Фото, видео и аудио
17 марта 2006, 00:33

Скромность – не порок. Обзор трифоника Jetbalance JB-452

В последнее время Jetbalance печёт «горячие» трифоники, что масленичные блинчики, один другого вкуснее и интереснее. Правда, получаются они недешёвыми. Новая модель от Jetbalance рискнула втиснуться в ценовой рубеж $50. Что же из этого получилось?

Прямым конкурентом виновнику сегодняшнего теста JB-452 является рассмотренный ранее трифоник AVE T-39H. Та же ценовая ниша. То же назначение. Более того, внешне схожий конструктив. Только вот дизайн совершенно разный. Ну а насколько отличается звук – читайте далее.

Как показывает горький опыт, себестоимость трифоника получается выше, чем стереопары с адекватным (выше ~70 Гц) звучанием, по той простой причине, что сделать хороший сабвуфер, ещё и тщательно согласовав с сателлитами, сложнее и дороже. Глубокий и неискажённый бас на недорогом сабвуфере заполучить невозможно в принципе. Средний бас без потери чёткости (если хотите, артикуляции) – и то удаётся далеко не всем разработчикам. Поэтому, если вы жаждете качественного звучания за минимальные деньги, покупайте классическую стереопару типа Microlab Solo1-mk3. Однако если вас категорически не устраивают громоздкие (и зачастую угрюмо-мрачные) ящики, денно и нощно маячащие по бокам монитора, то трифоник – единственный разумный выход.

Так какие же у нас имеются варианты? Очень приятные впечатления остались от по-хай-тековски изящного трифоника Jetbalance JB-491 (см. обзор «Хай-тек заказывали? Обзор трифоника Jetbalance JB-491»). Цена (>$100) маленькой не считается, но и заоблачной её тоже не назовёшь. Трифоники от хай-файных брэндов обойдутся заметно дороже. Отличный звук с минимальными недостатками для своей цены (~$100), продемонстрировал другой трифоник от Jetbalance – аскетичный на вид JB-465 (см. обзор «Классика жанра. Обзор стереопары Jetbalance JB-362»). Да-а-а-а, наловчилась Jetbalance трифоники придумывать – это признают, скрипя в кулуарах зубами, даже конкуренты.

JB452 01

Новоявленный «бюджетник» JB452

Упаковка, комплектация и спецификация

Коробка прочная, нарядная, а вот ручка для переноски отсутствует. Габариты 312х354х235 мм.

В комплекте обычный, мультимедиа качества аудиошнур с мини-джека на два RCA. Колоночные провода длиной ~165 см заделаны намертво.

Если верить разработчику, суммарная среднеквадратичная (RMS) мощность JB-452 – 50 Вт. Сколько приходится на сателлиты, в инструкции не указано. На коробке красуется надпись: «30 Вт сабвуфер, 2х10 сателлиты. Диапазон частот: 30 Гц – 20 кГц.» Плюс магнитное экранирование корпуса. Производитель указан честно: Beijing Shockwave Industries Co., Ltd (КНР).

Технологии

Акустическое оформление сателлитов – CLOSED BOX. Рекламируемая двухполосность выражается в полимерной пищалке и в СЧ-динамике с довольно мягким подвесом. Разделительный фильтр – простейший, из одного конденсатора. Задняя часть сателлитов внешне сильно напоминает перевёрнутую чугунную ванну. Кому-то возникшие ассоциации покажутся слишком сантехническими, но уверяю вас, звуку такая форма только на пользу. Все элементы корпуса выполнены из пластмассы, качество которой можно считать типичным для исконно китайского производителя. Гриль выполнен из серебристой аудиоткани, которая приплавлена к пластиковой рамке.

Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

JB452 03

Дизайн сателлитов получился неброский, хотя и с модным нынче уплощением. Тем не менее, по сравнению с трифоником AVE T-39H обозреваемый JB-452 в дизайне явно преуспел. Гораздо более гармонично он смотрится рядом с чёрно-серебристым монитором, особенно жидкокристаллическим. К тому же очень эффектна яркая голубая индикация включения, оформленная в виде кольца подсветки вокруг рукоятки регулировки громкости.

JB452 05

Индикацию хорошо видно даже днём

Сабвуфер JB-452 обладает портом фазоинвертора, выходящим на лицевую сторону, и небольшим (диффузор 3 дюйма), но длинноходным динамиком, излучающим в пол. Корпус (фибролит толщиной 10 мм) сконструирован по принципу обычного vented-box, причём с одной камерой. В середине корпуса присутствует распорка жёсткости, она же фиксирует от вибраций конец довольно длинной трубы фазоинвертора.

JB452 06

Сабвуфер столь изящен, что его легко спутать с ультра-модно-компактным системным блоком («баэрбоном»). Думаю, их даже можно будет поставить друг на друга – получится эдакая техно-икебана.

Теперь о грустном. Открыв коробку, я отпрянул от резкого запаха формальдегида, ударившего в нос. Оказывается, столь пронзительно пахнут чёрные резиновые ножки, которые надо самостоятельно прикрутить к днищу сабвуфера, причём запах насквозь пропитал всё содержимое упаковки. Помнится, однажды попав на отечественный химкомбинат, я был поражён обилием разноцветных факелов, рыжими пенными ручьями и гигантскими, чуть ли не двухметровыми лопухами. Запах стоял соответствующий. Но даже его нельзя сравнить с ароматом, вырывающимся из коробки с JB-452!!! Пришлось злополучные «резиноизделия» унести на балкон проветриваться и вымораживаться. Пять суток на ультрасвежем воздухе (в ночные часы доходило до -10°С) пошли им на пользу. Разметка для привинчивания ножек на днище сабвуфера обнаружена не была – мелочь, но досадная.

Измерения

АЧХ снималась как в ближнем, так и в дальнем поле. Сабвуфер располагался под столешницей на специальных кронштейнах. Сателлиты устанавливались на столе обычной высоты, расстояние между ними было выбрано равным 0,75 метра, что соответствует типичному расположению по бокам монитора.

На измеренных АЧХ хорошо видны три значимые «ямы». Первая – согласование сабвуфера с сателлитами. Вторая – раздел между СЧ-динамиком и пищалкой. Третья – чем вызвана, не совсем понятно. На частоты ниже 100 Гц (за которые отвечает сабвуфер) пока не обращаем внимания, поскольку исследуем направленность сателлитов. При отклонении от акустической оси на угол 30 градусов и более (синяя и голубая кривые) выше 6 кГц начинается ощутимый провал.

JB452 07 resize

АЧХ при 0, 30 и 60 градусах в горизонтальной плоскости

Теперь займёмся сабвуфером. Разместив измерительный микрофон на расстоянии 10 см от порта фазоинвертора, получим вполне красивые АЧХ. Красная линия соответствует выведенной на минимум регулировке баса, синяя – 50 %, а голубая – 100%. Отчётливо видно, что частота настройки фазоинвертора составляет 50 Гц. АЧХ светло-коричневого цвета получена при размещении микрофона на расстоянии 10 см от басового динамика. Похоже, если бы динамик излучал в сторону слушателя, то провала в согласовании сабвуфера и сателлитов удалось бы избежать.

JB452 08 resize

АЧХ при разных уровнях баса

Перейдём к оценке так называемой «дальнобойности». Удаление на 0,75 метра приводит к более равномерному частотному отклику. В пределах 1 метра высокие частоты не проседают. Правда, в районе 1 кГц выползло нарушение пропорциональности, очевидно, из-за отражения звука от поверхности стола.

JB452 09 resize

АЧХ при удалении на 0,3, 0,6 и 0,9 метра

Экспертное прослушивание и впечатления от эксплуатации

Источники звука:

  • Ноутбук со встроенным АС97 кодеком ALC 655 и, дополнительно, музыкальной PCMCIA (Type II ) картой Echo I/O.
  • Спортивный МP3-плеер Creative MuVo C100 – один из самых лучших по звуку и функциональности

В качестве «референсных» использовались следующие акустические системы:

  • Активная стерео пара Jetbalance JB-381 – одна из наиболее благозвучных не только в мультимедиа (лишь запас тембра по ВЧ неуместно скромен).
Arrows-left
Arrows-right
Reload
1 / 2

JB452 10

По сравнению с трифоником AVE T-39 H испытуемый JB-452 более аккуратно воспроизводит средние частоты. Бас у AVE получился чуть более шустрым в динамике, да и с верхушками у Т-39Н чуть-чуть позвонче. Реальная выходная мощность у JB-452, пожалуй, побольше – на вскидку, в сумме ватт эдак 20 не пиковых (на запредельном по искажениям максимуме).

Следует отметить хорошую сфазированность в широкой полосе частот, и, как следствие, убедительные стереоэффекты. Хорошо прорабатываемая двухмерность поля звука очень пригодится в шутерах. Сабвуфер басит усердно и аккуратно (в случае выставленного на 50–60% уровня НЧ). На максимальной громкости при воспроизведении ритмично-танцевальной музыки появляются призвуки, которые вызваны турбулентностью воздушного потока, движущегося через трубу фазоинвертора. Высокие частоты при желании можно слегка приподнять эквалайзером программного плеера или, на худой конец, драйвера саунд-карты.

JB-452 предпочитает современную поп-музыку, записанную с сильной компрессией. Макро- и микродинамика JB-452 не рвётся в лидеры, что с учётом цены вполне закономерно. Прослушивание подтвердило выраженную направленность, предсказанную измерениями. Поэтому сателлиты лучше несколько развернуть в сторону слушателя. Наклон в вертикальной плоскости, увы, не регулируется, посему лучше сидеть, соблюдая осанку. Если же развалиться в кресле, отклонившись назад, то высокочастотный «пучок» пройдет выше ушей.

Приблизившись к сателлитам вплотную, замечаешь фоновый шум, который увеличивается с уровнем громкости (как и следовало ожидать), но не исчезает полностью при выведении уровня на ноль. Похоже, сурово ограниченный бюджет больше всего сказался на усилении. Выкручивание громкости на максимум отрицательно сказывается даже при слабом сигнале: в сателлитах возможны призвуки.

К сведению ценителей хорошего звука: стереопара Jetbalance JB-381 переигрывает обозреваемый JB-452 по всем статьям, в том числе и по глубине и чёткости баса. Так и должно быть, ведь цена всё-таки в два с лишним раза выше. Во сколько раз лучше оценят качество звучания, будет зависеть от слуха конкретного слушателя.

Рационализаторское предложение

Расчёт фазоинвертора – это целое искусство (меткий англоязычный идиом: «state of the art») в акустике. Сразу, с первой прикидки в яблочко попасть шансов мало, более вероятна эмпирическая доводка опытного экземпляра. Чутьё опытного акустика здесь играет наиважнейшую роль. Чтобы труба фазоинвертора не привносила потусторонних призвуков (особенно на мощных басах), лучше сделать порт профилированным по длине. Тривиальные раструбы по обеим концам избавят от многих бед (вроде присвистов и хрюканья) при энергичном басе. Конечно, профилированный по науке порт из толстой литой пластмассы лучше, но это уже другие деньги.

Демпфирование корпусов сателлитов какой-нибудь ватой также не раздувает себестоимость. Ведь изыскали же возможности, чтобы герметизировать отверстие (формы замка), предназначенное под гвоздь в стене.

Заключение

JB-452 – это трифоник для тех, кому не нужна исполинская мощность, кто «крутит» в основном сжатый звук формата МP3 (WMA, OGG и тп), кто не планирует подключаться к бытовому DVD-плееру или телевизору. JB-452 – это чисто околокомпьютерный, я бы даже сказал, единолично офисный вариант. И мудрое решение для детской комнаты! В общем, скромно, но со вкусом.

Jetbalance JB-452
Комфортно смягчённое звучаниеНе выдающееся усиление
Саб не бубнит и не гудитВозможны призвуки в сателлитах
Хорошие сфазированность и стереоэффектыВыраженная направленность
Великолепный дизайн сабвуфера
Компактные сателлиты
Адекватная цена
Саб не бубнит и не гудит
Хорошие сфазированность и стереоэффекты
Великолепный дизайн сабвуфера
Компактные сателлиты
Адекватная цена
Автор: V_A_N

Комментарии

Загрузка...
Самое читаемое
Загрузка...