Игры
29 ноября 2006 в 00:33

«Need for Speed: Carbon»: десятая часть подзатянувшегося сериала

История известнейшего сериала «Need for Speed» насчитывает уже более десяти лет и более десяти выпущенных игр. За это время игра переживала и взлёты, и падения, но на этот раз, похоже, получилось ближе ко второму. Уж точно не к первому.

Все наиболее успешные игровые продукты можно условно разделить на две категории: попсовые, но безупречно исполненные и до последнего байта инновационные и экстраординарные. Со второй категорией у Electronic Arts, крупнейшего, между прочим, игрового издательства, отношения как-то не складываются. Зато с первой всё в полном порядке. Когда-то давно (в 1995 году, если не изменяет память) первая «Need for Speed» стала одним из самых реалистичных по меркам того времени автомобильных симуляторов. Всё было просто как велосипед: не было ни мудреных режимов, ни каких-либо возможностей по улучшению наружности и ходовых качеств своего авто, зато игралось на удивление весело и беззаботно. С тех пор прошло 11 лет, и Electronic Arts сумела использовать имя «Need for Speed» ещё без малого десяток раз. Рецепт успеха оказался довольно прост: давать всего понемногу. Чуть улучшили графику, добавили новых моделей автомобилей – бабах! – получите новую часть. Потом пришлось добавить несколько игровых режимов, новых возможностей – в общем, процесс пошёл по нарастающей… Но число нововведений было строго дозировано.

Reload
1 / 2

«Need for Speed: Carbon»: на старте

То же самое в своё время делала компания Gillette со своими бритвами. Сначала мы прекрасно обходились одним лезвием. Брились чисто и гладко. Затем появились станки с двумя лезвиями. «Господи, и как же мы жили без этого раньше?» – подумали мы и тотчас же купили такую бритву. Затем стало три лезвия, потом четыре… И ведь сразу всем было понятно: чем больше, тем лучше. Таким же образом Electronic Arts уже одиннадцатый год держит на плаву серию «Need for Speed» и постоянно улучшает своё благосостояние. Хорошо и им, и нам, и вам. А сейчас у нас в гостях бритва с пятью… то есть, простите, «Need for Speed: Carbon» – логичное продолжение самой известной серии гоночных игр.

Need for Speed: Carbon
ЖанрRacing
РазработчикEA Black Box (http://eacanada.ea.com/)
ИздательElectronic Arts (http://www.ea.com/)
Дата релиза2 ноября 2006 года
Минимальные системные требованияОС: MS Windows 2000 (+SP4), Windows XP (+SP2), DirectX 9.0cПроцессор: Intel Pentium IV 1,7 ГГц или аналогичный AMD AthlonПамять: 152 Мбайт ОЗУВидео: 128 Мбайт видеокарта класса GeForce 4 Ti4200 или ATI Radeon 9600HDD: 5600 Мбайт свободного места
Рекомендуемые системные требованияОС: MS Windows 2000 (+SP4), Windows XP (+SP2), DirectX 9.0cПроцессор: Intel Pentium IV 3 ГГц или AMD Athlon 64 3000+Память: 1024 Мбайт ОЗУВидео: 256 Мбайт видеокарта класса GeForce 7800 или ATI Radeon X1600HDD: 6000 Мбайт свободного места
Официальная страница игрыhttp://www.ea.com/nfs/carbon/us/index.jsp

На стадии официального анонса «Carbon» вызвал у нас массу подозрений. Вы ведь помните «Самые ожидаемые игры лета/осени 2006 года», где мы говорили, что в новой части появится такое понятие, как команда, и каждый из членов команды будет обладать рядом навыков. Сначала можно было подумать, что это не более чем дань моде. Сейчас куда ни глянь – везде присутствует RPG-элемент, будь то шутер, стратегия, экшен от третьего лица. Так что удивляться появлению чего-то подобного и в автогонках не приходилось.

Ваш виртуальный подопечный приезжает в город, который живёт уличными гонками. Разумеется, у местных гонщиков это вызывает вполне закономерное желание помериться… силами, и с этого момента, собственно, начинается игра. Город состоит из четырёх частей, каждая из них контролируется одной бандой (или, как здесь принято говорить, кланом), у которых предстоит этот город отвоевать путём… конечно же, гонок. Для этого прежде всего придётся создать свой клан, придумать ему название, выбрать логотип, нанять команду... Впрочем, не будем забегать вперёд, изложим всё по порядку.

«Need for Speed: Carbon»: и снова ночь...

И снова ночь

Итак, гонки в игре снова происходят в тёмное время суток. И этому есть как минимум два объяснения. Первое: уличные гонки традиционно и проходят под покровом ночи. А второе объяснение – чисто техническое. Рендеринг ночного города, очевидно, куда проще прорисовки города дневного. Многие упрощения моделей и текстур можно искусно упрятать в тень или, наоборот, в сияние неона. По большому счёту в тёмноте мы видим только машину, дорогу, рекламные вывески и огни на тёмных силуэтах зданий. Так что системные ресурсы расходуются более разумно.

«Need for Speed: Carbon»: без рекламы никуда

Без рекламы никуда

Хотя соотношение качества графики и требований к обозначенным выше ресурсам не слишком радостное: на ноутбуке с конфигурацией Core Duo 2,16 ГГЦ, 1024 Мбайт RAM и NVIDIA GeForce Go 7900 GS игра была более-менее (и скорее менее, чем более) играбельна в разрешении 1024х768 с максимальными настройками и включённым антиалиасингом. Как-то даже мысли не возникает назвать «Need for Speed: Carbon» шедевром компьютерной графики после таких игр, как «Gothic III», «The Elder Scrolls IV: Oblivion» или даже «В тылу врага – 2», работавших на приведённой конфигурации с куда более высокими настройками качества и заметно шустрее. Конечно, графика гораздо более технологична, чем в том же «NFS: Underground», но что выглядит приятнее – ещё вопрос.

«Need for Speed: Carbon»: красавец Porsche Cayman

Красиво, но 33 fps при отображении лишь одной машины – как-то маловато

Уж слишком стало много блёра, отражений, бликов и прочего. При этом стоит отвести глаза от усердно размытой 3D-ускорителем трассы, и становятся видны убогие модели зданий и прочих «обочинных» объектов. А ведь когда-то одной из основных прелестей серии «Need for Speed» считались именно великолепно проработанные, красивейшие трассы...

«Need for Speed: Carbon»: качество «обочинной» графики

Детали пейзажа выглядят топорно даже при сильном удалении камеры. Не забываем смотреть на fps…

Заметным нововведением этой части, как уже было упомянуто, является то, что гонки стали командными. Если быть совсем точным, то у вас есть возможность нанять команду, содержащую до трёх членов, и выбрать одного из них в качестве активного – именно он будет участвовать в гонках с вами. Толку от него особого нет, хотя местами с помощью помощника выигрывать становится проще. Кроме того, если «однополчанин» приедет первым, победа тоже засчитывается, так что иногда можно добиться успеха, не прилагая усилий вообще. Правда, бывает такое редко.

«Need for Speed: Carbon»: знакомство с персонажем

Скаут. Пожалуй, самый бесполезный из членов команды

Новые кандидаты на должность «согонщика» появляются по мере прохождения игры. При этом каждый из персонажей обладает парой бонусов и одной из профессий: Blocker, умеющий эффективно таранить вражеские машины (к слову, игроку эта эффективность недоступна – автомобили соперников, похоже, сделаны из бетона), Scout, разведывающий наиболее короткую дорогу, и Drafter, улучшающий разгон (правда, при этом он должен ехать впереди, что делает его использование весьма спорным). И вроде бы нововведение, и даже – теоретически – способное оказать существенное влияние на геймплей, но на практике ничего интересного.

«Need for Speed: Carbon»: Aston Martin DB9 – машина-мечта

Модели машин действительно очень красивые. Но 33 fps!

Автомобили теперь разделены на три класса, разделение во многом соответствует географии происхождения машин, хотя есть и исключения: Tuner (по большей части «японки»), Muscle (американские машины) и Exotic (в основном «европейцы»). Каждая из этих трёх категорий отличается небольшим перекосом в одну из характеристик (Top Speed, Acceleration, Handling), однако встречаются машины, явно попадающие «мимо класса». Каждый из классов разделён на «уровни» (Tier), и для каждого требуются свои тюнинговые детали. Посему проездить всю игру на одном и том же автомобиле будет сложно – от уровня к уровню характеристики возрастают скачками. Хотя и спешить с приобретением машины нового уровня, не «открыв» для неё достаточное количество деталей, вредно – «тюнингованная» модель, скажем, первого уровня обладает более высокими характеристиками, чем «голая» модель уровня второго.

«Need for Speed: Carbon»: типичный muscle-car

Типичный «мускулистый» автомобиль

Тюнинг внешности автомобиля на ход игры влияния не оказывает, но по-прежнему стоит денег, которых не то чтобы мало, но частенько всё-таки жалко. Поэтому, коль скоро сюжет игры не заставляет, прибегать к тюнингу уже как-то и не особенно хочется. Да и не так уж он многообразен, как многим хотелось бы.

Пройдёмся по восстановленному предыдущей игрой сериала наличию блюстителей порядка. В отличие от «Most Wanted» в «Carbon» взаимоотношения с полицией совершенно не имеют сюжетных требований. То есть необходимость зарабатывать на копах некие очки, требующиеся для прохождения игры, отсутствует. Полицейские автомобили хоть и сменяются на более «крутые» модели, но передвигаются в любом случае быстрее игрока – оторваться от них нереально, можно лишь «отсечь хвост» в специальных пунктах. Некоторое оживление вносят перегораживающие дороги «заставы» (ленты с шипами, машины в ряд, всё как положено), но со второго-третьего раза, приноровившись, их уже пролетаешь, не обращая внимания. В общем, после нескольких экспериментов из серии «а соберём-ка мы всю полицию города» играть в нехорошего гонщика уже не хочется – скучновато.

«Need for Speed: Carbon»: бороться с полицией несложно

Из-за автомобилей, оборудованных проблесковыми маяками, на дорогах частенько возникают пробки

В гонках полиция, похоже, появляется по сценарию. И на ход состязания особенного влияния не оказывает – в отличие от «железобетонных» соперников полицейские машины, судя по всему, сделаны из фанеры и пластика, расшвыривать их не составляет никакого труда. И пусть они после этого продолжают висеть на хвосте – прохождению трассы это уже не мешает.

«Need for Speed: Carbon»: арест героя

Придётся заплатить штраф. По сравнению с цифрами на счётчике принесённого государству ущерба он просто символический – хорошо бы так и в реальной жизни...

Что же до типов гонок, то новшеств, можно сказать, нет – разве что предсказуемое вымирание драга или появление каньонных гонок. Последние представляют собой обычный спринт по изобилующему поворотами серпантину. И могло бы быть интересно, но когда оказываешься первым, очень уж просто становится не пускать соперников вперёд, просто загораживая собой достаточно узкую дорогу.

«Need for Speed: Carbon»: падение с обрыва

В гонке в каньоне можно вылететь с трассы. Если постараться, конечно

Имеется и некое подобие сюжета. Правда, то, что можно уложить в короткое предложение «кое-кто когда-то спёр сумку с деньгами во время проведения облавы на нелегальных гонщиков, и сразу понятно, кто этот кое-кто», разработчики растянули на десяток заставок, где об этих трагических событиях повествуют чуть ли не все встречающиеся в игре персонажи. В заставках вместо анимированных моделей играют живые актёры, и в определённый момент становится очень хорошо понятно, почему это сделано именно так...

«Need for Speed: Carbon»: сюжетная заставка

Отрисовку персонажей в сюжетных заставках графическому движку не доверили...

«Need for Speed: Carbon»: ужасное качество отрисовки лиц персонажей

...и правильно сделали!

Довершает всё саундтрек: насколько зажигательным он был в первом «Underground», настолько же здесь он невыразителен. Через какое-то время на музыку перестаёшь обращать внимание вообще – так, какой-то шум на фоне, где-то между визжанием покрышек (с которым, к слову, тут перебор) и дребезжанием очередного турникета, попавшегося под бампер...

И чёрт бы с ним, с отсутствием действительно интересных нововведений. Ведь необязательны же эти пятые и шестые лезвия в давно изобретённой бритве, и обычного их количества за глаза хватало людям полтора столетия. В конце концов, жажда получить больше, «гуще» и с десятипроцентной скидкой – не более чем инерция мышления человека, живущего в эпоху потребления. Но вот главного, Жажды Скорости, в игре катастрофически не хватает. В первый вечер играть приятно, хотя и без былого драйва. Во второй уже начинает приедаться. В третий возвращаешь диск в коробку и ставишь на полку... Fin.

_ Комментарий от редактора новостной службы Ferra.ru Александра Савицкого: _Любая франшиза, будь то компьютерная игра или кинофильм, рано или поздно приобретает вид если и не совсем забитый, то по меньшей мере заметно потёртый. Потому у продюсеров и прочих ответственных за жизнь франшизы лиц задача одна: всячески показывать потребителям свежесть и актуальность очередного продолжения, любой ценой, любыми силами. Сериал «Need for Speed», к сожалению, как нельзя лучше демонстрирует такую вот беспощадную систему перманентного омоложения. Как ни крути, а возраст не обманешь, хотя уважаемые господа из EA методично пытаются это сделать вот уже несколько лет подряд. Получается ли у них это? Отчасти. Разнообразный саундтрек, крутые тачки, модный нынче тюнинг-перетюнинг – всего этого в избытке. Даже сюжет прикрутили! Только вот беда: несмотря на всё перечисленное, от былого очарования «NFS» почти ничего не осталось. Разве что те самые знакомые всем поклонникам старых серий «Need for Speed» ощущения, которые получаешь во время таких непродолжительных, но чертовски драйвовых погонь с участием копов. Ну и, конечно же, качество! Да, в «Carbon» разработчики из EA по сложившейся традиции снова показали класс, в чём, думаю, никто и не сомневался. Ну а в целом – печально... Печально, потому что иного способа выжить у серии «NFS», наверное, нет. И, судя по всему, уже не будет.