Как научиться фотографировать. Часть I: основы цифровой фотографии

Виктор Зайковский, 

Вы купили зеркалку и не знаете, с какой стороны к ней подойти? Спрашиваете у Гугла что такое выдержка и диафрагма? Что такое ISO? Пытаетесь понять, что означают буквы на селекторе режимов съемки? Хотите в конце концов понять, как научиться фотографировать и стать фотографом? Этот материал поможет разобраться с самыми базовыми понятиями.

Оглавление

Красивая и мощная машина не сделает вас хорошим водителем. Дорогая посуда не сделает умелым поваром. А навороченная камера – это далеко не все, что нужно, чтобы стать хорошим фотографом. В интернете полно поразительно красивых кадров, сделанных мобильными телефонами. Поэтому техника – это все же не главное. Человек, который понимает принципы фотографии и видит сюжет, сможет сфотографировать его чем угодно.

Эволюция фотографа от новичка до профессионала
Эволюция фотографа от новичка до профессионала

Умение видеть приходит с опытом, этому сложно научить, а в итоге все люди видят один и тот же кадр по-разному. А вот законы физики и базовые принципы фотографии для всех одинаковы, так что  творческий путь стоит начать с них изучения.

Nikon D810 как пример отличной зеркальной камеры
Nikon D810 как пример отличной зеркальной камеры

Будем думать, что камера у вас уже есть, иначе вам полезно будет почитать материал «Антимаркетинг. Выбираем хороший, но формально устаревший фотоаппарат» – там вы узнаете о том, как купить хорошую камеру и не переплатить. А здесь я расскажу о том, что такое выдержка, диафрагма, ISO и чем отличаются разные режимы съемки.

1. Что такое экспозиция?

Грубо говоря, экспозиция – это количество света, которое получает матрица фотоаппарата. Или пленка, которой вы вряд ли вообще будете пользоваться. А экспонирование – это сам процесс экспозиции. А количество света зависит от времени экспонирования и уровня освещенности, который регулируется выдержкой, диафрагмой и чувствительностью матрицы. Для того, чтобы вам проще было понимать разницу в экспозиции – запомните понятие «ступень».

2. Что такое выдержка?

Выдержка в фотографии не имеет ничего общего со спокойствием и терпимостью. Это отрезок времени, в течение которого затвор открыт и свет попадает на матрицу. В большинстве случаев выдержка очень короткая и измеряется в секундах и долях секунды. На экране фотоаппарата значение 60 соответствует 1/60 доли секунды. А вообще существует стандартный ряд выдержек с шагом в одну ступень: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000, 1/4000 с. Каждая следующая ступень уменьшает количество света, попадающего на матрицу в два раза. В четыре раза – это две ступени. В восемь раз – три ступени, и так далее.

Съемка с короткой, средней и длинной выдержкой
Съемка с короткой, средней и длинной выдержкой

Каждая камера характеризуется диапазоном выдержек. В общем случае самая короткая выдержка составляет 1/4000 секунды, а самая длинная – 30 секунд. Снимать с рук можно на достаточно коротких выдержках (порядка 1/100, 1/200 секунды и короче), а для выдержек, измеряемых секундами (или даже для 1/10 секунды) уже нужен штатив. Без штатива естественное дрожание рук, характерное для всех людей без исключений сделает кадр смазанным, нерезким. Однако не стоит думать, что короткая выдержка – это однозначно хорошо, а длинная – непременно плохо. Нет, разные значения выдержки нужны для разных целей. Все зависит от конкретных условий и жанра съемки.

3. Что такое диафрагма?

Диафрагма – это отверстие, диаметр которого можно регулировать и изменять тем самым количество света, попадающего на матрицу. Выдержка и диафрагма – основные параметры экспозиции. А вместе значения выдержки и диафрагмы вместе называют экспопарой. Для диафрагмы также существует стандартный ряд значений с шагом в одну ступень: 1.4, 2, 2.8, 4, 5,6, 8, 11, 16. Как и в случае с выдержкой, каждая ступень означает уменьшение количества света вдвое. Обозначается диафрагма  дробью с маленькой f (f/2.8) или произведением с большой F (F2.8). Оба варианта правильны.

Вот как меняется диаметр отверстия при его закрытии с шагом в одну ступень
Вот как меняется диаметр отверстия при его закрытии с шагом в одну ступень

Чем меньше значение, тем более открытой считается диафрагма. А ее максимальное значение называют светосилой объектива. Собственно, максимальная диафрагма – одна из важнейших характеристик объектива, обуславливающая конечную стоимость. Кроме того, диафрагма определяет глубину резко изображаемого пространства (ГРИП), но об этом – в отдельном материале.

А вот как лепестки диафрагмы выглядят в объективе
А вот как лепестки диафрагмы выглядят в объективе

Если вы сделаете кадр с выдержкой 1/100 с и диафрагмой F2.8, а затем поменяете значения на 1/50 и F4 соответственно, то экспозиция останется прежней, а фотографии будут выглядеть одинаково. В обоих случаях на матрицу попадет одинаковое количество света. Есть и еще один параметр, который стал актуальным именно в эру цифровой фотографии – чувствительность матрицы.

4. Что такое ISO?

Чувствительность и ISO – одно и то же. Если все упростить, то это величина восприимчивости матрицы фотоаппарата к свету. Так же, как выдержка, и диафрагма, чувствительность описывается стандартным рядом значений с шагом в одну ступень: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800 и так далее. Аналогично, вы можете сделать два кадра: один с выдержкой 1/200 с, диафрагмой F2.8 и ISO 200, а во втором закрыть диафрагму до значения F4, а чувствительность увеличить до 400 единиц. Экспозиция будет одинаковой.

Качество картинки на ISO 200 (слева) и ISO25600
Качество картинки на ISO 200 (слева) и ISO25600

Увеличение чувствительности происходит очень болезненно, особенно на старых камерах. Чем выше ISO, тем больше так называемого шума появляется на фотографии и тем хуже в итоге ее качество. Повышать чувствительность стоит только при съемке в темное время суток. А уровень шума на высоких значениях ISO является одной из важнейших характеристик матрицы (и фотоаппарата в целом), поэтому съемка одной и то же сцены с разной чувствительностью приводится почти в каждом обзоре.

5. Чем отличаются режимы P, A, S и M?

Почти во всех фотоаппаратах (во всех зеркальных, беззеркальных и топовых компактных) есть несколько режимов работы. Самый очевидный из них – автоматический, которым пользуется большинство людей. Он позволяет не разбираться в том, что такое выдержка, диафрагма, чувствительность, а просто снимать и в половине случаев получать приемлемый результат. Взрывной рост популярности фотографии в 90-х был спровоцирован именно массовым внедрением авторежимов. Но увы, даже самая совершенная автоматика не работает со стопроцентным результатом.

Селектор режимов съемки на типичной зеркальной или беззеркальной камере
Селектор режимов съемки на типичной зеркальной или беззеркальной камере

Самыми востребованными режимами у продвинутых и профессиональных фотографов становятся полуавтоматические режимы – A и S (или Av и Tv в камерах Canon). В режиме A (англ. Aperture – отверстие, диафрагма) вы вручную устанавливаете значение диафрагмы, а оптимальную выдержку камера подбирает автоматически, опираясь на данные встроенных датчиков. Поэтому он и называется режимом приоритета диафрагмы. Режим приоритета выдержки называется S (англ. Shutter – затвор), он работает по такому же принципу. Вы вручную задаете значение выдержки, а оптимальное значение диафрагмы камера подбирает сама. Этот режим часто используется репортажными фотографами, в следующей статье я подробно расскажу почему.

С режимом М (англ. Manual – ручной) все просто – это полностью ручной режим. Значение выдержки и диафрагмы вы устанавливаете вручную. Камера же может только подсказывать вам, что с выбранными значениями кадр будет недоэкспонирован либо пересвечен (переэкспонирован).

Режим программной автоматической экспозиции как лучшая альтернатива полностью автоматическому режиму
Режим программной автоматической экспозиции как лучшая альтернатива полностью автоматическому режиму

Ну и, наконец, режим P (англ. Program AE – программная автоэкспозиция) – это альтернативная версия полностью автоматического режима. Оба параметра экспозиции (выдержка и диафрагма) устанавливаются автоматически. Во всех этих режимах вы самостоятельно устанавливаете ISO, в то время как в режиме Auto (полный автомат) ручное управление чувствительностью недоступно.

6. Какой режим съемки выбрать?

Это уже сильно зависит от того, что именно вы хотите сфотографировать и какой результат хотите получить. Тема очень обширная, поэтому с ней мы разберемся в отдельном материале. Там же я расскажу о таком явлении, как Auto ISO и объясню как им пользоваться. Кроме того, мы поговорим о том, что длинная выдержка не всегда портит снимки, что такое RAW, каким бывает баланс белого и как управлять яркостью солнца с помощью пульта от телевизора. Шутка.

Добровольным домашним заданием будет полный отказ от автоматического режима. Снимайте все, что вы обычно снимаете, но пользуйтесь только режимами творческой зоны (P, A, S или M). А если есть вопросы, задавайте их в комментариях.


Автор
Виктор Зайковский

Комментарии

Подходящие модели на Price.ru