Опубликовано 10 октября 2009, 00:01

Конкурс: домашние сети – ушедшая инициатива

Казалось бы, ещё недавно термин «домашняя сеть» мелькал в обзорах нового коммуникационного оборудования, тарифах провайдеров, объявлениях в Интернете, да и просто – на подъезде. Но законы рынка одинаковы для всех отраслей – укрепиться на рынке «самодельных» сетей смогли только первопроходцы, те, кто успел «опутать» достаточное количество домов, внедрить мало-мальски адекватные и современные сервисы, подогнать тарифы.

Сколько романтики и, в то же время, работы и знаний несла в себе эта полуподвальная индустрия, какое количество сайтов и форумов типа www.hub.ru было создано для поиска решений и обмена опытом между любителями полазить по крышам и чердакам с «5-й категорией» в зубах!

 

1

1

А начало было самым банальным: у меня дома «сотый пень», у соседа – «сто тридцать третий» (я ему черной завистью завидовал – p-133 был тогда бумом на рынке железа!), ходим друг другу в гости, обмениваемся софтом и игрушками, дисками из развала с соседней улицы. Потом пошло-поехало: «А давай сделаем сеть!». Две 3-комовские карточки с барахолки и 30 метров обжатого коаксиала (витая пара стоила раза в 2-2,5 дороже) с тройниками и терминаторами-«заглушками»… Сосед снизу, ещё двое на 2 этаже, незатейливое отрывное объявление на подъезде типа «кто хочет порубать в StarCraft по сети?», все на добровольной основе.

 

2

2

«Дайте ключ от крыши», подозрительные соседи, кто-то вызвал милицию, «ребята, в следующий раз звоните, как будете тянуть, мы уже 3-й раз сюда выезжаем». Потом – переход на витую пару, «а может на соседний дом, их же там уже девять человек!». И вот оно: у кого-то есть спутниковая тарелка и только что появившийся в городе ADSL по 6 рублей за «метр», но с бесплатным исходящим каналом. Опять появляются объявления на подъездах, только уже более серьезные. Меняются тарифы, подводятся новые Интернет-каналы.

 

3

3

Поездки в Москву за шкафами на крышу, в военную часть – за бухтами кабеля П-296. «Опутать» очередной дом – уже не подвиг, а рутина, как и все остальное, ибо абонентов становится много. Средний возраст новых пользователей растет, так как люди подключаются уже не «поиграться по ночам», а «искать для учебы, работы» и просто – работать.

 

4

4

Так что если раньше это все было в радость, то на 30-градусном морозе в час ночи на крыше с кабелем, который твердеет, когда его вытаскиваешь из коробки – уже подчас нелегкая обязаловка. При минимальной отдаче.

Потом пришли ОНИ – большие провайдеры. Сначала ADSL, так как громадная зона покрытия, потом – более медленные в развитии, но более быстрые в работе кабельные сети. Первые безлимитные тарифы, «конец FidoNet-а»… Как правило, это не создаваемая «с нуля» структура, а дочернее предприятие большой профильной фирмы – местного телефониста или оператора кабельного ТВ. Потому у них сразу и техническая служба, поддержка, хорошее оборудование, доступ к городским коммуникациям и влияние на местных властей. Не говоря уже о темпах расширения. Первые безлимитные тарифы, «конец FidoNet-а»… Первое время конкуренция минимальна, так как когда в городе впервые появляется «большой» провайдер – тарифы доступны далеко не всем. И 2-3 года ещё можно жить. Но рынок есть рынок, приходят новые провайдеры, растут зоны покрытия и конкуренция, падают цены, появляются городские форумы и файлообменники.

 

359427_3.gif

359427_3.gif

Если у Вас к этому моменту есть хотя бы 20-30 подключенных домов, то, исхитрившись, вы можете вступить в состав этой лиги. Если же меньше – вас просто задавят сервисом и ценами. Но это уже вопросы рынка, а речь о другом – о том, что закончилась важная веха в развитии телекоммуникаций, а также в формировании сознания современного пользователя ПК. Теперь, если вы с детства любите компьютер, учитесь на профильной специальности, у вас не будет шанса удовлетворить свои пристрастия, «кидая шнурок» соседу или по крыше – вы априори пользователь пришедших до вас. Если проводить аналогии, вы, возможно, будете чувствовать себя как бабушка, продающая домашние яблоки на порогах 3-хэтажного круглосуточного гипермаркета.

 

dom_site_screen

dom_site_screen

Домашние сети, благодаря своей специфике, оказались в определенное время одновременно доступными и интересными для рядовых пользователей, но завершили свое развитие среди обывателей крупных городов аналогично прочим отраслям телекоммуникаций.

Обсудить домашние сети на форуме