Опубликовано 12 июля 2006, 00:33

Действительно многоканальная акустика. Обзор нового Hi-Fi 5.0 комплекта AVE ЕС-401

Ищете неординарный звук за скромные деньги? Поступивший недавно в продажу комплект AVE ЕС-401, состоящий из пяти пассивных акустических систем, порадует не только ценой. Кстати, последняя, рекомендованная производителем, составляет 10 390 руб. Неужели наконец-то найдена золотая середина?

В отличие от 5.1 комплекта AVE WF-806, подробно рассмотренного буквально на днях, тестируемый сейчас 5.0 AVE EC-401 привлекает стройностью фронтальных колонок, а также необычностью их конструкции. Сразу же бросается в глаза акустическая линза высокочастотного динамика, расположенного под наклоном (подобный подход получил название omnipolar и активно применяется известной канадской фирмой Mirage). Узкая фронтальная панель и вынесенный вбок басовик дополняют впечатление, интригуя уже не на шутку. Нетривиально выглядят тылы и колонка центрального канала. В общем, любопытная во всех отношениях система, и тем интересней познакомиться с ней поближе.

AVE401 01

Общий вид 5.0 комплекта AVE EC-401

AVE401 01

Общий вид 5.0 комплекта AVE EC-401

Упаковка и комплектация

Колонки упакованы традиционно для такого типоразмера и цены. Три коробки: фронты в персональных (высота, она же длина – не для каждого багажника), центр и тылы в одной.

В комплекте отсутствуют шипы (в отличие от AVE WF-808), но, похоже, они для 401 особо и не нужны. Акустические кабели следует докупать отдельно. Для тыловых колонок предусмотрен крепёж на стену.

Спецификация

(по сведениям производителя)

 ФронтЦентрТыл
Частотный диапазон, Гц45–25000*80–20000*80­–20000*
Габариты, мм1125х165х340140х720х180310х150х165
Динамики8”+4х4”+0,8”2x4”+0,8”4”+0,8”
Мощность, Вт1108066
Чувствительность дБ888686
Сопротивление, Ом466

* - неравномерность не указана

AVE EC-401 выпускается в трёх вариантах отделки: светлое дерево, тёмное и «классик» (как выяснилось, в первой партии – с зеленоватой гаммой).

Технические решения

Боковым расположением НЧ-динамика нынче удивить трудно. Это уже не роскошь, а насущная необходимость. Ничего не попишешь: пошла повальная мода на «слим»-системы. Стройность и ещё раз стройность. Я бы даже сказал, предельная худоба.

Корпуса фронта AVE EC-401 худышками не назовёшь: их малая ширина компенсируется атлетической глубиной. Рост – волейбольный из супер-лиги (причём явно не либеро). Среднечастотные динамики защищены сетками от когтисто-вездесущих домашних животных и шаловливых детей. «Басовик» предохраняет съёмный гриль из ткани. Плита-основание выполняет в большей степени декоративные функции, порт фазоинвертора выведен сзади. Жёсткость корпуса явно выше средней (очевидно, здесь не обошлось без распорок). Заглушивание производится свёрнутым листом синтетического пористого материала. Очень приятное впечатление произвёл низкочастотный динамик: мудрый диффузор, отличный подвес, большой ход. Верхний СЧ-динамик отличается от двух нижних – похоже, он подбирался специально, чтобы лучше согласовать переход к необычно расположенной «пищалке». ВЧ-динамик имеет купольную мембрану из ткани типа шёлка со специальной пропиткой.

AVE401 02

Фронтальные колонки AVE EC-401 (с отделкой под тёмное дерево)

AVE401 02

Фронтальные колонки AVE EC-401 (с отделкой под тёмное дерево)

AVE401 12

Как известно из теории акустики, чем уже направленность акустической системы, тем точнее воссоздаются в пространстве стереоэффекты (фактически, виртуальные источники звука), но тем уже зона их максимального восприятия. Разумный компромисс непрост и весьма тонок в плане технической реализации. Чего только конструкторы не пробовали: и рупоры, и группы излучателей. Вариант с акустической линзой (по сути, отражателем) применяется в единичных случаях. Выходит дороговато и, что самое прискорбное, почему-то не всегда получается достойный результат. 
В 1971 году Ian Paisley, ныне вице-президент Audio Products International Corp., сконструировал «спикер», который давал идеально ровную (+1/-4 дБ) АЧХ от 30 Гц до 20 кГц. К огромному удивлению, звучание было ужасным. То, что линейность АЧХ характеризует аккуратность воспроизведения – сомнений не вызывало, однако чтобы гарантировать хороший, натуралистичный звук, одной «ровности» явно недостаточно.
Всеобъемлющие исследования (330 акустических систем, 2000 слушателей) привели к ошеломляющему результату. Аудиоэксперты всего мира были просто шокированы. Ранее считалось (и этого мнения многие придерживаются до сих пор), что слушатели имеют множество предпочтений в плане звучания акустических систем. Но оказалось, что 97% слушателей разных возрастов отобрали как наилучшую небольшую группу из колонок, звучащих примерно одинаково. Сие означает, что как бы ни различались музыкальные пристрастия и опыт прослушивания, каждый из нас склонен выбрать некую систему, наиболее близкую к абсолютному идеалу. Не трудно догадаться, что критерием идеала является натуралистичность звучания. Хотя многие люди никогда в жизни не слышали, к примеру, звучание настоящего органа, и им будет трудно правильно сориентироваться. Более того, слух (как и вкус) у людей всё-таки очень сильно различается. У некоторых, вследствие профессиональной деятельности, слух заметно теряет в чувствительности на определённых частотах. Поэтому этим людям захочется более яркого и мощного звучания в соответствующих частотных областях. 
Далее исследователями во главе с Ian Paisley было установлено, что на наш выбор влияют прежде всего три объективные характеристики: низкие искажения, широкий диапазон, и… ровный частотный отклик во всех направлениях. Последнее стало настоящим сюрпризом (и, подозреваю, до сих пор является предметом бурных дискуссий).
Последующие исследования показали, что «усреднённое большинство слушателей предпочтёт «объёмность» звучания, раздвигающее границы комнаты (фактически межколоночного «закутка») до реального пространства, в котором записаны музыкальные инструменты». Любопытный момент. Возьмём на заметку. Ясно, что стерео натуралистичного «объёма» не обеспечит.
Исследования, проведённые в живой музыкальной «среде», показали, что примерно 30% слышимых нами звуков составляют прямые волны, тогда как 70% – отражённые (от стен, потолка и т.д.), которые доходят до наших ушей с некоторой задержкой во времени. Человеческий мозг использует прямой звук, чтобы определить месторасположение его источника. Отражённый звук активно используется для выяснения степени музыкальности. Если отражённый звук доходит до ушей с неадекватным содержимым на высоких частотах, то мозг воспринимает такой звук как искусственный, то есть ненатуральный. Сильное утверждение, ничего не скажешь. Понятно, что без звукового процессора, вооружённого микрофоном, акустическая система сама никогда не узнает, что и как ей правильно излучать в конкретном помещении. 
Существующие стандартные измерения параметров акустических систем в 70% (и более) основаны на прямом звуке, то есть всё наоборот по отношению к человеческому восприятию музыки на слух. А вот это уже серьёзно.
Так или иначе, но Ian Paisley уповает на равномерное (точнее, профилированное) распространение звука во всех направлениях и успешно продвигает свою технологию omnipolar. Теперь не только ВЧ-динамики, но и среднечастотные снабжаются акустическими линзами.









State of the art (разумеется, стоит очень дорого)




Вместе с тем, при расстановке акустических систем даже с ненаправленными излучателями необходимо соблюдать определенные правила. Во-первых, удаление слушателя в идеале (для стерео!) составляет полторы базы между фронтальными колонками. В-вторых, колонка должна размещаться на расстоянии двух футов (около 60 см) от стены. При этом место прослушивания не должно находиться на равном удалении от противоположных стен. Смещение на один фут уже спасительно. В-третьих, якобы разумно соблюдать правило «третей». Для этого надо мысленно разделить комнату на три части. В первой трети должны находиться колонки, во второй – слушатель, а третья часть, которая позади слушателя, должна оставаться свободной. Ну, это для стерео. А для «многоканала»? Боюсь, без экспериментов здесь не обойтись.

AVE401 12

Как известно из теории акустики, чем уже направленность акустической системы, тем точнее воссоздаются в пространстве стереоэффекты (фактически, виртуальные источники звука), но тем уже зона их максимального восприятия. Разумный компромисс непрост и весьма тонок в плане технической реализации. Чего только конструкторы не пробовали: и рупоры, и группы излучателей. Вариант с акустической линзой (по сути, отражателем) применяется в единичных случаях. Выходит дороговато и, что самое прискорбное, почему-то не всегда получается достойный результат. В 1971 году Ian Paisley, ныне вице-президент Audio Products International Corp., сконструировал «спикер», который давал идеально ровную (+1/-4 дБ) АЧХ от 30 Гц до 20 кГц. К огромному удивлению, звучание было ужасным. То, что линейность АЧХ характеризует аккуратность воспроизведения – сомнений не вызывало, однако чтобы гарантировать хороший, натуралистичный звук, одной «ровности» явно недостаточно. Всеобъемлющие исследования (330 акустических систем, 2000 слушателей) привели к ошеломляющему результату. Аудиоэксперты всего мира были просто шокированы. Ранее считалось (и этого мнения многие придерживаются до сих пор), что слушатели имеют множество предпочтений в плане звучания акустических систем. Но оказалось, что 97% слушателей разных возрастов отобрали как наилучшую небольшую группу из колонок, звучащих примерно одинаково. Сие означает, что как бы ни различались музыкальные пристрастия и опыт прослушивания, каждый из нас склонен выбрать некую систему, наиболее близкую к абсолютному идеалу. Не трудно догадаться, что критерием идеала является натуралистичность звучания. Хотя многие люди никогда в жизни не слышали, к примеру, звучание настоящего органа, и им будет трудно правильно сориентироваться. Более того, слух (как и вкус) у людей всё-таки очень сильно различается. У некоторых, вследствие профессиональной деятельности, слух заметно теряет в чувствительности на определённых частотах. Поэтому этим людям захочется более яркого и мощного звучания в соответствующих частотных областях. Далее исследователями во главе с Ian Paisley было установлено, что на наш выбор влияют прежде всего три объективные характеристики: низкие искажения, широкий диапазон, и… ровный частотный отклик во всех направлениях. Последнее стало настоящим сюрпризом (и, подозреваю, до сих пор является предметом бурных дискуссий). Последующие исследования показали, что «усреднённое большинство слушателей предпочтёт «объёмность» звучания, раздвигающее границы комнаты (фактически межколоночного «закутка») до реального пространства, в котором записаны музыкальные инструменты». Любопытный момент. Возьмём на заметку. Ясно, что стерео натуралистичного «объёма» не обеспечит. Исследования, проведённые в живой музыкальной «среде», показали, что примерно 30% слышимых нами звуков составляют прямые волны, тогда как 70% – отражённые (от стен, потолка и т.д.), которые доходят до наших ушей с некоторой задержкой во времени. Человеческий мозг использует прямой звук, чтобы определить месторасположение его источника. Отражённый звук активно используется для выяснения степени музыкальности. Если отражённый звук доходит до ушей с неадекватным содержимым на высоких частотах, то мозг воспринимает такой звук как искусственный, то есть ненатуральный. Сильное утверждение, ничего не скажешь. Понятно, что без звукового процессора, вооружённого микрофоном, акустическая система сама никогда не узнает, что и как ей правильно излучать в конкретном помещении. Существующие стандартные измерения параметров акустических систем в 70% (и более) основаны на прямом звуке, то есть всё наоборот по отношению к человеческому восприятию музыки на слух. А вот это уже серьёзно. Так или иначе, но Ian Paisley уповает на равномерное (точнее, профилированное) распространение звука во всех направлениях и успешно продвигает свою технологию omnipolar. Теперь не только ВЧ-динамики, но и среднечастотные снабжаются акустическими линзами.

State of the art (разумеется, стоит очень дорого)

Вместе с тем, при расстановке акустических систем даже с ненаправленными излучателями необходимо соблюдать определенные правила. Во-первых, удаление слушателя в идеале (для стерео!) составляет полторы базы между фронтальными колонками. В-вторых, колонка должна размещаться на расстоянии двух футов (около 60 см) от стены. При этом место прослушивания не должно находиться на равном удалении от противоположных стен. Смещение на один фут уже спасительно. В-третьих, якобы разумно соблюдать правило «третей». Для этого надо мысленно разделить комнату на три части. В первой трети должны находиться колонки, во второй – слушатель, а третья часть, которая позади слушателя, должна оставаться свободной. Ну, это для стерео. А для «многоканала»? Боюсь, без экспериментов здесь не обойтись.

Чтобы по вине акустического отражателя не получилось провала на высоких частотах, пищалку надо настроить соответствующим образом, сконструировав мудрый фильтр. В этом и заключается вся тонкость ноу-хау. Правильное профилирование линзы и её наклона тоже немаловажно.

AVE401 04

ВЧ- и СЧ-динамики фронта AVE EC-401

AVE401 04

ВЧ- и СЧ-динамики фронта AVE EC-401

Центральная колонка удивляет своей шириной. 72 сантиметра! Очевидно, теперь это входит в моду. Правда, телевизор, даже с жидкокристаллическим экраном, всё равно на нашу колонку не поставишь – глубина маловата. Кстати, все динамики центра AVE EC-401 имеют магнитную экранировку, посему на телевизор с электронно-лучевой трубкой центральную колонку AVE EC-401 можно класть без каких-либо опасений. Главное, чтобы у телевизора была достаточная по размерам горизонтальная площадка.

AVE401 03

Колонка центрального канала AVE EC-401

AVE401 03

Колонка центрального канала AVE EC-401

Тыловые колонки примечательны тем, что высокочастотный динамик располагается ниже СЧ/НЧ-головки. А вот это грамотно! Полипропиленовый диффузор СЧ/НЧ динамика ничем не прикрыт. Нежная ткань «пищалки» защищена металлическим мелкоячеистым «дуршлагом». Корпус акустической системы имеет небольшую глубину: очевидно, расчёт на значимую басовую поддержку не делался. Фазоинвертор отсутствует, и в этом есть свой резон. Когда в одном сравнительно небольшом помещении будут работать колонки с разными частотами настройки ФИ, то не исключены неприятные «накладки». ВЧ-динамик (его обслуживает фильтр первого порядка) с тканевым куполом, как и у фронта с центром.

AVE401 05

Колонки «тыла» AVE EC-401

AVE401 05

Колонки «тыла» AVE EC-401

Кросс-фильтр фронта смонтирован на обратной стороне клеммника, как у порядочных «хай-фай» акустических систем. К каждому динамику (а их у фронтальной колонки всего пять) идёт своя пара не тонких проводов – хороший признак. Три катушки, две из которых – с воздушным сердечником, и пять конденсаторов (малюсенький спрятался между катушками). Катушки по-хайфайному установлены перпендикулярно друг другу, так взаимное влияние меньше. Судя по всему, система как минимум трёхполосная, а отдельные фильтры – второго порядка, то есть с крутизной -12 дБ на октаву. Единственное, что можно поменять в целях улучшения воспроизведения стереоэффектов, так это конденсатор фильтра «пищалки», подобрав «плёночную» пару с разбросом номинала менее 1%. Реализовано небутафорское подключение по Bi-Wiring.

AVE401 06

Кросс-фильтр фронта AVE EC-401

AVE401 06

Кросс-фильтр фронта AVE EC-401

Измерения

АЧХ оценивалась импульсным методом с последующим усреднением 1/3 октавы. Удаление измерительного микрофона – 1 метр по умолчанию (если не указано иное). Амплитуда (магнитуда) представлена на графиках в относительных единицах, то есть без пересчёта в абсолютное звуковое давление. Измерения проводятся в помещении на ~50 кубических метров с типично жилой реверберацией. Отражения звука при необходимости учитываются.

AVE401 07

АЧХ фронта AVE EC-401

AVE401 07

АЧХ фронта AVE EC-401

Как видим, АЧХ фронтальной колонки линейна от 800 Гц до 5 кГц, что свидетельствует о неокрашенном звучании фронтальной колонки AVE EC-401 в этом диапазоне частот. Провал в районе 300 Гц скорее всего будет заметен на определённом вокале, но критично на звучание не повлияет. Ямка на 7,5 кГц глубиной всего лишь 5 дБ, очевидно, возникла из-за стыковки СЧ- и ВЧ-динамиков. Зубчик на 16 кГц просто необходим, чтобы придать звучанию так называемую воздушность, столь ценимую аудиофилами.

Следует отметить, что зарегистрированный на стандартной АЧХ уровень низких частот не отражает реальной картины, поскольку басовый динамик выведен вбок, а измерительный микрофон располагался напротив верхнего СЧ-динамика. Чтобы оценить действительный вклад на низких частотах в реальном помещении, удалим микрофон от колонки на >2 м (оставаясь в >1 м от стен во избежание эффекта подъёма акустического давления).

AVE401 08

Частотный отклик фронта AVE EC-401 при удалении на 2 метра

AVE401 08

Частотный отклик фронта AVE EC-401 при удалении на 2 метра

Как и ожидалось, реальное помещение существенно сгладило АЧХ при удалении от колонки более чем на 2 метра. В области 30-70 Гц трансформировался обнадёживающий бас. Таким образом, в месте потенциального прослушивания мы наверняка получим сбалансированный частотный отклик, причём без спада на высоких частотах, что вдвойне отрадно.

AVE401 09

Оценка АЧХ фронта AVE EC-401 (до ~40 кГц)

AVE401 09

Оценка АЧХ фронта AVE EC-401 (до ~40 кГц)

Высокочастотный динамик фронта на удивление неплохо вытягивает ультразвуковые составляющие. Очевидно, впадины на 18 и 27 кГц вызваны влиянием акустического отражателя. Вряд ли они принесут заметный деструктивный вклад, поэтому фронты AVE EC-401 можно рекомендовать для озвучивания SACD- и DVD-audio дисков, записанных в расширенном диапазоне частот.

Перейдём к колонке центрального канала.

AVE401 10

АЧХ центра AVE EC-401

AVE401 10

АЧХ центра AVE EC-401

На измеренной АЧХ чётко видна зона стыковки ВЧ- и СЧ-динамиков. Провал ощутимый, однако он вряд ли скажется негативно на звучании в реальной жизни, особенно если слух обладает повышенной чувствительностью. Практика свидетельствует: лучше задавить АЧХ в локальной области частот, чем дать волю резонансам.

Наконец, обратимся к тыловым колонкам. Скажу честно, каких-либо откровений стандартная АЧХ не принесла. Всё выглядело довольно типично для небольшого двухполосного тыла, перекликающегося с центром вследствие идентичности динамиков. Удаление на 2 метра приоткрыло завесу. Тыл в пределах разумного акцентирует верхний бас и детально прорабатывает частотные составляющие в районе 1,5 кГц. На ВЧ не наблюдается даже намёка на завал. В этом, похоже, и состоит главная «военная тайна».

AVE401 11

Тыл AVE EC-401 (удаление на 2 метра)

AVE401 11

Тыл AVE EC-401 (удаление на 2 метра)

Экспертное прослушивание

В качестве «референса» использовались следующие акустические системы:

  • Kef 2500.2 (с активным сабвуфером) – категория выше $1000;
  • доработанная модель Mirage (5.0 комплект) от датской Eltax – категория <$350;
  • акустические Hi-Fi системы тыла Ultimate (неравномерность АЧХ +/- 3 дБ) – категория <$200.

За усиление звукового сигнала отвечал:

  • ресивер Yamaha HTR-5640RDS (обновлённая европейская версия знаменитой 440 модели).

Дополнительно были задействованы следующие устройства:

  • студийные наушники Sennheiser 265 Linear;
  • 5.1 комплект AVE WF-806 – открытие этого года;
  • фронтальная пара AVE WF-808.

Источник звука:

  • DVD-плеер Pioneer 565A.
AVE401 13

Музыкальный десерт













Diana Krall – «The Girl in the other Room»
SACD (Hybrid), 2004, www.ververecords.com Made n the E.U.
5.1 и 2.0
Буклет умалчивает о способе записи студийного оригинала. Сразу видно PCM. Иначе бы расписали, уж будьте уверены. Микшировал сей «многоканал» некто Al Schmitt в голливудской Capitol Studios. Голос певицы выдвинут на передний план настолько, что кажется, что Диана находится перед слушателем на расстоянии вытянутой руки. Drum «кухня» располагается на одних песнях слева, а на других – справа, очевидно, из-за того, что композиции записывались с разными ударниками. В целом многоканальная раскладка получилась на четвёрку с плюсом. А вот к качеству записи вокала владельцы чувствительной акустики могут придраться – у некоторых микрофонных компрессоров «фитилёк-то коптит», что приводит к снижению динамического диапазона.
Рассматриваемый диск (точный перевод названия: «Девушка в другой комнате») номинировался на Грэмми 2005 года как лучший Surround, а также на «2005 Surround Music Awards» как лучший неоркестровый микс. Но ни там ни сям не получил главного приза. Тем не менее, факт номинирования говорит сам за себя. Альбом мгновенно исчезал с полок всех (за исключением, пожалуй, России) магазинов.
Пару слов о музыкальном содержимом. Диана Крэлл не чурается перепевать чужие песни, ставшие когда-то хитами. На сей раз в ход с блеском пошла умопомрачительная «Temptation» Тома Вэйтса (3 трэк). Впрочем, первый трек – незаурядная во всех отношениях «Stop this world» (Mose Allison) – сразу берёт быка за рога, подготавливая благодатную почву для типичных «медляков» Дианы. Что же, выход замуж за Элвиса Костелло отразился благоприятно: джаз по-Крэлловски приобрёл новую струю.
Судя по обилию дисков, выпущенных в форматах DVD-audio и SACD, стройная блондинка Диана (www.dianakrall.com) пользуется бешеной популярностью у ценителей высоких материй. Не сильный, но исключительно проникновенный, я бы даже сказал, завораживающий, по-американски уверенный голос берёт за душу и в пожизненный плен. 
Примечание: чтобы музыка Дианы зазвучала в арт-кафе и «дошла» до слушателей, нужны приличные акустические системы.

AVE401 13

Музыкальный десерт

Diana Krall – «The Girl in the other Room» SACD (Hybrid), 2004, www.ververecords.com Made n the E.U. 5.1 и 2.0 Буклет умалчивает о способе записи студийного оригинала. Сразу видно PCM. Иначе бы расписали, уж будьте уверены. Микшировал сей «многоканал» некто Al Schmitt в голливудской Capitol Studios. Голос певицы выдвинут на передний план настолько, что кажется, что Диана находится перед слушателем на расстоянии вытянутой руки. Drum «кухня» располагается на одних песнях слева, а на других – справа, очевидно, из-за того, что композиции записывались с разными ударниками. В целом многоканальная раскладка получилась на четвёрку с плюсом. А вот к качеству записи вокала владельцы чувствительной акустики могут придраться – у некоторых микрофонных компрессоров «фитилёк-то коптит», что приводит к снижению динамического диапазона. Рассматриваемый диск (точный перевод названия: «Девушка в другой комнате») номинировался на Грэмми 2005 года как лучший Surround, а также на «2005 Surround Music Awards» как лучший неоркестровый микс. Но ни там ни сям не получил главного приза. Тем не менее, факт номинирования говорит сам за себя. Альбом мгновенно исчезал с полок всех (за исключением, пожалуй, России) магазинов. Пару слов о музыкальном содержимом. Диана Крэлл не чурается перепевать чужие песни, ставшие когда-то хитами. На сей раз в ход с блеском пошла умопомрачительная «Temptation» Тома Вэйтса (3 трэк). Впрочем, первый трек – незаурядная во всех отношениях «Stop this world» (Mose Allison) – сразу берёт быка за рога, подготавливая благодатную почву для типичных «медляков» Дианы. Что же, выход замуж за Элвиса Костелло отразился благоприятно: джаз по-Крэлловски приобрёл новую струю. Судя по обилию дисков, выпущенных в форматах DVD-audio и SACD, стройная блондинка Диана (www.dianakrall.com) пользуется бешеной популярностью у ценителей высоких материй. Не сильный, но исключительно проникновенный, я бы даже сказал, завораживающий, по-американски уверенный голос берёт за душу и в пожизненный плен. Примечание: чтобы музыка Дианы зазвучала в арт-кафе и «дошла» до слушателей, нужны приличные акустические системы.

Конечно, демократичная цена AVE EC-401 предопределяет совсем иное звучание, нежели чем у Kef за $1000 с гаком или AVE WF-806 почти за $700. И это логично. Так вот, если сравнивать с 806 комплектом, то тестируемый 401 своим звучанием обвораживает не сразу. Однако стоит послушать 401 чуть подольше, и с восторгом попадаешь под магические чары многоканального звука высокой достоверности.

Тут следует заметить, что, согласно классическим рекомендациям по 5.1, тыловые колонки надо размещать на высоте 1 м от головы слушателей. В случае с 401 комплектом интуитивно тылы были расположены на высоте примерно полуметра от ушей, причём без выраженного наклона. Не исключено, что в ином помещении оптимальная высота будет другой.

Стереокомплект AVE EC-401 не так силён, как его флагманский собрат, хотя площадь зоны прослушивания получается внушительной. Бас не столь мягок и глубок, как у 806 фронта, но достаточно проникновенен и, главное, приятно аккуратен. Так же как в случае с 806, у 401 нет никакой нужды пользоваться тембром для поднятия как низких, так и высоких частот (по крайней мере, с ресивером не хуже Yamaha 440). Подключение по Bi-Wiring к бюджетным ресиверам-усилителям на звучании практически не сказывается. В кино и в стерео баса хватает, а вот в многоканальном режиме при подключении ресивера по входу 5.1 – будет зависеть от записи. К счастью, обычно звукоинженеры не обделяют фронтальные каналы басом. По ощущениям, бас фронта AVE EC-401 уверенно забирается на 40 Гц. Ну а желающим отведать инфранизкого баса придётся купить сабвуфер.

На некоторых частотах были замечены неточности с фазировкой фронта. Вероятно, сказался разброс номиналов конденсаторов в конкретном экземпляре. Эксперты с чутким слухом обнаружат специфическую (не критичную) окрашенность звучания на средних частотах.

Стилистические наклонности у AVE EC-401 выражены не сильно. Системе по силам и поп, и диско, и электроника, и даже рок и некоторая классика. Акустика «с лёгким сердцем» прощает огрехи записи (неминуемая расплата – потери в микродинамике). На сложных партиях акустической бас-гитары озвучиваемые низкочастотные составляющие-импульсы норовят слиться (с ростом громкости снижается артикуляция). Фронтальные колонки в некотором плане чувствительны к расстановке. В отдельных помещениях их лучше будет установить поперёк и басовиками к друг другу.

В целом, AVE EC-401 звучит интереснее, чем многие более именитые и гораздо более дорогие 5.0 комплекты. Причём его хочется без устали слушать и слушать. А это уже верный признак Hi-Fi.

Рационализаторское предложение

Если конструкторам удастся снизить высоту фронта до 100 см, а глубину – до 27-30 см без ухудшения качества и количества баса, то получится супер-слим стереопара – безусловный хит продаж в России. И не только в России, поскольку дефицит свободной жилой площади – явление глобальное.

Акустическую линзу-отражатель я бы сделал точёной из алюминиевого сплава. И внешний вид был бы эффектнее, и проку было бы больше. Кронштейн отражателя, во избежание нежелательных резонансов, можно оставить пластмассовым, хотя прочность при этом будет желать лучшего (при разработке упаковки следует предусмотреть предохраняющий «колпак»).

Защита диффузоров металлическими сетками – дело полезное, но от затрат подобного рода в случае с 401 моделью можно смело отказаться. Ведь колонки центрального и тыловых каналов обычно устанавливаются так, что автоматически будут недоступными для домашних проказников.

Заключение

В звучании акустических систем комплекта AVE EC-401 (даже в простом стерео) чувствуется натуралистичность, присущая колонкам истинного Hi-Fi. Никто не спорит, до продвинутого «хай-фай» по ряду параметров звук ещё не дотягивает, однако давайте посмотрим на цену. Около $370 за пять добротных колонок – сей аргумент заставит потесниться многих конкурентов.

Неискажённой мощности AVE EC-401 с лихвой хватит для комнаты ~20 квадратных метров, как в режиме домашнего театра, так и при прослушивании многоканальной музыки, в том числе форматов высокого разрешения SACD и DVD-audio. Причём без гудения и завала на низких частотах. Единственная оговорка: фронт имеет номинальное сопротивление около 4 Ом, так что для работы на высокой громкости понадобится ресивер типа Ямахи (желательно от 4хх модели и выше).

Полагаю, это вторая (по классу) удачная модель в списке новой продукции набирающей обороты AVE. Главные козыри комплекта AVE EC-401 – чётко «сшитое» звучание всех колонок в «многоканале» и, в случае фронтальной пары, неутомительно-приятное в стерео.

ЗаПротив
Комфортное, выверенное звучаниеНемалые высота и глубина фронтальных колонок
Фронт тембрально и музыкально сбалансированНепривычная ширина колонки центрального канала
Отсутствие выраженной направленности, большая зона стереоэффекта
Достаточный по весу, не бубнящий бас
«Воздушные» высокие частоты
Хорошая макродинамика
Тылы и центр отлично замыкают акустическое пространство
Качественные динамики
Оригинальный дизайн
Фронт тембрально и музыкально сбалансирован
Отсутствие выраженной направленности, большая зона стереоэффекта
Достаточный по весу, не бубнящий бас
«Воздушные» высокие частоты
Хорошая макродинамика
Тылы и центр отлично замыкают акустическое пространство
Качественные динамики
Оригинальный дизайн