеты на предмет минералов, так и за выполнение сюжетного квеста.

Ещё одна инновация – режим тактической паузы, которая особенно эффективна при схватке с боссами или в сражениях с превосходящими силами противника. При нажатом «пробеле» игровой процесс берёт тайм-аут, во время которого вы можете раздать приказания бойцам (атаковать, держать позицию, прикрывать), выбрать необходимый тип оружия и не торопясь скастовать одно из заклинаний. В обычных схватках толку от этого нововведения совсем немного – куда проще спрятаться за колонну и перещёлкать супостата снайперской винтовкой (благо интеллектом враги совсем не блещут). Однако в жаркие моменты тактическая пауза незаменима, зачастую спасает от неизбежного save/load и бережно относится к нервным клеткам.

Вас удивляет, почему мы до сих пор ни словом не обмолвились о местном сюжете? На то есть веские причины – вселенная «Mass Effect», созданная усилиями человека по имени Дрю Карпышин (Drew Karpyshin), эксплуатирует большинство штампов научной фантастики за последние лет этак сорок. Главному герою игры, капитану Шепарду, предстоит столкнуться с древним пророчеством, утверждающим, что каждые пятьдесят тысячелетий открывается портал, отделяющий обычное пространство от пространства «вне», выпуская на волю древний искусственный интеллект, собирающий «урожай» из органической жизни. Всё это так, для затравки. Остальное не менее «оригинально»: галактический совет из представителей нескольких рас, отражение угрозы проснувшегося Зла и гигантские черви, вылезающие из-под земли. В общем, если в случае со «Star Wars: Knights of the Old Republic» о лицензии на вселенную мы могли говорить конкретно, то с «Mass Effect» ситуация настолько запутанна, что трудно определить, где оригинал, а где дубликат.

BioWare, кстати, тоже решила не стоять в сторонке и внести узнаваемые черты в сюжет. Капитан Шепард становится первым человеком, удостоившимся носить звание Спектра. Спектры – это элитные подразделения (именно на них держится Совет Цитадели), люди-невидимки, живущие по собственному кодексу чести. Если, прочитав всё это, вы ни разу не подумали о слове «джедай», не вспомнили о Силе, то считайте, вам крупно повезло – вы ни разу не смотрели «Звёздных войн», поэтому сюжет «Mass Effect» подарит вам немало «неожиданных» поворотов.

Взламывать всевозможные замки приходится с помощью этой надоедливой мини-игры

Взламывать всевозможные замки приходится с помощью этой надоедливой мини-игры

Не на каждую планету можно приземлиться, но на этот раз нам повезло

Не на каждую планету можно приземлиться, но на этот раз нам повезло

Чтобы выжить, зачастую приходится пользоваться укрытиями

Чтобы выжить, зачастую приходится пользоваться укрытиями

Из-за эффекта мерцающей киноплёнки многие скриншоты выходят слегка мутными и размазанными

Из-за эффекта мерцающей киноплёнки многие скриншоты выходят слегка мутными и размазанными

Стриптиз в исполнении инопланетянки

Стриптиз в исполнении инопланетянки

Effect’ивная революция

Как и «Star Wars: Knights of the Old Republic» (сравнение с предыдущей игрой канадцев тут попросту неизбежно), «Mass Effect» представляет собой симбиоз CRPG и JRPG. Харизматичный герой ведёт обстоятельные беседы с остальными жителями планет, напарники обладают не менее интересными жизненными историями, чем капитан Шепард, задания зачастую можно выполнить несколькими способами, игровая вселенная проработана просто идеально. Чтобы не цитировать себя дословно, разработчики пересмотрели систему диалогов и вывели кинематографичность «Mass Effect» на невероятно высокий уровень.

Так называемого эффекта «говорящих голов» удалось избежать плавным перемещением камеры вокруг говорящих персонажей. Последние теперь не стоят истуканами, а естественно переминаются с ноги на ногу, активно жестикулируют, почёсываются и в полной мере задействуют мимику. Ответ на высказывание собеседника появляется за несколько секунд до того, как он закончит говорить, – это помогает избежать ненужных, искусственных пауз в диалоге. Кроме того, авторы игры отказались от «длинных» вариантов ответа персонажа – на выбор предлагаются три-четыре реплики, лучше всего передающие ваши мысли. Например, очаровательная доктор Чаквас укоряет солдата Дженкинса на корабле: «Я искренне надеюсь, что вы шутите, капрал. Ваши «настоящие дела» обычно кончаются тем, что мне приходится вас штопать в лазарете». Шепард на это может ответить следующее: «Расслабьтесь, Дженкинс», «Доктор права», «Это ваша работа, доктор». Самое интересное, что, выбрав один из вариантов ответа, вы услышите совсем другие слова, поразительно точно выражающие выбранную «мысль».

Если есть лишние деньги, то их всегда можно спустить в казино Цитадели

Если есть лишние деньги, то их всегда можно спустить в казино Цитадели

Ассортимент в магазинах большой, однако пользоваться услугами торговцев приходится нечасто

Ассортимент в магазинах большой, однако пользоваться услугами торговцев приходится нечасто

В лифте можно услышать последние новости. Героем большинства сюжетов является капитан Шепард

В лифте можно услышать последние новости. Героем большинства сюжетов является капитан Шепард

При создании персонажа можно «придумать» ему одну из трёх историй

При создании персонажа можно «придумать» ему одну из трёх историй

Капитанский мостик или, если хотите, центр управления полётами корабля «Нормандия»

Капитанский мостик или, если хотите, центр управления полётами корабля «Нормандия»

Главное, что следует понимать при игре в «Mass Effect», – это не стопроцентный шедевр, у которого нельзя найти ни одного изъяна. Ощущение необыкновенного приключения стремительно испаряется, как только вы обнаружите сходство «неизведанных» планет – на них вы можете найти останки какой-нибудь экспедиции, отыскать «секретную» лабораторию или стать обладателем одного из сотни потерянных артефактов. Новомодный Unreal Engine 3 скорее работает на стиль, нежели демонстрирует выдающуюся детализацию и «правильную» физику – к эффекту мерцающей киноплёнки и аскетичным интерьерам следует привыкнуть. Наконец, сам сеттинг – далеко не все из нас предпочитают жанр научной фантастики, а «Mass Effect» вряд ли относится к тем играм, которым по силам преодолеть жанровые предпочтения и заставить играть ночи напролёт.

Ближе к концу сюжет «Mass Effect» даёт такого «голливуда», что игре без зазрения совести хочется вывести «Выбор редакции» и хотя бы раз повторить всё сначала. Наверное, в этом и заключается мастерство BioWare – даже под пристальным вниманием профильной прессы и тысяч своих поклонников делать действительно значимые для игровой индустрии проекты. Если вы хотите быть в курсе последних событий и опасаетесь пропустить одну из самых качественных игр последнего времени, то даже не думайте – берите «Mass Effect».