Игры
24 июля 2008, 00:30

Alone in the Dark: Near Death Investigation

«Alone in the Dark» – известный франчайз, который поклонники самой правильной в мире платформы искренне считают культовым. Однако не всё так просто в этом мире – настоящей народной любви заслужила только первая часть серии, которая появилась в далёком 1992 году. Именно оригинал стал родоначальником жанра survival horror, именно его принято считать «трушным» и самым что ни на есть образцовым. Последующие попытки нагнать страху на игроков успехом не увенчались – геймплей плавно скатывался к мистическому экшену, а о последней части, «Alone in the Dark: The New Nightmare», культурные люди вообще предпочитают не вспоминать. И вот настал новый виток эволюции – за дело взялась контора под названием Eden Games, которая клятвенно пообещала отнестись к иконе видеоигр со всем уважением.

«Alone in the Dark» – известный франчайз, который поклонники самой правильной в мире платформы искренне считают культовым. Однако не всё так просто в этом мире – настоящей народной любви заслужила только первая часть серии, которая появилась в далёком 1992 году. Именно оригинал стал родоначальником жанра survival horror, именно его принято считать «трушным» и самым что ни на есть образцовым. Последующие попытки нагнать страху на игроков успехом не увенчались – геймплей плавно скатывался к мистическому экшену, а о последней части, «Alone in the Dark: The New Nightmare», культурные люди вообще предпочитают не вспоминать. И вот настал новый виток эволюции – за дело взялась контора под названием Eden Games, которая клятвенно пообещала отнестись к иконе видеоигр со всем уважением.

Жанрaction/horror
РазработчикEden Games
Издатель«Акелла»
Дата выхода24 июня 2008 года
Системные требованияОС: Windows XP. Процессор: Pentium IV 2.5 GHz или аналогичный AMD Athlon. ОЗУ: 1 Gb. Совместимая с DirectX 9.0c видеокарта с объёмом видеопамяти 256 Mb. HDD: 8.5 Gb
Официальный сайтwww.centraldark.com

По ту сторону кошмара

Первое, что видит перед собой продравший глаза Эдвард Карнби, – два типа с автоматами, которые говорят о какой-то «тропе света» и «великом пути». Чуть осмотревшись, замечаем старикана-священника и мрачную комнату. Дальнейшие события развиваются со скоростью мчащегося бронепоезда: Карнби ведёт на казнь хмурый тип, палача пожирает какая-то трещина в стене, происходит вполне себе логичный побег от похитителей, уже через пару минут знакомимся с девушкой в падающем лифте, ищем пути освобождения из горящего отеля. Фух… Начало многообещающее, самое время перевести дух и присмотреться к деталям.

Деталь номер один – главный герой, который оказывается тем самым детективом Эдвардом Карнби, что в 20-х годах прошлого века скрипел половицами особняка Джереми Хартвуда в оригинальном «Alone in the Dark». Как он так хорошо сохранился до настоящего времени и что он делает в Нью-Йорке образца 2008 года – и предстоит выяснить игрокам, поэтому в рамках данного текста воздержимся от спойлеров. Самым нетерпеливым и любознательным назовём лишь пару слов-ключевиков: храмовники, древние пророчества, литературное наследие Говарда Лавкрафта.

Остановка номер два – место действия, то есть Нью-Йорк, его окрестности и расположенный в середине города Центральный парк. Даже в реальности Центральный парк выглядит необычно – расположенный в центре мегаполиса, он представляет собой зелёный квадрат, растянувшийся на несколько километров. Как показывает практика, эта достопримечательность американского города производит на туристов и коренных жителей отнюдь не меньшее впечатление, нежели статуя Свободы или Таймс-сквер.

Ктулху фхтагн!

В попытке принести свежие идеи в жанр survival-horror сотрудники Eden Games как-то ненароком забыли о самом «правильном» «Alone in the Dark», который умел пугать даже кучками пикселей. Новая игра больше всего напоминает голливудское кино с поставленными заранее сценами, прописанными диалогами, предсказуемой с середины концовкой и идеальными, но не слишком запоминающимися героями. Впрочем, у кино есть свои плюсы – оно длится от силы два-три часа, а вот в компании детектива Карнби нам предстоит побыть как минимум 15-17 часов. Предвкушаете лёгкую прогулку? Мужайтесь – один только побег из отеля занимает две главы из восьми.

К чести разработчиков, кинематографичность «Near Death Investigation» достигается не только традиционными способами, но и рядом новшеств, видеть которые в компьютерных играх до этого не приходилось. Например, большинство работников Eden Games на момент создания игры с любопытством наблюдали за судьбой пассажиров авиарейса Oceanic 815 – вылилось это увлечение в разбиение всей игры на главы. Каждая глава состоит из четырёх-пяти эпизодов, причём доступ к каждому из них открыт изначально. Панель навигации по эпизодам напоминает меню DVD-диска, то есть если при прохождении какого-нибудь заковыристого участка возникли сложности, то его можно элементарно «промотать» – единственное, с чем приходится неизбежно мириться при подобном «читерстве», это потеря всех вещей в инвентаре героя – в дальнейший путь детектив Карнби отправляется только с пистолетом, обоймой патронов и фонариком. Ну и конечно, разработчики не могли отказать себе в удовольствии повторить ключевые моменты игры – каждый эпизод стартует с ностальгической фразы «previously on Alone in the Dark…», поэтому, даже начав прохождение через месяц после покупки игры, вы будете в курсе основных событий.

Какую серию смотрим сегодня?

Какую серию смотрим сегодня?

Хорошо в парке ночью – ни пробок, ни пешеходов

Хорошо в парке ночью – ни пробок, ни пешеходов

Так-с, без лома тут не обойтись…

Так-с, без лома тут не обойтись…

Красный или жёлтый? Вот в чём вопрос

Красный или жёлтый? Вот в чём вопрос

Во избежание нервных срывов автоприцеливание следует сразу отключать

Во избежание нервных срывов автоприцеливание следует сразу отключать

Или вот взять хотя бы взаимодействие главных героев и местную интерактивность. Эдварду Карнби буквально с самого начала помогают девушка Сара и тот самый старикан, которого герой увидел в начале. Троица активно ведёт диалоги, спорит, но всё-таки слушается своего лидера-детектива. Тому хоть и хватает собственных проблем, но от дополнительной помощи грех отказываться: подсадив Сару на манер подростков из «Obscure», Карнби открывает недоступные одному двери и пробирается в секретные комнаты. Спасение потерявшей сознание в одном из эпизодов девушки – вообще отдельная песня, которая наверняка попадёт в золотую коллекцию игровых моментов.

Обстановка вокруг главного героя, враги и предметы в инвентаре заставляют вспомнить совершенно иной по характеру «Crysis», в котором не игра развлекала геймеров, а сами игроки должны были найти себе развлечение. Дело в том, что в новом «Alone in the Dark» практически все предметы и окружение подчиняются понятным каждому физическим законам. Дерево – горит, камень – падает, стены – охотно рушатся. Банальное открытие запертой двери предполагает несколько решений: препятствие можно устранить несколькими ударами топора, можно попытаться найти ключ, можно выстрелить из пистолета в замок, можно просто швырнуть зажигательную смесь и поджечь дверь.

Исчадий ада в игре относительно немного, они нисколько не пугают, однако повозиться с ними приходится. Самый верный способ, простите за тавтологию, устранения «неверных» – предание их огню. «Дать прикурить» несложно, достаточно просто осмотреться и принять верное решение. Помня о почти реалистичной физике, подносим стул или деревянную балку к горящему неподалеку костру – получаем оружие, которое начинают пожирать язычки пламени. Двух-трёх тычков обычному монстру вполне достаточно – тот с криками отправляется к своему создателю и больше не беспокоит детектива. Любителям мордобоя никто не запрещает найти палку подлиннее и, как это было в «Condemned: Criminal Origins», отмутузить зомби до полусмерти, затем облить бензином и со зловещей усмешкой чиркнуть спичкой.

Последним штришком к полному отождествлению игрока с главным героем стали мини-игры и инвентарь детектива. Практически любое действие, будь то взлом машины, копание в водительском бардачке или лечение, реализовано наглядно. Поясняем. Допустим, вы сломя голову улепётываете от выводка хедкрабов (Eden Games, кстати, передаёт Valve пламенный привет) в Центральном парке. Лучше ног могут быть только колёса, поэтому герой направляет стопы к ближайшей машине. Короткий удар по боковому стеклу, просовываем руку внутрь, открываем дверь и… с удивлением обнаруживаем, что машину так просто не завести. За неимением ключа предлагается сыграть в мини-игры с использованием двух проводков. Чтобы себе подсветить (батарейки в фонарике, как назло, сели), включите свет в салоне, загляните в бардачок – как показывает практика, там всегда можно найти полезные предметы.

Откровенные ляпы в игре довольно часты – чего стоит хотя бы машина, от взрыва подпрыгивающая до 20-го этажа

Откровенные ляпы в игре довольно часты – чего стоит хотя бы машина, от взрыва подпрыгивающая до 20-го этажа

Девушка, что вы себе позволяете?

Девушка, что вы себе позволяете?

Ломать двери приходится уж слишком часто

Ломать двери приходится уж слишком часто

А что ты сделал для хип-хопа?

А что ты сделал для хип-хопа?

Тсс… Сейчас жена придёт – будет домашняя сцена

Тсс… Сейчас жена придёт – будет домашняя сцена

Не менее интересен подход разработчиков к инвентарю. Всё барахло хранится в куртке Карнби – по внутренним карманам распихиваются пистолет, патроны, бинты, спреи, фонарик, батарейки, зажигательные смеси. Естественно, куртка кожаная, а не резиновая – взять с собой абсолютно все находки не получится, поэтому иногда придётся выбирать только самое необходимое. Чтобы освободить место в карманах, можно поэкспериментировать с предметами: Карнби хлебом не корми – дай только посоединять «что-то» с «чем-то». К примеру, из обычной обоймы можно сделать «бронебойные» снаряды – для этого достаточно применить воспламеняющуюся жидкость к патронам.

Ещё более интересен процесс лечения детектива. В ходе стычек он получает видимые порезы и раны – как только лимит будет превышен, Эдвард падает замертво. Избежать «гамовера» можно с помощью чудодейственного спрея – в случае особо глубоких порезов спасает только своевременная перевязка бинтом.

Ау, хоррор!

Ну а теперь о том, почему из «Alone in the Dark: Near Death Investigation» при всех его интересных решениях не получилось шедевра. Как бы банально это ни звучало, из пальцев разработчиков ускользнул дух оригинала, заключавшийся в атмосфере страха, решении нестандартных головоломок и чувстве постоянного одиночества (вспомните, ведь в оригинале детектив бродил по особняку без партнёров). Новая игра – это скорее мистический экшен, напоминающий качественную киношку, обладающий к тому же рядом существенных изъянов. Кривое управление, издевательские гонки на автомобилях (и это-то от разработчиков чуть ли не эталонного автосимулятора «Test Drive Unlimited»), обилие багов (ждём патча) – негатива, согласитесь, слишком много, чтобы «Near Death Investigation» мог рассчитывать на звание игры года. До мыльного пузыря года, конечно, игре далеко – взять хотя бы отличный саундтрек за авторством Оливье Деривьера, который вполне годится для отдельного прослушивания в плеере по дороге на работу. В общем, у нас сложилось мнение, что новый «Alone in the Dark» вряд ли придётся по вкусу олдскульным поклонникам серии, зато вполне может приглянуться новичкам, которые и слышать не слышали об известной серии.