Что нужно знать о домашнем кинотеатре. Часть третья. Расставляем колонки правильно

Игорь Борисов, 

Продолжаем постигать премудрости домашнего кинотеатра. В этот раз разбираем правила расстановки акустических систем в комнате. Комнаты бывают разные, поэтому постараемся учесть наиболее распространенные случаи.

Читайте также две предыдущие статьи цикла, посвященные азам компоновки ДК и акустической обработке комнаты.

Пусть вас не вводит в заблуждение то обстоятельство, что в каждой части статьи мы делаем упор на важность выполнения того или иного этапа работ по созданию домашнего кинотеатра. В действительности все этапы важны, и влияние каждого сложно переоценить. Ненадлежащее выполнение требований какой-либо стадии построения ДК может обернуться существенным ухудшением качественных показателей работы системы, главный из которых – эмоциональный эффект.

Как и подбор аппаратуры и подготовка помещения, столь же важной процедурой является правильная расстановка акустических систем и зрительских мест в комнате. Главная задача – соблюдать те условия инсталляции, на которые рассчитаны современное оборудование и колонки. Ведь только в этом случае домашний кинотеатр одарит вас полноценным окружающим звучанием – захватывающим и объёмным.

Несмотря на всё многообразие систем окружающего звука, массовое распространение получили две: 5.1 и 7.1. Первая цифра обозначает количество основных акустических систем, а цифра после точки – количество каналов сабвуфера. На всех современных фонограммах низкочастотный канал один, так как человек не локализует на слух источник звука, воспроизводящий частоты ниже 100 Гц, – разделение НЧ-канала на несколько независимых попросту не имеет смысла. Хотя самих сабвуферов, играющих одну и ту же партию, может быть два и более, в зависимости от объёма/конфигурации помещения и характеристик самих сабвуферов.

Вариант идеального расположения громкоговорителей по схеме 5.1 приведён на рисунке ниже. Все АС находятся на равном удалении от места прослушивания, выстроившись по линии виртуальной окружности, в центре которой слушатели. 

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1

Аналогично и для 7.1. Только колонок окружающего звучания будет не две, а четыре: так называемые боковые (side surround) и тыловые (rear surround).

Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1

Идеальная реализация подобных схем на примере реальных инсталляций будет выглядеть следующим образом:

Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1

Однако даже неспециалисту понятно, что в обычной жилой или даже специально отведённой для ДК комнате идеальные условия расстановки АС выполнить непросто. Хотя бы потому, что в домашнем кинотеатре редко бывает один зритель, ещё реже удаётся обеспечить значительное удаление тыловых колонок и зрительских мест. К счастью, вариации допустимы, скомпенсировать же отступления от нормы помогут настройки AV-ресивера или AV-процессора. Таким образом, даже не придерживаясь идеала (в разумных пределах, как описано ниже), можно добиться «правильного» многоканального звучания. Если ресивер оборудован современной системой автоматической калибровки колонок – воспользуйтесь ею, электроника скорректирует параметры самостоятельно при помощи прилагаемого к ресиверу измерительного микрофона. Его следует располагать на месте прослушивания, желательно на уровне головы. В то же время даже самые совершенные алгоритмы не в силах исправить ситуацию, если колонки расставлены со значительными отступлениями от приведённых выше схем. Вот допустимые компромиссы.

  • Три АС впереди слушателей (фронтальные и центральная) могут располагаться в одну линию, а не по «окружности». При этом фронтальные колонки должны по возможности образовывать с местом прослушивания равносторонний треугольник.
  • Тыловые громкоговорители могут находиться на меньшем удалении от зрителей, чем фронтальные, однако крайне желательно обеспечить расстояние хотя бы 1,5 м от каждого тылового громкоговорителя до ближайшего зрителя. Если зрительские места расположены вплотную к задней стене помещения, тыловые колонки должны быть настенными (подробнее см. далее).
  • Сабвуфер не показан на схемах, поскольку его расположение напрямую зависит от помещения. В процессе инсталляции должны производиться расчёты акустики комнаты для заблаговременного выбора размещения НЧ-модуля. Либо выбор места установки сабвуфера производится в процессе инсталляции на слух. В среднестатистическом домашнем кинотеатре применяется один сабвуфер, в более продвинутых системах, а также в комплексах класса THX используются два одинаковых «низкочастотника», которые обычно располагаются под фронтальными колонками (или рядом с ними) либо в районе центрального спикера. В любом случае, должна сохраняться симметрия размещения АС.

Если комната небольшая (18-25 кв. м), то предпочтительной является поперечная схема размещения системы: экран в центре длинной стены, по бокам от него фронтальные АС, зрители находятся у противоположной длинной стены, желательно не вплотную к ней.


Автор
Игорь Борисов

Комментарии