Когда цифрА пасует

Алексей Алексеев, 

До сих пор и профессиональные фотографы, и любители снимают на плёнку. И вовсе не потому, что денег на покупку цифровика нет. Просто… мало что может заменить такое прикосновение к чуду, как съёмка на средний, а тем более большой формат.

Данный текст предназначен прежде всего для любителей фотографии, которые хотят расширить свои навыки, творческие возможности, но доселе не сталкивались со съёмкой на средний и большой формат. Те же из вас, уважаемые читатели, кто знаком с вопросом, смогут вспомнить времена, когда знакомство только начиналось, и предаться сладкому ностальгическому чувству.

Средний формат – собирательное обозначение для техники с размером кадра от 6х4,5 до 6х9 см. Кроме того, к среднему формату относятся панорамные камеры с высотой кадра 6 см. Само название «средний формат» появилось, когда форматный кадр 9х12 см был поделен пополам, до 6х9 см.

С тех пор прошло много времени, и просто форматный кадр стал называться большим форматом. К нему относятся снимки на листовую плёнку 9х12 см и более. В данной статье речь пойдёт преимущественно о среднем формате.

Пройдёмся по понятиям.

В СФ (среднем формате) 69 – это кадр формата 6х9 см. Соответственно, 645, 66, 67, 68 – кадры 6х4,5, 6х6, 6х7 и 6х8 см. Есть ещё формат 63, но лично мне он не встречался вживую. А ещё есть задники для СФ-камер под узкую плёнку. Например, чтобы пейзажи снимать.

Ещё есть специальные панорамные форматы – 6х10 и 6х12. Есть даже 6х17, но об этом – во второй части статьи.

Почему это настолько классно, или Теория формирования изображения на плёнке

Площадь стандартного кадра на узкой 35-миллиметровой плёнке равна 864 мм2.

Площадь сенсора цифрозеркалки формата APS-C равна 286-419 мм2 в зависимости от кроп-фактора.

А вот площадь одного из самых маленьких среднеформатных, 645-го кадра, составляет 2500 мм2.

Итого, на формирование одного и того же изображения при использовании сопоставимых по фокусному расстоянию объективов в 645-м среднем формате отводится в 6-8 раз больше площади, чем в цифрозеркалке. Для цифровиков классом пониже соотношение будет просто катастрофичным. А уж если мы будем рассматривать СФ кадр 66 или 69, то соотношение площадей будет ещё больше.

Разумеется, и количество света, падающего на единицу площади, при сопоставимых объективах будет одинаковым. А это значит, что на полный 645 кадр среднего формата попадёт в 6-8 раз больше света, чем на матрицу цифрозеркалки.

Распределяясь по большей площади, он обеспечит такую прорисовку деталей, которая и не снилась цифровику или узкоплёночному кадру.

Московский пейзаж. Фото: К.Крысанов, Mamiya 645, Sekor 45
Кроп в натуральную величину
Кроп в натуральную величину

Естественные ограничители качества снимка – зерно плёнки, аберрации объективов, предельная их разрешающая способность – благодаря повышенной площади кадра заметны гораздо меньше, чем на узкой плёнке.

И стоило бы отметить ещё один немаловажный аспект. Строго говоря, среднеформатная оптика по своей разрешающей способности не превосходит оптику для «цифры» или узкой плёнки. Наоборот, можно отметить, что современные объективы с элементами из низкодисперсного стекла, асферическими линзами и многослойным просветлением превосходят по разрешающей способности среднеформатные объективы 10-30-летней давности. Но вышеописанные различия в площади кадра напрочь сводят на нет преимущества современности.

Правда, среди фотографов можно встретить и несколько другое мнение – что все современные ухищрения объективостроительства на самом деле лишь маркетинговые ходы и прибавку разрешения они дают мизерную. В самом деле, если сравнить старые, механические объективы Canon или Olympus Zuiko с современными – далеко не всегда сравнение по рисунку и разрешению будет в пользу последних. Из-за повальной экономии буквально на всём современная продукция чаще выглядит игрушечной либо ещё хлеще – одноразовой. Тем более на фоне «ветеранов».

Среди производителей СФ-оптики никогда не было принято выпускать «бюджетные» или любительские объективы. Все «стёкла» были ориентированы на профессиональное использование, и помимо выверенного конструктива производитель обеспечивал хороший контроль качества.

И вот мы берём старый, 1970 года, произведённый в СССР «Киев-6С» со штатным объективом (стоимостью $150) и правильно снимаем на хорошую плёнку. И если фотоаппарат стар лишь по возрасту, а не по износу, дальше остаётся лишь удивляться – получившийся кадр по детализации и цветовому охвату намного превзойдёт тот, что может быть получен на средненькой цифрозеркалке. Поэтому если в мире цифры нередки споры о том, какой объектив, какая система даёт более резкую и контрастную картинку, то в мире среднего формата такие разговоры просто лишены смысла. Если для снимка используется хорошая плёнка и в процессе съёмки она правильно экспонируется – то резкость и контраст там будут.

«Киев-6С», штатный объектив «Вега-12Б»
Кроп-изображения
Кроп-изображения

В мире СФ ведутся разговоры о пластике объектива, о боке, глубине изображения...

Магия СФ состоит в том, что любой человек, даже привыкший к цифровому изображению, сразу понимает разницу цифрового или СФ-изображения. Впрочем, подробный разговор об этом ждёт нас во второй части данного материала.

Научно-техническая эволюция

Напомню, что среднеформатная техника произошла от форматной (сейчас мы говорим – большеформатной) и поначалу унаследовала от неё многие черты – к примеру, раздвижной мех, наведение по матовому стеклу, подвижки и повороты для коррекции перспективных искажений.

Большеформатная камера
Большеформатная камера

Затем среднеформатная техника эволюционировала вместе с узкоплёночной. Различные технические новинки успешно внедрялись и в СФ, и в формате 35 мм. Однако массовое распространение получили именно 35-миллиметровые камеры. С повышением качества плёнки 35-миллиметровый кадр завоевал не только репортаж, но и студийную съёмку. А уж по компактности, цене, быстродействию и насыщенности всякими замечательными прибамбасами типа зумов и автофокуса 35-миллиметровые камеры намного обогнали среднеформатки, став и у любителей, и у профессионалов наиболее распространёнными инструментами.

Такая картина сложилась примерно к середине 90-х. Но и тогда многие фотографы, которым было важно качество изображения, а не скорость съёмки, использовали СФ-технику. Для профессионалов к тому времени выпускались автоматизированные, СФ-камеры.

А в 1997 году вышла PENTAX 645N – первая в мире среднеформатная автофокусная зеркальная фотокамера. Забегая вперёд, скажу, что современные «мамии», «контаксы», «пентаксы», «ролляи» и «хассели» не уступят современным цифровым зеркалкам в насыщенности автоматикой.

Примерно в 2001 году началась эпоха цифры – с массовым выпуском любительских фотоаппаратов и неизбежной в начале эволюции потерей качества.

И вот тут-то многие любители снова вспомнили про средний формат (профессионалы о нём и не забывали).

Хорошие плёночные сканеры для 35-миллиметровой плёнки стоили дорого. А вот с помощью недорогого планшетного сканера и старого СФ-фотоаппарата можно было получать файлы отличного разрешения.

Мне кажется, именно с этого момента началась эпоха ренессанса СФ-техники среди любителей.

И сейчас у тех фотографов, кто интересуется СФ и активно снимает, можно найти и камеры выпуска 20-х годов прошлого века, и современные автоматизированные системы.

СФ-фотоаппараты настолько различны по своей конструкции и возможностям, что следует подробнее остановиться на их типах. Сразу скажу, что кроме описанных изобретено ещё огромное количество различных, подчас оригинальных и очень удачных конструкций. Но их рассмотрение – это скорее задача книги, а не обзорной статьи.

На что можно обратить внимание, с чего начать?


Автор
Алексей Алексеев

Комментарии