00:33, 04 июня 2005

Книжка в плеере, или время читать не читая

Репортаж с пресс-конференции «Аудиокнига в России: время читать не читая». Современное состояние рынка аудиокниг в России, как, что, и с помощь чего лучше всего "читать" аудиокниги.

Читать в России любят. Сей факт, подтверждённый различного рода исследованиями и наблюдениями, давно является почти неоспоримым. Противники «буквоедства», коих всё же меньшинство (согласно тем же исследованиям), так же, как и сторонники провести время, перелистывая страницы очередного захватывающего романа любимого автора и ни в какую не желающие возвращаться в серую реальность, – все, независимо от расовой принадлежности и вероисповедания, большие любители слушать. Конечно, тут стоит оговориться, что слушают люди не абы что и не кого попало. В былые времена плохой рассказчик мог запросто лишиться головы – вспомните хотя бы «старые добрые» сказки. :)

В наше, по некоторым сведениям, цивилизованное время нерадивого рассказчика просто вежливо прервут кратким, но выразительным «Короче, дядя». И правильно – нечего людям голову морочить. Согласитесь, это всё же лучше топора палача.

Но не буду более утомлять читателя словоблудием, рискуя нарваться на см. выше, а перейду ближе к делу (то присказка была, сказка впереди).

В последний день весны компания IRR, отвечающая за маркетинг, дистрибуцию и сервисное обслуживание IRIVER на территории России, совместно с компанией Beyerdynamic, студией «Ардис» и издательством «Бестселлер», представила на суд общественности собственное видение воплощения «сказки в жизнь». Озаглавив сие мероприятие «Аудиокнига в России: время читать, не читая», докладчики приступили к… докладу.

Рынок аудиокниг в России

С современным состоянием рынка аудиокниг в России слушателей ознакомил руководитель студии книгозаписи «Ардис» Василий Лядов.

Василий Лядов

Василий Лядов – руководитель проекта, студия книгозаписи «Ардис»

Василий Лядов

Василий Лядов – руководитель проекта, студия книгозаписи «Ардис»

Первыми в России на рынок аудиокниг в 2002 году вышли 3 компании – МедиаКнига, СиДиКом и АРДИС. Однако они не остались в гордом одиночестве, и на сегодняшний день на российском рынке представлены уже более 30 компаний,  так или иначе выпускающие продукцию, которую можно назвать «аудиокнигой».

Издатели аудиокниг

Издатели аудиокниг

По данным студии АРДИС, по состоянию на май 2005, в России представлено 1044 наименований аудиокниг, суммарная стоимость которых оценивается в 197 370 рублей. Объём розничных продаж (при допущении реализации 1000 штук каждого наименования) в год составляет $ 7 048 929.

На сегодняшний день аудиокниги издаются, в основном, в двух форматах: CD-DA и CD-MP3, при этом в MP3-формате книг издается в два раза больше, что вполне объяснимо постоянно растущей популярностью этого формата.

Формат аудиокниг

Формат аудиокниг

По данным отдела продаж АРДИС, самыми переиздаваемыми и продаваемыми являются произведения русских и зарубежных классиков (например, «Мастер и Маргарита» Булгакова переиздавалась 5 раз, рассказы Чехова – 6 раз, а Гоголевские «Мёртвые души» – 7 раз!).

Популярные переиздания аудиокниг

Популярные переиздания аудиокниг

Кого пишут аудиокниги?

Наиболее предлагаемые авторы представлены в таблице ниже:

Популярные писатели

Популярные писатели

Однако стоит отметить, что это именно предлагаемые авторы, и вовсе не означает, что они же и самые продаваемые. Как пояснил г-н Лядов, «Если мы здесь видим на 13-м месте Ивана Сергеевича Тургенева, то, должен вам заметить, что продается Тургенев из рук вон плохо».

«Если посмотреть на кол-во, которое составляют «прочие» - практически 70% рынка, то напрашивается вывод, что на этом рынке нет ярко выраженных лидеров. Феномен, которые мы периодически наблюдаем, а-ля "Гарри Поттер", – это продвижение книги как элемента шоу-бизнеса, и он не типичен для книгоиздания и книгопотребления».

Зачем же издавать непродающиеся книги. На этот вопрос Василий Лядов ответил образно: «Посадить куст розы, безусловно, надо, но зачем растить весь куст, если нам нужна одна веточка. Но покажите мне ту веточку…».

Список наиболее продаваемых позиций характеризует пристрастия московского региона:

Что продается

Что продается

«Если посмотреть на перечень непродаваемых книг, то среди них можно увидеть абсолютно замечательные позиции: тот же Саша Чёрный "Солдатские сказки"; Гаршин "То, чего не было". По Гаршину проводятся международные конференции с изданием трёхтомника "Гаршиноведения", но, тем не менее, у реальных потребителей он не востребован. Бутлеровская премия 2003 года – Олег Павлов «Казённая сказка» – уровень продаж относительно низкий».

«Однажды мне в руки попался курс лекций Владимира Набокова по русской литературе. Следуя логике Набокова, я выстроил писателей по степени его симпатий. Рейтинг продаж практически полностью совпадает теми оценкам, которые давал Набоков разным писателям. Можно сказать, что Набоков был, наверное, самым главный маркетологом в области аудиокниг» – добавил г-н Лядов.

Он также перечислил проблемы, существующие на рынке аудиокниг:
• низкая осведомленность потребителя о существовании аудиокниг;
• проблема на этапе продвижения в торговых сетях;
• отсутствие правового статуса аудиокниги. На сегодняшний день в законе об авторских и смежных правах аудиокнига как явление просто отсутствует. Есть аудиовизуальные произведения со всеми вытекающими специфическими статьями, предназначенными для защиты интереса производителей, аудиокнига, получается, такой гибрид: кусочек авторских прав, кусочек смежных прав исполнителей, производителей».

В заключении г-н Лядов упомянул, что реально производство аудиокниг существует с 1961 года и Всероссийское (ранее Всесоюзное) Общество Слепых занимается этим давно и успешно. И если сегодня легальный рынок аудиокниг, как было сказано ранее, составляет чуть более 1000 наименований, то в картотеке ВОС их около 9000.

«Конкурировать любым коммерческим компаниям с производством аудиокниг для слепых просто бесполезно – они издаются за бюджетные деньги, имеют отдельный статус в законе об авторских правах, тем не менее, так или иначе, они присутствуют на рынке и составляют некую подводную часть айсберга, который определят пристрастия потребителей и формирует реальный спрос и предложения».

Кто читает аудиокниги

Эстафетную палочку принимает Татьяна Нетребенко – руководитель отдела маркетинга компании IRR. Переходя к вопросу о том, кто же является основными потребителями аудиокниг, она представила результаты исследования рынка.

«В мае 2005 года компания IRIVER провела исследование среди интернет-аудитории на портале CNews и официальном сайте компании www.iriverrussia.com. Цель интернет-опроса – изучение причин популярности аудиокниг у потребителей и использования ими плеера в качестве устройства для прослушивания аудиолитературы. География исследования оказалась очень широкой – Россия, страны СНГ, Балтии и Европы. Всего в опросе приняли участие около 5 000 человек, 78% из которых уже слушают аудиокниги, 15% – собираются, и только 7% не хотят и не будут приобщаться к аудиолитературе. Как выяснилось, возрастной пик почитателей аудиокниг, регулярно «читающих», приходится на 25-35 лет, что составляет 40% от общего числа ответивших.

Возраст аудитории аудиокниг

Возраст аудитории аудиокниг

Для прослушивания больше половины аудитории использует компьютер и аудиоплеер и делает это чаще всего на прогулке, отдыхе (52%), в метро (35%), в автомобиле (26%) и на работе (23%).

На чем слушают аудиокниги

На чем слушают аудиокниги

Скачивает книги из Интернета и покупает в Интернет-магазине 62% потребителей, переписывает у друзей – 51% , а 37% – приобретает их в книжных магазинах.

Способы приобретения аудиокниг

Способы приобретения аудиокниг

По предпочтениям в литературе результаты опроса совпали с данными продаж АРДИС: 48% «читают» современную зарубежную и отечественную литературу, 35% – классическую, 35% – обучающую.

Какую аудиолитературу слушают

Какую аудиолитературу слушают

Основная часть респондентов, более 63%, ответили, что пользуются аудиокнигами из-за их мобильности, так как они позволяют заниматься во время прослушивания другим делом: водить машину, заниматься спортом и т.д.

Причины по которым слушают аудиокниги

Причины по которым слушают аудиокниги

Комментарий Дмитрия Бергельсона

Комментарий Дмитрия Бергельсона

Плееры

Переходя непосредственно к продукции компании IRIVER, Татьяна сказала: «Результаты опроса показали, что большинство респондентов предпочитает аудиокниги за их мобильность. Наша продукция является как раз тем самым мобильным устройством для прослушивания аудиокниг».

О достоинствах плееров IRIVER в качестве устройств для прослушивания аудиокниг, а также о планах компании по обновлению линейки плееров IRIVER рассказал инженер-консультант компании IRR Михаил Белокосков.

Михаил

Михаил Белокосков.

Михаил

Михаил Белокосков.

«MP3-плеер действительно удобен, благодаря его миниатюрности, лёгкости и тому, что увеличившийся объём памяти теперь позволяет закачать на носитель много информации. Плееры IRIVER не только отличаются хорошим качеством звука, что немаловажно для любителей аудиочтения, но и имеют ряд функций, которые делают прослушивание приятным и удобным:

Функции плееров компании IRIVER

Функции плееров компании IRIVER

Также, используя специальное ПО, пользователь может интегрировать в тело MP3-файла текст песни или целиком текст аудиокниги. Текст синхронизируется по времени с продолжительностью аудиокомпозиции и синхронно отображается на дисплее. В данный момент не совсем понятно, будет ли это востребовано при прослушивании аудиокниг – всё-таки их покупают, чтобы слушать, а не читать, но, безусловно, полезно при изучении иностранных языков».

Переходя к планам компании IRIVER, Михаил сказал: «Наконец-то почти в полную силу заработала наша новая фабрика, и к концу лета парк плееров будет полностью заменен. Мы давно не меняли линейку, акцент, конечно, делается не на CD-плееры, а на flash-плееры с объёмом памяти более 1 гигабайта и на плееры на основе мини-HDD. В течение лета серия «H» будет расширена моделями с объёмом диска 5, 6, 10, 20 и 40 Гбайт».

На вопрос о поддержке новыми моделями плееров формата Ogg Vorbis Михаил ответил: «Будет ли в новых моделях поддержка аудиоформата Ogg Vorbis – точно сказать невозможно. Одна из причин его отсутствия банальна – потребительский рынок формата Ogg Vorbis много меньше, чем MP3. То же самое на данный момент переживает формат WMA, но у неё более радужные перспективы. Компания IRR поддерживает достаточно тесные отношения с компанией Microsoft, в связи с чем прошивка будущих моделей плееров будет основана на кодах компании Microsoft. Это позволит вплотную подойти к нормальной ориентации функции GRM и лицензированию аудиоконтента».

«Другая причина отсутствия полноценной поддержки Ogg Vorbis – это невозможность раскрыть все прелести, которые даёт пользователю формат Ogg Vorbis; не существует на данный момент процессора для плееров, способных воспроизвести всё то, что может хранить в себе этот формат» – продолжил Михаил. «Мы используем в своих плеерах высококачественные процессоры, но на сегодняшний день и они не могут перевалить за потолок в 320 Kbps. Иногда, при проигрывании файла в формате Ogg Vorbis, плеер может показать, к примеру, 480 Kbps и даже более 1000 Kbps, но реально пиковые частоты просто обрезаются».

Уши

Огромную роль в том, какое впечатление останется у пользователя после прослушивания аудиокниги (впрочем, как и какого-либо музыкального произведения), играют наушники. Смогут ли они в полной мере передать атмосферу и нюансы в голосе рассказчика, или же погубят все старания чтецов и звукорежиссеров на корню, выдав слушателю лишь жалкие осколки?

Специалисты компании Beyerdynamic, предлагают использовать для прослушивания аудиокниг открытые динамические наушники серии PREMIUM DT440:

Наушники Beyerdynamic

Наушники Beyerdynamic

По заверениям Оксаны Смалий, PR-менеджера компании, наушники Beyerdynamic способны воспроизвести звук высочайшего качества. Ей вторит и Татьяна: «Основываясь на опыте общения со звукозаписывающими студиями, радиостанциями, а также сравнив данные с другими брэндами, мы остановились на Beyerdynamic – они самые качественные». Ферра верит, но оставляет за собой право убедиться, так сказать, собственными ушами, о чём в скором времени обязательно проинформирует своих читателей. ;)

Татьяна Нетребенко (слева) и Оксана Смалий (справа)

Татьяна Нетребенко (слева) и Оксана Смалий (справа).

Татьяна Нетребенко (слева) и Оксана Смалий (справа)

Татьяна Нетребенко (слева) и Оксана Смалий (справа).

По занавес состоялась краткая презентация аудиоварианта книги «Великие аферы ХХ века», представлял которую автор – Сергей Голубицкий.

Сергей Голубицкий

Сергей Голубицкий.

Сергей Голубицкий

Сергей Голубицкий.

"В работе над аудиокнигой "Великие аферы ХХ века" я участия не принимал, поэтому могу оценить её объективно – и как автор, и как читатель. В аудиоварианте книга получила новое звучание, она заставляет читателя более внимательно относиться к авторскому тексту, находить для себя новые пласты произведения, которые недоступны при быстром чтении "с листа". Впервые с аудиокнигами я познакомился десять лет назад, когда работал в США, и был поражён их обилием в обычных книжных магазинах. Сейчас можно смело утверждать, что аудиокнига наконец-то становится популярной и в "самой читающей стране".

Сейчас можно смело утверждать, что аудиокнига наконец-то становится популярной и в самой читающей стране

Сейчас можно смело утверждать, что аудиокнига наконец-то становится популярной и в самой читающей стране

Новости партнеров
Новости партнеров