Наука и технологии
22 апреля 2009, 00:32

Почему продавцы пытаются приравнять фотоаппарат к снегоходу? IT-право: уровень сложности.

Чем сложнее система, тем проще вывести ее из строя. Это правило относится, к сожалению, и к нашим любимым техническим штучкам: телефонам, плеерам, фотоаппаратам, ноутбукам, КПК – список можно продолжать до бесконечности. "Однако Закон о защите прав потребителей" не так однозначен в определении того, что считается сложным, а что нет. Почему это так, и на что это влияет при поломке, ремонте или замене гаджетов?

Уровень сложности

Обнаружив через месяц после покупки, что устройство перестало включаться/ выключаться/ разговаривать человеческим голосом, владелец обычно обращается в магазин в надежде вернуть, обменять или хотя бы починить забарахлившее чудо технического прогресса. И зачастую сталкивается с заявлением продавца о том, что сдать покупку на гарантийный ремонт – всегда пожалуйста, а обмен или возврат денег за технически сложные устройства производится только в течение 15 дней с момента продажи. Оценив на глазок «техническую сложность» mp3-плеера, клиент соглашается на гарантийный ремонт.

MP3_Player

Между тем, продавец зачастую, мягко говоря, лукавит.

Во-первых, правило о пятнадцатидневном сроке на обмен или возврат денег за некачественный товар работает в отношении далеко не всех сложных устройств. Перечень товаров, на которые распространяется это правило, утвержден Правительством РФ еще в 1997 г и с тех пор не менялся. На счастье потребителей, большая часть современных высокотехнологичных товаров в этот список не попала по понятной причине – они тогда еще не существовали.

Итак, пятнадцатидневный срок на обмен и возврат товара действует в отношении:

  1. автотранспортных средств и номерных агрегатов к ним;
  2. мотоциклов, мотороллеров;
  3. снегоходов;
  4. катеров, яхт, лодочных моторов;
  5. холодильников и морозильников;
  6. автоматических стиральных машин;
  7. персональных компьютеров с основными периферийными устройствами;
  8. сельскохозяйственных тракторов, мотоблоков, мотокультиваторов.

Ни плееры, ни телевизоры, фотоаппараты и мониторы в этот список не входят и, несмотря на их очевидную «сложность» в техническом отношении, подлежат обмену и возврату в течение всего гарантийного срока.

мотокульт

Во-вторых, даже товары из перечня можно сдать или обменять, хотя пятнадцать дней уже прошли, при наличии одного из следующих условий:

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленного законом срока устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного устранения различных недостатков.

Существенность недостатка определяется Законом РФ «О защите прав потребителей» довольно просто. Существенным считается тот недостаток, который:

  • не может быть устранен вообще либо без несоразмерных расходов или затрат времени,
  • или выявляется неоднократно;
  • или проявляется вновь после ремонта.

Потребитель не обязан бесконечно сдавать сломавшуюся вещь на гарантийный ремонт для устранения одной и той же поломки. Вполне достаточно одного раза. Если проблема возникла вторично – товар можно смело возвращать продавцу и требовать обмена или денег.

Что касается срока устранения недостатка товара, т.е. срока гарантийного ремонта, то он в любом случае не может превышать 45 дней. Даже если необходимые детали пришлось заказывать в Японии в одной-единственной мастерской на склоне Фудзиямы.

На 46 день гарантийного ремонта от товара можно отказаться и опять же потребовать деньги или новую вещь.

Наконец, третье основание для возврата или обмена технически сложного товара из списка – это невозможность пользоваться вещью более чем 30 дней в течение одного любого года гарантийного срока из-за постоянных ремонтов. Например, потребитель четыре раза сдавал ноутбук на гарантийный ремонт в течение одного года. Каждый раз ремонт длился 10-11 дней. В сумме хранить свои научные статьи в чужом ноутбуке потребителю пришлось более 30 дней. В таком случае продавец обязан вернуть деньги или обменять бракованный ноут на новый.

На что ссылаться?

Про обмен и возврат технически сложных товаров можно прочитать в ст.ст. 18, 21 Закона «О защите прав потребителей».

защита

«Перечень технически сложных товаров, подлежащих обмену или возврату при обнаружении существенных недостатков» утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575.

Ольга Сухарева
Директор юридической службы
Федерации правовой помощи потребителям

>> Обсудить на форуме <<