Путёвые заметки, или Философия съёмки мегазумом

Алексей Алексеев, 

Отправляясь в поездки, особенно в дальние, я всегда норовил захватить с собой цифрозеркалку и минимум пару объективов, а лучше три. Летом сего года я изменил данному правилу. Нашлась замена. Насколько полноценной она оказалась, читайте в этой статье.

Временами я задумывался о том, какую камеру хотел бы иметь для путешествий. Конечно же, достаточно компактную, лёгкую. Вы скажете, что таких немало? Да, тогда добавлю: с хорошим качеством изображения и, самое главное, с широким углом на коротком конце зума. Вот таких уже немного. Если не брать в расчёт просьюмерки, то среди цифровых камер с несменными объективами стандартное начало зума находилось где-то около 33-35 мм.

А тратиться на просьюмерку только для поездок, имея цифрозеркалку хорошего класса, не позволяли жаба и здравый смысл.

Хотелось бы, ах, как хотелось бы купить камеру, достаточно компактную, но не с 35 мм на широком углу, как это было принято у компактных камер, а хотя бы с 28 мм плёночного эквивалента. Ведь для плёночных-то камер стандартный зум начинался с 24-28 мм! Нет, 35 мм тоже ничего, снимали же мы когда-то пионерской «Сменой-8м» с её 40 мм. Только вот возвращаться к «Смене» в цифровом исполнении не шибко хочется.

И вот в начале года появляется Olympus SP-550 Ultra Zoom.

Olympus SP-550 Ultra Zoom
Olympus SP-550 Ultra Zoom

Светочувствительный элемент

1/2,5-дюймовый ПЗС-сенсор, прибл. 7,1 млн

Светочувствительность

AUTO, 50, 100, 200, 400, 800, 1600 (с уменьшением разрешения доступны 3200, 5000)

Объектив

4,7-84,2 мм (эквивалентный диапазон плёнки 35 мм: 28-504 мм), f/2,8 – f/4,5

Увеличение

18-кратный оптический, прибл. 5,6-кратный цифровой/100х в комбинации с оптическим

Фокусировка

TTL iESP автофокус с определением контрастности, 143-зональный выбор фокусировки

Макросъёмка

Режим супермакро – 1 см

Запись изображения

Фото
3072x2304
3072x2048 (3:2)
2560x1920
2304x1728
2048x1536
1600x1200
1280x960
1024x768
640x480

Запись видео

640x480,
320x240,
30 кадров/с со звуком

Выдержка

1/2-1/2000 с, до 8 мин. (режим Bulb), до 4 с (режим «ночная съёмка»)

Видоискатель

Электронный видоискатель высокой чёткости

ЖКД

2,5” TFT ЖК-дисплей с 230 000 пикселей

Хранение информации

xD-Picture Card, встроенный буфер 20 Мб

Встроенная вспышка

Режимы работы: автоматическая, принудительная, отключена, подавление эффекта красных глаз, заполняющая
Рабочий диапазон вспышки 0,3-4,5 м при широком угле и 1,2-2,8 м в режиме телефото. Вспышка оснащена возможностью коррекции в +/- 2 ступени

Серийная съёмка

7 к/с / 15 рамки (в режиме 3 Mпикс) 15 к/с / 20 рамки (в режиме 1,2 Mпикс)

Питание

4xAA элемента питания

Размеры (ДхШхВ), мм

116x78,5x78

Вес, г

365

Объектив состоит из 14 линз в 11 группах. Фокусное расстояние составляет 4,7-84,2 мм (28-504 мм в эквиваленте к камерам 35 мм) при максимальных значениях диафрагмы 2,8-4,5.

Общие впечатления

Как и во всех современных суперзумах, в 550-м основное место и объём конструктива занимает объектив. Над ним – вспышка и видоискатель, за ним – хороший, большой, но не поворотный экран, сбоку – рукоятка удержания под правую руку плюс все органы управления. В общем, проверенная «псевдозеркальная» компоновка. Камера компактна – на мужской ладони она лежит как игрушка. Но если взять её на изготовку, впечатление меняется.

Фотоаппарат удобно лежит в руке, несмотря на относительно небольшие размеры. Это происходит не только потому, что есть большая рукоятка. Многие детали корпуса имеют покрытие из рельефной резины. Из рук не выскользнет! Съёмку вполне можно осуществлять, удерживая камеру одной рукой. Даже диск режимов при этом можно переключать большим и указательным пальцами правой руки, зажав 550UZ между подушечкой большого пальца и остальными пальцами. А вот чтобы работать в меню и настройках, лучше всё-таки взять камеру двумя руками. Потому что нажимать джойстик и кнопки вокруг него большим пальцем правой руки удобно, только если левая рука в это время держит камеру.

Также под указательным пальцем кроме кнопки затвора оказываются рычаг трансфокатора, кнопка включения камеры и «назначаемая» кнопка – для быстрого доступа к какой-либо из нескольких функций меню. По умолчанию «назначаемая» кнопка отвечает за быстрое включение-выключение режима стабилизации. Поэтому на ней изображён символ дрожащей ладошки. Однако «назначаемая» кнопка могла бы быть удобнее в пользовании, ведь она только вызывает соответствующий пункт меню. Для того чтобы сменить режим, всё равно требуется перехватывать камеру двумя руками и использовать кнопку ОК.

Надо сказать, что экран у камеры хорош. Большого размера (2,5” TFT с разрешением 230 000 пикселей). Он удобен и при съёмке, и при просмотре кадров. А если вы снимаете при ярком солнечном свете – поможет видоискатель. По нему вполне можно осуществлять наводку на резкость в ручном режиме или контролировать резкость (а не только композицию) в автоматическом. А ручное наведение «на цель» в данной камере иногда весьма предпочтительно. Особенно при низкой освещённости или при дальних положениях зума.

Завершая разговор про экран и видоискатель, вспомним выражение из фильма «Кавказская пленница» о том, что «излишества всякие нехорошие» ведут к ослаблению организма. Очевидно, поворотный экран и поворотный видоискатель кажутся конструкторам камеры теми самыми нехорошими излишествами. А поэтому многие приёмы макросъёмки или скрытой съёмки будут вам недоступны.

Зато благодаря мегазуму становятся доступны другие съёмочные приёмы. В самом деле, хотите вы сделать портрет с расстояния 10 метров – а нет проблем! Легко можно подкараулить какую-либо живность – хоть представителя мира животных, хоть доброго друга в момент отдыха.

18-кратный мегазум был реализован впервые в мире именно на этой камере, хотя сейчас уже есть и аналоги – у Panasonic, к примеру. И сей первый блин комом не вышел.

Возможности мегазума впечатляют!

Вот это диапазон! Уместить можно всё что угодно!

Вот первый, последний ну и один из средних снимков.

Нилова пустынь. Кадры из серии

Теперь, когда возможности камеры понятны, хочу предложить вам, уважаемые читатели, простую, почти детскую загадку.

Перед вами некое пейзажное фото. А ниже – кадры, снятые на максимальном зуме, но с той же точки. Найдите на первой фотографии соответствующие фрагменты.

Это широкоугольное положение объектива
Максимальное телеположение

Автор
Алексей Алексеев

Комментарии