Телематика в автостраховании. Опыт Intouch и МТС

Сергей Кузнецов, 

При страховании автомобиля есть множество факторов, влияющих на стоимость полиса. Это и опыт вождения, и возраст, и наличие сигнализации, и многое другое. Однако с развитием технологий всё больше компаний начинают применять телематику для оценки аккуратности вождения, которая повлияет на дальнейшую скидку на страховку.

Оглавление

Давайте для начала разберёмся, что же такое телематика и какое она имеет отношение к автострахованию. Итак, транспортная телематика — это мониторинг движения автомобиля или любого другого транспортного средства. Например, во многих грузовиках сейчас установлены специальные модули, чтобы можно было проследить, едет ли фура по маршруту или водитель решил где-то остановиться на лишний час и поспать. Ранее мониторинг нужен был различным государственным структурам, а вот для частных лиц никакого толку от него не было. Да, конечно, можно было установить в свой личный автомобиль специальное устройство и при угоне увидеть, куда увезли автомобиль. Но сейчас с такой задачей справляется большинство сигнализаций, так что потребность в каком-то отдельном гаджете отпадает. 

Зато страховым компаниям слежение за водителем очень пригодится. Дело в том, что в той же Европе стоимость страхового полиса может варьироваться в зависимости от того, когда и как вы пользовались машиной. Да и в России, например, если у вас были аварии, то не видать вам дешёвого КАСКО. Таким образом страховые компании учат водителей быть аккуратными. Казалось бы, зачем же это всё страховщикам? Всё просто: прививая культуру вождения и минимизируя количество аварий, они уменьшают количество выплат, а значит, все остаются в плюсе. У страховых компаний больше денег, у водителей меньше проблем и нервных встрясок.

Но как узнать, как водит автомобиль тот или иной человек? Конечно, можно посмотреть базу ГИБДД и проверить, были ли у конкретного водителя нарушения или даже аварийные ситуации. Но таких может не оказаться, а манера поведения на дороге всё равно будет агрессивной и провоцирующей неприятности. Вот тут-то и пригодится телематика, то есть мониторинг движения автомобиля по дорогам.

Устройство

Компания Intouch предлагает своим клиентам специальную программу "Умное страхование". В сотрудничестве с МТС они запустили данный проект, который позволяет автомобилистам сэкономить до 20% на покупке КАСКО. Основным элементом системы является небольшая коробочка с названием ATrack AX5, которая как раз и будет следить за перемещениями вашего автомобиля.

Прибор для трекинга автомобиля
Прибор для трекинга автомобиля

Выглядит гаджет совершенно обычно: пластиковый чёрный корпус размерами чуть больше спичечного коробка. На корпусе можно увидеть лишь парочку индикаторов, которые мигают во время работы, разъём для подключения к диагностическому порту автомобиля и порт microUSB для настройки и отладки устройства, но пользователю он не пригодится.

Порт microUSB на боку прибора для телематики
Порт microUSB на боку прибора для телематики

Однако внутри эта коробочка не такая уж и простая, какой кажется снаружи. Тут и GSM модуль с SIM-картой МТС, в партнёрстве с которой и запускался проект, и модули GPS и ГЛОНАСС, и даже акселлерометр. Как только гаджет будет подключен к бортовой сети автомобиля, он тут же начнёт передавать данные о ваших координатах на сервера компании, где и будет вычислено, с какой скоростью вы водите, не нарушаете ли, не совершаете ли резких разгонов или торможений. К слову, передавать данные устройство умеет различными способами: с помощью USSD, GPRS, TCP, UDP или даже SMS.

Контакты для подключения устройства в диагностический разъём Индикаторы работы устройства

Разумеется, за этот модуль покупатель страховки ничего не платит. Более того, если он будет аккуратно водить автомобиль, то он ещё и денег сэкономит. В Intouch данное устройство устанавливается на 1 месяц. За аккуратное и ответственное поведение на дороге участник программы набирает баллы: если водитель получает от восьми до десяти баллов, то 20% стоимости КАСКО возвращаются на его счет. Если шесть-семь баллов – возвращаются 10%. Таким образом, некоторые допущения всё же есть, где-то можно посильнее ускориться, где-то резко затормозить, но лучше не увлекаться.

Программное обеспечение

Подключить устройство проще простого. Вставляем Atrack AX5 в диагностический разъём своего автомобиля, ждём несколько секунд, пока замигают индикаторы. После этого скачиваем специальное приложение (для iOS или Android), вводим там данные своего автомобиля и самого устройства. Всё готово и можно приступать к безопасной езде. Система полностью прозрачная и безопасная, так что данные о ваших передвижениях будут видеть только в Intouch и МТС, злоумышленникам в руки информация не попадёт. Ну и разумеется, вы сами сможете контролировать себя, так как все данные будут отображаться в приложении.

Месячная статистика в приложении Месячная статистика в приложении

Приложение может показывать, сколько всего километров вы проехали, сколько времени и бензина потратили на этот путь. Более того: если ввести в программу данные о цене на топливо, то и общая стоимость бензина будет рассчитана.  

Статистика за выбранный период Настройки приложения

В приложении можно сразу же по завершении поездки увидеть, сколько баллов было заработано. Как видите, один резкий разгон снял у меня сразу 3 балла, а ведь таких разгонов или торможений может быть несколько. Так что приходится за собой следить, когда понимаешь, что можешь потерять деньги. И тут лучше помедленнее проехать, чем заплатить лишние 20% за и без того дорогое КАСКО. 

Статистика за выбранный период Статистика за выбранный период

Приложение довольно простое и основная его функция — вывод статистики. Что касается самой системы, то пока что есть некоторые острые углы. Например, если вы будете ездить по специальной площадке, то это всё равно зачтётся как нарушения. А что делать, если вы поедете за границу, где другие скоростные режимы? Пока это не очень понятно. Впрочем, у страховой компании Intouch нужно всего лишь месяц продержать себя в руках, а вот у компании «Независимость» придётся покататься с похожим гаджетом целый год. Кстати, обхитрить устройство не удастся. Если вы захотите переставить гаджет из своего автомобиля в машину более спокойного водителя или в транспортное средство, которое вообще постоянно припарковано, ничего не выйдет. Прибор тут же отчитается компании о том, что была произведена смена и вам придётся объясняться со страховщиками.

Выводы

На сегодняшний день телематика в автомобильной сфере не получила достаточного развития, однако положительная тенденция наметилась. Да, уже сейчас с помощью таких устройств можно узнавать, где в данный момент находится общественный транспорт. А вот владельцам собственных автомобилей такой гаджет может помочь только вкупе с сигнализацией, если автомобиль угнали и нужно срочно узнать, где он находится. А пока что с помощью такого бесхитростного трекинга получается сэкономить на страховке. Мы протестировали устройство Intouch, однако известно, что это далеко не единственная страховая компания, которая таким образом позволяет получить скидку. Если вы ответственный и аккуратный водитель, то вам, разумеется, имеет смысл взять «Умную страховку». А вот если любите иногда порассекать по дорогам, то устройство это заметит и никакой скидки вам не видать. В будущем телематика станет использоваться не только для расчёта скидок, но и при аварийных ситуациях. Ведь модуль, установленный в автомобиле, может с помощью акселлерометра установить, какой мощности и с какой стороны был удар. А это значит, что у страховых компаний появится ещё один свидетель, с которым трудно спорить.


Автор
Сергей Кузнецов

Комментарии