Pentax *ist DS – чемпион в легком весе

Илья Наумов, 

До последнего времени продукция одного из несомненных «грандов» фотоиндустрии, компании Pentax, оставалась у нас за кадром – и совершенно незаслуженно. Сегодня мы восполняем этот пробел и представляем нашим читателям обзор совсем «свежего» продукта Pentax – цифровой «зеркалки» *ist DS, которая была официально представлена в сентябре прошлого года на выставке Photokina.

В течение минувшего года на страницах рубрики «Цифрография» появились обзоры практически всех наиболее популярных зеркальных камер любительского ценового диапазона (до $1500). Мы подробно рассмотрели такие хиты продаж, как Canon EOS 300D и Canon EOS 20D, Nikon D70, Konica Minolta Dynax 7D. Однако продукция одного из несомненных «грандов» фотоиндустрии, компании Pentax, до последнего времени оставалась за кадром – и совершенно незаслуженно. Сегодня мы восполняем этот пробел и представляем нашим читателям обзор совсем «свежего» продукта Pentax – цифровой «зеркалки» *ist DS, которая была официально представлена в сентябре прошлого года на выставке Photokina.

Однако прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению новинки, совершим традиционный экскурс в историю компании - тем более, что в развитии зеркальных фотоаппаратов фирма Pentax занимает совершенно особое место.

Компания Asahi Optical (старое название Pentax) была основана в 1919 году и в то время занималась, главным образом, производством очковых линз и объективов для форматных фотоаппаратов, выступая в роли субподрядчика других фирм. Уже тогда Asahi Optical весьма серьезно подходила к вопросам качества своей продукции, активно разрабатывая и внедряя в производство уникальные технологии по полировке оптических поверхностей. Высокие стандарты Asahi Optical не остались без внимания крупных клиентов, и к концу 30-х годов компания заняла весьма прочные позиции в своей рыночной нише. В список заказчиков Asahi Optical вошли такие известные фирмы, как Konica, Chiyoda Optical (Minolta), Seiki Optical (Canon), Olympus и многие другие.

Конец благополучию пришел вместе со Второй мировой войной. Заказы на «гражданскую» оптику были свернуты, заводы компании поставлены под жесткий милитаристский контроль и переориентированы на выпуск сугубо военной продукции. К концу войны фирма Asahi оказалась практически полностью разрушенной. Как и многие другие компании, она потеряла большую часть своих производств, а главное - сотрудников, и в первые послевоенные годы была вынуждена начинать бизнес практически «с нуля». Тем не менее, в 1946 году фирме удалось возобновить производство, а уже через четыре года – вновь укрепить свои позиции на рынке коммерческой оптики (благо, экономика страны поднималась из руин, и спрос на такую продукцию, как любительские фотоаппараты, неуклонно возрастал).

Год за годом Asahi Optical достигала все новых успехов, и постепенно ей становилось тесно в рамках субподряда по производству линз для чужих камер. Так что в 1950 году президент компании Сабуро Мацумото принимает решение выпустить на рынок свой собственный продукт – причем продукт совершенно уникальный.

В то время японская фотоиндустрия, главным образом, занималась производством шкальных фотоаппаратов, скопированных с европейских аналогов, а однообъективные зеркальные камеры считались невиданной диковинкой. В Европе они уже существовали, однако не пользовались особенной популярностью из-за ряда существенных недостатков. Во-первых, «зеркалки» имели репутацию довольно капризных и ненадежных. Во-вторых, в момент спуска затвора изображение в видоискателе таких камер пропадало на довольно значительное время, что было связанно с медленными и несовершенными механизмами подъема зеркала. А главное неудобство зеркальных камер заключалось в том, что изображение, отраженное зеркалом, выглядело в видоискателе перевернутым - слева направо. В общем, отношение фотографов к «зеркалкам» было в то время весьма скептическим. Тем не менее, за завесой скепсиса дальновидный президент Asahi Optical все же сумел разглядеть несомненные преимущества, связанные с возможностью использования сменных объективов, а также с отсутствием эффекта параллакса, присущего шкальным фотоаппаратам. К тому же, фактическое отсутствие конкуренции в этой области потенциально открывало перед компанией весьма широкие горизонты. Итак, в 1950 году Сабуро Мацумото принимает рискованное и в чем-то даже авантюрное решение о создании 35-мм зеркальной камеры оригинальной конструкции. И несмотря на очевидные сложности, связанные с разработкой принципиально нового продукта, уже к концу того же года у компании появляются действующие прототипы первой японской «зеркалки». Разработка получила название Asahiflex.

Путь камеры на массовый рынок был отнюдь не простым. Оптовые продавцы не торопились связываться с экзотической новинкой, а у самой Asahi Optical фактически отсутствовала производственная база для выпуска собственных фотоаппаратов. Тем не менее, эти проблемы были успешно решены, и в 1952 году на прилавках магазинов сначала появилась камера Asahiflex, а следом за ней, в 1954-м - Asahiflex II с переработанным и ускоренным механизмом подъема зеркала.

Впрочем, несмотря на то, что в целом рынок очень тепло встретил камеры Asahiflex, в них не была решена главная проблема «зеркалок» тех лет – перевернутое изображение в видоискателе. Без устранения этого недостатка рассчитывать на по-настоящему массовую  популярность, конечно же, не приходилось. Поэтому в середине 50-х годов Asahi Optical концентрирует все свои усилия на разработке фотокамеры с пятигранной призмой, которая была бы способна «оборачивать» картинку. Сейчас конструкция с пентапризмой или пентазеркалом кажется нам привычной и естественной, однако в те годы это инженерное решение стало настоящей сенсацией. Наконец-то профессиональные фотографы получали в свои руки мощный и удобный инструмент, избавленный от всех крупных недостатков тогдашней фототехники! Неудивительно, что еще до начала серийного производства вокруг аппарата возник нешуточный ажиотаж – Asahi Optical стала получать предварительные заказы задолго до официального анонса камеры.

Наконец, в 1957 году компания объявила о начале массового производства первой зеркальной камеры с пентапризмой, получившей название Asahi Pentax. Собственно, эта модель и стала прародительницей всех будущих «зеркалок», к которым мы сегодня так привыкли, а компания Asahi Optical (нынешняя Pentax) заняла одну из самых почетных страниц в летописи развития фотографии.

Однако перенесемся в наши дни и обратимся к последним разработкам этого производителя. Несмотря на то, что под маркой Pentax выпускается довольно большой ассортимент компактных цифровых камер (линейка Optio),  цифровые «зеркалки» представлены на данный момент всего двумя моделями. Это аппарат *ist D, объявленный в феврале 2003 года, и самая последняя разработка, героиня нашего сегодняшнего обзора – камера *ist DS. Итак, познакомимся с ней поближе.

Тип крепления (байонет)

Pentax KAF

Затвор

30 - 1/4000 с

Сенсор

ПЗС, 23,5 x 15,7 мм, кроп-фактор - 1,5
6,31 Мп (6,1 Мп эффективных), пр-во Sony

Чувствительность, ISO

200-3200

Экспозамер

Матричный 16-сегментный, центральновзвешенный, точечный
Блокировка экспозамера, брэкетинг экспозамера (3 кадра)

Экспокоррекция

От - 2,0 до +4,0 EV с шагом 0,5
От - 2,0 до +4,0 EV с шагом 0,3

Режимы экспозиции

Авто (стандартный, портрет, пейзаж, макро, движение, ночной портрет), приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, ручная выдержка

Автофокус

TTL, 11 точек фокусировки с возможностью выбора
Режимы: автоматический, автоматический следящий (только в сюжетной программе "Спорт", ручной (автофокус выключен)

Видоискатель

Зеркальный пентапризменный, с диоптрийной коррекцией (от - 2,5 до +1,5), увеличение - 0,95x
Информационная панель

ЖК-дисплей

2,0 дюйма, 210 000 пикселей

Баланс белого

Авто, дневной свет, тень, облачность, флуоресцентная лампа, лампа накаливания, вспышка, режим калибровки по белому листу, ручное указание цветовой температуры

Вспышка

Встроенная типа "кобра", ведущее число 15,6 (ISO 200/м)
Режимы: заполняющая вспышка, предотвращение "красных глаз", управление беспроводной системой вспышек, автоматическое включение.
"Горячий башмак" для внешних вспышек

Серийная съемка

До 2,8 кадра/с, макс. Продолжительность серии - 8 кадров (JPEG) или 5 кадров (RAW)

Автоспуск

Задержка 2 или 12 с

Форматы изображения

3008x2000, 2400x1600, 1536x1024
RAW (12 бит), JPEG (3 уровня компрессии)

Цветовое пространство

sRGB, Adobe RGB

Носитель

Secure Digital

Разъемы и интерфейсы

USB 2.0, видеовыход (PAL/NTSC), разъем для внешнего блока питания, разъем для терминала дистанционного управления

Питание

2 литиевые батареи CR-V3 или 4 батареи типа AA

Габариты

125 x 93 x 66 мм

Вес

505 г (без батарей)

Комплект поставки включает саму камеру, 2 батареи CR-V3, защитную крышку для байонета, интерфейсный кабель USB, кабель для подключения к ТВ, компакт-диски с программным обеспечением, шейный ремень и руководство пользователя на русском языке.

Pentax *ist DS

Главными преимуществами *ist DS, которые фирма Pentax особенно подчеркивает в своих рекламных материалах, являются рекордно малые размеры и вес этого аппарата. И хотя появившаяся совсем недавно камера Canon EOS 350D перехватила у Pentax пальму первенства по показателю веса, отрыв получился не очень существенным, так что *ist DS до сих пор остается одной из самых компактных и легких «зеркалок». Судите сами:

Модель

Размеры

Вес

Pentax *ist DS

125 x 93 x 66 мм

585 г (с 2 батареями CR-V3)

Canon EOS 350D

127 x 94 x 64 мм

540 г (с батареей NB-2LH)

Canon EOS 300D

142 x 99 x 72 мм

648 г (с батареей BP-511)

Nikon D70

140 x 111 x 78 мм

679 г (с батареей EN-EL3)

Konica Minolta Dynax 7D

150 x 106 x 78 мм

793 г (с батареей NP-200)

Несмотря на то, что *ist DS является любительской камерой начального уровня, она совсем не выглядит «дешевой». Качество материалов и сборки не вызывает вопросов, детали идеально подогнаны друг к другу, ничего не скрипит и не болтается (за исключением, может быть, джойстика, имеющего небольшой люфт). Шасси аппарата выполнено из нержавеющей стали, а корпус – из армированного углепластика, что обеспечивает ему достаточный запас прочности. Крупная рукоятка с покрытием «под резину» обеспечивает удобный, уверенный хват как в горизонтальном, так и в вертикальном положениях. В целом, камера производит впечатление весьма добротной и надежной вещи. К пользовательскому интерфейсу также нет существенных претензий, хотя управление основными съемочными параметрами с помощью джойстика и кнопки «Fn» понравится, возможно, не всем. Лично я предпочитаю, чтобы доступ к часто изменяемым настройкам (вроде чувствительности, режимов экспозамера и  баланса белого) был реализован через отдельные органы управления (пожалуй, эталоном такого подхода можно считать камеру Konica Minolta Dynax 7D). Впрочем, это дело вкуса – решение от Pentax также хорошо продумано и не вызывает особенных неудобств.

Pentax *ist DS

Pentax *ist DS

То же самое можно сказать и про систему меню – все просто и логично. Правда, небольшое недоумение вызывает кодирование некоторых значений напротив пунктов меню с помощью цифр.

Pentax *ist DS

Глядя на этот пример, довольно сложно с уверенностью сказать, что означают, к примеру, числа «2» или «5». Только «раскрыв» соответствующие элементы меню (или заглянув в документацию) можно с удивлением обнаружить, что «2» - это, оказывается, шаг экспокоррекции 1/3 EV, а «5» соответствует чувствительности 3200 в единицах ISO. При всем желании, трудно назвать такое решение достаточно наглядным. В остальном же все совсем неплохо: двухдюймовый дисплей вполне информативен, а такие привычные уже инструменты просмотра, как подсветка переэкспонированных областей кадра, 12-кратное увеличение снимков и гистограмма очень выручают при съемке в сложных условиях освещения. Как и в последних камерах фирмы Canon на процессоре DiGiC II, экранный интерфейс *ist DS полностью русифицирован – отрадная тенденция.

цифровой фотоаппарат Pentax *ist DS

С помощью кнопки «INFO» можно вывести на экран все текущие настройки камеры, главные из которых дублируются также на вспомогательном черно-белом дисплее и на информационной панели видоискателя. Кстати, пентапризменный видоискатель, неожиданно «большой» и «светлый», заслуживает в свой адрес отдельных теплых слов. По сравнению видоискателями популярных аппаратов-одноклассников (вроде Canon EOS 300D/350D и Nikon D70), которые часто вызывают нарекания у «продвинутых» фотографов, это существенный шаг вперед. Интересно, что *ist DS допускает использование сменных фокусировочных экранов – выдающаяся возможность для любительской техники начального уровня.

В камере использован байонет типа «Pentax K», который впервые появился на рынке аж 30 лет назад (это одна из старейших систем, наряду с байонетом «Nikon F»). Поддерживаются все модификации этого байонета, включая, конечно, и автофокусные («KAF», «KAF2»). Поскольку механическая конструкция системы «K» никогда не менялась, на данный момент обладателям *ist DS доступна широчайшая гамма совместимой оптики, выпущенной начиная с 1975 года (как самой фирмой Pentax, так и многими другими производителями – Sigma, Vivitar, Tokina, Tamron, Cosina и т.д).  Забавно, что под систему «K» существуют даже отечественные объективы «Зенитар» и «Гелиос» (это объясняется тем, что некоторые модели фотоаппаратов «Зенит» выпускались с байонетом такого типа). Стоит учитывать также и тот факт, что при помощи переходников ценой 3-4 доллара к аппарату можно подключить любой старый объектив с резьбовым соединением типа M42. Последнее обстоятельство может стать серьезным аргументом для российских фотолюбителей, учитывая большой выбор недорогой отечественной оптики под такую резьбу. Кроме того, одновременно с выпуском своей первой цифровой «зеркалки» компания Pentax начала производство объективов, специально предназначенных для цифровых камер (серия DA). Словом, у большинства пользователей *ist DS не должно возникнуть никаких сложностей с выбором оптики под свои съемочные задачи и объемы кошелька.

Впрочем, ситуация с объективами Pentax не столь безоблачна, как это может показаться на первый взгляд. К примеру, у компании в принципе нет ни стабилизированной оптики, ни технологии вроде Anti-Shake, которая хотя бы отчасти заменяла бы оптическую стабилизацию. В результате, фотографы, часто снимающие в условиях недостаточного освещения, сталкиваются с необходимостью приобретения более светосильных объективов - а они, естественно, всегда дороже, чем стабилизированные. Также у Pentax отсутствует автофокусная оптика с собственным ультразвуковым приводом – фокусировочные механизмы всех объективов типа «KAF» и «KAF2» приводятся в движение мощным мотором самой камеры. Разумеется, это негативно сказывается как на энергопотреблении, так и на скорости фокусировки (особенно при использовании телеобъективов с «тяжелыми» линзами). Кроме того, сервопривод *ist DS трудно назвать бесшумным. Безусловно, для многих фотолюбителей эти проблемы не слишком актуальны, однако иметь их в виду определенно стоит.

Система TTL-автофокуса *ist DS использует 11 точек фокусировки, и при необходимости можно явно выбрать любую из них с помощью джойстика. Несмотря на то, что камера очень точно выполняет фокусировку даже при плохом освещении, предусмотрена возможность подсветки автофокуса с помощью вспышки, а также, разумеется, ручная фокусировка. Примечательно, что в ручном режиме автофокус не отключается полностью, а начинает выступать в роли «подсказчика», информируя пользователя о правильной фокусировке, однако не вмешиваясь в нее. Кроме того, имеется специальный режим «следящего» автофокуса для съемки движущихся объектов. Впрочем, он почему-то доступен только в сюжетной программе «Спорт».

В *ist DS использован 6,1-мегапиксельный  ПЗС-сенсор фирмы Sony, отлично зарекомендовавший себя в аппарате Nikon D70. Несмотря на то, что нынешним «мейнстримом» являются, скорее, 8-мегапиксельные сенсоры, шести мегапикселей для любительской камеры по-прежнему вполне достаточно. Диапазон чувствительностей сенсора соответствует значениям от 200 до 3200 единиц. Камера оснащена 16-сегментной системой экспозамера, которая также может работать в центральновзвешенном и точечном режимах. Переключение между этими режимами осуществляется через меню. Предусмотрена блокировка экспозиции, реализованная в виде кнопки «AEL» на задней стенке корпуса (прямо под большим пальцем правой руки). Возможна привязка замера к точкам фокусировки. Как и в любой зеркальной камере, выбор экспозиционных режимов выполнен в виде поворотного селектора, условно поделенного на «творческую» и «автоматическую» зоны.

Pentax *ist DS - Селектор экспозиционных режимов

Селектор экспозиционных режимов

В «творческой» зоне традиционно доступны режимы съемки с приоритетом выдержки «Tv», диафрагмы «Av», а также программный режим «P». Кроме того, имеются два ручных режима «M» и «B». В первом из них оба параметра экспопары выбираются самим пользователем «в обход» экспозамера. Во втором экспозиция выполняется до тех пор, пока фотограф удерживает кнопку спуска затвора в нажатом положении. «Автоматическая» зона представлена семью сюжетными программами: «Норма», «Портрет», «Пейзаж», «Макро», «Движущийся объект» («Спорт»), «Ночной портрет», «Отключенная вспышка». Также имеется полностью автоматический режим, в котором все съемочные параметры процессор камеры определяет самостоятельно. В отличие от некоторых других аппаратов, которые в автоматических режимах блокируют большинство своих настроек, *ist DS позволяет управлять такими параметрами, как экспокоррекция, режим экспозамера и чувствительность ISO в любой из программ «автоматической» зоны.

Камера оснащена встроенной и, кстати, довольно мощной вспышкой типа «кобра», которая может открываться принудительно с помощью кнопки «UP» или автоматически. Традиционно для вспышек такого типа, предусмотрен режим подавления эффекта «красных глаз». Кроме того, у *ist DS имеется «горячий башмак» для подключения внешних вспышек фирмы Pentax (совместимый, впрочем, с любыми вспышками, имеющими центральный синхроконтакт).

Не секрет, что для многих пользователей одним из наиболее важных критериев при выборе камеры являются ее временные характеристики. Первые цифровые «зеркалки» часто критиковались именно за медлительность при инициализации и выполнении некоторых операций, и этот недостаток очень раздражал опытных фотографов, которые по опыту пленочных аппаратов привыкли к отсутствию каких бы то ни было задержек. Как раз для таких придирчивых пользователей у меня есть хорошая новость – Pentax *ist DS производит впечатление весьма быстрой камеры. Инициализация аппарата занимает не более секунды, он мгновенно реагирует на любые действия пользователя, и никаких существенных задержек в процессе тестирования замечено не было. Неплохо проявил себя и брэкетинг. Хотя скорость 2,8 кадров/с в формате JPEG (при максимальной продолжительности серии 8 кадров) не является рекордной, для недорогого любительского аппарата, не претендующего на звание репортажного, это вполне достойный показатель.

Запись фотографий производится в форматах RAW или  JPEG (для JPEG предусмотрены 3 степени компрессии и следующие разрешения: 3008x2000, 2400x1600, 1536x1024). К сожалению, запись одновременно в RAW и JPEG невозможна. К тому же, при записи RAW-файлов не применяется обычная в таких случаях LZW-компрессия (без потерь качества), так что RAW-файлы получаются очень большого размера (около 10 Мбайт). Это отрицательно сказывается как на скорости их записи, так и на расходе флэш-памяти.

Кстати, в модели *ist DS компания Pentax применила формат флэш-памяти Secure Digital (SD) вместо CompactFlash (CF), который в мире цифровых «зеркалок» до последнего времени оставался негласным стандартом. Сделано это было из соображений компактности, однако такое решение можно приветствовать  и по другим причинам. В частности, это большая распространенность формата SD, связанная с возросшей популярностью КПК, «ультракомпактных» фотоаппаратов и других мобильных устройств. Поэтому, на мой взгляд, отказ от устаревающего формата CF в пользу унификации пойдет всем только на пользу. На данный момент единственный плюс CF по сравнению с SD – это существование компактных жестких дисков, выполненных в форм-факторе CF. Однако неуклонное падение цен на флэш-память ставит под сомнение сам смысл использования подобных жестких дисков. Кроме того, разъем SD элементарно надежнее, что немаловажно для таких недешевых устройств, как зеркальные камеры. В общем, очень надеюсь, что смелая инициатива Pentax будет поддержана и другими производителями – хотя бы на опциональном уровне.

Оригинально подошла компания Pentax и к вопросу питания камеры. Оно осуществляется либо от четырех элементов типа AA (рекомендуются никель-металлгидридные аккумуляторы), либо от двух элементов типа CR-V3 (каждый из которых, фактически, представляет собой 2 батареи AA, объединенных в общий корпус). Понятно, что это весьма заманчивое решение, поскольку стандартные аккумуляторы, в отличие от фирменных, широко распространены и очень недороги. В крайнем же случае можно вообще обойтись обычными щелочными батарейками. Пользователям других камер такая возможность становится доступной только при помощи отдельно приобретаемой питающей рукоятки, которая сама по себе обычно стоит вполне ощутимых денег. Конечно, применение батарей типа AA сказывается на весе аппарата, однако камера *ist DS сама по себе настолько легкая, что даже снаряженная аккумуляторами она весит заметно меньше большинства своих «одноклассников» (см. таблицу выше). Что касается экономичности, то она также оказалась на высоте. Я брал *ist DS в недельный отпуск, за время которого отснял более 500 кадров - при этом комплект аккумуляторов GP емкостью 2000 мАч не разрядился и наполовину. Правда, съемка велась с использованием компактного штатного объектива, и вполне возможно, что фокусировка какого-нибудь мощного телеобъектива потребовала бы значительно больше энергии. Кроме того, я почти не пользовался вспышкой. Тем не менее, свыше 1000 снимков на одном комплекте не самых емких аккумуляторов – это цифра, вполне реальная для владельцев *ist DS и подтвержденная опытом.

Съемка

«Полевые испытания» аппарата произвели на меня самое приятное впечатление. Камера ведет себя вполне предсказуемо и адекватно, автофокус работает быстро и качественно, нет особенных претензий и к экспозамеру. При неоднородном освещении различными источниками света нередко ошибаются алгоритмы автобаланса белого. Однако в той или иной степени это типично для всех современных камер, и единственное радикальное решение этой проблемы заключается в использовании формата RAW при съемках в подобных условиях.

Итак, рассмотрим примеры снимков, сделанных аппаратом. Объектив - SMC Pentax DA 18-55 мм f/3,5-5,8 AL, цветовое пространство – sRGB, шумоподавление отключено, штатив не использовался.

пример съемки фотоаппаратом Pentax *ist DS
Оригинальный файл (3008x2000, 2,7 Мбайт)

F=18 мм, f/3,5, 1/3200 с, ISO 200

пример съемки фотоаппаратом Pentax *ist DS
Оригинальный файл (3008x2000, 2,8 Мбайт)

F=35 мм, f/4,5, 1/2500 с, ISO 200

Отличная цветопередача даже в режиме автоматического баланса белого, точная фокусировка, правильный замер.

пример съемки фотоаппаратом Pentax *ist DS
Оригинальный файл (2000x3008, 2,0 Мбайт)

F=55 мм, f/5,6 1/4000 с, ISO 200, -1/3 EV

пример съемки фотоаппаратом Pentax *ist DS
Оригинальный файл (3008x2000, 2,1 Мбайт)

F=18 мм, f/4,5, 1/30 с, ISO 200, +2/3 EV

пример съемки фотоаппаратом Pentax *ist DS
Оригинальный файл (3008x2000, 2,5 Мбайт)

F=18 мм, f/4,0, 1/6 с, ISO 800, +2/3 EV

Последний кадр сделан после захода солнца, в сумерках. Тем не менее, при чувствительности ISO 800 сенсор продолжает демонстрировать невысокий уровень шумов.

пример съемки фотоаппаратом Pentax *ist DS
Оригинальный файл (2000x3008, 2,1 Мбайт)

F=31 мм, f/4,0, 1/500 с, ISO 200

пример съемки фотоаппаратом Pentax *ist DS
Оригинальный файл (2000x3008, 2,1 Мбайт)

F=55 мм, f/5,6, 1/320 с, ISO 200

Здесь хочется особенно отметить хорошее качество недорогого штатного объектива, который поставляется вместе с «китовой» версией аппарата: отличная детальность переднего плана, эффектное размытие заднего.

Примеры ночной съемки.

пример съемки фотоаппаратом Pentax *ist DS
Оригинальный файл (2000x3008, 3,9 Мбайт)

F=18 мм, f/3,5, 1/80 с, ISO 1600, +2/3 EV

При чувствительности ISO 1600 шумы становятся вполне заметными, хотя на коротких выдержках их уровень остается приемлемым. Несмотря на сложные условия освещения, удалось подобрать настройку баланса белого, при которой достигается более-менее естественная цветопередача.

пример съемки фотоаппаратом Pentax *ist DS
Оригинальный файл (3008x2000, 4,1 Мбайт)

F=35 мм, f/4,5, 1/30 с, ISO 3200, +2/3 EV

А вот в режиме ISO 3200 картинка получается слишком шумной. Впрочем, несмотря на низкую освещенность, автофокус, как видите, сработал на «отлично».

Что касается замеченных недостатков, то они, в основном, связаны с алгоритмами обработки исходного кадра и преобразования его в JPEG. Эти процессы вносят довольно существенный негативный вклад в качество картинки (по сравнению с другими камерами), что проявляется в некотором ухудшении четкости и фактического разрешения. Это достаточно хорошо заметно при прямом сравнении RAW- и JPEG-версий одного и того же кадра. Иными словами, если вы хотите максимально использовать возможности сенсора, установленного в *ist DS, разумно использовать исключительно формат RAW. Однако если для «продвинутых» фотографов это вполне естественно (они и так чаще всего снимают в RAW), то новичкам и любителям (на которых, во многом, и ориентирована камера) это может создать некоторые неудобства. Кроме того, учитывая большой размер RAW-файлов, придется запастись достаточно емкой флэш-памятью.

С другой стороны, деградация картинки при сохранении в JPEG хотя и заметна, но вовсе не катастрофична. Так что для большинства пользователей качество JPEG-файлов не станет заметной проблемой.

Итог

Подтверждая свои прочные позиции на рынке зеркальных фотокамер, компания Pentax создала весьма удачный и сбалансированный продукт. Маркетологи и разработчики угодили, что называется, «и нашим, и вашим». С одной стороны, совершенно прозрачным является позиционирование *ist DS в качестве камеры для новичков. Множество сюжетных программ, корректная работа в автоматических режимах, упрощенное управление и система меню,  демократичная цена (на уровне некоторых «просьюмерских» «мыльниц») – все это говорит само за себя. В то же время «большой» и яркий видоискатель, малошумный сенсор, прекрасное качество изображения (особенно в формате RAW), быстрота реакций, а также широкий выбор совместимой оптики не оставят равнодушными даже весьма опытных и взыскательных фотолюбителей. Прибавьте к этому еще и рекордную для зеркальной камеры компактность – и по совокупности характеристик Pentax *ist DS вырывается на лидерские позиции в любительском классе.

Разумеется, как и любое сложное устройство, камера *ist DS не лишена определенных недостатков. К числу наиболее существенных я бы отнес слишком большой размер RAW-файлов, не самые совершенные алгоритмы обработки изображений, а также чересчур аскетичную модель управления (отдельные кнопки для выполнения некоторых операций были бы удобнее). В то же время, преимущества аппарата, на мой взгляд, превалируют над его «минусами». Так что, если вы раздумываете над приобретением своей первой «зеркалки», или у вас уже накоплено некоторое количество Pentax-совместимых объективов, рекомендую вам обратить самое пристальное внимание на героиню нашего сегодняшнего обзора.

*ist D или *ist DS?

Как я уже упомянул в начале статьи, на данный момент фирма Pentax предлагает покупателям всего две цифровых зеркальных камеры - *ist D и *ist DS, причем прямое сравнение их характеристик показывает практически полную функциональную идентичность этих двух моделей. Так какую же выбрать?

Сама компания Pentax продвигает *ist DS в качестве сугубо любительского аппарата, в то время как *ist D считается более профессиональным. Однако на самом деле такое деление весьма условно. Действительно, в *ist DS отсутствуют некоторые второстепенные возможности, которые есть в *ist D (вроде режима приоритета диафрагмы по MTF или синхроконтакта для проводного подключения внешней вспышки). Зато в *ist DS несколько улучшена производительность брэкетинга, используется ЖК-дисплей увеличенного размера (2,0 дюйма против 1,8), применен более скоростной интерфейс USB 2.0, добавлены сюжетные программы для начинающих фотографов, исправлены некоторые недочеты пользовательского интерфейса. Таким образом, при равных (до известной степени) возможностях этих двух камер, *ist DS объективно является более совершенной и современной. Поэтому к приобретению я бы рекомендовал именно ее – особенно с учетом несколько меньшей цены.


Автор
Илья Наумов

Комментарии