Опубликовано 16 мая 2007, 00:33

Выбор камкордера для дома: все ответы на все вопросы

Едва ли найдётся сегодня мобильник или фотоаппарат, который не умеет хоть как-нибудь, но всё-таки «снимать видео». Другое дело, когда движущиеся картинки хочется снимать на качественно более высоком уровне. Какую камеру выбрать? Никаких профессиональных узкоспециализированных терминов – Ferra.ru по-домашнему помогает выбрать домашний камкордер...

Исторически сложилось так, что Ferra.ru всё это время обходила стороной такие, безусловно, важные устройства, как цифровые видеокамеры, которые, к слову, есть в арсенале любого уважающего себя современного цифрового дома. Настоящая статья открывает серию материалов, призванных восполнить имеющиеся тематические пробелы и предоставить читателю максимально достоверную и полную информацию, которая с практической стороны поможет значительно облегчить выбор очередного девайса. Кстати, именно на критериях выбора мы и остановимся в этот раз.

VHS-камера

Так всё начиналось: огромные кассеты, монструозные камеры, дорогущие магнитофоны. Не то что сегодня – домашнее видео доступно буквально всем и каждому, да ещё и в миниатюре

VHS-камера

Так всё начиналось: огромные кассеты, монструозные камеры, дорогущие магнитофоны. Не то что сегодня – домашнее видео доступно буквально всем и каждому, да ещё и в миниатюре

Если ещё несколько лет назад эта статья, скорее всего, начиналась бы с дилеммы «цифра vs аналог», то сегодня можно с полной уверенностью констатировать победу цифровых технологий по всем фронтам домашнего видео. Единственное, что не изменилось за эти годы, так, пожалуй, лишь оптика, но об этом поговорим чуть позже. Очевидно, что вместе с «цифрой» и запись, и монтаж, и хранение, и воспроизведение на порядок более удобны для неподготовленного пользователя, на которого и рассчитан сам цифровой формат. Однако собственно с «цифрой» не всё так ясно, как может показаться на первый взгляд. Уже на стадии выбора формата носителя, на который записанный видеосигнал «складируется», возникают первые вопросы. Что у нас имеется на сегодняшний день: ультрапопулярный формат MiniDV, чуть подороже DVD и малораспространённый, но перспективный HDD/Flash. Возможно, некоторые объяснения могут показаться избыточными, но это как раз тот случай, когда на читательское «Всё понятно!» можно ответить авторским: «А что понятно?!» Потому нелишним будет повторить азы вместе с буками и ведями, равно как и определиться с приоритетами...

MiniDV

Технически дела обстоят примерно так: на магнитную ленту сменной кассеты в цифровом формате DV (Digital Video) покадрово записывается видеосигнал со сжатием 5:1. Напомним, что, к примеру, в формате MPEG2 каждый последующий кадр зависит от предыдущего, так как его построение основано на компенсации разницы между двумя изображениями, которые были получены за 1/24 секунды. В MiniDV редактирование видеоконтента возможно вплоть до единого кадра, а сжатие каждого кадра основано на разбиении изображения на квадраты 8х8 пикселей. Кассета MiniDV имеет скромные размеры 65х47х12 мм и стоит в розничной продаже порядка 3-4 долларов за единицу, причём на каждую такую кассету помещается примерно 12 Гбайт информации, которая пишется на скорости до 25 Мбит/с. Пожалуй, именно потому что этот носитель обладает такими выдающимися свойствами, долголетию камер MiniDV позавидует любой другой формат. 

Canon MV890

Canon MV890 – хит сезона-2006. Всего за $280 можно прикоснуться к миру кино своими руками

Canon MV890

Canon MV890 – хит сезона-2006. Всего за $280 можно прикоснуться к миру кино своими руками

Второе дыхание MiniDV принёс формат HDV (High Definition Video), который, правда, уже после MPEG2-кодирования записывается на всё ту же плёнку всё той же кассеты. Конечно, через пару лет мы будем использовать для этих целей исключительно диски форматов Blu-ray и HD DVD, однако ни совместимая аппаратура, ни сами носители сегодня не доступны в массовой рознице по приемлемым ценам, потому приходится жертвовать покадровым монтажом MiniDV и смотреть не совсем честное видео в 1080i (1440x1080, интерполированное до 1920x1080). Sony и Panasonic сегодня активно продвигают на рынок формат AVCHD (Advanced Video Codec High Definition), который основывается на алгоритмах сжатия MPEG4 и позволяет записывать HD-сигнал в разрешении 1920x1080 со скоростью потока всего 7-8 Мбит/с (отлично подходит для карт памяти и оптических носителей), однако поддержка этого стандарта запаздывает как с программной, так и с аппаратной стороны.

DVD

С этим форматом носителя, казалось бы, нет ничего проще – иди и снимай, а потом не отходя от кассы смотри на домашнем проигрывателе, но есть и подводные камни. Во-первых, почти все камеры снимают лишь на miniDVD (диаметр 8 см), которые не всегда можно найти буквально в любом магазине, но это ещё полбеды. Во-вторых, на однослойный диск объёмом 1,4 Гбайт вмещается всего 20 минут видео в нормальном качестве (сравнимым с MiniDV), соответственно, на двухслойный диск поместится примерно в два раза больше, но и 35-40 минут всё же не так много. В-третьих, стоимость этих носителей впечатляет: набор из 5 двухслойных матриц miniDVD-R производства Sony в слим-коробках обойдётся примерно в $50-55, одна болванка TDK miniDVD-R 1,4 Гбайт без коробки будет стоить в рознице около $2-3, а пять перезаписываемых однослойных TDK miniDVD-RW потянут все $25. Разница с «большими» DVD очевидна. В-четвёртых, запись на оптический носитель, как правило, требует значительных энергозатрат, которые критичны в портативном устройстве по умолчанию. Так вот при помощи типичной DVD-камеры среднего ценового диапазона у вас получится наснимать всего час материала (зависит от модели), а дополнительный аккумулятор, как правило, стоит примерно $50-70.

Canon DC100&

Помилуйте, никто не рекламирует Canon, просто этот Canon DC100 на самом деле лидирует среди прочих бюджетных (до $500) камкордеров на DVD

Canon DC100&

Помилуйте, никто не рекламирует Canon, просто этот Canon DC100 на самом деле лидирует среди прочих бюджетных (до $500) камкордеров на DVD

В сухом остатке по этому пункту у нас имеется реальная возможность обойтись самым распространённым в мире бытовой техники носителем, но с рядом значительных оговорок, к которым можно присовокупить не самый удобный для редактирования формат MPEG2 и отсутствие (на данном этапе развития) поддержки HDV.

Flash и HDD

Нет ничего прекраснее бесшумной съёмки и видео в высоком разрешении. Камеры, которые используют в качестве основного носителя flash-накопители или жёсткие диски, умеют быть и бесшумными, и маленькими – и прочее и прочее. На данный момент удельный вес этого типа камкордеров на рынке не так велик, но уже в ближайшем будущем, вместе с пиком спроса на SSD-носители (Solid State Disk), который обязательно случится сначала в утилитарном «железном» мире ноутбуков, а затем в мире плееров и записывающих девайсов, MiniDV и оптические носители, скорее всего, канут в Лету. На данный момент рекомендовать покупку камеры на картах Secure Digital (самый распространённый носитель) можно лишь тем, кто не стеснён в средствах (к не самой дешёвой камере А-бренда стоит приплюсовать увесистый набор карточек – удовольствие не из дешёвых) или прожжённым техникам, которые не хотят возиться с лишней механикой или оптическими дисками. На карты памяти камеры пишут видео чаще всего в MPEG2. Исходя из этого, можно произвести нехитрые вычисления стоимости часа видео на карточке, обратившись к прайс-листу ближайшего магазина.

Sanyo VPC-C40

Этот глазастый с виду Sanyo VPC-C40 стоит всего $260 и пишет в MPEG4 сразу на SD-карту, но даже для домашнего видео сам MPEG4 в чистом виде при не слишком гуманных внутрикамерных алгоритмах сжатия подходит с большой натяжкой

Sanyo VPC-C40

Этот глазастый с виду Sanyo VPC-C40 стоит всего $260 и пишет в MPEG4 сразу на SD-карту, но даже для домашнего видео сам MPEG4 в чистом виде при не слишком гуманных внутрикамерных алгоритмах сжатия подходит с большой натяжкой

С жёсткими дисками, опять же, не всё так просто. Дело в той самой ударопрочности, на которую сетуют, к примеру, владельцы HDD-плееров, хотя бы раз в жизни ронявшие свои любимые девайсы с внушительной высоты. В HDD-камкордерах чаще всего используются 2,5 или 1,8-дюймовые винчестеры, которые, конечно же, обладают необходимым набором современных технологий, обеспечивающих парковку читающей головки в момент падения или что-то подобное, но от его величества случая не застрахован никто.

JVC GZ-MG22

JVC GZ-MG22 обладает встроенным винчестером на 20 Гбайт, а также слотом для обычных SD-карточек. В розничной продаже эту модель можно найти всего за $570

JVC GZ-MG22

JVC GZ-MG22 обладает встроенным винчестером на 20 Гбайт, а также слотом для обычных SD-карточек. В розничной продаже эту модель можно найти всего за $570

Дело в том, что камера, как никакое другое устройство на жёстком диске, чрезвычайно подвержена разного рода перемещениям в пространстве по всем направлениям, а зачастую это происходит очень резко. Достаточно почитать форумы сноубордистов, которые пытаются снимать на такие камеры, и всё станет ясно. Ну а если вы не собираетесь пользоваться камерой в экстремальных условиях, то почему бы не позволить себе 7 часов видео в MPEG2 на 30-гигабайтном винчестере?! Дело лишь в ваших покупательских способностях.

Матрица

Вторым чрезвычайно важным аспектом, который просто невозможно упустить из виду при выборе камкордера, является собственно сам светочувствительный элемент, который и отвечает за фиксацию изображения, равно как и приходится одним из самых главных ответчиков по делу качества картинки. Итак, что значат эти сотни тысяч и миллионы пикселей на рекламных проспектах?

Спешим вас уверить, что ничего, кроме рекламы (за редким исключением), под этими астрономическими цифрами не скрывается. На самом деле абсолютное большинство евроазиатских камер на сегодняшний день снимает в стандарте PAL, которому, как известно, требуется всего лишь 415000 пикселей для построения картинки. Откуда же берутся остальные? Как правило, современные любительские камеры умеют не только снимать видео, но и кое-как справляться с застывшими изображениями (фотоснимками). Именно для этих целей и используются лишние пиксели. Второй возможный вариант – в камере установлен электронный стабилизатор изображения. Вот тут, пожалуй, стоит поподробнее.

Электронный стабилизатор действует по следующему принципу: за счёт площади матрицы, которая в идеале превышает необходимую для PAL в два раза (и более), как бы ни тряслись руки, а луч света, поступающий из объектива, будет в любом случае оставаться в рамках светочувствительной зоны сенсора. Иллюстрация поможет разобраться со схемой:

Схема работы электронного стабилизатора

Схема работы электронного стабилизатора

Схема работы электронного стабилизатора

Схема работы электронного стабилизатора

В свою очередь, оптическая стабилизация работает на основе подвижных оптических элементов, которые независимо от дрожи в руках снимающего фиксируют луч света именно на матрице, следовательно, избыточность размера матрицы теряет свой смысл. Тем не менее заметную разницу на типичном домашнем телевизоре различить сложно, если только речь не идёт о HDV и хорошем HD-мониторе.

Схема работы оптического стабилизатора

Схема работы оптического стабилизатора

Схема работы оптического стабилизатора

Схема работы оптического стабилизатора

Кстати, о размере, который измеряется, как бы странно это ни звучало, не только пикселями, а ещё и физическими величинами, к примеру, дюймами. Сегодня на рынке можно встретить камеры с матрицами от 1/6 до 1/2,8 дюйма. О чём это говорит? Стоит посмотреть и на количество пикселей, которые размещены в этой матрице. В чём суть: физический размер матрицы можно условно поделить на общее количество пикселей, и мы получим размер каждого из них. Ни для кого не секрет, что в мире видео, как и в мире фото, существует прямая зависимость светочувствительности каждого пикселя от его размера. В итоге ситуация такая: бюджетная камера с матрицей 1/4 дюйма, обладающая 1 млн пикселей и электронным стабилизатором, выдаёт куда более замыленную картинку, чем камеры с матрицей 1/5 дюйма при 800000 пикселей и оптической стабилизации. В результате можем рекомендовать лишь сухой математический расчёт и тестирование в реальных условиях не отходя от прилавка.

Кстати говоря, мы чуть не упустили из виду такой важный для маркетологов параметр, как количество самих матриц. Как можно понять из рекламных проспектов, их бывает или три, или всего одна. Зачем сразу три? А лишь затем, чтобы из поступающего через объектив луча света выделить отдельно красный (R), зелёный (G) и синий (B). В результате получаем полноценную картинку по цветовой модели RGB. При одной матрице за спектральное разделение отвечают встроенные фильтры. На деле никакой существенной разницы в низшем ценовом диапазоне (а он по этому параметру распространяется, как правило, на суммы до $2000) между качеством снимаемого материала для одноматричных аппаратов и камер с 3 ССD не наблюдается. Другое дело – мир профи, где и мониторы со знаком профи, и сами камеры, и даже цены. Вот именно из-за цен всерьёз рассматривать трёхматричные девайсы для домашнего использования и не приходится, а при выборе для дома советуем обратить внимание на технические характеристики хотя бы одной матрицы – её, поверьте, хватит с лихвой, и переплачивать не придётся.

Другие параметры выбора

Все прочие объективные характеристики, на которые можно было бы ориентироваться при первом виртуальном знакомстве с камерой, имеют намного меньшее значение для конечного пользователя, потому как в намного меньшей степени влияют на качество картинки и в намного большей зависят от каждого конкретного рассматриваемого образца. Возьмём хотя бы освещённость. Все производители указывают какое-то там значение в люксах, но вместе с тем забывают указать условия, в которых камера тестировалась. Ведь, по сути, если включить любую камеру в кромешной темноте, то она так или иначе будет записывать сигнал, значит, для всех камер можно принять минимальное значение освещённости за 0 люкс.

Canon HV10 HD

Canon HV10 HD – самая «маленькая» HDV-камера в мире на конец 2006 года. Между тем её габариты составляют 5,6х10,4х10,7 см при весе 450 г (без аккумулятора)

Canon HV10 HD

Canon HV10 HD – самая «маленькая» HDV-камера в мире на конец 2006 года. Между тем её габариты составляют 5,6х10,4х10,7 см при весе 450 г (без аккумулятора)

Практически все камеры умеют настраивать баланс белого по нескольким предустановленным шаблонам или по белому листу, почти все имеют широчайший набор соединительных кабелей прямо в комплекте, равно как и трудно найти камеру без вариообъектива, вот только 20-кратное оптическое увеличение вряд ли придётся вам по душе без штатива и монопода – мелкая дрожь так или иначе будет видна даже со стабилизатором. Все камеры оснащены экранами-видоискателями, но, к примеру, его яркость ничем не измеряется, а то, что изображение на дисплее выглядит лучше, если у дисплея выше разрешение, напоминать, думаю, не стоит.

Умолчать про такие субъективные вещи, как, к примеру, дизайн, эргономика и габариты, тоже было бы несправедливо, но эти характеристики различны для каждого человека, потому впредь мы обязуемся снабжать все наши обзоры камкордеров презентативными фото.

Вместо резюме

Монтаж аттракционов старика Эйзенштейна доступен уже сегодня, прямо сейчас и не выходя из дома. Данный материал носил исключительно рекомендательный характер и ни в коем случае не претендует на звание абсолютной истины. Все изложенные положения касаются личного опыта автора и основываются на многолетнем опыте общения с видеотехникой. Вместе с теорией мы в скором времени перейдём к практике и представим вашему вниманию, уважаемые читатели, исчерпывающие обзоры и тест-драйвы последних новинок из мира домашнего видео, которые всенепременно помогут вам сориентироваться в одной из плоскостей современного цифрового мира. Оставайтесь на связи!...