Цифровые фотоаппараты Canon PowerShot A540, Olympus SP-320 и Pentax Optio A10: для тех, кто умеет снимать. Часть первая

Марин Милчев, 

«Искусственный интеллект» цифровой фотокамеры предельно упростил процесс съёмки для пользователя. Однако даже самая совершенная компьютерная программа пасует перед сочетанием опыта, интуиции и чувства прекрасного. Тем, кто не привык во всём полагаться на автоматику, предназначены три камеры предлагаемого обзора.

Объединяющее свойство

Производители любительских цифровых камер используют самые разные способы для того, чтобы привлечь внимание потребителя, однако основных направлений усовершенствования техники всегда два. Первое включает в себя комплекс самых различных мер, предназначенных для улучшения качества изображения, генерируемого фотоаппаратом. Второе направление подразумевает разработки, обеспечивающие максимальное удобство при пользовании камерой.

Именно поэтому число сюжетов, которыми оснащаются любительские модели, растёт с каждым годом и включает в себя все самые экзотические варианты. Однако на все случаи жизни сюжеты придумать нельзя, поэтому иногда от фотографа всё-таки требуется понимание того, как каждый из экспопараметров влияет на итоговое изображение.

В то же время среди фотолюбителей существует значительный процент тех, кто имеет достаточный опыт съёмки пленочными камерами, однако цифровой техникой не пользовался. При этом любительские цифровые фотоаппараты начального уровня не имеют набора функций, соответствующего знаниям и опыту таких пользователей, а псевдозеркалки слишком дорогие, чтобы приобретать их для ознакомления с цифровой фототехникой.

Для таких покупателей существуют модели, оснащённые не слишком «дальнобойным», зато качественным объективом, не самой многомегапиксельной, зато малошумящей ПЗС-матрицей, а также большим количеством сервисных функций, обеспечивающих гибкое управление экспозицией, фокусировкой, вспышкой и другими параметрами, позволяющими создать хороший снимок в тех ситуациях, когда самая совершенная автоматика пасует. В настоящий обзор вошли результаты тестирования трёх камер такого типа.

Одной из наиболее известных серий функционально богатых камер Canon стала линейка моделей PowerShot A10-A95 и сменившая ее PowerShot A520-A700. Первые варианты новой серии (A520 и A510), появившиеся в 2005 году, имели серьёзные проблемы с наведением на резкость объектива в темноте, сменившие их годом спустя шестимегапиксельная PowerShot A540 (одна из камер настоящего обзора) и пятимегапиксельная A530 отличались более уверенной работой автофокуса.

Canon PowerShot A540

Регистратор изображения

ПЗС-матрица формфактора 1/2,5 дюйма
6,0 эффективных мегапикселей (всего 6,2 мегапикселя)

Оптическая система

Автофокусный вариообъектив 5,8-23,2 мм (35-140 мм в эквиваленте 35-миллиметровой камеры), f/2,6 – f/5,5, 7 элементов в 5 группах (2 асферических элемента)

Чувствительность

AUTO, ISO 80, 100, 200, 400, 800

Формат кадра

Стандарт файловой системы для камер DCF со сжатием JPEG (совместимым с Exif 2.2) трёх степеней качества, поддержка форматов печати DPOF, PictBridge, Canon Direct Print и Bubble Jet Direct
Разрешение 2816x2112, 2272x1704, 1600x1200, 640x480

Формат видео

AVI (сжатие Motion JPEG) с разрешением VGA и частотой кадров 60/30/15 кадров/с, монофоническая звуковая дорожка (сжатие PCM)

Носитель данных

Отсек модулей памяти Secure Digital (SD) и MutiMediaCard (MMC)

Видоискатель

Телескопический видоискатель с переменным фокусным расстоянием

ЖК-дисплей

2,5-дюймовый (6,4 см) ЖК-дисплей на тонкоплёночных транзисторах с регулируемой яркостью подсветки, 85000 пикселей

Затвор

Механический + электронный с диапазоном выдержек 15-1/2000 с

Режимы съёмки

Автоматическая экспозиция, программная экспозиция, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручная экспозиция, панорамная съёмка, видеосъёмка
Сюжеты: «портрет», «ночная съёмка», «пейзаж», «ночная съёмка навскидку», «дети/животные», «съёмка в помещении», «листва», «пляж», «снег», «фейерверк», «подводная съёмка», «обмен цветов», «усиление цвета»

Режимы фокусировки

Контрастный многозоновый TTL-автофокус с 9 опорными точками. Режимы: многозоновый, с ручным выбором опорной точки и ручной фокусировки. Диапазон: от 45 см до бесконечности, при макросъёмке – от 5 до 45 см

Режимы экспозамера

TTL-экспозамер с тремя режимами – матричным, центровзвешенным и точечным

Экспокоррекция

+/-2,0 EV с шагом 1/3 EV, где EV – экспочисло

Баланс белого

Автоматический режим, «солнечно», «облачно», «лампа накаливания», «флуоресцентная лампа», «лампа дневного света», баланс белого по эталону

Вспышка

Режимы: автоматический, «принудительное срабатывание», «отключено», «подавление эффекта красных глаз», «принудительное срабатывание с подавлением эффекта красных глаз»
Регулировка длительности свечения: +/-2,0 EV с шагом 1/3 EV, где EV – экспочисло
Рабочий диапазон, заявленный производителем: от 45 см до 3,5 м в широкоугольном диапазоне оптики, от 45 см до 2,2 м в длиннофокусном

Режим непрерывной съёмки

Со скоростью 2,3 кадра/с, а также с возможностью интервальной съёмки

Автоспуск

Два интервала: 10 и 2 с

Интерфейсы

Разъём USB 2.0, видеовыход, гнездо питания

Питание

Пара элементов стандарта АА (батареи либо аккумуляторы)

Габариты, мм

90x64x43

Вес, г

180

После снятия с производства в 2003 году модели C-4000 Zoom у концерна Olympus вплоть до конца 2005 года не было функционально богатых и в то же время недорогих камер. Лишь с появлением SP-350 и SP-310 опытный фотограф мог за небольшие деньги приобрести навык съёмки цифровым фотоаппаратом и при этом реализовать всё своё мастерство. В 2006 году вышла новая модель, Olympus SP-320, предназначавшаяся той же категории покупателей и представлявшая собой модель SP-310 с уменьшившимся до 25 Мбайт объёмом встроенной памяти и корпусом другого цвета.

Olympus SP-320

Регистратор изображения

ПЗС-матрица формфактора 1/1,8 дюйма
7,1 эффективных мегапикселя (всего 7,4 мегапикселя)

Оптическая система

Автофокусный вариообъектив 8,0-24,0 мм (38-114 мм в эквиваленте 35-миллиметровой камеры), f/2,8 – f/4,9, 6 элементов в 5 группах (3 асферических элемента)

Чувствительность

AUTO, ISO 64, 100, 200, 400, 800

Формат кадра

Стандарт файловой системы для камер DCF со сжатием JPEG (совместимым с Exif 2.2) трёх степеней качества, поддержка форматов печати DPOF и PictBridge
Файл со «слепком» с ПЗС-матрицы (RAW-файл)
Разрешение 3072x2304, 3072x2048, 2592x1944, 2288x1712, 2048x1536, 1600x1200, 1280x960, 1024x768, 640x480

Формат видео

MOV (сжатие QuickTime Motion JPEG) с разрешением VGA и частотой кадров 30/15 кадров/с, монофоническая звуковая дорожка (сжатие PCM)

Носитель данных

Встроенная память ёмкостью 25 Мбайт, отсек модулей памяти xD-Picture Card

Видоискатель

Телескопический видоискатель с переменным фокусным расстоянием

ЖК-дисплей

2,5-дюймовый (6,4 см) ЖК-дисплей на тонкоплёночных транзисторах с регулируемой яркостью подсветки, 115000 пикселей

Затвор

Механический + электронный с диапазоном выдержек 15-1/2000 с

Режимы съёмки

Программная экспозиция, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручная экспозиция, панорамная съёмка, видеосъёмка
Сюжеты: «портрет», «портрет+пейзаж», «пейзаж», «спорт», «ночная съёмка», «ночной портрет», «натюрморт», «пляж», «снег», «портрет при слабом освещении», «автопортрет», «съёмка в помещении», «витрина», «музей», «текст», «аукцион», «свеча», «фейерверк», «закат», «подводная съёмка»

Режимы фокусировки

Контрастный многозоновый TTL-автофокус. Режимы: многозоновый, с ручным выбором опорной точки, непрерывный, ручной фокусировки. Диапазон: от 30 см до бесконечности, при макросъёмке – от 2 до 50 см

Режимы экспозамера

TTL-экспозамер с тремя режимами – матричным, центровзвешенным и точечным

Экспокоррекция

+/-2,0 EV с шагом 1/3 EV, где EV – экспочисло

Эксповилка

До пяти кадров с шагом 1/3 EV, где EV – экспочисло

Баланс белого

Автоматический режим, «солнечно», «облачно», «закат», «лампа накаливания», «флуоресцентная лампа 1», «флуоресцентная лампа 2», «лампа дневного света»
Точная регулировка цветовой температуры («теплее-холоднее» с семью градациями в каждую сторону)

Вспышка

Режимы: автоматический, «принудительное срабатывание», «отключено», «подавление эффекта красных глаз», «принудительное срабатывание с подавлением эффекта красных глаз», «синхронизация с длинной выдержкой по первой шторке», «синхронизация с длинной выдержкой по второй шторке»
Регулировка длительности свечения: +/-2,0 EV с шагом 1/3 EV, где EV – экспочисло, регулировка импульса вспышки (по 10-уровневой градации) при съёмке со световой ловушкой
Рабочий диапазон, заявленный производителем: до 3,8 м в широкоугольном диапазоне оптики, до 2,2 м в длиннофокусном (ведущее число 7,5)

Режим непрерывной съёмки

С обычной (1,4 кадра/с, серия из 2 снимков) и высокой (2,4 кадра/с, серия из 10 снимков) скоростью, а также с возможностью интервальной съёмки (до 99 кадров с интервалами от 1 до 99 минут)

Автоспуск

Интервал 12 с

Интерфейсы

Совмещённый разъём USB 2.0/видеовыход, гнездо питания

Питание

Пара элементов стандарта АА (батареи либо аккумуляторы)

Габариты, мм

100x65x35

Вес, г

180

Фирма Pentax давно зарекомендовала себя как производитель недорогих цифровых камер с отличной оптикой. В 2006 году она решила расширить линейку своих любительских моделей фотоаппаратом Optio A10, снабжённым системой стабилизации изображения, значительно облегчающей съёмку с «длинной» выдержкой.

Pentax Optio A10

Регистратор изображения

ПЗС-матрица формфактора 1/1,8 дюйма
8,0 эффективных мегапикселей (всего 8,32 мегапикселя)

Оптическая система

Автофокусный вариообъектив 7,9-23,7 мм (38-114 мм в эквиваленте 35-миллиметровой камеры), f/2,8 – f/5,4, 7 элементов в 5 группах (3 асферических элемента), система оптической стабилизации изображения (с подвижной ПЗС-матрицей)

Чувствительность

AUTO, ISO 50, 100, 200, 400, 800

Формат кадра

Стандарт файловой системы для камер DCF со сжатием JPEG (совместимым с Exif 2.2) трёх степеней качества, поддержка форматов печати DPOF и PictBridge
Разрешение 3264x2448, 2592x1944, 2304x1728, 2048x1536, 1600x1200, 1024x768, 640x480

Формат видео

AVI (сжатие MPEG-4 DivX) с разрешением VGA и частотой кадров 30 кадров/с, монофоническая звуковая дорожка (сжатие PCM)

Носитель данных

Встроенная память ёмкостью 24 Мбайт, отсек модулей памяти Secure Digital (SD) и MutiMediaCard (MMC)

Видоискатель

Телескопический видоискатель отсутствует, вместо него используется ЖК-дисплей

ЖК-дисплей

2,5-дюймовый (6,4 см) ЖК-дисплей на тонкоплёночных транзисторах с регулируемой яркостью подсветки, 232000 пикселей

Затвор

Механический + электронный с диапазоном выдержек 4-1/2000 с

Режимы съёмки

Автоматическая экспозиция, программная экспозиция, видеосъёмка, диктофон, съёмка с наложением рамки
Сюжеты: «портрет», «ночная съёмка», «спорт», «пейзаж», «цветы», «подводная съёмка», «пляж/снег», «животные», «свеча», «закат», «натюрморт», «текст»

Режимы фокусировки

Контрастный многозоновый TTL-автофокус с 5 опорными точками. Режимы: многозоновый, с ручным выбором опорной точки, следящий, фокусировка на бесконечность, ручной фокусировки и панфокус. Диапазон: от 35 см до бесконечности, при макросъёмке – от 6 до 15 см

Режимы экспозамера

TTL-экспозамер с тремя режимами – матричным, центровзвешенным и точечным

Экспокоррекция

+/-2,0 EV с шагом 1/3 EV, где EV – экспочисло

Баланс белого

Автоматический режим, «солнечно», «тень», «лампа накаливания», «флуоресцентная лампа», баланс белого по эталону

Вспышка

Режимы: автоматический, «принудительное срабатывание», «отключено», «подавление эффекта красных глаз», «принудительное срабатывание с подавлением эффекта красных глаз», «подсветка слабым импульсом».
Рабочий диапазон, заявленный производителем: от 6 см до 5 м в широкоугольном диапазоне оптики, от 35 см до 2,5 м в длиннофокусном

Режим непрерывной съёмки

С обычной (определяется временем записи в память) и высокой (3 кадра/с) скоростью, а также с возможностью интервальной съёмки (до 100 кадров с интервалами от 10 секунд до 99 минут)

Автоспуск

Два интервала – 10 и 2 с, возможность съёмки с дополнительно приобретаемым пультом дистанционного управления

Интерфейсы

Совмещенный разъём USB 2.0/видеовыход, гнездо питания

Питание

Литиево-ионный аккумулятор D-L18 (3.7 В, 710 мА*ч) (зарядное устройство входит в комплект)

Габариты, мм

89x55x23

Вес, г

145

Внешний вид

Canon PowerShot A540

Canon PowerShot A540: объёмистый, но удобный 1
Canon PowerShot A540: объёмистый, но удобный 2
Крупногабаритный Canon PowerShot A540 надёжно лежит в руке

От остальных камер обзора Canon PowerShot A540 отличается наибольшей глубиной корпуса и явно выраженной «квадратностью» его форм. Впрочем, за счёт выступа с левой стороны передней панели фотоаппарат надёжно лежит в руке и не стремится покинуть её даже при нажатии самых «рискованных» кнопок.

Canon PowerShot A540: все кнопки на месте 1
Canon PowerShot A540: все кнопки на месте 2
Canon PowerShot A540: все кнопки на месте 3
Камера отличается продуманным расположением органов управления

Очень удобно расположены совмещённый с кнопкой затвора рычажок управления вариообъективом (на верхней части выступа передней панели) и переключатель «съёмка/просмотр» (на стыке задней и левой панелей). Переключатель режимов поворачивается одним движением пальца правой руки без ослабления хвата. Фактически пользователю необходимо изменить положение пальцев только для того, чтобы нажать на кнопки справа от ЖК-дисплея, однако на надёжности удержания фотоаппарата это не сказывается. На левой панели имеется металлическая антабка, к которой прикрепляется ремешок-темляк, поставляемый в комплекте с камерой.

Canon PowerShot A540: вид сверху и вид снизу 1
Canon PowerShot A540: вид сверху и вид снизу 2
Штативное гнездо сильно смещено как от оси объектива, так и от центра тяжести

На верхней панели камеры практически ровно посередине располагается кнопка включения. Правее и ниже кнопки находится 11-позиционный переключатель режимов. На верхней части выступа, с правой стороны передней панели, имеется рычажок управления вариообъективом, объединённый с кнопкой затвора, при просмотре кадров этот же рычажок служит для масштабирования снимков и индексного режима.

Штативное гнездо, расположенное на нижней панели камеры, находится у самого края и не мешает при смене аккумуляторов – с другой стороны, оно отдалено как от оптической оси объектива, так и от центра тяжести фотоаппарата, поэтому съёмка с микроштатива будет затруднена.


Автор
Марин Милчев

Комментарии