Опубликовано 02 февраля 2007, 00:33

Обзор интерактивной акустической системы Logitech Z-10

Компания Logitech предлагает изменить взгляды покупателей на принципы использования компьютерных колонок. Строгий дизайн стереосистемы Z-10, пожалуй, станет великолепным элементом оформления офиса. Вот только как же звук?

В самом конце лета компания Logitech® анонсировала новую модель интерактивной акустической системы Z-10 (именно так она называется в оригинале), которая совсем недавно добралась до России, и наконец-то появилась возможность проверить её в деле.

Упаковка Logitech Z-10

Упаковка

Упаковка Logitech Z-10

Упаковка

Гламурный дизайн

Так уж повелось, что оценка любого предмета начинается с внешнего вида. Не будем нарушать эту традицию, тем более что облик колонок заслуживает особого внимания: они исполнены во входящем в моду «шоколадном дизайне» и представляют собой двухполосную систему формата 2.0.

Logitech Z-10

Logitech Z-10

Logitech Z-10

Logitech Z-10

Сами колонки выполнены в виде изящно заваленных назад параллелепипедов. Порты фазоинверторов выведены на заднюю панель, а диффузоры надёжно защищены от случайного повреждения чёрными сетками грилей, отороченных серебряным кантом. Такая же окантовка элегантно подчёркивает форму передней панели корпуса.

На сверкающей глянцем поверхности правой колонки угадываются сенсорные клавиши управления встроенным усилителем, светящиеся при включении янтарным цветом.

Прямо над кнопками располагается жидкокристаллический дисплей, отображающий не только уровень громкости, тембра, но и текущее время, а также полное и текущее время воспроизведения и название композиции. Если же не подключать USB-кабель к компьютеру или воспроизводить музыку от другого источника, то на дисплее гордо светится логотип Z-10. В общем, сказать, что колонки выглядят красиво, – не сказать ничего, а для того чтобы ухаживать за их блестящей поверхностью, которая неминуемо покрылась бы пятнами от пальцев, производитель заботливо приложил для очистки особую чёрную тряпочку из искусственной замши.

Если уж говорить о комплектации, то в коробке, в которую была с любовью уложена акустика, можно найти руководство пользователя (на десяти языках, в том числе и на русском), USB-кабель с мини-разъёмом типа «B», хлипкого вида стереокабель с двумя mini-jack для подключения к источнику сигнала и программное обеспечение на диске.

Требования к системе

  • ПК с процессором Intel® Pentium® или эквивалентным процессором
  • Microsoft® Windows® XP
  • USB-порт
  • Дисковод компакт-дисков
  • 256 Мбайт ОЗУ
  • 20 Мбайт свободного места на жёстком диске
  • Для обеспечения полной функциональности проигрывателя мультимедиа необходимы: проигрыватель Microsoft® Windows Media®, программы Apple® iTunes® или MusicMatch® Jukebox™

Необходимые подробности

Тут надо заметить, что набор Logitech Z-10 – это не просто активная акустика. Внутри неё, помимо усилителя мощности, скрывается USB-звуковая карта, состоящая, правда, только из цифроаналогового преобразователя, но для акустики большего и не требуется. Так что если кому-нибудь вдруг удастся найти компьютер, не имеющий встроенной аудиоплаты, колонки получится использовать даже с ним. Нужно только убедиться, что ПК обладает шиной USB.

Несмотря на то что в качестве основной операционной системы производитель указал только Windows XP, инсталляция под Win2k не вызвала никаких проблем. Установка входящего в комплект ПО проста до чрезвычайности и не вызовет вопросов даже у самых неискушённых пользователей: нужно просто следовать подсказкам программы установки.

Для корректного воспроизведения музыки с CD необходимо убедиться, что операционная система использует цифровое воспроизведение с CD-привода (в его свойствах должна стоять галочка напротив digital playback).

Настройка цифрового воспроизведения

Настройка цифрового воспроизведения

К сожалению, о параметрах встроенного усилителя, кроме мощности на синусоидальном сигнале, равной 30 Вт, производитель не сообщает ничего, да и эта цифра фигурирует только на упаковке. О параметрах встроенной звуковой платы известно ещё меньше.

Но самая интересная возможность колонок – это способность отображать название и другую информацию из списка воспроизведения, а также управлять интернет-радиостанциями непосредственно с колонок. Входящее в комплект поставки вместе с драйвером ПО распознаёт все наиболее распространённые плееры, так что большинству пользователей не придётся устанавливать ничего, кроме драйвера.

Поддержка плееров Z-10

Список поддерживаемых плееров

Поддержка плееров Z-10

Список поддерживаемых плееров

Единственная неожиданность может подстерегать владельцев мультимедийных клавиатур, но только в том случае, если они перенастроили клавиши управления плеером на другое приложение. В этом случае с панели управления стереосистемы будет запускаться то самое «другое» приложение, и для восстановления статус-кво нужно всего лишь вернуть клавиатуре настройки по умолчанию.

Лицом к лицу

К слову, об управлении. Конечно, с точки зрения единства стиля и формы никакие другие кнопки, кроме сенсорных, на передней панели этих колонок представить невозможно, но сенсорным недостаёт обратной связи, и обычными кнопками, как мне кажется, управлять удобнее. Эти же иногда срабатывают, если просто провести рукой рядом с кнопкой, а порой приходится несколько раз нажать, прежде чем они начнут реагировать.

Настройки громкости и регулятора тембров сохраняются до тех пор, пока не выдернут кабель из розетки.

Вес колонок, как и внешний вид, внушает уважение, а размер НЧ-звена (всего 3 дюйма), наоборот, вселяет сомнение, поэтому стоит сразу, без особых раздумий и тестов, приступить к прослушиванию. Собственно, ради этого все нормальные люди и покупают колонки.

Спой, птичка

При прослушивании звукового сопровождения в играх никаких претензий к звуку предъявить нельзя: визг тормозов, рёв двигателей и клаксонов в автосимуляторах, выстрелы, взрывы и крики в шутерах звучали совсем как настоящие. Интернет-радио с битрейтом до 128 к/бит играло тоже на редкость живо, хотя можно было предположить, что на динамичных композициях должны будут прослушиваться дефекты сжатия. Низкобитрейтные MP3 на слух были почти идеальны, а вот при прослушивании CD сразу обратил на себя внимание тональный дисбаланс звучания: ощущался явный избыток низов, проявляющийся в виде навязчивого густого тона на мужском вокале. Кроме того, слишком явно подчёркивалась середина, становясь наиболее заметной на женском вокале и в духовой секции. При нейтральном положении регуляторов тембра колонки более-менее естественно звучали только на громкости ниже средней, а на большой мощности играли жёстко и немного утомительно. С помощью регулировки тембров добиться нейтрального звучания тоже не удалось: даже на самом минимуме бас никуда не исчезал, а, казалось бы, наоборот, только сильнее подчёркивался.

В принципе, от компьютерной акустики особых изысков ждать сложно, и на чудо никто не рассчитывал, хотя, глядя на внешний вид, мы всё-таки надеялись… Помнится, похожее чувство испытал барон Мюнхаузен, когда наконец-то услышал «волшебный» голос павлина.

Павлины, говоришь…

Если производитель не даёт никакой информации о встроенном звуке, остаётся выяснить это самому. Из боязни повредить корпус акустику решено было не разбирать, но многое можно выяснить и с помощью несложных экспериментов. Тестирование внутреннего тракта проводилось с помощью программы RMAA 5.4. В качестве эталона использовалась ESI MAYA44. Проверка показала, что максимальная частота дискретизации1, поддерживаемая встроенной аудиоплатой, составляет 48 кГц. Это отчётливо видно по росту искажений выше 24 кГц при измерении интермодуляции2 в режиме 96 кГц.

Режим 96 кГц Z-10 не поддерживает

Режим 96 кГц Z-10 не поддерживает

Режим 96 кГц Z-10 не поддерживает

Режим 96 кГц Z-10 не поддерживает

Режим 16 бит 44 кГц

До недавнего времени этот режим являлся основным для цифрового аудио: ему соответствуют музыкальные компакт-диски CD-DA, файлы MP3 и т.д.

Общие результаты

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ+3,56, -5,15Плохо
Уровень шума, дБ (А)-79,3Средне
Динамический диапазон, дБ (А)78,6Средне
Гармонические искажения, %0,0097Очень хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %0,599Плохо
Взаимопроникновение каналов, дБ-73,8Хорошо
Интермодуляции на 10 кГц, %0,029Хорошо

Общая оценка: средне (подробнее).

Честно говоря, такой ужасной амплитудной характеристики я не ожидал.

АЧХ Z-10, 44 Гц

АЧХ далека от линейной

АЧХ Z-10, 44 Гц

АЧХ далека от линейной

Даже совсем недорогие карточки могут похвастаться гораздо большей линейностью. Можно предположить, что такую АЧХ специально выстраивали для того, чтобы добиться равномерности по звуковому давлению, но ведь вовсе не обязательно выводить её в таком виде через выход для наушников. Сначала может показаться, что такая характеристика получалась из-за чрезмерно выкрученных тембров, но тест проводился при нейтральном положении регуляторов, и никакие попытки исправить положение с помощью тембров, к сожалению, ни к чему не привели.

Минимальная неравномерность, которой удалось добиться, составляла 4,45 дБ, но остальные параметры при этом только ещё больше ухудшились, поэтому пришлось вернуться к установкам, принятым по умолчанию. (Идеальный способ для этого – сбросить питание, вытащив вилку из розетки.)

По уровню искажений в высокочастотной области спектра видна уже навязшая на зубах передискретизация3 из 48 кГц, столь характерная для всех AC97-совместимых кодеков.

Интермодуляционные искажения Z-10

График интермодуляционных искажений

Интермодуляционные искажения Z-10

График интермодуляционных искажений

Таким образом, воспроизведение фонограмм с частотой дискретизации, равной 44 кГц, для данной акустики не является приоритетным.

Режим 16 бит 48 кГц

В этом режиме записывается и воспроизводится звуковое сопровождение к DVD и большинству MPEG4-фильмов.

Общие результаты

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ+3,29, -5,32Плохо
Уровень шума, дБ (А)-84,0Хорошо
Динамический диапазон, дБ (А)84,1Хорошо
Гармонические искажения, %0,0034Очень хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %0,582Плохо
Взаимопроникновение каналов, дБ-78,5Очень хорошо
Интермодуляции на 10 кГц, %0,022Хорошо

Общая оценка: хорошо (подробнее).

В целом результат данного теста несколько лучше, что подтверждает первоначальную мысль о том, что основной частотой сэмплирования1 для кодека являются 48 кГц.

Амплитудная характеристика изменилась мало, а вот остальные стали хотя бы хорошими – например, уровень шума уменьшился на 4,7 дБ, то есть почти в два раза!

Гармонические искажения малы, но по графику видно, как слабо затухает спектр высших гармоник.

Нелинейные искажения Z-10

Нелинейные искажения + шум (при уровне -3 дБ)

Нелинейные искажения Z-10

Нелинейные искажения + шум (при уровне -3 дБ)

Интермодуляция, если смотреть только на цифры в таблице, изменилась крайне мало, но при взгляде на график сразу станет очевидно, насколько уменьшилось количество помех в высокочастотной области спектра по сравнению с измерениями на частоте 44,1 кГц.

Сравнение интермодуляционных искажений Z-10

Сравнение интермодуляционных искажений на частотах 48 кГц и 44 кГц

Сравнение интермодуляционных искажений Z-10

Сравнение интермодуляционных искажений на частотах 48 кГц и 44 кГц

Если закрыть глаза на чудовищную неравномерность АЧХ, то в режиме 48 кГц устройство ещё можно как-то слушать.

Акустический тест

Измерение АЧХ по звуковому давлению проводилось с помощью программы RMAA 5.4 и калиброванного измерительного микрофона в обычной жилой комнате площадью 23,5 м2, немного заглушённой коврами и портьерами. Микрофон устанавливался на расстоянии 1 метр на оси высокочастотного излучателя и под углом 30 градусов для выявления влияния направленности. Место расположения микрофона соответствует точке, в которой происходит акустическое сложение излучения обоих динамиков и установленного на задней панели фазоинвертора, поэтому дополнительные замеры последнего не проводились.

АЧХ Z-10 по звуковому давлению

АЧХ по звуковому давлению

АЧХ Z-10 по звуковому давлению

АЧХ по звуковому давлению

Чуда не произошло и здесь: все подъёмы и провалы, увиденные на АЧХ USB-аудио, пусть и не так явно, проявились на конечном звуке колонок. Наглядно виден и подъём нижней части спектра, и неравномерность средних частот, а это ведь наиболее чувствительная область слуха.

В защиту системы можно сказать, что подъём амплитудной характеристики на ВЧ, так сильно выпирающий на предыдущих тестах, здесь проявился крайне мало. Влияние направленности на характер звучания практически незаметно, и, учитывая, что слушать их будут в основном вблизи, о ней можно забыть.

Жертва маркетинга

Наверное, не стоило так придираться к типичному представителю имиджевой продукции, ведь работали же люди: специалисты по маркетингу изучили рынок, поняли, что нужно людям, дизайнеры потрудились на славу, да и логотип фирмы на передней панели смотрится просто замечательно. Но от продукта стоимостью в полторы сотни долларов хочется большего… Хочется, чтобы и внутреннее содержание хоть немного соответствовало экстерьеру, ведь внешность – это, конечно, хорошо, но забывать о том, что основной задачей акустики является звук, недостойно.

Вывод

Не так-то просто подобрать нишу для колонок со встроенной звуковой картой, учитывая, что компьютеров без интегрированного звука почти не осталось.

Строгий дизайн этой стереосистемы, пожалуй, станет великолепным элементом оформления офиса и прекрасно подойдёт тем, кто использует ноутбук в домашних условиях в качестве альтернативы встроенному звуку.

ЗаПротив
Великолепный дизайнОкрашенный звук
Интуитивное сенсорное управлениеКнопкам управления нехватает обратной связи
Встроенная звуковая платаПередискретизация из 48 кГц
Выход для наушников
Интуитивное сенсорное управление
Встроенная звуковая плата
Выход для наушников

1 Частота дискретизации (частота сэмплирования) показывает количество измеренных за секунду точек (сэмплов) на кривой непрерывного аналогового сигнала, которые будут соответствовать оцифрованному сигналу. Как и любая частота, измеряется в герцах (Гц), но чаще всего применяют килогерцы (кГц). Чем больше таких точек, то есть чем выше частота дискретизации, тем больше цифровой сигнал будет соответствовать аналоговому. Согласно теореме Котельникова (Найквиста), частота дискретизации должна в два раза превышать наибольшую необходимую частоту. Таким образом, при дискретизации с частотой 48 кГц частота сигнала не будет превышать 24 кГц.

2 Интермодуляция : смешивание нескольких сигналов, в результате которого возникают новые частоты, зашумляющие основной сигнал. Интермодуляционные искажения  – результат нелинейной передачи сигнала, и возникает она в любом звуковом устройстве или линии передачи из-за их неидеальности. Тест на интермодуляционные искажения как раз и выявляет степень неидеальности тракта.

3 Передискретизация (ресэмплинг) – дискретизация сигнала с частотой, отличающейся от основной частоты дискретизации. Используется для упрощения конструкций цифровых преобразователей. Наиболее качественный ресэмплинг получается при использовании алгоритмов, учитывающих необходимость работы не только с временной, но и с частотной областью сигнала. К сожалению, качество его реализации в AC-97-совместимых кодеках, мягко говоря, далеко от идеального.