Что нужно знать о домашнем кинотеатре

Игорь Борисов, 

Появившиеся в девяностых годах домашние кинотеатры (ДК) ныне превратились в универсальные мультимедийные комплексы. Более того, при наличии оборудования высокого класса и грамотно спроектированной инсталляции владелец ДК вполне может утверждать, что его система дарит куда больше впечатлений, нежели большой коммерческий кинотеатр. Однако многое зависит не только от используемой аппаратуры, но и от правильности её настройки, размеров и отделки помещения, местоположения зрителей и так далее. Не секрет, что в настоящее время собрать «правильный» домашний кинотеатр неподготовленному человеку очень сложно. Если говорить точнее – вообще невозможно. Данный цикл статей призван внести ясность если не по всем, то хотя бы по ключевым аспектам подготовки, выбора, установки и настройки домашней системы. Но для начала – базис.

108356

Что такое домашний кинотеатр

Так называется комплекс, первостепенной задачей которого является демонстрация фильмов и иных видеоматериалов с многоканальным (окружающим) звуком. Минимальная конфигурация любого ДК включает один или несколько источников видеосигнала, устройство его отображения, декодер многоканального звука вкупе с усилителями мощности (зачастую обе функции совмещает AV-ресивер) и комплект акустических систем для воспроизведения звука основных каналов, а также низкочастотных эффектов.

Ниже можно увидеть примерную схему типового домашнего кинотеатра с конфигурацией 5.1 (пять основных колонок и один сабвуфер).

Домашний кинотеатр: классическая компоновка по схеме 5.1
Домашний кинотеатр: классическая компоновка по схеме 5.1

Компоненты домашнего кинотеатра

Источник

Это аппарат, формирующий видео- и аудиосигнал путём считывания данных с какого-либо носителя информации или посредством приёма транслируемого потока. В современном домашнем кинотеатре источником может служить DVD-проигрыватель, спутниковый ресивер либо плееры нового поколения с поддержкой изображения высокой чёткости: Blu-ray и HD DVD. Во всех случаях записанный на носитель или транслируемый контент содержит не только видеоряд, но и многоканальное звуковое сопровождение, которое является непременным условием для достижения полноценного эффекта вовлечения в домашнем кинотеатре. Различные игровые приставки, караоке-аппараты и персональные компьютеры могут стать удачным дополнением к основным источникам и расширить функциональность кинотеатральной системы.

Домашний кинотеатр: источник аудио- и видеосигнала
Домашний кинотеатр: источник аудио- и видеосигнала

Устройство отображения видеосигнала

Таковым может являться кинескопный или плоскопанельный (жидкокристаллический/плазменный) телевизор либо видеопроектор с соответствующим проекционным экраном. Выбор разновидности устройства отображения напрямую зависит от того, в каких условиях будет производиться просмотр и какого размера изображение требуется получить. Более подробно этой темы мы коснёмся в одной из следующих статей цикла.

Домашний кинотеатр: устройства отображения
Домашний кинотеатр: устройства отображения

AV-процессор

Этот компонент можно назвать мозгом всего домашнего кинотеатра. В любом AV-процессоре содержится коммутатор – как для видео-, так и для аудиосигналов; аналоговых и цифровых. Коммутатор позволяет подключить (и, соответственно, подать сигнал на колонки и устройство отображения) около десятка разнообразных источников. Есть в AV-процессоре и встроенный аудиодекодер. Он необходим для того, чтобы расшифровать поступающий от источника (скажем – DVD-плеера) цифровой поток Dolby Digital, DTS и т. д., превратив его в многоканальный звук. В дальнейшем этот сигнал – либо сигнал, поступающий с аналоговых входов и не требующий декодирования, – обрабатывается аудиопроцессором, который позволяет сбалансировать нужным образом уровни громкости каналов* в системе окружающего звучания, получить желаемое время задержки*, обеспечивает частотную коррекцию*, а также может придать звуку какой-либо пространственный эффект для создания ощущения нахождения слушателей на стадионе, в большом зале, в гулкой пещере и т. п. Декодированием цифровых аудиопотоков и их обработкой зачастую занимается один или два микропроцессора, называемые DSP – Digital Signal Processor.

Обработанный многоканальный или стереофонический аудиопоток проходит стадию цифро-аналогового преобразования (ЦАП) и подаётся на предварительный усилитель, то есть подготавливается для передачи на усилитель мощности.

* Процессы настройки параметров аудиодекодера будут рассмотрены в одной из следующих статей данного цикла.

Домашний кинотеатр: внешний вид (спереди и сзади) одного из AV-процессоров для домашнего кинотеатра
Домашний кинотеатр: внешний вид (спереди и сзади) одного из AV-процессоров для домашнего кинотеатра

Усилитель мощности

Как правило, в домашнем кинотеатре применяется многоканальный усилитель мощности. По сути, это несколько (от пяти до семи) усилителей, размещённых в одном корпусе и имеющих общий – хотя бывают и исключения – блок питания. Усилитель мощности – последнее звено на пути прохождения аудиосигнала от источника до акустических систем. Его задача, как нетрудно догадаться, поднять амплитуду сигнала и силу тока до такого уровня, при котором этот сигнал смог бы «раскачать» громкоговорители. Конечно, это несколько грубое определение, но тем не менее.

Домашний кинотеатр: внешний вид (спереди и сзади) одного из многоканальных усилителей мощности
Домашний кинотеатр: внешний вид (спереди и сзади) одного из многоканальных усилителей мощности
Домашний кинотеатр: связка из AV-процессора и усилителя мощности
Домашний кинотеатр: связка из AV-процессора и усилителя мощности

AV-ресивер

Данный компонент является результатом воссоединения AV-процессора и многоканального усилителя мощности. Оба блока просто размещены в общем корпусе. Плюсы: нет необходимости коммутировать блоки между собой; они занимают меньше места, чем два раздельных аппарата. Минусы: ограниченное пространство корпуса AV-ресивера не позволяет установить высококлассные усилители мощности и аудиоэлектронику с раздельными контурами питания и должной экранировкой аудиоцепей. Конечно, нельзя сказать, что AV-ресивер – это однозначно плохо, а раздельные компоненты – однозначно хорошо. Всё зависит от класса и реализации каждого конкретного аппарата. Однако так уж сложилось, что в сегменте высококлассных домашних кинотеатров бал правят именно раздельные устройства. Ведь помимо возможности разместить огромные трансформаторы в блоке питания независимые (друг от друга) компоненты обладают значительно большей гибкостью в плане компоновки: можно подобрать модели с необходимыми характеристиками. AV-ресиверы, в свою очередь, отлично подходят для комнат небольшого и среднего размера.

Качество звучания, возможности и мощность встроенных усилителей в AV-ресиверах зависят, разумеется, от класса аппарата. Понятно, что сравнивать модель ценой $350 и 2000 не имеет смысла, хоть формально они относятся к одной разновидности оборудования. А между тем на рынке представлено немало высококлассных AV-ресиверов ценой $3000-4000, которые способны дать фору некоторым связкам из отдельного AV-процессора и усилителя мощности.

Но, на мой взгляд (и воспринимайте это как сугубо личное мнение), имея возможность потратить четыре тысячи долларов и более на усилительную часть, в сторону AV-ресивера я бы смотрел в последнюю очередь, ведь купить качественный AV-процессор и добротный семиканальный усилитель мощности в этом ценовом диапазоне можно запросто.

Домашний кинотеатр: внешний вид (спереди и сзади) одного из AV-ресиверов. Такой аппарат содержит AV-процессор и усилитель мощности «под одной крышей», которые, пусть и с некоторыми компромиссами, призваны заменить отдельные блоки AV-процессора и усилителя мощности
Домашний кинотеатр: внешний вид (спереди и сзади) одного из AV-ресиверов. Такой аппарат содержит AV-процессор и усилитель мощности «под одной крышей», которые, пусть и с некоторыми компромиссами, призваны заменить отдельные блоки AV-процессора и усилителя мощности

Автор
Игорь Борисов

Комментарии