Опубликовано 26 марта 2009, 00:40

Новости игровой индустрии с 13 по 25 марта. События. Факты. Комментарии.

Имена Bioshock 2 ∙ Merchants of Brooklyn: Альфа против Релиза ∙ Вольфенштейн, Франкенштейн и Кармак: битва на iPhone ∙ Valve против DRM, но за микроплатежи ∙ Games Developers Conference: приставки, которых не ждали

Предыдущие две недели в игровом мире были довольно скучными. Оно и понятно — все готовились к выставке GDC09 (Games Developers Conference), проходящей в Сан-Франциско c 23 по 27 марта, и не особо стремились что-то такое особенное демонстрировать публике.

Зато издателям (да и разработчикам) неплохо удавались незапланированные шоу.

Лучше всех выступила, пожалуй, компания 2K Games, издавшая один из лучших шутеров 2007 года, Bioshock, и собирающаяся выпускать его продолжение, Bioshock 2. Полное название выходящей в этом году игры звучит как BioShock 2: Sea of Dreams. Наверное. Возможно. Не исключено. Сначала фирма 2K Games объявила, что именно под этим названием игра ближе к концу года поступит в магазины, а потом... Потом ситуация несколько запуталась: через три дня после объявления о новом, улучшенном и расширенном названии было разослано официальное опровержение («Игра будет называться просто BioShock 2!»), а еще через три дня — опровержение опровержения. И, наконец, еще через день журналистам удалось услышать твердое, уверенное «без комментариев». Нет, понятно, что на качество и продажи игры это никак не повлияет — но что 2K Games сказать-то хотели?

Неплохо выступила и молодая команда разработчиков под названием Paleo Entartainment. Они с названиями играться не стали, они просто выпустили свою дебютную игру, Merchants of Brooklyn (кстати, первая в мире игра, разработанная на лицензированном движке Far Cry 2) — и долго потом извинялись перед покупателями. Дело в том, что в Steam почему-то была выложена альфа-версия игры; покупатели долго, почти сутки, удивлялись, почему честно купленная игра еле работает и жутко глючит. На следующий день, разработчики, конечно, извинились и обновили версию игры до финальной (так что несчастливым покупателям «альфы» особо мучаться не пришлось) — но осадочек остался.

p_shot30

p_shot30

Источник изображения

Ну и совсем уж из разряда технологических курьезов — Джон Кармак от имени id Software выпустил в продажу Wolfenstein 3D. Тот самый, 1994 года, с незначительными изменениями. Для iPhone. Курьез не потому даже, что игра древняя — мало ли сейчас классических игр той эпохи продается? — а потому, что Кармак поленился портировать Wolfenstein с нуля и позаимствовал любительский порт безвестного разработчика (порт был, конечно, на ПК). А что? Исходники Кармаком давно выложены в открытый доступ (лицензия GPL), все честно... Но при ближайшем рассмотрении Кармак выяснил, что перед ним куски кода Wolfenstein 3D, завернутые в невычищенный код Quake 2 (исходники, опять же, открыты), а на айфон оно упорно не желает портироваться.

wolf

wolf

Источник изображения

Но Кармака не зря называют лучшим игровым программистом нашего времени — он этого Франкенштейна... то есть, Вульфенштайна таки заставил работать и выпустил в продажу — 99 центов мини-версия, 5 долларов полная. Если с английским, особенно техническим, все хорошо, можно почитать историю борьбы программиста с собственным детищем в блоге Кармака.

Ну а дальше наступила выставка GDC 09.

Довольно неожиданно выступила фирма Valve (в прошлом больше известная как разработчик Half Life/Half Life 2, а в наши дни — как владелец системы Steam и, соответственно, онлайновый издатель). Во-первых, она объявила о запуске системы мгновенного скачивания, «прямо как на консолях», — прямо в игре нажимаешь Shift+Tab, и качаешь новые модельки, новое оружие, новые карты, новые миссии... Проблема, однако, в том, что, как и на консолях, пользователь увидит перед собой не просто список карт и моделек, а список карт и моделек с ценниками. Скромными, но все-таки.

Но эта новость успела просочиться в прессу до выставки; гораздо больше шума вызвало сообщение Valve о том, что фирма собирается отказаться от существующей ныне DRM (Digital Rights Management, системы защиты цифрового контента). Вместо этого каждому покупателю будет выдаваться личная копия игры — и установить ее пользователь сможет на любом компьютере, на котором пожелает, и столько раз, сколько захочет. Называется эта схема CEG (Custom Executable Genetarion), но вот подробностей, увы, пока никаких.

Ну, да, слово DRM среди нынешних игроков (да и не только игроков) — оно скорее ругательное, и проблем с различными схемы защиты у честных пользователей возникает немало — но Valve пока игроков сильно не подводила (упомянутый выше прокол с альфа-версией игры — не совсем их рук дело, да и исправили в момент).

Дальше на выставке произошло нечто и вовсе неожиданное — анонс новой телевизионной приставки. То есть игрового сервиса. То есть проката игр... Всего, словом, и сразу, и под лозунгом «Тебе не нужна видеокарта! Забудь об апгрейде навсегда! Бери игры напрокат!» OnLive называется.

Про видеокарту, действительно, лучше забыть — продемонстрированная на выставке телеприставка действительно не несет на борту никакой видеокарты, оснащена довольно слабым центральным процессором, парой USB-входов, bluetooth-приемником и... И позволяет играть в Crysis. Причем сразу во второй. С помощью мыши и клавиатуры — или, если вам вдруг захочется, геймпада.

Более того, приставка эта не очень-то и нужна — вы можете играть и со своего собственного компьютера, и даже с нетбука. Ну, или макбука.

Идея очень проста, но, как бы это помягче сказать, неординарна. Все ваши нажатия на кнопки обрабатываются не на локальной машине, а ретранслируются на далекий сервер, который в ответ шлет вам видео. Собственно, игру «тянет» стоящий где-то в стойках фирмы OnLive сервер; этот же сервер пакует видеопоток и шлет его вашему компьютеру. И делает это, по заверениям разработчиков, ОЧЕНЬ БЫСТРО.

onlive

onlive

Источник изображения

«Приставка» GoLive, черная коробочка размером с ладонь, умеет только две вещи: отсылать серверу нажатия на кнопки и распаковывать видео (с разрешением вплоть до 720p). Соответственно, если ваш компьютер может безболезненно пережить HD-видео, то и с современными играми он справится.

Журналисты, видевшие этот процесс в действии, остались очень удивлены. Эта схема, как минимум, работает. GoLive поддерживает в настоящее время (закрытое тестирование) 16 игр, и разработчики хвалятся, что заручились поддержкой большинства крупных издателей.
Идея, конечно, заманчивая, но вот предсказать, как поведет себя сервис на реальных интернет-каналах, да еще и при нагрузке в тысячи и десятки тысяч пользователей... Пока что системные требования (ну, то есть, скорость соединения с интернетом) выглядят так: 1,5 мегабита в секунду для обычного разрешения и 5 мегабит для HD; ну и не более полутора тысяч километров до серверов.

Запускается этот сервис будет (пока?) только в США, но... идея, особенно на фоне бурно развивающихся «облачных вычислений» выглядит весьма привлекательно. Так, глядишь, подростки на форумах станут хвастаться только и исключительно пингом, а не каждым компонентом системы по отдельности. Но вот это как раз вряд ли.

games

games

Источник изображения

Ну а для тех, кто живет не в США и при этом не имеет компьютера, способного справиться с современной игрой, бразильская компания Tectoy предлагает игровую консоль со странно звучащим названием Zeebo. Общего с GoLive у этой консоли то, что она постоянно подключена к интернету и обладает довольно странными, на фоне современных консолей, техническими характеристиками (но зато у нее есть видеокарта).

Интернет Zeebo берет из воздуха (из сотовых сетей 3G, но соглашается и на EDGE), полностью зависит от милостей провайдера сотовой связи и предназначена для стран, где консоли, как правило, не покупают: Бразилия, Индия, Китай, Россия.

В Бразилии, где консоль собираются запустить этим летом, покупатель не будет платить за услуги сотовой связи, но будет платить за скачиваемые игры (5-15 долларов, примерно как мини-игры для Xbox Live и Playstation Network), и игры эти будут не то, чтобы сильно выдающимися по графике, а зачастую — и не слишком новыми. Вообще, подозрительно напоминает Wii с ее магазином классических консольных игр (NES, SNES, Megadrive) — но без DVD-привода, без хитрых контроллеров и чуточку дешевле. А исключительно онлайновый способ доставки игр покупателю — чтобы избежать пиратства.

Вот, правда, конкурировать Zeebo придется не c Wii даже, а с... PlayStation 2. «Сони» как раз в конце прошлого года выпустила облегченную и уцененную версию для «консольно неразвитых» стран:  Бразилии, Индии, России.

Так что — кому HD-видео с новыми шутерами по интернету, а кому Bejeweled и второй Quake по GPRS. При этом что Zeebo, что GoLive — проекты совершенно авантюрные; один, правда, нацелен в неведомое и достаточно странное будущее, а другой — в недалекое прошлое, где ему придется бороться за место под солнцем с персоналками шестилетней давности и PlayStation.

С другой стороны — в Бразилии до сих пор можно купить пиратский клон Sega Megadrive. В России, если подумать, тоже.

zeebo

zeebo

Источник изображения

В следующем нашем выпуске — вторая половина Games Developers Conference.

>>  Обсудить новости игровой индустрии с 13 по 25 марта на форуме  <<