Наука и технологии
06 декабря 2003 в 00:33

За рулем - Microsoft

Помните байки на тему: "Что было бы, если Microsoft выпускала автомобили". Смешно? Подождите смеяться - Microsoft действительно собирается внедрять свои программные продукты в бортовые автомобильные компьютеры...

В те далекие времена, когда операционные системы (не будем показывать пальцем) были - чего уж греха таить - кривоватые, возмущенные таким нахальством со стороны производителя пользователи охотно сочиняли различные байки на соответствующую тематику. Чего только не было придумано за пять лет - сравнивали операционки с самолетами, и гадали, что бы случилось, если компания начала бы производить вместо программ автомобили.

Все эти прибаутки, зачастую довольно искусно переведенные с английского языка, можно найти в Интернете, однако мы поговорим о другом. Я думаю, многие уже заметили, что продукты от Microsoft (теперь я уже не боюсь назвать ее имя) в последнее время стали гораздо качественнее - видимо, разработчики здорово поднаторели в поиске ошибок или же увеличили штат тестеров. Например, та же Windows 2000 без нареканий трудится на моем рабочем компьютере уже в течение двух с половиной лет (хотел приврать насчет пяти лет, но потом произвел нехитрые арифметические расчеты и передумал). И что с того, что в разработках компании находятся ошибки? А где их вообще нет? Просто ошибка в той же Windows ставит в опасное положение гораздо больше пользователей, нежели уязвимость в какой-нибудь FreeBSD. Потому что у первой в почитателях - миллионы, а у второй - двадцать восемь с половиной человек. Впрочем, разбор полетов, а также поиск последствий от той или иной неисправности - тема для отдельной статьи, которую я, правда, вряд ли когда-нибудь напишу.

В компании General Motors одно время бытовала довольно забавная шутка. Мол, если машина управляется разработкой от Microsoft, система аварийного спасения вместо моментального наполнения воздушных подушек будет сначала спрашивать: «Вы уверены, что хотите сделать это?». Однако оставим байкам - байковое и посмотрим правде в глаза: Microsoft действительно собирается внедрять свои программные продукты в бортовые автомобильные компьютеры.

microsoft-car1.jpg

Этот смельчак нарисовал у себя на машине логотип Microsoft, но это еще ничего не значит.

Кто-то сейчас схватится за волосы, кто-то радостно потрет ручки, кто-то просто обреченно вздохнет. Ну, мол, пришла беда - отворяй ворота. Сразу поспешу заверить обладателей старых машин - им ничего не грозит. Если вы в рассрочку у соседа выкупили ржавый «Фольксваген» или «Жигули», катайтесь дальше. А главное - не высматривайте на дороге автомобили, ведущие себя как-нибудь странно. Вряд ли это чудит система автопилота от Microsoft - гораздо вероятнее, что за рулем просто засела очаровательная блондиночка.

Вы же не подумали, что бортовой компьютер, оснащенный специальным программным обеспечением от софтверного гиганта, сразу же расположится широко и вольготно в вашей машине, как маршал Рокоссовский, и возьмет под контроль все процессы автомобильной жизнедеятельности? Этому не бывать - программы лишь слегка освободят водителя от посторонних факторов и позволят ему сконцентрироваться на дороге.

Например, автомобиль, оснащенный такой умной системой, самостоятельно подскажет, когда требуется замена масла или дополнительная заправка, свяжется со специальным спутником и предупредит, в том случае если на вашей дороге произошла авария, а также отобразит альтернативные варианты маршрута. Также (правда, пока это - далеко идущие планы), машина сможет сама оплатить всякого рода дорожные пошлины - например, внесет деньги за проезд через мост,  - а программное обеспечение, управляющее тормозами, сможет обновлять себя через Интернет. Будем надеяться, что не во время тормозного процесса.

Самое главное - вы таки будете смеяться, но бортовые компьютерные системы от Microsoft уже используются в автомобилях BMW, Citroen, Daimler, Fiat, Volvo, Hyundai, Mitsubishi, Subaru и Toyota. Просто производители об этом умалчивают и не ляпают на приборной доске гордый логотип «Powered by Microsoft». А вы бы, конечно, не купили такую машину, да?

В компании уже произвели кое-какие оценки и пришли к выводу, что на Земле сейчас находится в использовании около 650 миллионов автомобилей, и еще 50 миллионов ежегодно выходят с конвейеров. По мнению руководства компании, такие объемы сопоставимы с объемами поставок компьютеров. Дик Брасс, глава подразделения автомобильных разработок Microsoft, утверждает, что шоферы во время движения используют множество различных приборов, позволяющих автоматизировать выполнение некоторых водительских обязанностей, однако за каждым из них надо следить. Собственно, на роль надсмотрщика компания предлагает систему TBox, которая станет своего рода центром управления всеми узлами и устройствами. Представить окончательные разработки Microsoft собирается через год. Или через три - как получится. В общем, уже скоро.

microsoft-car2.jpg

Специалисты проверяютработу бортового компьютера.

Также в головах власть имущих зреет идея, материальная реализация которой позволит подключить к бортовому компьютеру ноутбук, карманный компьютер, сотовый телефон и еще каких-нибудь высокотехнологичных тамагочи, объединив все устройства беспроводной сетью.

В народе оптимизм разработчиков пока не разделяют. Один мужик с улицы где-то в Америке так и сказал - я-де не хочу, чтобы завод Генри Форда занимался компьютерами, а Microsoft - клепала автомобили. Беда, мол, коль пироги начнет печь сапожник. Впрочем, в компании посчитали, что мнение завалящего реднека - это еще не повод сворачивать все работы, а потому жизнь продолжается.

Кстати говоря, в Microsoft понимают, что именно в этой области требуются очень высокая безопасность и надежность работы программ. Как заявил уже упомянутый Дик Брасс, «мы правда, правда, правда понимаем всю ответственность». И компания, взвалившая на себя тяжкий автомобильный крест, наспех сваренный из двух карданов, гордо пошла дальше.

К чести Microsoft будет сказать, что с уже почти предрешенного пути на Голгофу ей все же удалось свернуть. Большинство программ работает достаточно стабильно, а бортовые компьютеры под управлением ее же систем пока не вызывали нареканий. Единственный казус произошел не так давно, когда один такой умный автомобиль BMW отказался выпустить из своих дорогих кожаных недр седока - министра финансов маленькой, но гордой страны Таиланд. Решил, очевидно, что министр - это новое и незнакомое устройство, попытался подобрать драйвер, потерпел фиаско и решил просто-напросто заблокировать работу. На крики министра подоспела охрана и разбила стекла в машине, после чего несчастный смог выбраться наружу. Однако это единичный случай, а потому не считается.