Ультракомпакт с большим сенсором и GPS-модулем. Обзор Fujifilm FinePix F550EXR

Сергей Вервейко, 

Fujifilm FinePix F550EXR — одна из тех камер, к которым можно присмотреться особенно придирчивым любителям, желающим получить все и сразу по минимальной цене. Хочется большой гибкости? Простоты? Надежности? Высокого качества снимков с минимальным шумом? Компактности? В этом случае F550EXR становится прекрасным выбором. Но в полной ли мере он соответствует столь высоким ожиданиям?

Камер со встроенными GPS-модулями, предназначенными для записи координат снимка, уже не так мало; точнее говоря, в 2011 году их стало много. Из наиболее значимых стоит отметить несколько моделей Sony Cyber-shot серии HX, Canon PowerShot SX230HS, Panasonic LUMIX DMC-TZ20 и DMC-FT3, Olympus TG-810 и другие. Большинство из этих камер, за исключением Olympus TG-810 и Panasonic LUMIX DMC-FT3, оборудованы КМОП матрицами. Оно и понятно: камеры эти недешёвы, а КМОП позволяет реализовать дополнительные функции, которые могут привлечь потенциального покупателя. Fujifilm F550EXR мало того что основана на КМОП сенсоре, так ещё и на самом большом среди конкурентов — 1/2”, против 1/2,3”.

Fujifilm FinePix F550EXR
Fujifilm FinePix F550EXR

Как и большинство аналогичных моделей, камера способна снимать FullHD-видео и создавать круговые автоматические панорамы. Более того, она может похвастаться широкоугольным объективом с 15-кратной трансфокацией, и, конечно же, GPS модулем.

Технические характеристики, комплектация

Fujifilm FinePix F550EXR

Класс

компактная камера

Матрица

Матрица EXR CMOS 1/2”, 16 Мп

Формат снимков

JPEG, RAW (4608 x 3456)

Формат видео

MP4

Диапазон светочувствительности

ISO 100–3200 (ISO Boost до 12800)

Диапазон фокусных расстояний

4.4 — 66 мм (ЭФР 24–360 мм)

Диапазон выдержек

1/2000 — 8 с

Вспышка

Встроенная, ведущее число 3,2 (при ISO 100)

Экран

LCD, диагональ 3 дюйма, разрешение 460 000 пикселей

Память

карты SD/SDHC/SDXC

Интерфейсы

USB 2.0, HDMI

Аккумулятор

Li-Ion, съемный, 940 мАч

Габариты и вес

122.0 x 69.1 x 34.3 мм, 321 г

Цена

~ 10 000 рублей

Комплект поставки Fujifilm FinePix F550EXR включает аккумулятор NP-50, зарядное устройство BC-45W, наручный ремешок, кабели USB и A/V, диск с сопровождаемым ПО, руководство пользователя и гарантийный талон.

Дизайн и эргономика

Камера по габаритам практически не отличается от конкурентов с 12-16-кратным зумом. Из существенных отличий в глаза бросается только выезжающая вспышка и колёсико селектора режимов съёмки, которое установлено под углом 45 градусов. Последнее существенно облегчает работу с камерой одной рукой. Корпус изготовлен из прочных металлических панелей, покрытие гладкое и матовое, а отпечатки на нём практически незаметны даже в чёрной версии, которая и попала на тестирование.

Общий вид Fujifilm FinePix F550EXR. Объектив в широкоугольном положении
Общий вид Fujifilm FinePix F550EXR. Объектив в широкоугольном положении

Общий вид Fujifilm FinePix F550EXR. Объектив в теле положении
Общий вид Fujifilm FinePix F550EXR. Объектив в теле положении

Корпус обладает довольно высокой жёсткостью, и при попытках сдавливания и скручивания не прогибается и не издаёт никаких звуков. Одна беда — защита экрана, которая легко прогибается до соприкосновения с ЖК-матрицей, причём не только по центру, но и по краям, что может при эксплуатации обернуться повреждением дисплея. Для облегчения работы с камерой одной рукой на лицевой стороне установлена большая выпуклая резиновая накладка, которая попадает чётко под средний палец, а на тыльной — 6 крохотных близкорасположенных резиновых вставок, которые, в свою очередь, ложатся чётко под большой палец. В общем, камера не выскочит даже при активной тряске.

Fujifilm FinePix F550EXR — передняя сторона и боковая грань
Fujifilm FinePix F550EXR — передняя сторона и боковая грань

Fujifilm FinePix F550EXR — задняя сторона и боковая грань
Fujifilm FinePix F550EXR — задняя сторона и боковая грань

Спереди находится объектив, пара микрофонов и лампа индикации таймера автоспуска, которая также является лампой подсветки автофокуса. Тут стоит отметить, что лампа белого свечения чрезвычайно яркая и световой поток сопоставим со вспышкой смартфонов, поэтому Fujifilm FinePix F550EXR легко фокусируется даже в полной темноте на значительно удалённых объектах (во время тестирования камера корректно фокусировалась в темноте на объектах на расстоянии до 15 метров!).

Fujifilm FinePix F550EXR, вид сзади
Fujifilm FinePix F550EXR, вид сзади

Fujifilm FinePix F550EXR, вид спереди
Fujifilm FinePix F550EXR, вид спереди

Сзади большую часть поверхности занимает экран, а правее находится установленный под углом 45 градусов селектор режимов съёмки, клавиша перехода в режим просмотра, видеоклавиша, четырехпозиционная многофункциональная клавиша с клавишей ввода по центру и вращающимся ободком выбора пункта меню (изменения выдержки/раскрытия диафрагмы) по периметру, а также клавиши изменения режима отображения дисплея, которая также является клавише возврата на один уровень назад и традиционная F-клавиша вызова быстрого меню.

Fujifilm FinePix F550EXR, вид сверху
Fujifilm FinePix F550EXR, вид сверху

Сверху находится подъёмная вспышка, GPS-антенна, клавиша питания, а также клавиша спуска затвора, окружённая рычажком управления трансфокацией, который, к слову, двухуровневый, и позволяет управлять зумом на двух скоростях.

Fujifilm FinePix F550EXR, вид снизу
Fujifilm FinePix F550EXR, вид снизу

Снизу находится отсек установки карты памяти и аккумулятора, системный динамик и металлический разъём установки на штатив.

Fujifilm FinePix F550EXR, вид слева
Fujifilm FinePix F550EXR, вид слева

Левая боковая поверхность пустует, а справа расположились ушко крепёжного шнурка и резиновая заглушка, скрывающая разъёмы подключения HDMI и USB/AV-кабеля.

Fujifilm FinePix F550EXR, вид справа
Fujifilm FinePix F550EXR, вид справа

Функционал камеры

Камера по классификации компании производителя относится к продвинутым компактам, и продвинутым его назвать есть за что. Для начала он может похвастаться широкоугольным объективом с 15-кратной трансфокацией. Кроме того, он оборудован GPS модулем, который позволяет записывать в метаданные снимка текущие координаты (собственно, это и есть основное отличие от младшей камеры F500). И, наконец, в Fujifilm F550 установлена КМОП матрица.

Что необычного в КМОП? Её скорость. Но это у всех, а в Fujifilm, есть привычка зайти дальше, и матрица в камере не совсем простая. Для начала она больше, чем у конкурентов — 1/2 против 1/2,3 дюйма. Конечно, максимальное разрешение велико, но, например, у тех же ультракомпактов Sony с КПОП матрицы размером 1/2,3 дюйма выдавливают те же 16 Мп. Но размер тут не главное, и матрица кардинально отличается от матриц конкурентов.

Уникальные пиксельные и цветовые массивы EXR являются ключом для обеспечения высокого качества изображения. При повороте на 45 градусов пиксельный массив EXR увеличивает как горизонтальное, так и вертикальное разрешение. Использование двойных диагональных пикселей одного цвета позволяет переключать сенсор между режимами HR (высокое разрешение), DR (широкий динамический диапазон) и SN (высокая чувствительность и понижение шумов) в зависимости от съемочного плана для получения высококачественной фотографии в любых условиях.

Уникальным свойством сенсора EXR является его способность адаптировать настройки в соответствии с выбранным кадром. Три доступных режима отличают его от любых других сенсоров и используются только в фотоаппаратах Fujifilm. В режиме EXR AUTO оптимальные настройки сенсора выставляются автоматически.

Как и все современные камеры среднего и верхнего ценового диапазона камера умеет автоматически распознавать тип сцены и автоматически управлять настройками для получения качественных снимков. Примечательно то, что распознаваемых типов сцен не 5 и не 7, а 10, чем не может похвастаться ни один конкурент.

Ещё одна особенность камеры, свойственная большинству ультразумов на КМОП матрице — автоматическая съёмка панорам. Камера позволяет снимать 120, 180 и 360 градусные панорамы, причём как при пейзажной, так и при портретной ориентации камеры. В первом случае максимальное разрешение панорамы составляет 11520х1080 точек, а во втором — 11520х1624 точки. Это один из лучших показателей в классе, ведь те же компакты Sony с функцией Panorama Sweep, которые в этой дисциплине неоспоримые лидеры, не способны снимать с высоким разрешением круговые (360 градусные) панорамы.

Как и у конкурентов, в процессе съёмки автоматической панорамы на дисплее отображается своеобразная строка прогресса, но, кроме этого, отображается ещё и уровень и линия горизонта. Это достоинство? Как бы не так! Уровень и линию горизонта приходится держать, причём чётко, и если отклонение слишком большое, то камера прекращает съёмку, а если не слишком большое, то идеальной склейки не будет всё равно. В общем, о небрежной проводке, как в камерах Sony или Nikon говорить не приходится, и для получения хорошей панорамы приходится быть максимально собранным, да и твёрдая рука или, ещё лучше, штатив не помешают.

Ниже приведены примеры круговых панорам при пейзажной и портретной ориентации камеры.

Круговая панорама, портретная ориентация. ЭФР=24 мм, f/8.0, 1/480 c, ISO 200
Круговая панорама, портретная ориентация. ЭФР=24 мм, f/8.0, 1/480 c, ISO 200

Круговая панорама, пейзажная ориентация. ЭФР=24 мм, f/8.0, 1/400 c, ISO 200
Круговая панорама, пейзажная ориентация. ЭФР=24 мм, f/8.0, 1/400 c, ISO 200

Экран и интерфейс

В камере используется 3-хдюймовый дисплей с невысоким по современным меркам разрешением в 460 тысяч точек. Как ни странно, но зернистость едва заметна, а шрифты безупречно гладкие и чёткие. На изображения и графику (шрифты, элементы меню) приятно смотреть. Но и это ещё не всё. Углы обзора огромны в обеих плоскостях, цветопередача безупречна. Максимальный уровень яркости хоть и невелик, но комфортно работать с камерой можно даже при падении на экран прямых солнечных лучей, при этом нет ни бликов, ни тусклых цветов, и это без антибликового слоя. В общем, экран заслуживает твёрдой «пятёрки».

Интерфейс камер Fujifilm традиционно запутан и не особо понятен, не спасает даже F-клавиша, которая вызывает быстрое меню с основными настройками. В общем, для пользователей камер Fujifilm со стажем ничего нового, опытные пользователи камер смогут разобраться, а вот новичкам стоит хотя бы бегло изучить инструкцию.

Для ознакомления с интерфейсом камеры ниже приведено несколько снимков экрана.

Главное окно съёмки
Главное окно съёмки

Настройка параметров фотосъёмки
Настройка параметров фотосъёмки

Режим просмотра
Режим просмотра

Просмотр базовых метаданных и яркостной гистограммы
Просмотр базовых метаданных и яркостной гистограммы

Просмотр миниатюр
Просмотр миниатюр

Меню настройки параметров просмотра
Меню настройки параметров просмотра

Матрица миниатюр 3х3
Матрица миниатюр 3х3

Матрица миниатюр 10х10
Матрица миниатюр 10х10

Впечатления от работы

Первое включение, и сразу разочарование: для съёмки первого кадра пришлось выждать примерно 4 секунды, и только после этого клавиша спуска была разблокирована. В общем, довольно слабый показатель.

Зум-объектив оказался весьма шустрым — для перемещения от края к краю требуется всего 1.67 секунды независимо от направления перемещения. Также возможно более медленное перемещение, доступное при половинном нажатии рычажка управления трансфокацией, при котором от края краю трансфокатор перемещается за 6.47 секунды.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Замер был произведён в широкоугольном положении объектива с расстояния до объекта съёмки в 30 см, и со 100 см при теле положении объектива. В широкоугольном положении камера показала не только рекордный в классе, но и один из лучших результатов среди компактов — 0,18 секунды! В теле положении камера также рекордсмен, причём отрыв от конкурентов огромен — в 3-4 раза быстрее. В общем, в плане скорости тестируемая камера — абсолютный чемпион.

В режимах выбора зоны фокусировки доступно четыре пункта — центральный, мультизонный, следящий и слежение. Первые два режима пояснения не требуют, а вот последние два отличаются, причём существенно, ведь пользователя может ввести в заблуждение не совсем удачная локализация интерфейса.

Следящий режим — это классический режим автоматического автофокуса, а вот режим слежения требует предварительной фиксации объекта, за которым будет производиться слежка. Фиксация объекта происходит при помощи круглой многофункциональной клавиши, поэтому в процессе слежения клавишу спуска удерживать не приходится. Фиксация происходит точно и объект не теряется даже при его быстром перемещении или встряхивании камеры. Однако, если объект выходит за зоны кадра, то камера сразу же переключается на другой, наиболее похожий объект, поэтому по возвращению изначально зафиксированного объекта в зону кадра автоматически он уже не подхватывается.

Также стоит отметить режим определения лиц, который работает весьма точно и быстро, и может похвастаться возможностью создания списка 8 избранных лиц с возможностью указания имени, возраста и категории. Имя зарегистрированного лица позже отображается на экране при определении во время съёмки. Сам процесс регистрации не всегда проходит гладко, и требует повторной регистрации. Режим работает быстро и точно, и определяет как лица только лица, но при съёмке практически в профиль зарегистрированные лица не распознаются, хотя и определяются как лица.

Режимов установки экспозиции в камере множество: ручной, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, программный, автоматический. Кроме того, возможно введение экспосдвига в стандартном диапазоне от -2 до +2 с шагом в треть ступени и съёмка с автоматическим брекетингом. Экспозамер работает в трёх стандартных режимах: мульти, точечный, средневзвешенный. В общем, есть где разгуляться.

К сожалению, автоматика не может похвастаться эталонной точностью при искусственном освещении: использование флуоресцентных ламп независимо от их типа приводит к появлению ошибки от -0,12 до -0,25 стопа, а галогенное освещение и вовсе приводит к ошибкам до -0,52 стопа, что уже весьма значительно. При естественном освещении ошибка мизерна, но не это главное. В отличие от большинства компактов, камера осветляет тени чрезвычайно аккуратно, дабы не выбить светлые тона, причём не только в режиме EXR D-Range, расширяющем динамический диапазон, но и в обычном программном режиме.

В настройках баланса белого предусмотрено три варианта пресетов для флуоресцентного освещения, а также пресеты для освещения лампами накаливания, солнечного света и совмещённый пресет тень/облака, под водой (разумеется, без подводного бокса в воду соваться не стоит — для этого в модельном ряду Fujifilm есть другие камеры). Само собой, есть автоматически и ручной режим. При естественном освещении автоматика работает практически безупречно, а вот при искусственном промахивается, причём как при галогенном, так и при флуоресцентном.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 6400 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ. Флуоресцентное освещение 6400K
Автоматический ББ. Флуоресцентное освещение 6400K

Автоматический ББ. Освещение лампами накаливания
Автоматический ББ. Освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Уровень шумов

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате RAW с последующим конвертированием в TIFF . Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов.

Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 100 до 3200 единиц в ISO-эквиваленте (значение 6400 и 12800 единиц не использовалось в связи с ограничением максимального разрешения). Исходные RAW-файлы можно скачать по ссылке: http://www.ferra.ru/files/fujifilmf550/noiseraw.zip

 

RAW

Без шумоподавления

ISO 100

ISO 100

ISO 200

ISO 200

ISO 400

ISO 400

ISO 800

ISO 800

ISO 1600

ISO 1600

ISO 3200

ISO 3200

Режим видеозаписи

Как и все конкуренты, камера поддерживает не только режим обычной съёмки, но и скоростной, причём режимов несколько больше, чем у остальных: 320х112 точек при скорости 320 кадров/с, 320х240 точек при скорости 160 кадров/с, а также 640х480 точек при скорости 80 кадров/с. Разумеется, Fujifilm FinePix F550EXR поддерживает режимы VGA, HD и FullHD при скорости 30 кадров/с. К сожалению, камера способна писать видео только в MPEG4, более продвинутые форматы не поддерживаются.

В настройках видео доступен выбор настроек баланса белого, а также введение экспосдвига, стабилизация, оптический зум и автофокус работают не только перед, но и непосредственно во время видеосъёмки. Зум в видеорежиме работает довольно медленно, а автофокус периодически промахивается и доли секунды перенастраивается (это не критично в режиме фотосъёмки, но в видеорежиме процесс подстройки остаётся на записи).


Скачать оригинальный файл в формате .MOV, 45.1 MB

Стереомикрофоны расположены очень близко друг к другу, но стереоэффекты от этого не особо страдают, а главное, чувствительность микрофонов высока, да и ветра микрофоны не особо боятся (судя по всему, работает «шумодав», но функции его отключения нет).

Тестовые снимки

ЭФР 213 мм, f/6,1, 1/110 c, ISO 100
ЭФР 213 мм, f/6,1, 1/110 c, ISO 100

ЭФР 57 мм, f/4,5, 1/60 c, ISO 100, принудительное срабатывание вспышки
ЭФР 57 мм, f/4,5, 1/60 c, ISO 100, принудительное срабатывание вспышки

ЭФР 213 мм, f/5,9, 1/200 c, ISO 400
ЭФР 213 мм, f/5,9, 1/200 c, ISO 400

ЭФР 35 мм, f/3,9, 1/170 c, ISO 100

ЭФР 35 мм, f/3,9, 1/170 c, ISO 100

ЭФР 213 мм, f/6,1, 1/220 c, ISO 100
ЭФР 213 мм, f/6,1, 1/220 c, ISO 100

ЭФР 24 мм, f/7,1, 1/450 c, ISO 100
ЭФР 24 мм, f/7,1, 1/450 c, ISO 100

ЭФР 360 мм, f/5,3, 1/500 c, ISO 100
ЭФР 360 мм, f/5,3, 1/500 c, ISO 100

ЭФР 57 мм, f/4,5, 1/340 c, ISO 400
ЭФР 57 мм, f/4,5, 1/340 c, ISO 400

ЭФР 42 мм, f/4,1, 1/38 c, ISO 200
ЭФР 42 мм, f/4,1, 1/38 c, ISO 200

ЭФР 24 мм, f/3,5, 1/340 c, ISO 400
ЭФР 24 мм, f/3,5, 1/340 c, ISO 400

ЭФР 24 мм, f/3,5, 1/420 c, ISO 400
ЭФР 24 мм, f/3,5, 1/420 c, ISO 400

ЭФР 42 мм, f/4,1, 1/640 c, ISO 100
ЭФР 42 мм, f/4,1, 1/640 c, ISO 100

ЭФР 360 мм, f/5,3, 1/150 c, ISO 100
ЭФР 360 мм, f/5,3, 1/150 c, ISO 100

ЭФР 94 мм, f/5,2, 1/210 c, ISO 200

ЭФР 94 мм, f/5,2, 1/210 c, ISO 200

ЭФР 24 мм, f/3,5, 1/50 c, ISO 100
ЭФР 24 мм, f/3,5, 1/50 c, ISO 100

ЭФР 33 мм, f/8,0, 1/320 c, ISO 400
ЭФР 33 мм, f/8,0, 1/320 c, ISO 400

ЭФР 57 мм, f/9, 1/250 c, ISO 100

ЭФР 57 мм, f/9, 1/250 c, ISO 100

Автономная работа

В тестируемой камере используется один из наименее ёмких аккумуляторов в классе — всего 3,3 Вт*ч. Хоть разница с конкурентами и невелика (десятые доли Вт*ч), но всё же это идёт в копилку минусов: камера-то не простая, а с GPS модулем, которому свойственно существенно сокращать время автономной работы камеры. К сожалению, полноценное тестирование длительности автономной работы удалось произвести только с отключенным GPS. Результат и без того оказался не рекордным — всего 255 кадров. При съёмке видео в формате VGA камера смогла продержаться 148 минут, но при этом солидно нагрелась. Зарядка аккумулятора возможна только в зарядном устройстве, и новомодная «фишка» зарядки от USB шины не предусмотрена.

Выводы

В целом камера оставила очень приятные впечатления, хотя без недостатков совсем всё же не обошлось. Из недостатков стоит отметить слабую защиту дисплея, медленное включение, ошибки экспозамера и автоматической установки баланса белого, а также не слишком длительная автономная работа. К плюсам же стоит отнести прочный корпус и эргономичные органы управления, качественный экрана с большими углами обзора и возможностью комфортной работы при падении прямых солнечных лучей. Нельзя не отметить довольно широкий динамический диапазон, большую матрицу и сравнительно небольшие шумы, рекордно быстрый автофокус, а также весьма неплохое качество записи видео.


Автор
Сергей Вервейко

Комментарии

Подходящие модели на Price.ru