Photokina 2012: предварительный обзор Fujifilm X-E1 и XF1. Качество полного кадра. Теперь дешевле

Юрий Соловьев, 

Fujifilm четко разделила свой анонс на две половинки. Новая беззеркальная камера была представлена в начале сентября, до начала Photokina 2012, а стильный компакт X–серии был показан в нулевой день экспозиции. Также Fujifilm продемонстрировала новую оптику и выпустила обновление прошивки для X-Pro1. Обо всем мы подробно расскажем в этом материале.

Оглавление

К Photokina 2012 Fujifilm подошла основательно и серьезно. Огромный стенд, насыщенная программа, но главное — две крайне интересные новинки, X-E1 и XF1. X-E1 — это уже вторая камера компании Fujifilm в линейке компактов со сменной оптикой после X-Pro1. Позаимствовав у старшей модели матрицу X-Trans CMOS в неизменном виде, новинка получила улучшенную систему фокусировки, более компактный корпус, а также встроенную вспышку. Единственным шагом назад в сравнении с дебютной X-Pro1, является электронный видоискатель (вместо гибридного электронно-оптического) и экран с меньшей диагональю и разрешением. Но главный козырь Fujifilm X-E1 — ее цена. Резонно спросить, есть ли смысл в покупке X-Pro1 после выхода X-E1? Это мы и попытаемся выяснить.

Казухиса Харукири, дизайнер камер X-серии, держит в руках свое детище
Казухиса Харукири, дизайнер камер X-серии, держит в руках свое детище

После ухода с рынка камер со сменной оптикой в 2006 году, компания Fujifilm переживала не самые простые времена. И только в январе этого года, вдохновившись успехами люксовой X100, компания предприняла очередную попытку, выступив с беззеркальной моделью X-Pro1. В отличие от Canon и Pentax, Fujifilm решила дебютировать сразу в классе Hi-end камер, сделав ставку на энтузиастов и продвинутых пользователей.

Fujifilm X-E1 в черном и серебристом цветовом исполнении
Fujifilm X-E1 в черном и серебристом цветовом исполнении

С выпуском более доступной X-E1 компания собирается не только расширить целевую аудиторию, но и напрямую конкурировать с Olympus OM-D E-M5 и Sony NEX-7. Серьезная заявка, не так ли?

Технические характеристики и комплектация

 

Fujifilm X-E1

Fujifilm X-Pro1

Класс

Системная камера

Системная камера

Матрица

APS-C, X-Trans CMOS 16.3 Мп

APS-C, X-Trans CMOS 16.3 Мп

Байонет

Fujifilm XF

Fujifilm XF

Формат снимков

JPEG, RAW (максимальное разрешение 4896 x 3264)

JPEG, RAW (максимальное разрешение 4896 x 3264)

Формат видео

H.264 (1920х1080, 24fps)

H.264 (1920х1080, 24 fps)

Диапазон чувствительности

ISO 200 — 6400 (расширяется до 100 — 25600)

ISO 200 — 6400 (расширяется до 100 — 25600)

Диапазон выдержек

1/4000 — 30 с

1/4000 — 30 с

Экран

TFT LCD, диагональ 2.8", разрешение 460 000 точек

TFT LCD, диагональ 3 дюйма, разрешение 1 230 000 точек

Вспышка

встроенная

отсутствует

Видоискатель

электронный, 2.36 млн. точек

гибридный

Дистанционное управление

Механическое и электронное, кабельное

нет

Память

карты SD/SDHC/SDXC

карты SD/SDHC/SDXC

Интерфейсы

USB, AV, HDMI

USB, AV, HDMI

Аккумулятор

Lithium-Ion EN-EL20

Lithium-Ion EN-EL20

Габариты и вес

129 x 75 x 38, 350 г

140 x 82 x 43 мм, 450 г

Камера, как уже говорилось, будет доступна в двух расцветках корпуса — черной и классической серебристо-черной (по аналогии с Fujifilm X100). Напомним также, что с мая нынешнего года в продаже доступен адаптер для оптики с байонетом Leica М.

Дизайн и эргономика

По части дизайна новинка сохранила стиль X100 и X-Pro1. В то же время камера стала легче и компактнее своей старшей сестры примерно на 30 процентов. Если сравнивать ее габариты с ближайшими конкурентами от Sony и Olympus, то X-E1 находится где-то между ними. Внешне X-E1 сильно напоминает X-Pro1, однако отсутствие окошка видоискателя непременно бросается в глаза. Также исчез рычажок переключения режимов работы видоискателя, здесь он просто не нужен.

Fujifim X-E1 очень удобно и приятно держать в руках. Эстетическое удовольствие получит не только фотограф, но и модель
Fujifim X-E1 очень удобно и приятно держать в руках. Эстетическое удовольствие получит не только фотограф, но и модель

Лампа подсветки автофокуса подвинулась чуть ближе в сторону рукоятки. Кроме того, селектор режимов работы автофокуса был вплотную прижат к байонету. Удешевлению конструкции поспособствовали материалы, из которых изготовлен корпус X-E1. Теперь из магниевого сплава выполнены лишь верхняя и лицевая панели, а дисковые переключатели сверху выточены из металла. Задняя же стенка полностью пластиковая, равно как и все клавиши на ней.

Лицевая сторона корпуса Fujifilm X-E1
Лицевая сторона корпуса Fujifilm X-E1

Верхняя панель практически в неизменном виде досталась X-E1 от X-Pro1, за исключением двух моментов — встроенной вспышки и двух отверстий стереомикрофона, которые расположились рядом с « горячим башмаком».

Верхняя панель корпуса Fujifilm X-E1
Верхняя панель корпуса Fujifilm X-E1

Органы управления на верхней панели корпуса Fujifilm X-E1
Органы управления на верхней панели корпуса Fujifilm X-E1

Справа находится пара массивных круговых селекторов, отвечающих за установку выдержки и введение экспокоррекции, кнопка спуска затвора с окаймляющим рычажком включения питания, а также клавиша «Fn», по умолчанию ответственная за выбор ISO.

Выдержка может регулироваться прокруткой барабана лишь в пределах от 1/4000 с до 1/4 с. При необходимости более длинной выдержки следует установить режим Т и установить выдержку с помощью клавиш с пиктограммами «влево» и «вправо». Фиксация барабана на определенном значении не предусмотрена. Слева от аксессуарного разъема расположилось небольшое гнездо встроенной вспышки, взвод которой осуществляется кнопкой, расположенной рядом с видоискателем.

Задняя сторона корпуса Fujifilm X-E1
Задняя сторона корпуса Fujifilm X-E1

Органы управления на задней стороне корпуса Fujifilm X-E1
Органы управления на задней стороне корпуса Fujifilm X-E1

Задняя панель также почти не изменилась по своей раскладке — кнопка просмотра переместилась на левый край панели, добавилась клавиша взвода вспышки, а также колесико диоптрийной коррекции, которого не хватало пользователям X-Pro1. Справа от видоискателя находится датчик, срабатывающий при приближении камеры к лицу.

Слева от дисплея находятся кнопки AE, AF, Drive и клавиша просмотра. По другую сторону — четыре навигационных клавиши с центральной кнопкой, клавиша Disp back, кнопка запуска быстрого меню, а также кнопка AE/AF-Lock. Как видим, никакой механической клавиши для быстрого запуска съемки видео опять не предусмотрено. Да и в целом режим видеосъемки по-прежнему слабоват.

Порты и разъемы под заглушкой на левом торце Fujifilm X-E1
Порты и разъемы под заглушкой на левом торце Fujifilm X-E1

Правая боковина располагает отсеком с заглушкой для подключения USB/AV и HDMI кабелей, а также 2.5 мм гнездом для внешнего микрофона.

Камера Fujifilm X-E1 с подключенным внешним стереомикрофоном
Камера Fujifilm X-E1 с подключенным внешним стереомикрофоном

Снизу находится отсек для батареи и карты памяти. Батареи у X-E1 и X-Pro1 одинаковые. Примечательно, что отверстие с резьбой под штатив расположено не симметрично, а со сдвигом в сторону батарейного отсека. При этом отсек оказывается заблокированным, а съемка панорам со штатива представляется менее удобной.

Несмотря на уменьшенные габариты, Fujifilm X-E1 далеко до карманных размеров. Камеру довольно удобно удерживать одной рукой, однако для зумирования и настройки диафрагмы неизбежно придется задействовать и вторую руку.

Функциональные возможности

Как и внешний вид, функционал камеры мало изменился в сравнении с X-Pro1. Но некоторые улучшения всё же были произведены и их нельзя не заметить. Главная работа над ошибками затронула систему ручной и автоматической фокусировки, ее точность и быстродействие. Более точной стала фокусировка с использованием видоискателя, а ручной режим получил опцию трехкратного увеличения фокусируемого участка картинки. Кроме того, Fujifilm X-E1 получила новый привод автофокуса. По заявлению производителя, при использовании нового зум-объектива 18-55 мм с линейным мотором, время наведения на резкость составляет 0.1 секунды. Сократилось и время записи снимков на карту памяти, однако здесь очень многое зависит от класса носителя. Обновленная версия прошивки для Fujifilm X-Pro1 реализует все эти изменения, иначе было бы совсем уж несправедливо по отношению к существующим пользователям. Загрузить прошивку с 18 сентября можно на официальном сайте Fujifilm.

Из «железного» появилась вспышка, гнездо для подключения внешнего микрофона, а также возможность дистанционного спуска затвора по USB кабелю. Напомним, X-Pro1 поддерживала лишь механический спуск с использованием тросика.

Как и в X-Pro1, в новой беззеркалке применяется X-Trans CMOS сенсор формата APS-C с разрешением 16.3 мегапикселя. Качество картинки обеих камер одинаковое — это признает и производитель. Главной фишкой сенсора является иная структура цветового шаблона, отличающаяся от привычной байеровской. Пиксели организованы в блоки размером 6х6, при этом расположение цветных пикселей не строго упорядоченное. Это приводит к отсутствию муара на конечном изображении. Необходимость в антиалиасинговом фильтре полностью отпадает.

В плане шумов матрица тоже проявляет себя неплохо. Нам удалось сделать несколько тестовых снимков, демонстрирующих качество картинки во всем диапазоне чувствительности. Правда, стоит иметь в виду, что на данный момент прошивка далеко не окончательная и картинка с финальных образов камеры может отличаться.

Fujifilm X-E1 @ ISO 200
Fujifilm X-E1 @ ISO 200

Fujifilm X-E1 @ ISO 400
Fujifilm X-E1 @ ISO 400

Fujifilm X-E1 @ ISO 800
Fujifilm X-E1 @ ISO 800

Fujifilm X-E1 @ ISO 1600
Fujifilm X-E1 @ ISO 1600

Fujifilm X-E1 @ ISO 3200
Fujifilm X-E1 @ ISO 3200

Fujifilm X-E1 @ ISO 6400
Fujifilm X-E1 @ ISO 6400

Fujifilm X-E1 @ ISO 12800
Fujifilm X-E1 @ ISO 12800

Fujifilm X-E1 @ ISO 25600
Fujifilm X-E1 @ ISO 25600

Важным изменением стал отказ от гибридного видоискателя, использовавшегося при создании камер FinePix X100 и X-Pro1. Это позволило уменьшить габариты корпуса, а также общую стоимость устройства. Полностью электронную замену постарались сделать максимально качественной — разрешение 2.36 млн. точек является на сегодняшний день максимальным для EVF. Дисплей незначительно потерял в размерах, а вот разрешение снизилось существенно — до 460 000 точек в сравнении с 1.23 миллионами точек у X-Pro1.

Видеозапись доступна в разрешении Full HD при 24 кадрах за секунду. Съемка видео до сих пор осталась узким местом камер Fujifilm, когда эта ситуация изменится — неизвестно. В процессе видеосъемки нельзя снять фото, нельзя изменить выдержку или ISO. Теперь, однако, появилась возможность использования внешнего микрофона, а также применение пленочных эффектов в процессе съемки.

Частота серийной съемки достигает 6 кадров за секунду. Также доступен режим мультиэкспозиции по двум снимкам.

Камера гарантировано придется по вкусу любителям ретро стиля. Об этом говорит не только экстерьер, но и программные возможности имитации старых классических пленок. Пользователю доступны эффекты пленок Provia, Astia, и Velvia. Также реализована имитация цветных негативных пленок Fujifilm Neg.Std и Pro Neg.Hi. Приведем несколько тестовых снимков, которые нам удалось сделать на выставке Photokina 2012.

Fujifilm X-E1, ISO 1250, f/4.0, 1/58 с
Fujifilm X-E1, ISO 1250, f/4.0, 1/58 с

Fujifilm X-E1, ISO 1600, f/4.0, 1/34 c
Fujifilm X-E1, ISO 1600, f/4.0, 1/34 c

Fujifilm X-E1, ISO 1250, f/4.0, 1/80 c
Fujifilm X-E1, ISO 1250, f/4.0, 1/80 c

Fujifilm X-E1, ISO 200, f/2.8, 1/60 c
Fujifilm X-E1, ISO 200, f/2.8, 1/60 c

Fujifilm X-E1, ISO 200, f/3.2, 1/90 c
Fujifilm X-E1, ISO 200, f/3.2, 1/90 c

Аккумуляторная батарея рассчитана на съемку 350 кадров (по методике CIPA), что на 50 больше, чем было у X-Pro1. Сам аккумулятор остался тот же, однако энергопотребление было оптимизировано. Можно предположить, что в случае съемки без вспышки, батарея легко позволит «настрелять» порядка 600 кадров без подзарядки.

Совместимая оптика

С выпуском второй беззеркалки свершилось еще кое-что приятное. Вместе с ней появилось два объектива: 18-55/2.8-4 и 14/2.8. Именно зум-объектива так недоставало системе Fujifulm. Этот объектив оснащен системой оптической стабилизации изображения и состоит из 14 элементов в 10 группах. В состав входят три асферические линзы и одна линза из стекла со сверхнизкой дисперсией. Как и все остальные модели, данный зум-объектив содержит кольцо регулировки диафрагмы.

Объектив Fujinon XF 18-55 мм f/2.8-4.0
Объектив Fujinon XF 18-55 мм f/2.8-4.0

Фикс-объектив 14 мм f/2.8 имеет в своем составе 10 элементов, два из которых имеют асферические поверхности, а три выполнены из низкодисперсионного стекла. Таким образом, парк оптики Fujinon насчитывает пять позиций. Еще пять производитель обещает представить в следующем году. Кстати, приобретать камеру выгоднее всего именно с зум-объективом. Такая система более универсальна, а комплект обойдется дешевле.

Объектив Fujinon XF 14 мм f/2.8
Объектив Fujinon XF 14 мм f/2.8

С беззеркальными камерами Fujifilm совместимы объективы сторонних производителей посредством соответствующих переходников. Однако следует помнить, что фокусировка в данном случае будет только ручной.

Fujifilm XF1

Нельзя не упомянуть о еще одной новой компактной камере для энтузиастов от Fujifilm, представленной в ходе проходящей выставки Photokina. Фотоаппарат карманных размеров Fujifilm XF1 можно поставить в один ряд с самыми изящными, имиджевыми камерами современности. Более того, данная модель напрашивается в конкуренты прошлогоднему просьюмерскому компакту Fujifilm X10! Это, конечно, не так, но давайте присмотримся повнимательнее к ее характеристикам.

Fujifilm XF1 с тремя различными цветами отделки
Fujifilm XF1 с тремя различными цветами отделки

Fujifilm XF1 оснащается EXR CMOS матрицей формата 2/3", уже встречавшейся в камерах Fujifilm XS1 и X10. Оптика также не подкачала — объектив покрывает диапазон фокусных расстояний от 25 до 100 мм в полнокадровом эквиваленте. У новинки на широкоугольном конце была увеличена диафрагма до значения F/1.8. В телеположении ее значение составляет F/4.9. У Fujifilm X10 эти параметры были равны соответственно 28 — 112 мм и F2.0 — 2.8, что выглядит все-таки лучше.

Лицевая сторона корпуса Fujifilm XF1
Лицевая сторона корпуса Fujifilm XF1

Fujifilm XF1 с возведенной вспышкой
Fujifilm XF1 с возведенной вспышкой

Спору нет, X10 в разы более продвинутая камера по части управления. Сравнивать их по этому показателю бессмысленно. У XF1 все гораздо проще —навипад с центральной клавишей, четыре функциональные кнопки, колесико, селектор режимов съемки, программируемая клавиша E-Fn ну и кнопка спуска.

Любопытно, что клавиша E-Fn позволяет задать дополнительные функции для всех кнопок на тыльной стороне корпуса, включая направления навигационной клавиши. Так что даже такую простую с функциональной точки зрения камеру можно очень гибко настроить под себя.

Задняя сторона корпуса Fujifilm XF1
Задняя сторона корпуса Fujifilm XF1

Органы управления на тыльной стороне корпуса Fujifilm XF1
Органы управления на тыльной стороне корпуса Fujifilm XF1

Продолжая рассматривать Fujifilm XF1 в сравнении с X10, отметим и равноценные видеовозможности. Обе умеют записывать Full HD видео при 30 кадрах за секунду со стереозвуком, снимают серии с частотой 10 кадров в секунду, отрабатывают выдержки от 1/4000 до 30 секунд, Даже аккумуляторы у них одинаковые.

И все-таки толщина корпуса у Fujifilm XF1 очень удобная
И все-таки толщина корпуса у Fujifilm XF1 очень удачная

При всем этом Fujifilm XF1 выигрывает несколько очков у X10 благодаря компактности. Габариты ее корпуса составляют 108 x 62 x 33 мм, а вес — 255 г. Такая умеренность в размерах была достигнута за счет использования складного объектива, миниатюрной вспышки, фиксированного дисплея и компактных органов управления. Корпус новинки выполнен из алюминия и покрыт искусственным кожзаменителем трех расцветок на выбор. А в ближайшем будущем появится еще несколько вариантов отделки, включая имитацию кожи крокодила или даже — а почему бы и нет — чешуи дракона.

Предварительные выводы

На старте продаж Fujifilm X-E1 будет стоить 40 000 рублей за «тушку». Комплект с китовым зумом обойдется в 57 000 рублей. Fujifilm проделала прекрасную работу, создав прекрасный корпус с высокотехнологичной начинкой, сохранив все сильные стороны предшествующей модели X-Prо1.

Новый фотоаппарат вполне мог называться и X-Pro 2, но, надо полагать, Fujifilm готовит очередные сюрпризы. На презентации в рамках Photokina 2012 нам официально подтвердили, что все камеры серии X продолжат развиваться, а вот новых классов в ее рамках скорее всего не будет. По крайней мере пока.

Хочется также проверить утверждение производителя о том, что сенсор X-E1 по качеству выдаваемой картинки может сравниться даже с full frame форматом. Выход полнокадровой зеркалки Nikon D600 и анонс Canon EOS 6D — очень любопытные и приятные совпадения. Попробуем столкнуть эти камеры лоб в лоб при тестировании.

Решение снизить цену определенно будет воспринято на ура, особенно в свете озвученной стоимости новых камер Sony. Цена Cyber-shot RX1 в самом деле очень живо обсуждается фотографами и журналистами на Photokina. Все в восхищении, однако заявленная стоимость единогласно отправлена за грань добра и зла.


Автор
Юрий Соловьев

Комментарии