Предварительный обзор Canon EOS 1D Mark IV

Логинов Вячеслав, 

Canon EOS 1D Mark IV приходит на смену предыдущей топовой репортерской камере Canon - EOS 1D Mark III. Новая модель несет значительные улучшения и расширенную функциональность. Пожалуй, наиболее важным изменением является совершенно новый 16-мегапиксельный APS-H (кроп-фактор 1.3) CMOS-сенсор и наличие сразу двух процессоров DIGIC 4. Это обеспечило в комплексе большее разрешение снимков, широкий динамический диапазон и лучшее качество фотографий на высоких и сверхвысоких значениях светочувствительности ISO при сохранении скорости серийной съемки 10 кадров в секунду.

Стоит напомнить, что у 1D Mark III уже в начале продаж обнаружились некоторые “врожденные заболевания”: много партий этой топовой тушки имело дефект зеркала, из-за которого некорректно работала следящая фокусировка AI SERVO, вызывая негодование спортивных фотографов. Чуть позже обнаружился другой дефект, который был связан с протеканием смазки возле фоторегистрирующей матрицы. В то  же время запущенная почти одновременно с детищем Canon зеркальная камера Nikon D3 не имела никаких конструктивных проблем, стоила дешевле и обладала рядом преимуществ: электронным горизонтом, великолепным качеством снимков на высоких ISO и значительно лучшим LCD-дисплеем.

Индикатором неудачливости 1D Mark III явились Олимпийские Игры в Пекине – прежде стройные ряды серых кэноновских объективов в этот раз были более чем на три четверти заполнены черными объективами Nikkor – информационные агентства в спешном порядке закупали для своих фотографов Nikon D3.

13s
Оригинальный файл

Наш сегодняшний предварительный обзор посвящен немного припозднившемуся Canon EOS 1D Mark IV, который станет обстоятельным  ответом на Nikon D3. Кроме описанных выше моментов, камера вобрала в себя большое число интересных и полезных нововведений, но о них – ниже.

Дизайн

Как и подобает топовой репортерской тушке, камера очень устойчива к внешним воздействиям: тряске, ударам, попаданию воды и грязи. Корпус полностью изготовлен из прочного магниевого сплава. Все стыки и кнопки защищены резиновыми прокладками (всего их 76), которые как раз и предотвращают попадание влаги и пыли внутрь корпуса. Вес тушки без объектива составляет 1180 грамм, это немного больше, чем у 1D Mark III.

Внешних отличий от “третьего марка” у новинки не много – всего лишь несколько отверстий микрофона на передней панели, необходимого для звукозаписи в процессе съемки HD-видео.

На передней части камеры традиционно находится байонет для крепления оптики, ИК-приемник дл пульта дистанционного управления и кнопка-блокатор для снятия объектива.

01s
Оригинальный файл

На тыльной части камеры расположены все основные элементы управления, видоискатель, обрамленный резиновой насадкой, и два дисплея – монохромный информационный и полноценный LCD-экран с разрешением 920 000 пикселей. Кроме кнопок, отвечающих за вызов меню, дополнительной информации или переход в режим просмотра, имеются несколько специфических для зеркальных камер Canon элементов – это большой навигационный диск с кнопкой SET в центре а также навигационный джойстик. Их функции можно гибко подстроить через меню пользовательских функций. Там же расположены решетки динамика и микрофона для записи голосовых заметок. Рычаг включения и слот для карт памяти расположены в левой части камеры.

02s
Оригинальный файл

Размеры корпуса у Canon EOS 1D Mark IV велики. Это обусловлено встроенной батарейной рукояткой. Кроме того, на ней расположены дополнительные элементы управления, в числе которых кнопка спуска затвора, навигационное колесо и кнопки контроля автофокусировки – это сделано для удобства съемки в портретном положении камеры.

03s
Оригинальный файл

На верхней части камеры имеется горячий башмак для крепления внешней вспышки. С установленной вспышкой Canon Speedlite 580 EX II контакты полностью защищены от попадания влаги. Слева расположены кнопки переключения режимов съемки, метода автофокусировки и замера экспозиции. Зажав одновременно две клавиши, можно перейти в режим брекетинга экспозиции. Справа мы видим кнопки спуска затвора, блокировки автофокуса и экспозиции, резиновое навигационное колесо. Чуть ниже – кнопки, отвечающие за изменение светочувствительности ISO, экспопоправки и включения подсветки информационных ЖК-дисплеев. На информационный дисплей выводится исчерпывающая информация по съемке: выдержка, диафрагма, ISO, число оставшихся снимков, способных уместиться на карты памяти, тип автофокусировки, экспозамера, заряд батареи, тип съемки, компенсация экспозиции.

09s
Оригинальный файл

На нижнем торце камеры имеется гнездо для крепления на штатив, резиновая прокладка, которая защищает корпус от царапин при установке на штатив и не дает камере “съезжать”, если ее положить на наклонную поверхность.  Там же можно обнаружить дополнительное ушко для ремня – на тот случай, если вам нравится носить камеру не на шее, а на плече.

10s
Оригинальный файл

На правом торце под резиновыми заглушками расположены контакты для проводного пульта ДУ, синхроконтакт для вспышки, разъемы для внешнего микрофона, A/V OUT, USB 2.0 и HDMI. Ниже можно заметить язычок, фиксирующий аккумулятор в отсеке.

11s
Оригинальный файл

Как утверждает Canon, разработанный 16-мегапиксельный CMOS-сенсор значительно превосходит матрицу 1D Mark III по качеству изображения на высоких значениях ISO (шумы на ISO 1600 в 1D Mk III сопоставимы по уровню с шумами на ISO 6400 на 1D MkIV). Размеры пикселя были уменьшены с 7,2 до 5,7 микрон, но, благодаря специфическому “безщелевому” дизайну, микролинзы лучше собирают свет, практически без потерь. Также упоминаются улучшенные органические светопропускающие материалы в цветном RGB-фильтре, и улучшенный алгоритм усиления сигнала, отлично сказавшийся на отношении сигнал/шум.

04s
Оригинальный файл

Canon не преувеличивает, о чем красноречиво говорит рабочий диапазон ISO 100 – 12800, расширяемый до рекордных значений 50 – 102400. На предыдущей модели – Canon EOS 1D Mark III – диапазон светочувствительности составлял 100 – 3200 и расширялся до ISO 6400. Значительное увеличение светочувствительности при росте разрешения почти на 60% (в сравнении с 10.1 мегапикселями на EOS 1D Mark III) можно назвать смелым шагом, но насколько оправданным он станет – покажет время. И тесты.

Скорость серийной съемки по-прежнему составляет 10 кадров в секунду,  немного увеличился буфер съемки, со 110 до 121 кадра в формате JPEG, в серии из RAW можно “настрелять” до 20 снимков подряд. Такой же показатель достигается и при одновременной записи в RAW+ JPEG. Словом, Canon EOS 1D Mark IV – настоящий мегапиксельный конвейер, который успевает отснять за секунду 16*10 = 160 Мегапикселей. Это абсолютный рекорд среди зеркальных камер на данный момент.

Байонет камеры совместим с объективами Canon EF, TS-E и MP-E. Оптику EF-S, предназначенную для кропнутых камер, установить тоже можно, однако в этом случае внешние границы кадра будут черными – проецируемая на матрицу картинка не будет покрывать все поле кадра. Не забыта и функция коррекции виньетирования, определяющего установленный объектив и вносящую коррекцию в соответствии с базой объективов Canon.

И, как обычно, имеется полный комплекс по предотвращению попадания пыли на матрицу, включающий в себя колебания низкочастотного фильтра, стряхивающего налипшие частички, антистатическое покрытие матрицы и программные методы устранения пятен со снимков.

Система автофокусировки подверглась существенным изменениям, и возможно, представляет самую совершенную систему фазового автофокуса на сегодня. Общее число точек фокусировки по-прежнему равно 45, а вот количество перекрестных датчиков увеличилось более, чем в два раза: с 19 до 39. Причем не только центральный, а все датчики высокочувствительны (F/2,8). Для наводки на резкость можно использовать любую из точек фокусировки, в то время как в предшественнике 26 точек с датчиками неперекрестного типа были недоступны для ручного выбора и работали как вспомогательные.

05s
Оригинальный файл

Следящая фокусировка в 1D Mark IV получила новую версию – в технической документации называется AI Servo. В нормальном режиме алгоритм AI Servo производит вычисления, и на основании их результатов объектив изменяет фокус. Теперь, если алгоритм получает два результата, которые сильно отличаются друг от друга (например, объект быстро изменил направление и не оказался там, где предполагала система), то этот расчёт отбрасывается, и система не перефокусирует объектив до тех пор, пока два результата не совпадут. Это означает, что возникающие ошибки не приведут к внезапной потере фокуса.

При сильном изменении дистанции фокусировки объектив переводится на это значение не мгновенно, а постепенно на основании последних результатов прогнозирования интеллектуальной системой автофокусировки. Если во время съемки, скажем, автогонок, вы случайно переместите объектив с участника заезда на трибуну – камера не станет сразу же фокусироваться по ней, поскольку она не является движущимся объектом. Это будет особенно эффективно с объективами без высокоскоростного USM-привода. Хотя, если вы используете на 1D Mark IV не-USM стекла, это повод призадуматься, может быть вам подойдет и более дешевая модель фотоаппарата?

В пользовательских функциях C.Fn с системой автофокуса связано несколько интересных пунктов.

С поворотом камеры в портретное положение влево или вправо автоматически сместятся точки или зоны точек автофокусировки, таким образом, даже с поворотом камеры интересующий объект останется под контролем автофокуса камеры.

Для удобства съемки маленьких объектов или при съемке через мелкозернистые сетки имеется режим Spot AF, который уменьшает габариты точки автофокусировки, позволяя фокусироваться на маленький участок. Любой точкой автофокусировки можно захватить объект, а при его движении или движении камеры система автофокуса будет держать его в зоне резкости, при необходимости задействуя все точки фокусировки, через которые он  пройдет.

14s
Оригинальный файл

Оптический видоискатель характеризуется 100% покрытием кадра и коэффициентом увеличения 0.76x. Он, конечно, не такой классный, как в EOS 7D, однако большой и светлый, а также несет в себе всю необходимую для фотографа информацию - начиная с числа сработавших точек автофокусировки и заканчивая информационной строкой с параметрами съемки, такими, как диафрагма, выдержка, ISO, заряд аккумулятора и т.д.

На камере установлен LCD-дисплей с диагональю 3 дюйма и разрешением 920 000 пикселей. Разница в отображении отснятого материала по сравнению с камерой-предшественником, на которой был установлен дисплей разрешением всего 230 000 пикселей, очевидна. Теперь, чтобы оценить качество снимка и попадание в фокус, вовсе необязательно увеличивать изображение.

Другое приятное нововведение – это защитное покрытие дисплея не из пластика, а из закаленного стекла, устойчивого к царапинам. Пространство между LCD-матрицей и стеклом дисплея заполнено специальным прозрачным эластичным материалом. Такое решение позволило избежать паразитных бликов и увеличить углы обзора дисплея (по опыту общения с Canon EOS 7D, на которой установлен аналогичный дисплей Clear View II, они близки у 180 градусам).

Live View

В отличии от EOS 1D Mark III, в котором на резкость можно было наводиться только вручную, режим визирования по дисплею в Mark IV имеет несколько способов автофокусировки:

1.    Quick Mode AF. Зеркало поднимается, задействуются фазовые датчики автофокуса. С ними наводка на резкость самая быстрая, однако во время автофокусировки изображение пропадает с LCD-дисплея.

2.    Live Mode AF. Наводка на резкость происходит в процессе автофокусировки по контрасту, применяемой на всех компактных камерах. Она значительно медленней фазовой фокусировки, однако изображение с дисплея не пропадает. Здесь также доступна функция распознавания лиц.

Экспозамер

Как и в EOS 7D, в EOS 1D Mark IV имеется новая, 63-зонная система экспозамерв iFCL. Здесь мы имеем дело с режимом мультиточечного замера, замеряющего экспозицию по 8 точкам, чтобы определить ее оптимальное значение для предмета съемки. На репортерском флагмане Canon также имеются расширенный диапазон компенсации экспозиции и возможность автоматического брекетинга экспозиции от 2 до 7 кадров.

На фотоаппарате установлен затвор, отрабатывающий выдержки от 1/8000 до 30 секунд + режим BULB. Гарантийное число срабатываний затвора – 300 000.

Впервые на профессиональных моделях серии 1D имеется функция Автокоррекция Яркости, позволяющая получать качественные изображения прямо из камеры, что особенно полезно на соревнованиях, когда время на обработку снимка отсутствует, а отснятый материал тут же пересылается редактору. 

Улучшенный баланс белого

Кроме 5 предустановок баланса белого можно добавить еще пять из базы предустановок камеры, и, наконец, загрузить  пять собственных пресетов, что особенно удобно, если съемка регулярно ведется в разных местах с постоянными условиями освещения.  Разумеется, в камере имеется возможность выставить цветовую температуру от 2500 до 10000 Кельвинов и произвести точную коррекцию в координатах blue/amber, green/magenta.

Съемка HD-видео

Очередное интересное нововведение – съемка высококачественного HD-видео. Камера умеет записывать видеоролики в формате .MOV (сжатие с помощью кодека H.264), разрешением 1280 x 720 (60 и 50 кадров/c) и 1920 x 1080 (частотой 24, 25 и 30 кадров/c). Видео записывается с монозвуком. Запись стереозвука возможна с выносным микрофоном, который приобретается отдельно.  Во время видеосъемки роликов доступна автофокусировка по контрасту, однако на видео будет слышен звук работы привода, поэтому лучше фокусироваться вручную.

Во время съемки можно изменять значения выдержки, диафрагмы, ISO. Отснятые видеоролики можно подрезать прямо в камере.

Так же как и в 5D Mark II и в EOS 7D, во время съемки роликов можно делать полноформатные снимки. Возможности сохранения кадра из видеоряда , как и в конкурирующем Nikon D3, здесь нет.

Камера оснащена двумя слотами для карт памяти SD и CF, с их наличием сопряжены некоторые функции записи – режим дублирования фотографий на два карты (для особо важных съемок), последовательное заполнение, раздельная запись JPEG и RAW. Все это уже было раньше на Nikon D3 и сейчас является must have опцией для профессиональных зеркальных камер.

Аккумуляторная батарея, установленная на фотоаппарате, такая же, как и в предшественнике EOS 1D Mark III.  Из-за значительно большего разрешения, и, соответственно, задействования больших вычислительных мощностей на полном заряде камера сможет отснять не 2200, а всего 1500 снимков. Результат хороший, но значительно меньший, чем в случае Nikon D3s, способной на одном заряде снять 4200 кадров.

Тестовые фотографии

sample1-s
100 мм, F/9, 1/400 с, ISO 3200

sample2-s
16 мм, F/5.6, 1/3200 с, ISO 400

sample3-s
16 мм, F/2.8, 1/1250 с, ISO 400

sample4-s
300 мм, F/4, 1/5000 с, ISO 500

sample5-s
300 мм, F/2.8, 1/4000 с, ISO 100

Заключение

Успех каждой очередной репортерской камеры демонстрируют крупные спортивные мероприятия. Судить об успешности той или иной модели можно, исходя из количества репортеров, ее использующих. В ближайшее время нас ожидают зимние олимпийский игры в Ванкувере и чемпионат мира по футболу в Южно-Африканской Республике. На первых взгляд, у Canon EOS 1D Mark IV есть все шансы превзойти предшествующую модель и помочь своему производителю отобрать часть рыночной доли у Nikon. Ну а как оно будет на самом деле, покажет время. И, конечно, тесты.

Обсудить Canon EOS 1D Mark IV на форуме


Автор
Логинов Вячеслав

Комментарии

Подходящие модели на Price.ru