Опубликовано 24 декабря 2003, 00:33

Полупрофессионал. В главной роли Minolta DiMAGE A1

Это именно полупрофессиональная – уже не совсем любительская, но еще и не совсем профессиональная камера. Стоит ли она своих денег?

В жизни каждого «цифрового фотографа» наступает момент, когда он понимает, что возможностей его нынешней камеры ему уже не хватает, и нужно покупать нечто более серьезное – может, еще не совсем профессионально-зеркальное, но очень близкое к этому классу. Одну из таких камер мы сегодня и рассмотрим.

Цифровая фотокамера Minolta DiMAGE A1 – наследник камер серии DiMAGE 7, унаследовавшая от предков функциональность и множество конструктивных элементов. Цена ее ($1000+) говорит сама за себя – это не вариант для обучения цифровой фотографии новичка, но еще и не цифровая зеркалка со сменной оптикой, которыми пользуются профессиональные фотографы. В заголовке статьи не зря есть слово «полупрофессионал» – оно очень точно отражает суть камеры.

1

1

3

3

Технические характеристики камеры Minolta DiMAGE A1
Матрица2/3 “ CCD, 5,2 млн. пикс
Разрешение снимков2560x1920, 2080x1560, 1600x1200, 640x480
Форматы записиRAW, TIFF, JPEG
Разрядность ЦАП14 бит
Области автофокуса11 точек
Фокусное расстояние, мм7,2 – 50,8 (экв. 28-200)
ДиафрагмаWide F2.8-F11 (13 стопов)Tele F3.5-F11 (11 стопов)
Выдержка30-1/16000 сек (58 стопов)
Видео320x240, 24 кадра/с.
Таймер2, 10 с
ВидоискательПоворотный, 0o - 90o, 0.44" TFT, 235000 пикс.
LCDПоворотный, -20o - 90o, 1.8" TFT, 118000 пикс.
Носитель памятиCompactFlash I, II, IBM Microdrive
ИнтерфейсUSB
ВспышкаВстроенная + разъем для внешней
ПитаниеNP-400 LiIon, 1500 мАч 7.4 В
Габариты, мм117x85x114
Вес, г650
Цена, $1000-1100
Более подробные характеристики можно найти на сайте производителя www.minolta.ru/fototech/foto.html.

Начнем с «сердца» фотоаппарата – ее светочувствительной матрицы. Эта камера оснащена 5-мегапиксельной CCD-матрицей 2/3”, которая позволяет создавать фотографии с разрешением до 2560x1920. Матрица может работать с разной чувствительностью – 100, 200, 400 и 800 единиц ISO. Как известно, при установке максимальных значений чувствительности матрица начинает «шуметь», вплоть до случая, когда слабо проявляющееся изображение просто тонет в потоке цифрового шума – беспорядочных разноцветных пикселах.

Применяемая в этой камере матрица обеспечивает приемлемый уровень шума при чувствительности 100 и 200 ISO, уже на 400 ISO шума становится больше, а на 800 ISO его слишком много, поэтому для получения чистых фотографий лучше использовать режимы низкой чувствительности. Режимы же высокой чувствительности предназначены для случаев, когда нужно получить изображение любой ценой, пусть даже ценой сильного шума (например, для ответственной ночной съемки ;).

Немного остановимся на форматах файлов, записываемых камерой. Как видно из спецификации, DiMAGE A1 умеет сохранять изображения в JPEG, RAW и TIFF. Даже при сохранении в формате JPEG изображение с разрешением 2560x1920 точек занимает 3 Мбайт. А это, в свою очередь, требует объемной карты памяти. Именно поэтому прилагаемая к камере шестнадцатимегабайтная карта формата CompactFlash годится разве что только для начального тестирования работоспособности ЦФК. А ведь камера, помимо JPEG, поддерживает форматы RAW и TIFF, а в формате TIFF файл может быть размером до 14 Мбайт. Кроме того, при работе с JPEG поддерживается расширение EXIF 2.2, что позволяет сохранять в файле параметры фотографии и цветовые профили. Также камера умеет писать голосовые комментарии к фотографиям. Благодаря поддержке файловой системы FAT32 камера позволяет использовать современные карты объемом более 2 Гбайт.

Корпус аппарата сделан из металла, с прорезиненными элементами именно в тех местах, где это необходимо. В результате камера удобно лежит в руке, при этом все основные элементы управления находятся под пальцами. Эргономика камеры продумана весьма тщательно, и в результате после несколько дней привыкания камерой можно пользоваться на ощупь, не глядя. В комплекте идет удобный наплечный ремень, крепящийся к кольцам по краям камеры. Но вот не может быть все идеально – маленькая крышечка объектива гуляет сама по себе, вместо того, чтобы быть прикрепленной к ремню. Такую излишне свободолюбивую крышечку очень легко потерять.

2

2

Весьма примечателен объектив этой камеры. Оптическая конструкция состоит из 16 элементов в 13 группах, включая 2 стеклянных AD-элемента и 2 асферические линзы; светосила равна 1:2.8-3.5 при «входном отверстии» 49 мм (диаметр под светофильтры); семикратный оптический зум 28-200 в 35-мм эквиваленте перекрывает диапазон наиболее часто используемых фокусных расстояний. Одним словом, весьма серьезная оптика! Также для объектива предусмотрена небольшая съемная бленда, защищающая его от боковой засветки.

Маркировка APO говорит нам о том, что здесь применена система апохроматических линз, позволяющая уменьшить хроматические аберрации. Однако, справедливости ради, скажем, что хроматические аберрации все-таки присутствуют.

Управление зумом осуществляется вручную, путем вращения прорезиненного кольца на объективе. Этот способ обеспечивает б_о_льшую точность, чем управление от кнопок, и позволяет фотографу быстрее наводиться на объект съемки. Каждый, кто хоть раз пробовал перейти с «кнопочного» управления зумом на ручное, знает, насколько это комфортно. На объективе также находится переключатель макрорежима, который физически блокирует управление зумом в его «максимальном» или «минимальном» положении. В любом другом промежуточном положении управляющего кольца макрорежим просто не включится.

Порадовал режим автоматической фокусировки – после продолжительной фотосессии забракованных из-за неточной фокусировки фотографий почти не было, резкость наводится довольно быстро и аккуратно. Однако в сценах с низким освещением фокусировка проходит существенно дольше, и наличие вспомогательной лампы для подсветки снимаемого объекта было бы нелишним. Кроме ручной и автоматической фокусировки, камера имеет следящий фокус – при половинчатом нажатии спусковой кнопки фотограф наводит фокус на движущийся объект, и камера следит за передвижением объекта до полного нажатия спуска, фокусируясь на его текущем положении в каждый момент времени.

Одно из самых интересных нововведений – система AntiShake. При съемке на достаточно больших выдержках любое, даже самое незначительное движение камеры, вызванное незаметным дрожанием рук, приводит к смазыванию изображения. Чтобы избежать этого, следует установить камеру на штатив, но это не всегда возможно. Технология AntiShake как раз и создана для борьбы с дрожащими руками. Матрица CCD закреплена на легкой подвижной платформе, которая может двигаться относительно корпуса камеры. При включенной системе умная электроника камеры создает противодействие движению камеры, перемещая матрицу в нужном направлении, и тем самым сохраняя картинку на матрице статичной. Включение этой системы позволяет снимать с большей, чем это возможно без AntiShake, выдержкой – примерно на два стопа. В случае необходимости эту систему, разумеется, можно отключить. Причем камера сама поможет вам принять решение – она покажет, будет ли эффективно применение AntiShake при заданной выдержке.

6

6

Камера достаточно легка на подъем – примерно через 2 секунды после включения она уже готова к работе. Управление режимами работы камеры осуществляется с помощью множества кнопок, маленьких колесиков для установки диафрагмы и выдержки (или устанавливаемых программных параметров, в зависимости от режима), одного джойстика, основного селектора режимов работы, и еще большого множества элементов управления, общим числом около 20. Число это способно напугать начинающего фотографа, а вот опытным оно говорит о том, что все основные функции управления камерой вынесены из меню – для повышения оперативности съемки. Хотя производитель благосклонен и к начинающим – есть режим «Auto», передающий умной электронике аппарата право решать, с какими параметрами экспозиции будет вестись съемка. Камера может работать в нескольких стандартных режимах:

5

5

• Авто
• Ручной режим с автоматической экспозицией
• Приоритет выдержки
• Приоритет диафрагмы
• Полностью ручной режим

Режим панорамной съемки – отличительная черта многих любительских камер – в DiMAGE A1 отсутствует. Для героя нашего обзора это вполне закономерно, однако многим потенциальным пользователям подобная возможность пришлась бы по вкусу.

На верхней панели аппарата находится информативный жидкокристаллический дисплей с подсветкой, на который и выводится вся полезная информация о режимах работы камеры. Причем ради экономии энергии подсветка начинает работать только после полунажатия спусковой кнопки. При нормальном хвате камеры под правой рукой находятся сенсорные пластины, позволяющие аппарату точно определять тот момент, когда он находится в руках, что, очевидно, задумано ради экономии энергии. Еще одна приятная энергосберегающая особенность: при выборе автоматического режима работы видоискателя аппарат определяет наличие чего-либо (очевидно, чаще всего это будет глаз фотографа) рядом с видоискателем, и отключает основной экран. Когда же фотоаппарат не видит ничего рядом, он отключает видоискатель и переключается на LCD монитор.

Видоискатель, в обычном положении направленный строго назад, может быть поднят на 90 градусов вверх. Основной LCD тоже может менять свое положение, но только в одной плоскости (странно, что еще не все производители делают экраны вращающимися во всех плоскостях ;) – он может быть поднят вверх на девяносто градусов и наклонен вниз градусов на двадцать. Это позволяет снимать в положении «от бедра» и вести съемку «над головами». Заметим, однако, что двадцати градусов отклонения вниз не всегда хватает для комфортной съемки с верхней точки.

Оба видоискателя – цифровые. С одной стороны, это позволяет даже в очень непростых условиях, например, в яркий солнечный день, увидеть картинку такой, как ее «видит» матрица, а с другой – отсутствие оптического видоискателя мешает снимать динамические сцены, так как цифровой видоискатель имеет довольно большую инерционность. Кстати, в этой камере без цифрового видоискателя можно было и обойтись – яркости LCD достаточно для оценки фотографии «с точки зрения матрицы» даже в солнечный день. Кстати, камера вообще очень хорошо приспособлена для съемок при очень ярком свете – затвор способен обеспечивать выдержку до 1/16 000 с, а диафрагма закрывается до f/11. Встроенного ослабляющего свет серого фильтра, правда, нет, но его отсутствие компенсируется возможностями выдержки и диафрагмы.

При снижении освещенности видоискатель становится черно-белым, чтобы ни забивать картинку цветным шумом. Кроме того, можно вывести гистограмму изображения в реальном времени, что позволяет пользователю всегда получать правильно экспонированный снимок.

Камера оснащена встроенной вспышкой, которая активируется только вручную, вытягиванием ее за «ушки» вверх, и мощность работы которой поддается плавному изменению. В случае необходимости более мощного светового потока, через «горячий башмак» всегда можно подключить внешнюю вспышку, или синхронизироваться с беспроводной вспышкой через специальный встроенный инфракрасный порт.

А что с питанием? Minolta применила в этой камере Li-Ion аккумулятор собственного типоразмера емкостью 1500 мАч. Батарея Li-Ion существенно удобнее все еще часто используемых никелевых аккумуляторов, хотя бы из-за отсутствия эффекта памяти в первых. Аккумуляторы удерживаются и специальной защелкой, и запирающейся крышкой отсека, что исключает возможность самопроизвольного выпадения. Аккумулятор NP-400 похож на аналогичный элемент питания фирмы Canon, который используется в фотоаппаратах G2/G3/G5. Собственно, отличаются они друг от друга только расположением контактных групп, и поэтому заменить аккумулятор Minolta аккумулятором Canon, к сожалению, не выйдет :).

Если вдруг окажется, что времени работы от одного аккумулятора вам недостаточно, имеет смысл купить блок BP-400, который представляет собой массивную насадку, крепящуюся снизу камеры, и включающую в себя два элемента NP-400, или шесть элементов NiMH, и имеющую дублирующую кнопку спуска для съемки в вертикальном положении. Такого источника питания хватит примерно на 660 кадров (это очень хороший результат, особенно если учесть, что первая камера этой серии, DiMAGE 7, была одной из самых прожорливых и съедала аккумулятор примерно в семь раз быстрее A1).

Два слова о работе с компьютером. При подключении камеры к USB-порту никаких драйверов операционным системам Windows 2000 и XP не требуется, фотоаппарат появляется в системе как полноценный внешний USB-диск. Так что кардридер, по сути, не нужен. Разумеется, в комплекте идет фирменный CD-ROM с программным обеспечением.

Вместо выводов. И начнем с того, что не понравилось. Настроенная на высокую чувствительность матрица довольно сильно шумит, поэтому для получения приемлемой картинки рекомендуется, как мы уже говорили, использовать режимы только низкой светочувствительности. Про иногда хорошо заметные хроматические аберрации уже было сказано. Еще один недостаток камеры – ее авторежимы. Автоматический баланс белого работает не очень хорошо, особенно в условиях недостаточной освещенности и при смешанном освещении (благо, есть возможность выбрать один из предустановленных режимов). Неидеальна и автоэкспозиция, когда камера сама выбирает пару «выдержка-диафрагма» – кадр чаще всего остается недоэкспонированным. Так что новичкам, предпочитающим вести съемку на полном автомате, лучше поискать менее серьезную и дорогую камеру.

Зато опытные фотографы, несомненно, будут довольны этим аппаратом. При хорошем освещении искажения в цветопередаче минимальны, невелики и шумы. Система автоматической стабилизации изображения будет незаменимым помощником для любителей снимать с рук при недостаточном освещении. Семикратный зум, управляемый вручную, и фокусировочное кольцо также порадуют продвинутых фотографов – оперативность и точность съемки гарантированы! Ну а предусмотренные в камере режимы энергосбережения сильно помогут тем, кто подолгу находится далеко от электрических розеток.

Так что камера вполне оправдывает свою цену. Тем, кто хочет получить цифровую камеру с профессиональными характеристиками и при этом готов заплатить около $1000, Minolta Dimage A1 однозначно рекомендуется.

PICT0097.jpg

PICT0097.jpg