Опубликовано 25 сентября 2004, 00:33

Мотошлем для настоящих юзеров

Мотошлем - одна из важных составляющих защиты мотоциклиста...

Моя мама, почтенный главбух достаточно солидной московской компании, совсем недавно повела себя странно - приобрела мотоцикл Honda Magna, шлем, кожаную одежду и теперь рассекает по "московским изогнутым улицам". То есть ничего странного в этом нет - мало, что ли, народу ездит на мотоциклах, - однако именно этого все окружающие ожидали от нее меньше всего. Знакомые дворовые жулики, круглосуточно пьющие горькую под детским грибком, уважительно интересовались у меня - мол, что это за воин к тебе пожаловал, а я им ответствовал - матушка это моя, ребята. Ого, качали головой жулики, во дает.

Мама, прости, что я рассказываю об этом, но уж дюже хороша преамбула.

Стоимость мотоцикла Honda, как можно догадаться, представляет собой внушительную стопку стодолларовых купюр (имел я счастье подержать их в руках секунд четырнадцать). Их хватило бы, чтобы приобрести какой-нибудь "Фольксваген Гольф" на ходу или даже "Рено" с некрашеной передней дверью. Однако мама хотела именно мотоцикл, отважно сдала на права категории "А" и в один прекрасный день загрохотала под окном своим сверкающим зверем, демонстрируя всем только что полученный номерной знак.

Довольно быстро выяснились все недостатки, присущие мотоциклетному транспорту - во-первых, его надо держать во время стоянки (или выдвигать подставку), во-вторых, одежда, если осмелиться куда-то помчаться в ливень, будет грязная, будто ездок только что разгрузил большую тару навоза, а в-третьих, незащищенность мотоциклиста гораздо выше, чем шофера автомобиля.

К слову о незащищенности - через две недели после начала езды маму укусила за ногу собака, живущая при гаражной стоянке и обычно привязанная на кусок синтетической веревки. Однако в тот день животное радостно носилось вокруг здания и не преминуло вцепиться в голень почтенного главбуха достаточно солидной московской компании. Когда прошли ахи и охи, штаны были отправлены в починку, а мама - в травмпункт.

madog.jpg

Опасайтесь собак,если едетена мотоцикле.

madog.jpg

Опасайтесь собак,если едетена мотоцикле.

Отдельного внимания заслуживает мотошлем - как одна из важных составляющих защиты мотоциклиста. Его надо подбирать исключительно под размер своей головы, он должен быть оборудован вентиляционными решеточками, а стекло не должно закрывать обзор. Ну, и прочным он, конечно, должен быть тоже. Я его, например, уронил на асфальт, а на нем три царапинки и ничего более. Так что, господа мотоциклисты, относитесь внимательно к своей безопасности и ничего не забывайте. И уж тем более не делайте шлемы из старых полосатых детских мячиков.

Я же, в свою очередь, праздным осенним вечером шатаясь по просторам Сети, обнаружил интересную статью об изобретении выпускника Йоркширского университета Пирса Такера. Понаблюдав за мотогонщиками и пилотами "Формулы-1", Пирс сделал неутешительный для себя и многих других вывод - во время езды на быстрой скорости вредно отвлекаться даже для того, чтобы глянуть на спидометр.

Для начала стоит сказать, что шлем оснащен встроенным GPS-датчиком, который способен определять местоположение мотоциклиста - если, конечно, последний не забыл шлем дома или не потерял где-нибудь по дороге. Кроме того, шлем имеет на обзорном стекле несколько экранов, один из которых отображает текущую скорость езды.

Интересно, что скорость передвижения определяется весьма элегантным способом - получая информацию о местонахождении, сравнивая показатели через определенные промежутки времени и деля их, собственно на время (школьный курс физики помните - скорость равна расстоянию, поделенному на время), высчитывает скорость и высвечивает ее в буквальном смысле перед глазами ездока. То есть решается проблема концентрации внимания - мотоциклист, чтобы узнать скорость, не должен смотреть на спидометр.

helmet.jpg

Как выглядит мотошлем, вы себе представляете. А снимков своей разработки Пирс Такер, к сожалению, не предоставил.

helmet.jpg

Как выглядит мотошлем, вы себе представляете. А снимков своей разработки Пирс Такер, к сожалению, не предоставил.

При этом, по мнению Такера, технология определения скорости указанным выше способом работает гораздо точнее, чем традиционные спидометры.

Сам изобретатель утверждает, что идею такого шлема он, попросту говоря, позаимствовал у создателей системы Head Up Display, которая применяется в истребительной авиации - там летчики в обязательном порядке надевают гораздо более крутые приспособления на свою буйну головушку.

Одним спидометром, разумеется, дело не ограничилось - шлем способен (строго говоря, надо было бы написать "будет способен", ведь речь идет пока что о прототипе, хотя Такер планирует в течение пяти лет найти спонсора и наладить серийный выпуск подобных штуковин) не только показывать скорость, но и сообщать другую информацию - например, исправен ли мотоцикл, в какие шины он "обут", работают ли габаритные и поворотные огни и стоп-сигналы. Наконец, в случае опасной ситуации шлем способен оповещать мотоциклиста звуковым сигналом.

Впрочем, нацепить это изобретение на голову могут не только мотоциклисты - Такер считает, что оценят его разработку парашютисты, лыжники или те же гонщики "Формулы-1", страстным поклонником которой изобретатель является с младых ногтей. А самое главное заключается  в том, что со временем создатели мотоциклов смогут полностью отказаться от приборной панели и просто прилагать к каждому двухколесному коняшке такой шлем.

Перспективы развития более чем радужные - Такер и его собратья уже грезят новыми идеями, которые можно будет воплотить. Одной из них является сканирование дорожного покрытия на сотню метров вперед и предупреждение мотоциклиста о выбоинах (где они в своем Йоркшире нашли выбоины?) или открытых канализационных люках.

При этом производители автомобилей уже опробовали технологию в действии, разместив на ветровом стекле несколько жидкокристаллических экранов - в том числе и спидометр, разумеется. Меня когда-то на такой машине даже подвезли, и я в конце не знал, сколько денег давать. Дашь много - обидится, мало - пристрелит, чего доброго, на радость пролетариату.

А я бы попросил Такера об одной услуге - чтобы он разработал систему оповещения о наличии на дороге собак. Таких, знаете, дурных, которые лезут под колеса и кусают все движущееся. Потому что мотоцикл свой мама все равно не продаст, а каждый раз латать штаны и делать прививку - сами понимаете, радости никакой.