Не мышонок, не лягушка: Sony CyberShot DSC-M1

Сергей Аксенов, 

В модельном ряду компании Sony эта камера-трансформер стоит особняком, неизменно привлекая к себе внимание. На первый взгляд даже непонятно, для чего она была создана и как позиционируется, однако сложная эволюция поворотно-сдвижного дисплея завораживает и тинейджеров, и менеджеров...

В модельном ряду компании Sony эта камера-трансформер стоит особняком, неизменно привлекая к себе внимание. На первый взгляд даже непонятно, для чего она была создана и как позиционируется, однако сложная эволюция поворотно-сдвижного дисплея завораживает и тинейджеров, и менеджеров. Звучит фирменный аккорд – и на экране появляется картинка, а там, где только что был сам экран – куча непонятных кнопок, рычажков и переключателей...

Sony CyberShot DSC-M1

Отвлечёмся на секунду – чтобы понять назначение этого аппарата, имеет смысл ознакомиться с его техническими характеристиками.

Сенсор

ПЗС, 1/2,4", 5 мегапикселей, пр-во Sony

Чувствительность

ISO 100-400

Форматы изображения

JPEG: 2592x1944, 2592x1728 (3:2), 2048х1536, 1280x960, 640x480;
MPEG-4 видео+звук: 640x480@30fps, 640x480@15fps, 160x112@8fps; комбинированный фото/видео.

Носитель

Sony Memory Stick Duo и Sony Memory Stick PRO Duo

Объектив

Carl Zeiss Vario Tessar вертикальной "шахтной" схемы, 38-114 мм (в 35 мм эквиваленте), f/3,5-4,4; 2x цифровой зум

ЖК-дисплей

2,5 дюйма, 123 тыс. пикселей

Затвор

электронный, диапазон выдержек от 1/1000 до 1 сек.

Режимы съёмки

автоматический, 8 предустановленных ("Макро", "Сумерки", "Сумерки-портрет", "Пейзаж", "Пляж", "Снег", "Спорт", "Фейерверк")

Режимы фокусировки

автоматическая, ручная (5 позиций); 5 точек фокусировки, подсветка автофокуса светодиодом

Режимы экспозамера

Мультизонный, точечный

Экспокоррекция

плюс-минус 2 ступени с шагом 1/3 ступени, брэкетинг

Баланс белого

автоматический, 5 стандартных установок

Вспышка

встроенная, эффективное расстояние 5 м. Режим подавления красных глаз, режим "медленной синхронизации" (ночной)

Скоростная съёмка

Серией из 16 кадров размером 1280х960 или 4 кадра за 1,3 сек., ЖК-дисплей погашен

Автоспуск

задержка 10 сек.

Питание

InfoLithium аккумулятор (в комплекте), сетевой адаптер (в комплекте), "кроватка" (в комплекте)

Габариты

51x114x28 мм

Вес

215 гр. (включая батарею и карту памяти)

В коробке, помимо камеры с аккумулятором и зарядным устройством, нас ждут карточка памяти на 32 мегабайта, переходник для чтения её кард-ридерами, поддерживающими только обычный полноразмерный формат MemoryStick, кроватка-крэдл для подключения камеры к компьютеру и подзарядки, кабели, инструкции, диски с программным обеспечением и ремешок для ношения на запястье.

Итак, встречайте – перед нами фактически первая полноценная гибридная фотовидеокамера. Сузив поток видеоданных с одиннадцати до двух с половиной мегабит в секунду (за счёт использования модифицированного алгоритма сжатия MPEGMovie 4TV), Sony удалось достичь фантастических значений продолжительности непрерывной съёмки. На гигабайтную карту MemoryStick PRO Duo входит без малого час полноэкранного видео с разрешением 640x480, частотой 30 кадров/с и стереозвуком. Таким образом, по разрешению картинки M1 не уступает большинству цифровых видеокамер формата MiniDV, а по качеству сенсора – однозначно превосходит их, включая старшие модели с тройным элементом 3CCD. При этом, напомню, основной функцией Sony DSC-M1 является всё же съёмка фотографий, где 5 мегапикселей – до сих пор неплохая заявка на рыночный успех.

Sony CyberShot DSC-M1

На панели управления перед нами две большие равнозначные кнопки – фото и видео. Жмём на левую – сверкает вспышка, получается снимок. Жмём на правую – записывается живая картинка со звуком. Посередине – трансфокатор со своим представлением о том, что такое ближе-дальше: приближает при нажатии вниз, удаляет – вверх. Мускульный эффект получается любопытный – мы как будто не двигаем объектив, а тащим картинку к себе (или наоборот – отталкиваем от себя). Аналогично действует функция масштабирования и при просмотре картинки на дисплее. Само собой разумеется, что трансфокатор прекрасно работает и во время съёмки видео, в отличие от большинства фотокамер с режимом записи движущегося изображения.

Вы думаете, это всё? Как бы не так. Хитроумные японцы, помимо прочего, придумали ещё два любопытных режима, раз уж есть такая возможность. Первый из них – это гибридное фото, включаемое небольшим рычажком под кнопкой спуска затвора. В этом режиме камера записывает на карточку последние пять секунд видео со звуком перед нажатием на кнопку спуска затвора, а затем – ещё три секунды после совершения снимка. Поначалу мне это показалось чуть ли не идиотизмом: кому, черт возьми, вообще могут понадобиться такие дурацкие "кадры"? Но буквально на второй день тестирования камеры оказалось, что такие гибридные запечатлённые моменты смотрятся куда интереснее обычных плоских застывших картинок! Очень интересно смотреть на людей перед, а особенно после снимка. При съёмке крупных объектов или панорам, не помещающихся в кадр, можно бегло "осмотреть" их в режиме видео и нажать на кнопку при достижении самой характерной композиции. Единственное неудобство – файлы с видео лежат на карточке памяти отдельно, и полноценно просматривать их можно только на дисплее камеры или при помощи идущей в поставке программы PicturePackage. Если же открывать видеофрагменты обычным проигрывателем, вместо крупноформатного снимка будет показан довольно некачественный секундный стоп-кадр.

Второй режим относится к записи чистого видео и также включается при помощи рычажка под соответствующей кнопкой. Это режим пятисекундной записи, и устроен он так: чтобы снимать видеоролик, вам необязательно держать кнопку утопленной. Достаточно нажать её один раз – и на экране побежит обратный счётчик времени, от пяти секунд до нуля. Каждое последующее нажатие на кнопку возвращает счётчик снова на пять секунд. Таким образом вы можете интерактивно управлять длиной сюжета, не держа постоянно палец "на курке". Опять же поначалу непривычно, но на самом деле – чрезвычайно удобно.

управление Sony CyberShot DSC-M1

Теперь подробнее об интерфейсе. В нижней части панели управления расположен обычный четырёхкнопочный "джойстик" для оперирования меню и просмотра отснятого материала, каждая кнопка которого в режиме фотоаппарата меняет функцию, управляя вспышкой, макрорежимом, выбором режима экспозамера и автоспуском (кстати, у камеры есть крепление для штатива – на карманном триподе SLIK Mini она держится вполне устойчиво). Ещё одна кнопка позволяет выбрать режим отображения информации на экране, и последняя – также двухфункциональная – выбирает разрешение в режиме съёмки или удаляет материал из памяти в режиме просмотра.

Наверху не очень удачно притаилась маленькая квадратная кнопка собственно выбора режимов, а также индикатор текущего выбора. Чуть сбоку – индикатор зарядки. Почти совсем под крышкой – микрокнопка Reset (видимо, предпродажные образцы грешили нестабильностью работы и зависаниями, в серийной камере я с подобными проблемами так и не столкнулся). Впервые у Sony я увидел выведенный наружу разъём для карты памяти с небольшим индикатором активности рядом с ним. Разумеется, при съёмке видео возможность быстро сменить заполненную карточку на чистую – немаловажная деталь. Крепится карта в разъёме на пружинной защёлке и выпасть не может в принципе.

Обратив же свой взгляд на дисплейную часть камеры, я, подобно Соколиному Глазу из анекдота про индейцев, на третий день обнаружил, что "сенсорные" спусковые кнопки фото и видео продублированы и на краю самого дисплея, позволяя более удобно вести съёмку, надёжно и более стабильно удерживая камеру двумя руками. В режиме просмотра они работают как кнопки влево и вправо, так что можно сложить камеру дисплеем наружу и превратить её в цифровой альбом.

Sony CyberShot DSC-M1

Между ними дублируется центральная кнопка джойстика – удобно при перемещении по меню. В свою очередь, ужасно неудобно прикреплён запястный ремешок, то влезающий в кадр, то закрывающий лампы вспышки и подсветки автофокуса. Приходится непрерывно придерживать его одной рукой. С другой стороны, без ремешка не очень удобно выуживать камеру из внутреннего кармана пиджака – в отличие от ультракомпактов Sony серии T, в нагрудный карман рубашки M1 уже не помещается. Впрочем, с непривычки закрыть лампы можно и собственным пальцем, тут конструкция также не очень продумана с точки зрения «юзабилити». Достаточно было, скажем, выдавить на корпусе вокруг отверстий для вспышки и подсветки автофокуса небольшие ребра жёсткости. Обратите внимание – на картинке, входящей в пресс-релиз Sony, рука совершает именно эту ошибку:

Sony CyberShot DSC-M1

Вернёмся, однако, к корпусу. Снаружи он цельнометаллический, тёмный и выполнен в интересном, как бы "потёртом" травлении. Внутри раскладной части он доблестно собирает всю возможную пыль и грязь из карманов, что, впрочем, за секунду исправляется мощным пылесосом или за минуту – небольшой щёточкой, например, как для чистки электробритв (в комплект не входит, а зря). Объектив, однако, надёжно защищён металлическими шторками, немедленно защёлкивающимися даже при переводе камеры в режим просмотра.

Добрались мы, наконец, и до объектива. Рассказывать о нём, впрочем, особенно нечего – это всё тот же трёхкратный Carl Zeiss Vario Tessar с "перископной" конструкцией, что и в Sony DSC-T1, и во всех последующих ультракомпактах этой фирмы (кроме новейшего DSC-T7). Картинка, получаемая с его помощью, конечно, далека от идеальной, но при заданном уровне компактности ни на что большее рассчитывать просто не приходится – швейцарские инженеры-оптики выжали из схемы всё, что только возможно. Лёгкое диагональное виньетирование на краях практически незаметно. В макрорежиме минимальная дистанция фокусировки составляет 5 сантиметров.

Также стандартом для камер Sony является и 2,5" дисплей. А вот кроватка для подключения к компьютеру слегка подкачала: пластмассовая, на фоне металлического корпуса камеры она смотрится не очень адекватно, несмотря на своё тоже трансформерное устройство: полупрозрачную подставку надо выдвинуть вбок, положить в неё камеру (специальный выступ попадает в отверстие для штатива) и задвинуть обратно со щелчком. Перед этим надо не забыть открыть на боку камеры лючок, закрывающий разъём: видимо, ещё один элемент защиты от пыли, но, опять же, довольно неудобный. Зато появилась полноценная поддержка интерфейса USB 2.0 – без неё, конечно, скачивание видео в компьютер было бы сплошным мучением.

Sony CyberShot DSC-M1

Полевые испытания

Около двух недель камера почти постоянно была при мне, во внутреннем кармане пиджака. Неудобств своим весом и габаритами она почти не доставляла, пыль собирала умеренно, проблем от этого не возникало. Надо признать, что по оперативности съёмки (а именно для запечатления всяких неожиданных сценок и объектов и нужны такие карманные фотоаппараты) она уступает Sony DSC-T1 – в первую очередь, за счёт механизма трансформации экрана. С другой стороны, этот самый поворотный механизм позволяет делать снимки незаметно для объекта съёмки или из необычных положений, что очень располагает к съемке в режиме новомодного фотоблоггинга, или же акына: "что вижу, о том пою":

пример съемки Sony CyberShot DSC-M1
Оригинальный файл (1280x960, 583 Кбайт)

Или вот, например, очень милый снимок, ради которого автору не пришлось ползать по песку, а лишь опустить камеру почти на уровень земли, повернув дисплей к себе. Снимать так зеркалкой я бы лично поленился:

пример съемки Sony CyberShot DSC-M1
Оригинальный файл (960х1280, 558 Кбайт)

Отличные кадры, демонстрирующие возможности камеры, лежат также на японском сайте Sony  – рекомендую взглянуть.

Опасения о недостаточности трёхкратного оптического зума тоже не вполне подтвердились (впрочем, я не избалован десяти- и даже двенадцатикратными объективами топовых моделей Panasonic Lumix). Возможность снять с одной точки и панорамный снимок акватории Невы, и архитектурную композицию на противоположном берегу я считаю вполне компромиссным вариантом для "складной" оптики.

пример съемки Sony CyberShot DSC-M1
Оригинальный файл (1280x960, 573 Кбайт)

пример съемки Sony CyberShot DSC-M1
Оригинальный файл (1280x960, 600 Кбайт)

В целом, с резкостью и геометрией у объектива всё в порядке, так что при достаточном освещении в автоматическом режиме картинки получаются просто открыточного качества:

пример съемки Sony CyberShot DSC-M1
Оригинальный файл (1280x960, 600 Кбайт)

Съёмка против солнца – не самая сильная сторона камеры. Впрочем, при прикрытой диафрагме получается неплохо:

пример съемки Sony CyberShot DSC-M1
Оригинальный файл (960х1280, 552 Кбайт)

А вот при косых лучах и открытом отверстии – полный кадр засветок, будьте осторожны. Странно, что DSC T-1 такой проблемы не имел. Местами, впрочем, получается живописно:

пример съемки Sony CyberShot DSC-M1
Оригинальный файл (1280x960, 597 Кбайт)

Качество видео – отменное. Ниже приведён семисекундный клип размером два с половиной мегабайта, снятый с максимальным качеством в очень сложных условиях: на минимальном фокусном расстоянии, ночью из окна движущегося автомобиля.

пример видеосъемки Sony CyberShot DSC-M1
Просмотр

Покадровый просмотр с двухкратным увеличением выявляет квадратные артефакты в местах с недостаточной освещённостью, но найти исчезающие следы предыдущих кадров, характерные для видео, снятого при помощи цифровых фотокамер, не получилось: компрессия MPEG-4 без промежуточных дельта-кадров даёт о себе знать. Этот же фрагмент, воспроизведённый на экране среднего бытового телевизора, оставляет впечатление качества чуть ли не эфирного вещания. При хорошем дневном свете результаты радуют ещё сильнее. На удивление хорошо играет и стереозвук, повторяя движение картинки. Для любительской видеосъёмки ничего большего, мне кажется, и не нужно. Ещё один клип – с концерта Элиадеса Очоа [www.eliades.ru] в Театре Эстрады: при погашенном дисплее в тёмном зале съёмка велась практически "наощупь", зато стоявшему в двух шагах охраннику даже в голову не пришло заподозрить меня в нарушении правил. Обратите внимание на качество звука.

пример видеосъемки Sony CyberShot DSC-M1
Просмотр

И под конец – три комбинированных фото/видео мини-клипа с концерта группы "Девять" [www.devyat.ru], просто чтобы дать представление об этом режиме съёмки. Обратите внимание на записанные звуки автофокуса и затвора.

пример съемки Sony CyberShot DSC-M1
Оригинальный файл (2048x1536, 1,2 Мбайт)

videoDSC00704
Просмотр

пример съемки Sony CyberShot DSC-M1
Оригинальный файл (2048x1536, 1,3 Мбайт)

пример видеосъемки Sony CyberShot DSC-M1
Просмотр

пример съемки Sony CyberShot DSC-M1
Оригинальный файл (1536х2048, 1,2 Мбайт)

videoDSC00720
Просмотр

Выводы

Итак, преимущества новой камеры очевидны: по цене фотоаппарата вы заодно получаете уже не игрушечную, а наконец-то полноценную видеокамеру с большим поворотным дисплеем и записью стереозвука. За это, правда, придётся немного поплатиться компактностью и скоростью подготовки к съёмке. Сам по себе «гаджет» выглядит привлекательно, интерес окружающих обеспечен. Металлический корпус – ещё один аргумент в пользу режима непрерывной эксплуатации: не будет трещин и потёртостей, камеру можно постоянно таскать с собой в кармане, не забывая лишь подзаряжать аккумуляторы. Если вы не фотоманьяк, тратящий все заработанные деньги на объективы и принадлежности для зеркальной фототехники, если вы ведёте активный образ жизни и предпочитаете иметь при себе компактную камеру, я вполне могу рекомендовать вам Sony DCS-M1 как повседневный инструмент фиксирования окружающей действительности. Если вы недовольны качеством видео, которое записывает ваш нынешний цифровик, и собираетесь покупать отдельную недорогую цифровую видеокамеру, вам также стоит обратить внимание на Sony DCS-M1 – не исключено, что она вас вполне устроит.


Благодарим компанию EuroBusiness за предоставленную на тестирование камеру Sony CyberShot DSC-M1.
Автор
Сергей Аксенов
Теги

Комментарии