Главное – акустика! Обзор новейшего Hi-Fi 5.1 комплекта AVE WF 806

V_A_N, 

Среди напольных Hi-Fi стереоколонок ценой до $400, а также 5.1 комплектов стоимостью до $800 отыскать нечто с уникальным звуком – большая удача. Новейшая акустика AVE 806 явно неординарна по всем показателям. Габариты, вес, отделка – всё на высоте продвинутого «Hi-Fi». А звучание?

Акустических систем в средней ценовой нише (а спрос в ней действительно велик) – видимо-невидимо, причём большинство колонок весьма привлекательны по многим показателям. Что же касается звучания, то оно в целом средне добротное по меркам начального «хай-фай». А вот шедевров – единицы. Как и следовало ожидать, с каждым днём появляются усовершенствованные модели, а также новые фирмы-производители, желающие захватить кусок заветного пирога. Значит, поиски выдающегося (за свои деньги) звука продолжаются, и продолжаются неустанно.

При этом уровень середнячков потихоньку повышается (опять-таки, в среднем). Правда, тенденция эта неоднозначна, поскольку подвержена моде. С другой стороны, в техническом плане капризная мода тоже не стоит на одном месте. Благодаря активно внедряемым прогрессивным технологиям себестоимость отдельных акустических компонентов неумолимо снижается. То, что ещё вчера было исключительной принадлежностью флагманской модели, сегодня уже перекочёвывает в начальный Hi-Fi уровень. Например, высокочастотные динамики с когда-то экзотическими неодимовыми магнитами от престижнейших фирм нынче выпускает чуть ли не любая китайская фабрика. Аналогичная ситуация и с мембранами из шёлка, титана и т.д. Технические и эстетические параметры конкурирующих изделий сближаются. Наверху и внизу хайфайного небоскрёба дизайнеры оттачивают свой полёт фантазии, в серединке же щедро тренируются на мелких украшениях. Как следствие, в каждой ценовой нише представлено огромное количество колонок на любой вкус и цвет, звучащих примерно одинаково – добротно. И только. В очередной раз послушав таковые, приходишь к неутешительному выводу: ничего особенного. Выдающийся, с изюминкой звук – большая редкость в пределах той или иной ценовой ниши. Мало кто из ведущих мировых производителей рискнёт отбиться от общего стада, выпустив акустику с нетривиальным, а тем более новаторским звучанием. Все сообща осторожно следуют (вернее, бредут) согласно неспешной тенденции развития. Молодые фирмочки, особенно из Поднебесной, те – да, резвятся, кто во что горазд, но результат частенько получается плачевным.

Стоп! – скажет теоретически подкованный читатель. Что, на акустике свет клином сошёлся? Источник сигнала не менее важен! А «правильные» кабели вообще чуть ли не четверть бюджета могут откусить. А усиление!?

А может, не стоит так уж верить красочным журналам рекламной направленности?

Главная составляющая звука

Выше определённого качественного порога объективные (и субъективные!) параметры связки «источник-усилитель-кабель» по мере роста цены различаются всё меньше и меньше. Если испытывать «в тёмную», то единицы особо тренированных экспертов ещё иногда уловят смехотворные (часто ускользающие) отличия, а большинство слушателей вообще не почувствуют никакой разницы. Правда, при одном условии. Акустика должная быть корректно подобрана, а элементы тракта – правильно согласованы.

По характеру звучания акустические системы могут быть классифицированы по трём группам. Первые раскрывают (а отдельные, особо ретивые, даже выпячивают) шероховатости записи. Вторые, наоборот, скрывают-сглаживают-замазывают. Третьи – студийные мониторы и им подобные (как правило, с предельно выглаженной для ближнего поля АЧХ) – беспристрастно нейтральны и… бесконечно скучны.

Выбор типа акустики сказывается на раскрытии возможностей как источника звука, так и усилителя-ресивера, и шнуров-кабелей. Если взять «сглаживающую» акустику, то разницу в звучании, скажем, аппарата за $150 и $250 могут не почувствовать даже эксперты-слухачи со стажем. Что уж говорить про плееры ценой $500, $1000 и более. Любопытный момент: с умеренно «замазывающей» акустикой частенько заметно проявляется влияние проводов (из-за суммарного импеданса?), тогда как на «раскрывающей», но с ровным импедансом, скромный кабель «играет» практически не хуже дорогущего.

На «раскрывающей» акустике проводить тестовое прослушивание аппаратурного тракта не стоит, поскольку колонки с таким характером часто перебарщивают, неся отсебятину, в том числе, чарующе-увлекательную. Посему при недостатке опыта легко ошибиться с выводами. Мониторная же акустика, предназначенная для долгой кропотливой работы в студии, не позволяет получить яркое эмоциональное наслаждение от прослушивания музыки, посему вряд ли когда-нибудь массово приживётся в быту.

Давным-давно прекрасно известно, что главный виновник искажения звука – это акустическая система. Если хороший усилитель обеспечивает сотые и тысячные доли процента нелинейных искажений, то колонка добавляет в среднем около 1%, а на низких частотах – до 5% (на самых низких – даже более 10%)!

Про кабели по $10-100 за погонный метр говорить ничего не буду. Hi-End – это, прежде всего, образ жизни. Четырёх-пятидолларового стереошнура вполне достаточно для большинства задач начального и среднего Hi-Fi.

А теперь поговорим об источнике звука в виде DVD-плеера. Ясно, как Божий день, что сравнивать в лоб тот же Самсунг-750 с каким-нибудь заоблачным СиДи-транспортом от ARCAM не имеет никакого смысла. Аудиофильскому источнику требуется адекватная акустика, а иначе зачем затевать всю эту возню. Только большинству людей аудиофильских изысков не надо. Старая научная байка не без основания утверждает, что 20% людей выпивают 80% пива (соответственно, 20% сего янтарно-пенистого напитка могут быть выпиты оставшимися 80%). Перефразируя «классику», 80% людей могут сделать лишь 20% от Hi-Fi выручки. Тут всё зависит от мощности рекламного натиска. Битва идёт не только за 20%, уже плотно подсевших на поиски идеального звука, но и за каждого потенциального покупателя. В первую очередь под прицелом те, кто погорячился, купив неудачно сочетающиеся модели, и кто, обзаведясь «замазывающей» акустикой, пытается её расшевелить за счёт удорожания остального тракта… Так вот, плеер оговоренного выше уровня качества какой-либо грязи и прочей пакости не привнесет. Посему DVD-плеер примерно за двести долларов с копейками для большинства меломанов может служить прекрасным источником звука, прежде всего, многоканального.

Таким образом, главное в звуке (скажем, 75-80%) – это акустика! При условии качественной записи, конечно (но это отдельный разговор). На втором месте (порой >20%) – согласование акустики с усилителем (чем меньше скачков по частотам у импеданса, тем легче усилителю «вкачать» звук без искажений и перегрева). На третьем (менее 5%) – источник звука (при условии превышения качественного порога). На четвёртом (менее 1%) – шнуры-кабели.

По поводу шнуров следует отметить, что чем они длиннее, тем критичнее их влияние. В том числе, в случае слабых (слишком бюджетных) приёмо-передатчиков при подключении по цифре. Например, на 1 метре искажений почти не заметно, а на 3 метрах может начаться свистопляска. Важна хорошая экранировка и надёжный, чистый контакт. Длина колоночного кабеля начинает сильно проявляться на расстояниях чуть ли не под 50-100 метров, а толщина – при сотнях ватт подводимой мощности. Так что в быту полтора-два квадрата на жилу нормальной «хай-файной» меди – и всё будет о’кэй.

AVE

Активно муссируются слухи, что эта молодая российская фирма (Ferra.ru её уже представляла ранее) торгует китайским ОЕМ, лишь наклеивая свои шильдики-бирки. Мол, многие модели – точные копии известных (а также не очень) брэндов. Как выяснилось, AVE действительно заказывает изготовление корпусов на тех же заводах, что и некоторые акустические брэнды. Только вот начинка колонок иная. Кросс-фильтры разрабатываются российскими инженерами под конкретные динамики и корпуса. Тестирование опытных образцов акустических систем AVE также проводится в России.

Естественно, чтобы снизить цену до приемлемого для большинства россиян уровня, AVE вынуждена использовать динамики от восточно-азиатских фирм. Никто не спорит, для обеспечения суперзвука было бы намного проще использовать динамики от известнейших авторитетов (например, датской Vifa и прочих элитных европейцев-американцев), но уж слишком это накладно. И не только для AVE. Многие европейские фирмы, специализирующиеся на недорогом Hi-Fi, поступают таким же образом.

Поиск адекватных по требуемым параметрам динамиков выливается в отдельное исследование. Ни одна из фирм, производящих акустику, не любит раскрывать свои секреты по этому поводу. AVE – не исключение. Как следствие, обнаружить на динамике (изнутри колонки) наклейку от истинного прародителя можно чрезвычайно редко. Иногда ставится цифровой номер-код на «морде» динамика, но точно вычислить по нему фирму непросто.

Приведу пример тайваньского производителя очень хороших динамиков www.tb-speaker.com. Сия компания недаром имеет дистрибьюторов в США, Японии, Германии, Италии, Финляндии. Однако кто из непрофессионалов о ней знает? Динамики этой фирмы широко используются в лучшей мультимедийной акустике, которая уже широко распространена в России, но ни одного официального указания на «родителя» вы не найдёте.

AVE806 02

Эй, динамик, ты чей?

Упаковка и комплектация

Фронтальные колонки столь крупны и тяжелы, что упаковка каждой в свою коробку не вызывает удивления. Однако габариты всё равно таковы, что даже одна коробка поместится далеко не во всякий багажник (придется обе везти в салоне). Центр и тылы пакуются в одну коробку, которая тоже получается весьма увесистой. Дешёвый пенопласт сменил специальный упругий материал с губчатой структурой. По крайней мере, предсерийный промышленный образец, пришедший на тест, был упакован именно так образом.

Акустический кабель в комплект не входит, но AVE предлагает приобрести отдельно неплохой (после проветривания на улице от запаха) кабель, причём за разумную цену, выбрав из двух фирменных наборов.

806-й продается в 3 вариантах: как стереопара (фронтальные колонки), как комплект 5.0 и как 5.1, то есть с активным сабвуфером.

Спецификация

(по сведениям производителя)

Параметры

Фронт

Центр

Тыл

Сабвуфер

Частотный диапазон, Гц

38-18000*

60-15000*

60-15000*

22-150

Габариты, см

110х24,5х38

18х53х25

31х18,3х25,5

42,2х33,5х45,5

Динамики, дюйм

2х7+4,5+1

2x4,5+1

4,5+1

10

Мощность, Вт

200

60

60

100

масса, кг

28,2**

?

?

23,3

Сопротивление, Ом

4

4

4

Активный

* – неравномерность не указана
** – нетто одной колонки

Чувствительность указана равной 91 дБ для всех пассивных колонок данного комплекта. На этот счёт есть определённые сомнения. На слух центр и тылы заметно менее громкие. Каюсь, проверить измерениями не успел: комплект приехал на тест всего на несколько дней.

Технические решения

Чтобы обеспечить глубокий и чистый бас, корпуса колонок сделаны максимально большими и без особых технических ухищрений. Порты фазоинверторов присутствуют: у фронта они выведены сзади, а у центра – спереди.

Басовый динамик фронта имеет очень мягкий и достаточно длинноходный подвес, что при 7 дюймах диффузора обязано обеспечить глубокий и быстрый бас.

AVE806 03

Главные динамики фронта AVE WF 806

Высокочастотный динамик имеет нежный купол из тончайшей ткани, а во избежание повреждений он защищён металлической сеткой.

AVE806 04

Вскрытие показало…

Толщина передней панели корпуса фронта могла бы быть и побольше. Спасают распорки и поглотитель внутри. Хорошо и то, что материал (разновидость ДВП) не рыхлый.

В целом, фронтальные колонки смотрятся неплохо, только вот их ширина и глубина столь велики, что втиснуться в устои типичной жилой комнаты им будет довольно проблематично.

AVE806 05

Качество внешней отделки явно выше среднего. Неплохие, удобные разъёмы. Бивайринг, опять-таки (после удаления перемычек). Кстати, на фото – тестовое подключение от двух разных усилителей, использующихся по очереди.

AVE806 06

Разъёмы фронта

Тыловая колонка: всё в меру, всё разумно – и габариты, и внешний вид, и динамики.

AVE806 07

«Тыл»

Колонка центрального канала выделяется немаленькой глубиной. Да и ширина приличная. Два порта фазоинверторов торчат по бокам. Но вся композиция смотрится неплохо.

AVE806 08

«Центр»

Порадовали параметры сабвуфера. Доселе у AVE сабвуферы получались, что называется, не очень. А тут, судя по всему, удача. Убедительный динамик. Крепкий, без призвуков корпус. Мощность встроенного усилителя невелика (100 Вт RMS), но для типичной квартиры её вполне хватит.

AVE806 09

Сабвуфер – вид спереди

Щелевидный порт фазоинвертора выведен на тыльную часть. Предусмотрены регулировки громкости, частоты среза и поворота фазы (0 и 180 градусов). Есть и высокоамплитудные входы-выходы.

AVE806 10

Сабвуфер – вид сзади


Автор
V_A_N
Теги

Комментарии