Опубликовано 17 апреля 2001, 00:33

Yamaha 754, или Роман с камнем

Обзор сравнительно недорогой, но весьма продвинутой звуковой карты Labway Xwave-6000 Pro на чипе Yamaha YMF754. Это вызов изделиям Creative и Voyetra Turtle Beach.

Начался этот роман несколько лет назад, когда я познакомился со своей очередной любовницей, весьма искусной в своем деле и совсем не требовательной к финансовым вливаниям. То есть, мечтой любого мужчины. Величали красавицу звуковой картой A-Trend Harmony 3DS724A и базировалась она на чипе («камне») Yamaha YMF724F (внутреннее имя DS-1) и 18-разрядном кодеке STAC9704 от SigmaTel. Помимо достаточно чистого звука и аппаратных прелестей знаменитого XG MIDI от фирмы Yamaha, карточка обладала необычным для таких дешевых изделий (а обрел я эту любовь всего за 12 долларов) цифровым выходом S/PDIF и зачатками трехмерного звучания, включая A3D 1.0 и EAX 1.0 через алгоритмы Sensaura.

xwave_front.jpg

Звуковая карта Labway Xwave-6000 Pro.

xwave_front.jpg

Звуковая карта Labway Xwave-6000 Pro.

Время шло, старшая сестрица семейства YMF7x4 потихоньку меркла перед молодыми красавицами на чипах YMF740 (DS-1L), YMF744 (DS-1S), YMF754 (DS-1E), и мой роман с восточными леди недавно получил неожиданное продолжение, когда в январе я побывал в Японии (см. www.compuferra.ru/online/system/7258). Копаясь в россыпях звуковых карточек в тамошних компьютерных магазинчиках, я обнаружил целые полки, уставленные всевозможными карточками на чипах Yamaha, включая множество моделей от разных производителей на самом новом из этих чипов — YMF754. Признаться, поначалу глаза разбежались, но на следующий день я усилием воли собрал их (то есть глаза) в кучку и приобрел за 35 долларов (совсем не дорого по японским меркам, где кулер Golden Orb стоит около 30) старшую двухэтажную модель Xwave-6000 Pro (прямо как X-files) от известного тайваньского производителя Labway Corporation. Эта фирма не очень широко известна в России, однако имеет хорошую репутацию за рубежом. Достаточно сказать, что Yamaha, отказавшись некоторое время назад от самостоятельного производства непрофессиональных звуковых карт, рекомендует всего полдесятка производителей карт на чипах YMF7x4, среди которых и Labway (см., например, www.yamaha.com/lsi/support/soundcard.htm).

Карта имеет стильный дизайн — на фоне черной защитной маски (напоминающей Creative SB Live!) выделяются крупные, золотом, буквы «Xwave»; контактные площадки под радиодетали и часть внешних разъемов тоже позолочены, детали размещены на плате грамотно, важные аудиосигналы разведены толстыми проводниками и даже подписи к деталям выполнены аккуратно.

Chip YMF754

Chip YMF754

Сердцем Xwave-6000 Pro служит чип YMF754-R (см. фото). Рядом с ним на первом (основном) этаже этого «аудионебоскреба» расположен 18-разрядный четырехканальный аудиокодек STAC9708T от SigmaTel (такие же, к сведению, применяются в более дорогих картах Creative SoundBlaster Live! Platinum 5.1, Aureal Vortex2 MX300 и некоторых других). Кодек напрямую (без предусилителей) соединен с входными (линейный и микрофонный) и выходными (стерео фронт и тыл) аудиоразъемами, то есть карта (первым этажом) легко поддерживает пространственный звук на четырехканальных акустических системах. Здесь же находятся все стандартные внутренние разъемы (CD-in, Video-in, Aux-in, TAD) и внешний Game-порт. Отмечу характерный для карт на YMF7x4 пятиконтактный разъем PC/PCI для корректной работы под DOS. Аналогичный есть, например, в ряде материнских плат на i440BX, хотя, как показывает практика, и без этого соединения карточки на YMF7x4 работают под DOS нормально в подавляющем большинстве случаев. Есть также запрятанный вглубь четырехконтактный разъем цифрового входа и выхода (S/PDIF in/out): ко входу можно подключить, например, подходящий CD-ROM-привод, хотя звук с привода можно считывать по цифре и через шину PCI соответствующими плагинами.

Основной этаж звуковой карты

Первый (основной) этаж звуковой карты.

Основной этаж звуковой карты

Первый (основной) этаж звуковой карты.

Второй этаж, соединяемый с первым 16-контактным «лифтом», чуть меньше, чем основной. И именно он придает карте ее неповторимый шарм, как визуальный, так и функциональный. Помимо внешнего цифрового выхода S/PDIF (ставшего уже стандартом для таких карт) на торцевой панели размещены два миниатюрных 6-контактных DIN-разъема MIDI In и MIDI Out, причем выход буферизован КМОП-вентилями, а вход имеет оптронную развязку. Уже одно это оправдывает цену карточки, поскольку отдельный грамотный переходник с Game-порта на два стандартных MIDI-разъема стоит те же 20 долларов. Тем не менее, это не главная достопримечательность второго этажа. Здесь расположен чип QS7785PF от Sephonix (www.qsound.com/oem/oem-qmss.asp), реализующий аналоговое аппаратное кодирование обычного стереосигнала в модный нынче благодаря распространению DVD и формата Dolby Digital (AC-3) объемный звук формата «5+1». Для вывода этого формата наружу на втором этаже предусмотрены три 3,5-миллиметровых разъема — фронтальный (stereo), окружающий (stereo) и центральный/сабвуфер. Все эти выходы буферизованы двухваттными усилителями TEA2025, так что акустическая система может быть без боязни удалена от компьютера на большое расстояние.

Чип QS7785 аналогового кодера 5.1

Чип QS7785 аналогового кодера 5.1

Подчеркну: данное решение 5+1 не есть обычное декодирование звука с треков формата AC-3 (хотя кодек STAC9708T от SigmaTel и позволяет в принципе выводить звук 5.1 используя программные декодеры, чипы YMF7x4 шестиканальный звук пока не поддерживают). Здесь мы имеем специальное аппаратное преобразование (кодирование) обычного стереосигнала в 5+1 с применением оригинальной технологии Qsurround. Подобные технологии создания объемного и панорамного звука, развиваемые, в частности, компанией Qsound (см., например, www.qsound.com/pdf/oem-guides/QSrnd5_1.pdf), сейчас активно завоевывают рынок аудиопродукции и встраиваются во всевозможные музыкальные центры, автомобильные и телевизионные комплексы и т. п. Партнерами в этом деле являются такие бренды, как Mitsubishi, Sharp, AIWA, Mitsumi, Zoran, Crystal, и др.

Хорошо ли это с точки зрения пользователя? С одной стороны — возможность легко получить звук 5+1 (подобный Dolby Digital) с любого стереоисточника, включая MP3, аудио CD, Video CD, фильмы формата MPEG 4, компьютерные игры, MIDI и даже обычную подзвучку Windows. Причем без дополнительной загрузки центрального процессора (это важно, например, в играх). С другой — условность (суррогатность) создания эффекта 5+1 surround sound (поскольку в формате Dolby Digital на шести каналах записывается куда больше пространственной информации о звуке, чем в обычном стерео или Dolby Surround). Xwave-6000 способна воспроизводить звуковые дорожки DVD путем даунмиксинга на четыре канала (фронт и тыл) в обычных программных DVD-плейерах и, теоретически, могла бы поддерживать «почти настоящий» аналоговый вывод 5.1 (например, Front и Surround могли бы выводиться через линейные выходы на основном этаже, а Center и Subwoofer — кодироваться чипом из стереосигнала через второй этаж), но можно ли это реализовать в драйверах, пока неясно. К сожалению, мне не удалось сравнить на слух работу аппаратного кодера QS7785PF с оригинальным AC-3-сигналом, используя один и тот же звуковой трек, поэтому я не могу вам сказать, насколько впечатляет «достоверность» его работы.  

Установка звука на 4 колонки

Установка звука на 4 колонки

Теперь поговорим о других, не менее приятных особенностях «Секретной волны 6000 Pro» и карточек на чипе YMF754 в целом. Сейчас раболепные почитатели «Платинового Живчика! от Созидательного» начнут отчаянно пинать меня ногами и ругать матерно, но я позволю себе поставить вопрос ребром: способны ли дешевые двадцатидолларовые звуковые карточки на YMF754 (например, наша Xwave-6000) составить реальную конкуренцию более дорогим и «элитным» решениям типа того же Creative SB Live! или Turtle Beach Santa Cruz в их же функциональной нише? И сам отвечу на него: «Да!»

Первый шок уже прошел? Отдышались? Тогда спокойно и не нервничая попусту, пройдемся по пунктам.

Первое — это качество выводимого (и вводимого) аудиосигнала. Минуло то время, когда это качество определялось основным чипом звуковой карты. С появлением интеловского стандарта AC’97 всю аналоговую работу взяли на себя AC’97-кодеки (типа того же STAC9708T от SigmaTel и других). А чип карты практически перестал отвечать за качество оцифровки аналогового сигнала, вывода цифры в аналог и аналогового микширования. Удел базового «камня» — работа с PCI, цифровые преобразования, MIDI, FM- и XG-синтез, объемный звук (хотя и в кодек SigmaTel встроена простейшая функция объёмного звучания SigmaTel Surround 3D Stereo Enhancement, часто используемая в драйверах карт), S/PDIF и прочее, включая связь с кодеком по цифровой шине AC-link на стандартизованной частоте 48 кГц. Касательно «аналога» его задача предельно упростилась — не испортить (цифрой) качество аудиосигнала, обеспечиваемое кодеками.

xwave_back.jpg

Labway Xwave-6000 Pro. Вид сзади.

xwave_back.jpg

Labway Xwave-6000 Pro. Вид сзади.

Если так, то большинство карт на YMF754 имеет тот же кодек STAC9708T, что и Creative SB Live! Поэтому они должны иметь примерно одинаковое качество звука «по аналогу», соответствующее заявленным параметрам кодека (если, конечно, кодек не «обвязан» на плате спустя рукава): гармонические искажения не более 0,02 %, шумы ЦАП около –95 дБ, АЦП –87 дБ, взаимопроникновение входных каналов не хуже –70 дБ. И реальные измерения «сквозного тракта» (короткий кабель соединяет линейный вход и выход) карточки Xwave-6000 Pro при помощи программы SpectraLab это подтверждают. АЧХ «сквозного тракта» практически линейна от 20 Гц до 20 кГц (красный график), гармонические искажения сигнала в диапазоне 100–10000 Гц не превышают 0,01% (обычно даже меньше), что примерно столько же, сколько у Live! и Santa Cruz (считается, что человеческое ухо неспособно различить гармонические искажения меньше 0,01%, да и акустические системы с уровнем гармоник много ниже 0,1% — большая редкость). Невзвешенный шум карточки не превышает –85 дБ. Таким образом, линейный тракт звука у нашей героини вполне конкурентоспособен, а карточка пригодна как для качественной оцифровки звука, так и для его высококачественного вывода и перекрывает потребности аппаратуры класса Hi-Fi. Субъективно при прослушивании линейного выхода карты через наушники Sony MDR-CD1000 (использовался внешний усилитель) никаких нареканий также не возникло.

Более того, я специально «нагрузил» карту тремя тонами (2, 9 и 10 кГц) большой амплитуды (около –10 дБ каждый), чтобы посмотреть, как Xwave-6000 справится с интермодуляционными искажениями (между высокочастотными тонами 9 и 10 кГц) в присутствии основного тона. Результат говорит сам за себя: основная интермодуляционная гармоника (1 кГц) не превысила –86 дБ (относительно суммарного уровня сигнала), а общие гармонические искажения остались практически на прежнем уровне (желтый график)! На выходе усилителей TEA2025 (фронтальный канал второго этажа) искажений было больше — примерно –70 дБ (~0,03 %), причем интермодуляция существенна. Но на фоне «сурного саунда» (тем более на нехитрой акустике 5+1) эти искажения особо заметны все равно не будут.

В чип YMF754 встроен преобразователь частоты дискретизации (Sampling Rate Converter, SRC) с пересчетом сигнала на «родной» для кодека и шины AC-link тактовой частоте 48 кГц в сигналы с типичным набором частот от 11 до 44,1 кГц и точностью до 16 бит. Благодаря SRC звуковые потоки микшируются в цифре без загрузки центрального процессора. Аппаратно поддерживаются до 73 одновременных потоков DirectSound (реально пока меньше). Выше все данные были получены для частоты дискретизации (входа и выхода) 48 кГц. Если же перейти на 44,1 кГц, то можно наблюдать существенное ухудшение картины (синий график). При наличии в сигнале очень интенсивных высокочастотных гармоник (в реальной музыке такая ситуация крайне редка) возникает множество интенсивных побочных частотных компонент, обусловленных передискретизацией сигнала из 48 в 44 кГц. Ранее похожие артефакты были присущи и Живчикам, но в новых ревизиях этих карт проблемы практически устранены использованием более грамотного SRC. Остается надеяться, что и для YMF7x4 эта проблема со временем исчезнет. Сейчас же предпочтительнее использовать частоту 48 кГц, особенно при оцифровке аналоговых записей, записи MIDI в wav и др., и затем уже качественными программными конверторами переводить их в 44,1 кГц.

Перейдем к MIDI (подробнее см., например, xg.midi.ru и www.yamaha-xg.com). У YMF7x4 имеется встроенный таблично-волновой аппаратный синтезатор с поддержкой 64-голосной полифонии и форматов GS, GM, TG300B и, главное, XG MIDI. Реальную конкуренцию последнему — встроенному синтезатору Yamaha DS-XG (64 аппаратных + 512 программных голосов) — могут составить только загружаемые банки Creative SB Live! (остальные непрофессиональные карточки просто отдыхают). Однако родной креативовский банк инструментов уступает по качеству выверенному и оптимизированному годами на профессиональной аппаратуре встроенному банку «Ямахи» (где 676 инструментов и 21 набор ударных умещаются в 8 мегабайтах, сжимаемых до 2,4 Мбайт при хранении). Только некоторые сторонние (и весьма объемные) банки для EMU10K превосходят по качеству Yamaha XG (но они относятся уже скорее к профессиональной сфере и поэтому фактически не участвуют в нашем сравнении). Пока синтезатор DS-XG оперирует одним несменяемым банком, но в чипах YMF7x4 встроена возможность замены банков (DLS-1, правда, до сих пор она не реализована в драйверах).

Кроме того, чипы YMF7x4 поддерживают систему Sondius-XG (www.sondius-xg.com) для синтеза одноголосного инструмента путем физического моделирования происходящих в нем процессов. При имитации ряда инструментов этим способом удается добиться очень приятных на слух результатов. Чипом YMF754 через драйверы поддерживается также реализация 11 эффектов ревербераций, 11 хорусов и 43 «вариации» (различные амплитудно-фазовые стереоэффекты), которые имеют вполне профессиональное звучание и их можно легко менять по ходу композиции (рекомендую при этом использовать только аппаратный синтезатор, поскольку распространенный программный синтезатор Yamaha SoftSynthesizer S-YXG50 явно хуже и сильно шумит на эффектах).

Sondius-XG

Sondius-XG

Возможности ямаховского XG MIDI очень широко и давно используются в мире. Есть много сайтов, где распространяется самая разнообразная музыка в формате XG MIDI — от признанной классики (в комплекте с карточками на YMF7x4 идет диск, содержащий midi-файлы ста известных классических произведений, и часть из них звучит даже лучше среднего уровня электронных обработок классики) до популярных хитов и караоке. Размер композиции в формате MIDI в среднем в сто раз меньше, чем MP3-файла сравнимого качества, что упрощает их обмен и накопление. Много серьезных композиторов (например, один из отцов электронной музыки Клаус Шульц) работают и распространяют свои произведения в этом формате. Благодаря универсальности банка инструментов композиции на всех компьютерах с XG MIDI звучат почти одинаково (с небольшими вариациями), чего не скажешь о «Лайве», где каждая композиция, как правило, привязана к конкретному компьютеру. Я уже не говорю об играх, где возможности MIDI заметно превосходят и вытесняют устаревший FM-синтез. Благодаря XG MIDI вы получаете простую, удобную и дешевую (!) возможность музицировать самостоятельно в очень широких пределах (фактически, от новичка до непритязательного профессионала)… Таким образом, по удобствам MIDI карточки на YMF754 реально превосходят Live! и, тем более, остальных «непрофи».

Теперь коротко — о модном сейчас пространственном звуке. Разумеется, YMF7x4 здесь не в пионерах. Соперничать с почившей в бозе Aureal и Vortex2 с A3D 2.0/3.0 или с реализацией технологии объемного звука Creative EAX 2.0 на чипе EMU10K простеньким аудиоконтроллерам YMF754 сложновато. И если вы заядлый геймер, то однозначно предпочтете «Лайв» или «Вортекс». Тем не менее, чипы YMF7x4 имеют аппаратную поддержку DirectSound3D и прогрессивных технологий компании Sensaura в драйверах: MultiDrive (объёмный звук на четырех колонках), MacroFX (объемный звук на стереонаушниках) и EnvironmentFX (эффект реверберации, полностью поддерживающий EAX 1.0 и 2.0). Кроме того, через драйверы поддерживается мало актуальная нынче A3D 1.0.

Технологии объемного звука от Sensaura основаны на модели усредненного цифрового уха слушателя. При хорошем совпадении модели с ухом конкретного слушателя объемный эффект получается ярким, но при рассогласовании (уши-то у всех разные) — оставляет желать лучшего. В модели предусмотрены возможности «подстройки» под ухо пользователя, но до реализации этой функции в драйверах дело пока не дошло. Так что ожидаемый объемный эффект будет в большой степени зависеть от ваших ушей. При воспроизведении объемного звука на четырех колонках (по MultiDrive) крайне важным для получения хорошего эффекта становится и точная расстановка акустики вокруг пользователя. Расчет алгоритмов модели уха от Senasaura может производиться целиком центральным процессором системы (как это и происходит для чипов YMF7x4). При этом, как показывает практика, проигрыш по сравнению с аппаратной реализацией таких расчетов в чипе звуковой карты для нынешних процессоров ничтожен. Таким образом, в области объемного звука YMF754 может на равных соперничать с любыми (непрофессиональными) картами (включая Santa Cruz), за исключением MX300 (Vortex2) и Live!, хотя с последней при определенных условиях состязание (благодаря реализации EAX 2.0 через Sensaura) возможно. Так, на Xwave-6000 в нескольких играх при включенном EAX мне удавалось добиться впечатляющего объемного звучания.

Sensaura

Sensaura

И напоследок еще несколько замечаний. Практически беспроблемна работа YMF7x4 в DOS и играх под DOS (чем не могут похвастаться даже многие дорогие карточки) благодаря встроенному в чип блоку Legacy Audio и полной эмуляции Sound Blaster и SB Pro на шине PCI поддержкой PC/PCI и D-DMA. Цифровой вход может работать с 24-битными сигналами с частотами 32, 44 или 48 кГц, преобразуя их в 48 кГц, поскольку сам чип и цифровой микшер работают именно на 48. Кстати, в чипе YMF754 улучшена работа цифрового входа по сравнению с предшественниками. Цифровой выход может выдавать сигналы в формате AC-3 (Dolby Digital) на внешний декодер, данные цифрового микширования с шины AC-link (оба — на частоте 48 кГц), или транслировать сигнал с цифрового входа без преобразования частоты дискретизации. К карте Xwave-6000 можно приобрести (я этого делать уже не стал, «испугавшись» третьего этажа) специальную плату расширения с отдельными цифровыми электрическими (RCA) и оптическими (TosLink) входом и выходом (по стандарту IEC958).

Вот, пожалуй, и все секреты этой волны. Такми образом, продвинутые карточки на чипе YMF754 имеют почти полный функциональный комплект того же «Платинума» (за исключением выхода на наушники спереди с ручкой громкости) или других подобных карт при цене в несколько раз ниже и практически не уступающих им электрических и функциональных характеристиках. Не согласны? Давайте поспорим.