Обзор четырехмегапиксельной цифровой фотокамеры Minolta Dimage F100

Сергей Щербаков, 

Новая Minolta Dimage F100 с оригинальной системой фокусировки и возможностью автоматического выбора «сюжетных программ».

В современном (по темпам развития цифрового фото) ряду цифровых камер Minolta есть модели на любой вкус. Есть мыльницы Е201/203, камеры для опытных любителей S304/Dimage5 и почти профессионалов S404/Dimage7/7i, для стильных кавалеров и дам — DimageX. Нет пока настоящей зеркалки (хотя уже давно была двухматричная почти зеркалка формата APS — RD 3000). Оригинальность дизайна и технических решений всегда отличала камеры Minolta, но не всегда это приводило к коммерческому успеху (в сравнении с прочими брендами) и не всегда вызывало восторг у фотографов. Однако революционные идеи двигают прогресс. Сверхкомпактная, да к тому же с 3Х оптическим зумом, «призмо-зеркальная» двухмегапиксельная DimageX стала законодателем моды в своем классе. Так же как и «X» — «100» в некотором роде магическое число и потому от новой Minolta Dimage F100 я ожидал многого. «100» открывает «высокопроизводительную» и «элегантную» F-серию.

f100fr.jpg

F100 — правильный металлический (111*523*320 мм алюминий и нержавеющая сталь) параллелепипед. Строгость линий сглаживает цилиндрическая поверхность перехода верхней поверхности в заднюю, цилиндры объектива и селектора режимов работы и выродившийся в маленькую сферическую поверхность grip. В двух словах — торжество геометрии. Бывает серебристой и индиго. В рабочем состоянии с выдвинутым объективом камера выглядит по-хорошему неуравновешенно и потому динамично. Есть чем удивить окружающих. Подобный дизайн — с объективом на боку уже использовался в цифровых камерах (к примеру Sony), а с таким как у F100 расположением органов управления он становится не только футуристичным, но и функциональным — держать камеру традиционно при съемке не очень комфортно, однако других возможных способов съемки можно придумать немало (особенно для вертикального кадра).

f100top.jpg

Img_1177.jpg

f100b.jpg

Трехкратный зум-объектив Minolta GT Lens 1:2,8-4,7 f = 7,8-23,4 (38-114 мм для 35 мм кадра) 8 элементов в 7 группах (3 элемента c 4 асферическими поверхностями) зумируется, фокусируется и выдвигается в рабочее положение с приятным и необычно тихим протяжным звуком без уже привычных для других камер вжиков, при этом внешнее кольцо телескопической его конструкции вращается (и рука привычно хочет ощутить фокусировку механически). За объективом 1/1,8 дюймовая CCD с общим количеством пикселей 4,13 миллиона и 3,95 миллиона эффективными. С нее данные поступают на 12 битный АЦП и обрабатываются по алгоритмам Minolta-CxProcess (оптимизация резкости, контраста, цвета, шумов цифрового изображения как на Dimage 7). В «многофункциональном» режиме работы можно выбрать из меню чувствительность 100-800, а вот на нашем сайте Minolta отмечено более скромно 64-400. Диапазон возможных выдержек: 4 с — 1/1000 (15 секунд ручная — BULB); и диафрагм: 2,8/4,7-8. Встроенная вспышка довольно далеко отнесена от объектива и работает в диапазоне дистанций 0,5-2,9 м для положения объектива «W» и 0,5-1,7 в «T» при автоматическом задании ISO (100-200).

dimage_f100_silv_zoomoff.jpg

Фокусировочная система, как и «автоматические сюжетные программы» — пожалуй основные новинки, обкатываемые, на Minolta F100. Обе системы перекладывают на свои плечи те задачи, которые традиционно выполнял сам фотограф. Система фокусировки построена на базе 5 датчиков — креста. Фотограф может выбрать нужную вручную (нажатием и удерживанием центральной кнопки мультиселектора с последующим выбором остальными кнопками), а можно задействовать систему «пространственного автофокуса» (охватывает 50% кадра) для «автоматического» обнаружения сюжетно-важного (для интеллекта камеры) объекта и еще «целевой следящий автофокус» для отслеживания перемещения в пространстве (с характерной скоростью перпендикулярно плоскости кадра — скорость бега, и вдоль — скорость ходьбы) этого объекта. Автофокус работает в однократном или непрерывном режиме (что теоретически ускоряет процесс съемки), а вот подсветки фокусировки нет. Другая автоматическая система — выбор одной из сюжетных программ в автоматическом режиме съемки: «Портрет», «Спорт», «Пейзаж», «Закат» или «Ночной Портрет». Автоматика учитывает как данные системы автофокусировки, так и 256 зонной системы экспозамера. В автоматическом режиме съемки при полу-нажатии на кнопку «спуск» автоматика выбирает одну из сюжетных программ и ее индикатор отражается на дисплее, если же выбрать программу система не сможет — то отработает просто в автоматическом режиме экспозиции (что и происходит в большинстве случаев).

minoltaF100AM.jpg

minoltaF100M3MF.jpg

Доступные в автоматическом режиме настройки.

Ручная фокусировка в «макро» режиме.

minoltaF100AM1.jpg

minoltaF100setup1.jpg

Пространственный автофокус. Автоматической системе выбора сюжетной программы нужно выбрать один из 5 значков или автоматический прогрммный режим. 

Меню настройки SETUP.

minoltaF100M3M1.jpg

minoltaF100v2.jpg

Настройки многофункционального режима.

В режиме просмотра можно увеличить кадр до 4Х.

minoltaF100expo.jpg

minoltaF100v3.jpg

Возможны покадровая, серийная, от ДУ и по таймеру съемка, а так же автобреккетинг.

Мозаичный просмотр (6 кадров).

minoltaF100M3M2.jpg

minoltaF100v1.jpg

Вторая страница настроек меню многофункционального режима. Включен следящий автофокус.

В режиме просмотра и быстрого просмотра можно проконтролировать экспозицию по гистограмме.

minoltaF100M3M3.jpg

minoltaF100audio.jpg

Настройки изображения.

Диктофон.

minoltaF100M2F.jpg

minoltaF100br.jpg

Выбор точки фокусировки.

Настройка автобреккетинга.

Помимо автоматических режимов экспозиции и фокусировки есть ручные и режимы с приоритетами. При ручной фокусировке центральная зона кадра увеличивается, что повышает точность и комфорт фокусировки. В автоматических режимах экспозиции доступна экспокоррекция (кнопочно). На дисплее отображается информация об экспопараметрах (цветом — ошибка экспозиции) и состоянии системы фокусировки. Управление «балансом белого» возможно только в многофункциональном режиме. В режиме видеосъемки (320*240 до 35 сек Motion JPEG) коррекция «баланса белого» была бы очень полезна, но ее нет, зато есть цифровой зум в процессе съемки и оптический «до нажатия на спуск». В «макро» оптический зум так же недоступен. В многофункциональном режиме съемки «М» есть точечный экспозамер, контроль контраста-насыщенности-резкости и выбор цветовой обработки (цвет-насыщенный цвет-BW).

Режимы «протяжки»: однокадровый, серийный и автобреккетинг. Серийный режим при «включенном звуке» затвора имеет заявленную скорострельность 1,2 к/сек и выключенном — 1,5 к/с. Камера может снимать в JPEG и TIFF. В серийном только JPEG и реально для максимального кадра 2272*1704 с минимальным сжатием (возможны еще 1600*1200, 1280*960, 640*480) получается при включенном дисплее и выключенном звуке 4 кадра чуть менее чем за 4 секунды (с режимом «2 подряд — пауза — 2 подряд») и затем 1 кадр в 4 секунды.

Из полезных функций и возможностей отметим: копирование данных на другую карту памяти и уменьшение изображений (до WGA) для WEB, пульт ДУ (RC-3) и системные звуки (затвор взят от классической фотокамеры Minolta CLE), слайд-шой просмотр, PIM, DPOF, впечатывание даты, мозаичный просмотр и просмотр с гистограммой. И что особенно важно для перехода в режим просмотра нет необходимости переключать режим работы — есть кнопка QV — быстрого просмотра (доступен для просмотра не только последний снятый, но и все снятые кадры). К каждому снимку можно записать 0 — 5 — 15 секундный звуковой комментарий при съемке и при просмотре. Так же есть режим «диктофон» (30 мин на 16 Мб карту).

Пользовательский интерфейс вполне обычен — дисплей 1,5" c почти 100% полем кадра, кнопки и меню настроек с многофункциональным кнопочным селектором и дисковым селектором режимов работы. Для подключения к телевизору и компьютеру есть универсальный USB/TV разъем, рядом с ним разъем питания 3V.

Img_1193.jpg

Карта памяти SD (ранее Minolta использовала в основном любимые русскому сердцу CF) и конечно же очень демократичные батареи формата AA. Электропитание не было сильным местом Minolt — обычно камеры грелись, а батарей хватало не надолго. В F100 всего две батареи АА и их хватает на много. Так на 1600 мАч аккумуляторах при съемке JPEG 2272*1704 с качеством «хорошее», включенной вспышкой (авто), дисплеем и автофокусом, было снято 300 кадров на SD карту 16 Мб (при этом карта была 20 раз заполнена и стерта).

f100r.jpg

miraF100.jpg

Разрешение по длинной стороне кадра для миры на просвет 1800 — 2100 линий.


expoF100lm.jpg

Динамический диапазон не очень широк, но 8 ступеней диафрагмы есть. Гамма повышена в графическом редакторе. 


f100d.jpg

Дисторсия для W (слева) и T (cправа) положений объектива.


Pict0007n.jpg

Pict0007nf1.jpg

Pict0007nf2.jpg

Pict0007nf3.jpg

ISO200, 1/30 сек, баланс белого «авто». Фрагменты 1:1. Хроматические аберрации незначительны.

Pict0003n.jpg

Автобаланс белого хорошо справляется со смешанным светом.

iso100.jpg

iso200.jpg

iso400.jpg

iso800.jpg

3 с, iso100.

3 с, iso200.

2 с, iso400.

2 с, iso800.

Шумы камеры при длинной выдержке и разных ISO.

В целом камера удачна, но есть небольшие эксплуатационные неудобства. Селектор режимов и включения камеры очень легко задеть и тем самым включить камеру, когда она помещается в сумку или карман. А встроенная вспышка светит не только вперед, но и назад через информационный дисплей от чего оценка отснятого кадра на цветном дисплее не всегда возможна сразу после съемки — глаз должен прийти в себя. С другой стороны есть металлическое штативное гнездо и экономичность в электропитании, а так же умная автофокусировка и быстрый просмотр с гистограммой.


Автор
Сергей Щербаков

Комментарии