Фото, видео и аудио
24 сентября 2007, 00:15

MATRIX iV evolution (в главной роли: Canon, Fuji, Panasonic, HP). Тестируем компактные камеры с большими сенсорами

Тест цифромыльниц на «профпригодность» в условиях плохой освещённости. Компактные цифровые фотокамеры никак не собираются уступать камерофонам свои места в карманах и сумочках потребителей. Для данного теста были выбраны три камеры, технические параметры которых указывают на хорошую приспособленность для съёмки в условиях слабой освещённости: Panasonic DMC-LX2, Canon Digital IXUS 900 Ti, Fujifilm FinePix F40fd.

Практически в каждом домашнем фотоальбоме можно найти довольно много фотографий, с которых, выхваченные из тьмы светом вспышки, глядят весёлые, но чрезмерно румяные лица, а фон практически неразличим, и только подпись под фото пояснит, где это было снято: в центре Парижа или в соседнем дворе. Теперь такой снимок можно сделать и с помощью мобильного телефона, но производители компактных цифровых фотокамер никак не собираются уступать свои места и находят различные технические решения, чтобы улучшить качество снимков, полученных при слабом освещении.

Для данного теста были выбраны три камеры, технические параметры которых указывают на хорошую приспособленность для съёмки в условиях слабой освещённости: Panasonic DMC-LX2, Canon Digital IXUS 900 Ti, Fujifilm FinePix F40fd.

Что же это за параметры? Основной критерий отбора – минимальный размер матрицы 1/1,8” (более подробно о типах и размерах сенсора можно прочесть тут). Если пропустить тонкости, можно сказать, что больший размер сенсора позволяет снимать при более плохом освещении. Кстати, низкая требовательность к освещению не единственный плюс больших сенсоров – при хорошем освещении они позволяют снимать более динамичные сцены.

ПараметрPanasonic DMC-LX2Canon Digital IXUS 900 TiFujifilm FinePix F40fdHP Photosmart M537
Количество эффективных пикселей10,2 млнПрибл. 10 млн8,3 млн6 млн
Матрица1/1,65''1/1,8-дюймовый CCD-датчик1/1,6'' Super CCD HRПЗС 1/2,5''
ЧувствительностьАвто / I.ISO / 100 / 200 / 400 / 800 / 1600; режим высокой чувствительности: 3200 (пониженное разрешение)Auto, High ISO Auto, 80, 100, 200, 400, 800, 1600, режим высокой чувствительности: 3200 (разрешение 1600х1200 пикселей)Auto / ISO 100 / 200 / 400 / 800 / 1600 (в зависимости от режима съёмки может достигать ISO 2000)Auto (по умолчанию), ISO 100, 200, 400, 800 (с HP Steady Photo)
Габаритные размеры105,7x55,8x26,3 мм91,2x59,6x28,2 мм (без выступающих частей)95,7х59,0х23,3 мм94,2x27,8x62,1 мм (без выступающих частей)
Вес187 г (только корпус)217 г (с аккумулятором и картой памяти SD)Прибл. 165 г (только корпус)145 г (без батарей и карты памяти)170 г (без батарей)
ОбъективLEICA DC VARIO-ELMARIT 4хFujinon 3.0хПрецизионный объектив HP 3х
Фокусное расстояние6,3-25,2 мм (28-112 мм в 35-миллиметровом эквиваленте: для формата 16:9)7,7-23,1 мм (37-111 мм в 35-миллиметровом эквиваленте)8-24 мм (эквивалент 36-108 мм на 35-миллиметровой камере)6-18 мм (36-108 мм в 35-миллиметровом эквиваленте)
ДиафрагмаШирокоуг.: F2,8 – F8,0Teле: F4,9 – F8,0f/2,8 – f/4,9Широкоуг.: F2.8 – F8f2,8 – f4,8
LCD2,8'' TFT (207000 пикселей)2,5-дюймовый P-Si TFT ЖК-монитор, прибл. 230000 пикселей2,5'' TFT (230000 пикселей), 100% покрытие кадра2,5'' TFT
Режимы съёмкиАвто, Р, А, S, М (меню); реж.: портрет, неконтр., пейз., спорт, ночн. портрет, ночн. пейзаж, автопортр., за столом, вечеринка, свеча, фейерверк, звезд. небо, пляж, полёт, снег, выс. чувств., малыш 1, малыш 2; видеоиз., воспр., печатьАвтоматический, ручной, цифровая макросъёмка, режим акцентирования цветом, режим замены цвета, режим съёмки панорам, режим записи видеоклипа, особые сцены (портрет, ночная съёмка, дети и животные, съёмка в помещении, листва, снег, пляж, фейерверк, аквариум, подводная съёмка, ISO3200)Программа: естественный свет, естественный свет со вспышкой, портрет, пейзаж, спорт, ночь, фейерверк, закат, снег, пляж, под водой (с использованием подводного бокса), музей, вечеринка, цветок, текстАвто (по умолчанию), крупный план, чёткий снимок, театр, пейзаж, портрет, действие, ночной портрет, закат
Видео16:9: 848x480 пикс., 30 кадров/с; 1280x720 пикс., 15 кадров/с; 4:3: 640x480 пикс., 30 кадров/с(L1) 1024x768, 15 кадров/с, (L2) 640x480, 30 кадров/с640x480 пикселей, 30 кадров/cн/д
ПамятьВстроенная 13 Mбайт, SD, SDHC, MMCSD, SDHC или MMC, в комплект входит карта памяти 32 МбайтВстроенная память (25 MB) / xD-Picture Card TM (16 MB – 2 GB) / SD Memory CardВнутренняя память 16 Мбайт, карты памяти SD до 2 Гбайт)
Цена11000 руб.11500 руб.8300 руб.3700 руб.
Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Участники тестирования 1

Несколько лет назад сенсор любой из рассматриваемых камер вполне подошёл бы для полупрофессионального аппарата, но прогресс идёт, и вот уже в кармане лежит камера, которая доступна по цене и не подведёт в сложных условиях.

Сказано громко, и следует сделать ряд оговорок. Все модели действительно могут снимать почти в полной темноте без вспышки. Для этого все они имеют подсветку автофокуса и режимы с высокой чувствительностью – ISO1600, ISO2000 и даже ISO3200. Но расплатой за это будет падение качества. Под словом «снимать» подразумевается правильно сфокусироваться и получить несмазанный снимок.

Фрагмент изображения

Это фрагмент изображения совершенно белой стены, на котором из-за высокой чувствительности матрицы (ISO1600) хорошо заметен так называемый шум.

В сравнительную таблицу ТТХ внесена ещё одна модель – HP Photosmart M537. Её сенсор обычного размера (1/2,5”), да и относится она к совершенно другому ценовому сегменту. Что же она тут делает? Аппарат от HP был добавлен для сравнения и наглядной демонстрации разницы в качестве снимков. Однако не стоит делать поспешных выводов о HP Photosmart M537 – вспомним о трёхкратной разнице в цене и о том, что на распечатке формата 15х20 разница совсем не так заметна, как на увеличенном фрагменте.

Сначала несколько слов о каждом участнике теста в отдельности.

Panasonic DMC-LX2

Panasonic DMC-LX2

Подробную информацию о данной модели можно посмотреть здесь.

В отличие от других двух моделей эту камеру никак нельзя назвать мыльницей ни по форме, ни по содержанию. Из-за выступающего объектива, закрытого съёмной крышкой, комфортно разместить Panasonic DMC-LX2 в кармане не получится. Содержание – это полный набор ручных настроек, включая полностью ручной режим и вполне работоспособную ручную фокусировку.

Ручной режим экспозиции

Ручной режим экспозиции

Ручная фокусировка

Ручная фокусировка

Да, конечно, Panasonic позволит поиграть с резкостью фона, снять красивые ночные пейзажи с большой выдержкой, не стоит забывать и про оптический стабилизатор, который тоже помогает при съёмке с рук в темноте. Эта камера имеет максимальную среди участников чувствительность ISO3200 (у Canon тоже есть такой режим, но для подавления шума разрешение уменьшается в 3 раза – до 3 Мпикс). Panasonic DMC-LX2 требует бережного обращения из-за большого количества разного рода переключателей, кнопочек и других выступающих деталей. Не стоит, однако, пугаться: богатство стандартных сюжетов даже новичку позволит получить хороший результат практически в любой ситуации. Но всё же эта камера раскроет всю полноту возможностей только после внимательнейшего ознакомления с инструкцией и небольшой практики.

Например, после некоторого изучения меню и мануала можно обнаружить, что стандартные настройки камеры включают обработку изображения, при которой немного увеличиваются контрастность и насыщенность картинки.

Снимок со стандартными настройками

Снимок со стандартными настройками

Снимок без обработки

Снимок без обработки

Снимок, обработанный в фотошопе

Снимок, обработанный в фотошопе

Действительно, кадр после обработки выглядит более резким, однако сделать из него оригинальное изображение не выйдет, так что лучше уж отключить обработку и редактировать при необходимости потом.

Fujifilm FinePix F40fd

Fujifilm FinePix F40fd 1

Очень приятный дизайн, яркий дисплей, удобное и понятное управление – всё просто, под рукой.

Fujifilm FinePix F40fd 2

Fujifilm FinePix F40fd имеет хороший набор режимов съёмки, функцию распознавания лица, электронную стабилизацию изображения, а также много других полезных функций. В принципе, уже этого достаточно, чтобы остановить свой выбор на этой модели, имея вполне разумный бюджет.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Fujifilm FinePix F40fd 3

Но дело в том, что этот фотоаппарат обладает самым большим сенсором в своём классе – 1/1,6”. И эта особенность хорошо поддерживается несколькими режимами для плохого освещения, самый примечательный из которых – «естественный свет». В этом режиме после нажатия спуска камера делает два снимка подряд – один с высокой чувствительностью (ISO2000) и без вспышки, а другой со вспышкой, но с меньшей чувствительностью (ISO800).

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Fujifilm FinePix F40fd 5

Такой подход, во-первых, позволяет подстраховаться, а во-вторых – выбрать подходящее качество, так как первый снимок, с большей чувствительностью, получается более шумным.

Fujifilm FinePix F40fd 7

Canon Digital IXUS 900 Ti

Canon Digital IXUS 900 Ti 1

Canon Digital IXUS 900 Ti ладно скроен, крепко сшит – вот уж мыльница в самом хорошем смысле этого слова: минимум выступающих деталей, все части максимально сглажены, дисплей утоплен вглубь титанового корпуса.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

Canon Digital IXUS 900 Ti 2

Это стильная, довольно дорогая и очень практичная вещь. К этому стоит добавить лишь две выдающиеся вещи: режим просмотра только что отснятого кадра с увеличенным фрагментом, по которому тут же, без каких-либо дополнительных манипуляций видно, получилось ли фото.

Canon Digital IXUS 900 Ti 4

Вторая особенность – это вспышка. В полной темноте она освещает значительно более удалённые объекты, чем остальные камеры.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 3

Вспышка Panasonic DMC-LX2

Прежде чем углубиться в сравнение снимков, стоит кратко пробежаться по ещё одному участнику сравнения – камере HP Photosmart M537.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

HP Photosmart M537 1

Она значительно дешевле и проще тестируемых образцов, имеет автоматический режим и набор стандартных настроек.

HP Photosmart M537 3

Тут она играет роль статиста, но это неплохой вариант для начинающих пользователей, именно для них в HP Photosmart M537 реализована интересная идея – встроенные подсказки.

HP Photosmart M537 4

Дневной сюжет

Это хорошо всем знакомое здание МГУ. Далее для анализа и сравнения будут приведены фрагменты его изображения.

Panasonic DMC-LX2

Panasonic DMC-LX2

Canon Digital IXUS 900 Ti

Canon Digital IXUS 900 Ti

Fujifilm FinePix F40fd

Fujifilm FinePix F40fd

HP Photosmart M537

HP Photosmart M537

Panasonic позволяет получить наиболее реалистичное изображение. На снимке, сделанном с помощью Canon, заметны небольшие артефакты, возникшие, видимо, после цифровой обработки, призванной визуально сделать снимок более чётким. Fuji ещё немного отстал по качеству.

Ночной сюжет

Ночной сюжет

Для данного сравнения каждой камерой делалось по несколько снимков в разных режимах и без каких-либо приспособлений – съёмка с рук.

Panasonic DMC-LX2

Panasonic DMC-LX2

Canon Digital IXUS 900 Ti

Canon Digital IXUS 900 Ti

Fujifilm FinePix F40fd

Fujifilm FinePix F40fd

HP Photosmart M537

HP Photosmart M537

Как видно из фрагментов, ночью расклад поменялся и безоговорочным лидером стал Fujifilm FinePix F40fd. И хотя видно, что результат Canon Digital IXUS 900 Ti лучше, чем Panasonic DMC-LX2, после анализа снимков второе место ему досталось с трудом. 

Дело в том, что Panasonic и Canon имеют режим высокой чувствительности ISO3200 и выдают при этом пусть и посредственный, но стабильный результат. Чёткие же снимки, полученные Fuji и Canon при чувствительности ISO1600, составили примерно 70 и 50% отснятого материала соответственно (не стоит забывать, что у Fuji есть в запасе режим съёмки с ISO2000).

Хотя у Panasonic DMC-LX2 при чувствительности ISO3200 снимок формально имеет разрешение 10 Мпикс, по качеству он не превосходит Canon ISO3200, только разрешение в этом режиме у Canon Digital IXUS 900 Ti честно ограничено 3 Мпикс.

Panasonic DMC-LX2, ISO3200

Panasonic DMC-LX2, ISO3200

Canon Digital IXUS 900 Ti, ISO3200 3 Мпикс

Canon Digital IXUS 900 Ti, ISO3200 3 Мпикс

И действительно, в руководстве Panasonic сказано, что в режиме с ISO3200 разрешение «немного» снижается для подавления шума, рекомендованный формат распечатки – 10х15 см. Однако файл вместо 500 кбайт у Canon имеет размер 1,5 Мбайт при таком же качестве фрагмента. Это можно объяснить интеллектуальной обработкой кадра в Panasonic DMC-LX2: хорошо освещённые места имеют явно лучшую детализацию, чем тёмные.

Ситуация при ограничении ISO1600 не сильно меняется.

Panasonic DMC-LX2, ISO1600

Panasonic DMC-LX2, ISO1600

Canon Digital IXUS 900 Ti, ISO1600

Canon Digital IXUS 900 Ti, ISO1600

Fujifilm FinePix F40fd, ISO1600

Fujifilm FinePix F40fd, ISO1600

Но анализ снимков показал, что у Canon (информация о чувствительности в EXIF недоступна) при прочих равных выдержка в два раза длиннее, чем у двух других камер, да и выход «годной продукции» поменьше. Напрашивается вывод, что реальная чувствительность у Canon Digital IXUS 900 Ti в два раза меньше, по крайней мере в режиме ISO1600. За что же IXUS получает 2-е место в ночном тесте? Прежде всего за то, что, несмотря на большую выдержку, снимок всё же удался. Справедливости ради отметим, что неизвестно, кто бы вышел на вторую позицию, будь под рукой снимки Panasonic DMC-LX2 ISO800, но всего не предусмотришь.

Заключение

Кто победил? Пожалуй, что Fujifilm FinePix F40fd: он не сильно отстаёт по качеству снимков днём, но – при наименьшей из тестируемых моделей цене – в сумерках даст им фору.

Canon Digital IXUS 900 Ti – мыльница класса «премиум» – справляется со сложными задачами, но главное – её прочный и к тому же стильный титановый корпус. Конечно, ронять Canon не следует, но некоторые вольности в обращении с ним вполне можно себе позволить.

Компактную модель с таким же набором ручных настроек, как у Panasonic DMC-LX2, ещё надо поискать. 4x объектив LEICA тоже добавляет баллов, позволяя при хорошем освещении делать снимки, не уступающие камерам более высокого класса, но в сумерках он проигрывает более простым собратьям.