Опубликовано 27 октября 2004, 00:33

Sony DSC-T1 - камера последнего шанса

Результат сотрудничества знаменитой Carl Zeiss и Sony - миниатюрная пятимегапиксельная цифровая камера Sony DSC-T1.

Сколько раз, уважаемый фотолюбитель, вы кусали губы, видя на улице, в транспорте на вечеринке отличные сюжеты, но не имея под рукой камеры? Даже матёрые профессионалы на второй или третий такой случай начинают впадать в крайности, покупать разнообразные поясные сумки, фоторюкзаки с отделениями для камеры и объективов, мини-штативы и таскать с собой постоянно пару кассет плёнки разной чувствительности.

Но эти времена постепенно проходят. Первой отходит в мир иной фотоплёнка, теперь дело за громоздкой фототехникой. Если два-три года назад суперкомпактные цифровые фотокамеры, помещающиеся в карман рубашки, были не более чем забавными игрушками, интересными лишь своими размерами, то сегодня в некоторые мобильные телефоны встраивают фотоаппараты вполне разумного для этих габаритов качества. Понятно, что производителей суперкомпактов такое положение дел не может устраивать, и они, завершив в общем и целом гонку за размерами, начали более кропотливую борьбу за качество.

Буквально в последние полтора-два года начали появляться образцы, которые уже можно смело рекомендовать покупателям, вполне требовательным к качеству картинки. Первым прорывом стала Minolta Dimage X и последовавшие за ней модификации Xi и Xt. В ней впервые на массовой модели был применён нетривиальный шахтный оптический механизм, который посредством треугольной призмы передавал картинку с объектива на матрицу, расположенную в нижней части аппарата перпендикулярно оси объёктива. Этот же механизм обеспечивал трёхкратное оптическое зумирование. Конечно, обилие "лишних" оптических элементов не лучшим образом сказывалось на качестве картинки, но идея была подхвачена, и вот знаменитая фирма Carl Zeiss со столетней историей по заказу Sony ухитрилась выжать из этой схемы буквально всё возможное.

Sony DSC-T1 - объектив

Sony DSC-T1 - объектив

Результатом сотрудничества стала героиня нашего обзора: пятимегапиксельная цифровая камера Sony DSC-T1. Перед дальнейшим чтением рекомендую ознакомиться со сводной таблица технических характеристик:

СенсорПЗС, 1/2,4", 5 мегапикселей, пр-во Sony
ЧувствительностьISO 100-400
Форматы изображенияJPEG: 2592x1944, 2592x1728 (3:2), 2048х1536, 1280x960, 640x480;MPEG видео+звук: 640x480@30fps, 640x480@15fps, 160x112@8fps
НосительSony Memory Stick Duo и Sony Memory Stick PRO Duo
ОбъективCarl Zeiss Vario Tessar вертикальной «шахтной» схемы, 38-114 мм (в 35мм эквиваленте), f/3,5–4,4; 4x цифровой зум
ЖК дисплей2,5 дюйма, 211 тыс. пикселей
Затворэлектронный, диапазон выдержек от 1/1000 до 1 сек.
Режимы съёмкиавтоматический, 8 предустановленных ("Макро", "Сумерки", "Сумерки-портрет", "Пейзаж", "Пляж", "Снег", "Спорт", "Фейерверк")
Режимы фокусировкиавтоматическая, ручная (5 позиций). 5 точек фокусировки, подсветка автофокуса красным светодиодом
Режимы экспозамераМультизонный, точечный
Экспокоррекцияплюс-минус 2 ступени с шагом 1/3 ступени, брэкетинг
Баланс белогоавтоматический, 5 стандартных установок
Обработка изображенияподавление шума, сепия, негатив, соляризация
Вспышкавстроенная, эффективное расстояние 5 м. Режим подавления красных глаз, режим «медленной синхронизации» (ночной)
Скоростная съёмкаСерией из 16 кадров размером 1280х960 или 4 кадра за 1,3 сек., ЖК-дисплей погашен
Автоспускзадержка 10 сек.
ПитаниеInfoLithium аккумулятор (в комплекте), сетевой адаптер (в комплекте), «кроватка» (в комплекте)
Габариты91 x 60 x 21 мм
Вес200 гр. (включая батарею и карту памяти)
Sony DSC-T1 - вид спереди

Sony DSC-T1 - вид спереди

Sony DSC-T1 - вид сзади

Sony DSC-T1 - вид сзади

В коробке помимо самой камеры обнаружилась её «кроватка» (крэдл), подключающиеся к ней зарядное устройство, USB-кабель и кабель аудио-видео. Рядом – руководство по эксплуатации, гарантийный талон и два CD: с программой ImageMix и с последним обновлением прошивки. В углу коробки нашёлся Li-Ion аккумулятор и шнурок для ношения на запястье. Также в незаметном пакетике была обнаружена 32-мегабайтная карта памяти Memory Stick Duo (камера также поддерживает работу с более скоростной версией Duo Pro) и, что особенно приятно, переходник на обычный MemoryStick – так что купленный когда-то давно универсальный считыватель карт не пришлось менять на новый. Также не пришлось устанавливать на компьютер новый драйвер – большинство камер Sony серии DSC совместимы между собой по подлючению USB, достаточно установить драйвер от одной – и остальные прекрасно подхватываются системой и представляются в виде съёмного USB-устройства.

В общем, считыватель карт не потребовался. Неудобный на первый взгляд способ подключения к компьютеру через кроватку в первый же день показал себя с лучшей стороны: в том режиме использования, на который рассчитана камера, нет ничего естественнее вернувшись домой (или придя утром на работу) одним движением вставить камеру на подзарядку и тут же скачать на компьютер новые снимки. Стильный гаджет на рабочем столе лишь прибавит своему хозяину очков, а процесс зарядки даже полностью разряженного аккумулятора длится немногим более двух часов. Непонятно, правда, что делать обладателю двух компьютеров (скажем дома и на работе), но, в конце концов, на том, что используется реже, можно ограничиться и считывателем карт, либо просто снобски купить ещё одну кроватку (даже без второго зарядного устройства). Таким способом не решается только одна проблема: выход на TV, но и для этого есть дополнительно продающийся "прямой" аудио-видео шнур, включающийся непосредственно в камеру. Штатное зарядное устройство может подключаться как кроватке, так и к самой камере.

Sony DSC-T1 в разборе

Sony DSC-T1 в разборе

Впрочем, при том режиме использования, который мы определили с самого начала статьи – бытовая съёмка в повседневной жизни – необходимости в ежедневной подзарядке нет вовсе. Крохотного аккумулятора InfoLithium (с цифровой защитой от подделки) ёмкостью 700 мАч хватает примерно на полтора часа работы (счётчик оставшегося времени показан на дисплее, удобно) или около 150 снимков, а перезарядка полностью истощённой батареи занимает около двух часов. За две недели довольно активного использования лично мне не удалось довести камеру до разряда батареи, хотя я регулярно пользовался вспышкой и даже снимал короткие видеоролики.

Видео – это отдельная радость для обладателя Sony T1. При использовании скоростных карт памяти Memory Stick Pro Duo камера позволяет записывать движущиеся картинки разрешением 640х480 (почти как у DVD) со скоростью 30 кадров в секунду. Правда, на 512-мегабайтную карту входит всего 6 минут такого видео, но на хорошем мониторе это выглядит впечатляюще, поверьте. Впрочем, собственный мониторчик камеры тоже не лыком шит, как вы, наверное, уже заметили – просто огромный даже по меркам куда более габаритных собратьев, он занимает добрых три четверти задней поверхности камеры. На нём вполне забавно пригрывать видеоролики, снятые в минимальном разрешении 160х112 при 8 fps («видео – почтой», так называется этот режим); на идущую в поставке 32-мегабайтную карту входит почти 15 минут изображения со звуком. Главное – не закрыть при съёмке микрофон пальцем.

Оригинальная сдвигающаяся вниз крышка объектива не должна стать проблемой для владельца камеры: её правильное положение указано на картинке, нарисованной на крышке коробки, а наблюдать за попытками симпатичных блондинок подцепить её ногтями – отдельное удовольствие, ради которого, в том числе, и покупаются подобные гаджеты. Шутка о том, что сейчас стало модно встраивать фотоаппараты не только в сотовые телефоны, но и в пейджеры, имела бурный успех. Впрочем, существует выпущенная ограниченной партией специальная «блондиночная» молочно-белая модификация Sony DSC-T11 (T1 выпускаются только в стальном и чёрном исполнениях), у которой крышки нет вообще (и которая за счёт этого полегчала на 15 грамм и похудела на целых 4 миллиметра, то есть почти на 20%!), зато есть изящный замшевый чехольчик.

Довольно, однако, расписывать имиджевые достоинства камеры, пора вспомнить о её настоящем предназначении и оценить собственно качество фотосъёмки. Так уж получилось, что попал я с корабля на бал – из редакции, где мне выдали нарядную коробку, прямиком на встречу выпускников, проходившую в полутёмном боулинге. Тут меня и постигли первые разочарования.

В условиях недостаточного освещения в автоматическом режиме камера ведёт себя далеко не лучшим образом. Описанная мне как «очень тактичная» вспышка оказалась попросту слабой, а заявленная светосила объектива 3,5 выглядела неудачной шуткой: а то я не знаю, как должны выглядеть снимки на этом отверстии; на самом деле картинка казалась задиафрагмированной чуть ли не до 10. Плюс красные глаза: все мои одноклассники и единственная пришедшая одноклассница напоминали сборище вампиров из «Ночного Дозора»: столь ярко выраженного эффекта я не припомню даже у дешёвых мыльниц. Попытка сделать групповой снимок с расстояния в 4 метра попросту провалилась: на снимке получились лишь неразличимые тёмные силуэты. Это за 500-то долларов! Ровно такая же неудача постигла меня и на следующий день при попытке сфотографировать на ночной улице чёрную Ламборджини (редкий зверь – и как раз задача для камеры, которая всегда в кармане).

Sony DSC-T1- ночное фото

Белоя пятно посередине – блик от вспышки.

Sony DSC-T1- ночное фото

Белоя пятно посередине – блик от вспышки.

Расстроился я изрядно: по прочим параметрам камера себя показала неплохо; время реакции на кнопку спуска было очень достойным, время между открытием крышки и готовностью к съёмке тоже вполне отвечало её предназначению. Позже, правда, переведя её в ручной режим и установив принудительно чувствительность 400 ISO, удалось получить более-менее пристойные снимки в тёмном окружении, но осадочек, как говорится, остался. Изощрённым издевательством на этом фоне выглядела действительно мощная лампа подсветки автофокуса.

Совсем иными красками камера заиграла на «светлых» сюжетах. Тут радости не было предела. Опасения сильных шумов практически не оправдались: для пятимегапиксльной матрицы размером 1/2,4" их уровень более чем приемлем, средняя любительская плёнка чувствительности 400 ISO «шумит» едва ли не сильнее. От хроматических аберраций при такой нетривиальной конструкции оптического тракта также избавиться почти нереально, но и тут Carl Zeiss показал себя с лучшей стороны: на коротком конце диапазона фокусных расстояний они существенно меньше, чем у позиционируемой как профессиональная Sony DSС –F828 при той же диафрагме. Искажение (дисторсия) тоже в разумных для «вертикальной» оптики пределах, зато виньетирование (что совершенно предсказуемо) чрезмерно, причём, в силу особенностей конструкции вызвано оно именно «шахтными» элементами и потому изменяется не столько от центра к периферии, сколько по диагонали, от левого верхнего угла к центру и правому нижнему углу.

Вообще наличие пяти мегапикселов в кармане рубашки располагает к акынскому жанру «что вижу, о том и пою» – хочется фотографировать птичек, девушек, собак, красивые машины, да всё подряд. Камера доставляет удовольствие, снимает быстро, не делая пауз для записи снимков. Экстремально малый размер объектива превращает её и в идеальный макроаппарат – минимальная дистанция фокусировки всего 5 см. Вот такую семейку грибов, например, удалось запечатлеть по дороге в офис.

Sony DSC-T1 - макросъемка

Яркое солнце идеально проработало все детали.

Sony DSC-T1 - макросъемка

Яркое солнце идеально проработало все детали.

Как и любой гаджет, T1 «волочёт» за собой целый хвост аксессуаров. Помимо уже упомянутых дополнительных кабелей нам предлагается подводный бокс для глубин до 40 метров (интересно было бы попробовать), а также разнообразные чехлы и сумки для ношения. Впрочем, если вы следите за последней модой в электронике, то вам можно уже присматриваться к камере следующего поколения – Sony DSС-T3, которая вот-вот появится в магазинах. В ней обещается новая система автоматического выбора экспозиции, которая, я надеюсь, излечит проблемы при съёмке в условиях низкой освещённости. В скором времени мы собираемся взять новинку на тестирование и конечно рассказать о ней посетителям Ferra.ru.