Проба цифровой фотокамеры Olympus Camedia C-2100 UltraZoom

Кирилл Прохоцкий, 

Отправляетесь на фотоохоту? Возможно, вам пригодится цифровая фотокамера с 10-кратным суперзумом и оптическим стабилизатором.

У меня долго не получалось сформировать свое отношение к цифровой камере Olympus Camedia C-2100 Ultra Zoom. Фирма Olympus даже подсказку в названии сделала — Ultra Zoom. А я все больше на слова «цифровая камера» смотрел. Когда же наконец разобрался, что в этом аппарате главное, все стало на свои места.

Некоторые цифровые аппараты конструируют как бы вокруг матрицы. Вот, мол, у нас 3 или 4 мегапиксела в универсальной оболочке! Для других начинку подгоняют под миниатюрный или стильный корпус. Цифровая камера Olympus Camedia C-2100 Ultra Zoom построена вокруг объектива. И некоторые, скажем так, особенности данного аппарата являются следствием его «объективных» достоинств.

Olympus C-2100UZ main view

Объектив С-2100 может менять свое фокусное расстояние от 7 до 70 мм, что эквивалентно зуму 38-380 мм для обычного пленочного аппарата. Так написано в спецификации. Но в информации к файлам изображений, полученных при съемке на максимальном значении зума, записано значение 388 мм. Чему верить — не знаю, однако разница не принципиальная. Все равно это очень много для портативного любительского аппарата. Любители штативом пользуются редко, и грош цена была бы такому зуму, если бы не оптический стабилизатор изображения. Именно эта связка — 10-тикратный длиннофокусный зум плюс стабилизатор изображения (оптический!) — определяет особенности конструкции и область использования аппарата.

Если не ошибаюсь, всего пара другая моделей пленочных 35-тимиллиметровых «мыльниц» имеет зум-объектив с максимальным значением фокусного расстояния превышающим 150 мм. Причин этому много. Тут и сложность самого объектива, и понижение точности активного автофокуса на длинных значениях зума. Одной из причин также является трудность согласования изображения в видоискателе с изображением, получаемым на пленке. Так как видоискатель от объектива находится на некотором расстоянии, то возникает параллакс. Компенсировать его надо с тем большей точностью, чем больше становится фокусное расстояние. У зеркальных фотоаппаратов такой проблемы нет — визирование осуществляется через съемочный объектив.

Olympus C-2100UZ back view

При съемке объективом с фокусом 380 мм контролировать получаемое изображение надо только через него же. Что же сделали разработчики фирмы Olympus? Они отказались от зеркальной конструкции и вставили в визир маленький цветной ЖК-дисплей, проецирующий то, что «видит» матрица (как у видеокамер). Получился псевдозеркальный цифровой аппарат, явно более дешевый, чем если бы он был зеркальным. Большой просмотровый цветной ЖК-экран на задней панели тоже присутствует. Оба дисплея полностью дублируют друг друга и одинаковы по разрешению.

Однако псевдозеркальный принцип реализован далеко не идеально. Во-первых, дисплеи имеют разную цветовую температуру, и внутренний показывает цвет более правильно, чем внешний. Во-вторых, и это является главным недостатком аппарата, при нажатии на спусковую кнопку, наблюдаются кратковременные изменения яркости изображения в видоискателе, оно замирает и начинает обновляться с частотой примерно раз в секунду. То есть при съемке движущихся объектов, например людей, вы оказываетесь слепым в самый ответственный момент.

Оптический стабилизатор изображения устраняет нерезкость изображения, вызванную мелкими рывками и дрожанием рук во время съемки. Он не следит за объектом, а реагирует на фотографа. Работает стабилизатор просто великолепно. Даже на выдержке 1/400 с он прибавляет резкость: слева снимок без стабилицации, справа с работающим стабилизатором; фокусное расстояние соответствует максимальному увеличению.    

Дневной снимок рекламного щита на максимальном увеличении без стабилизатора (выдержка 1/400 с).

Дневной снимок рекламного щита на максимальном увеличении со стабилизатором (выдержка 1/400 с).

На длинных выдержках его влияние не просто заметно — оно становится определяющим. Снимая с рук на 1/4 (ночные снимки) с мне легко удалось получить снимки без намека на «смазку».  

Ночной снимок рекламного щита на максимальном увеличении без стабилизатора (выдержка 1/4 с).

Ночной снимок рекламного щита на максимальном увеличении со стабилизатором (выдержка 1/4 с).

Функция стабилизатора отключаемая, но я не представляю себе, в каком случае она могла бы помешать, разве что потребуется экономить батареи.

В работе аппарата ощущается некоторая неторопливость. Учитывая диапазон зум-объектива, процесс зуммирования нельзя назвать медленным, но и быстрым его тоже не назовешь. Автофокус у зеркальных «Олимпусов» никогда не был чемпионом по скорости, да и на небольшие предметы он может реагировать не всегда (взгляните на снимок рябины; объектив установлен на максимальное увеличение). Зато для плохой освещенности предусмотрена активная подсветка (красный прожекторчик).

Рябина не в фокусе на максимальном увеличении.

Плюс ко всему задержка между нажатием на спуск и фиксацией изображения явно не меньше секунды. Все это говорит о том, что скорее С-2100 можно взять с собой в путешествие снимать пейзажи (горы, море), чем пойти с ним на скачки.

Матрица ПЗС на 2,1 мегапикселей не последний писк, но, как я уже говорил, основной упор в данном аппарате сделан на оптическую систему. Аппарат может сохранять файлы с разным разрешением в форматах JPEG (с разной степенью компрессии) и TIFF. На карту SmartMedia емкостью 8 Мбайт, которой комплектуется аппарат (ой пожалели!), при съемке с максимальным разрешением 1600х1200 пикселей влазит или один TIFF, или пять JPEG’ов с качеством SHQ, или шестнадцать JPEG’ов с качеством HQ. С разрешением 640х480 и качеством SQ Normal вы сможете сохранить 82 кадра.

Баланс белого в режиме Auto при работе со вспышкой нареканий не вызывал: на снимке внизу репродукция, снятая в свете ламп накаливания и встроенной вспышки.

AutoBalance vs tungsten+flash

Дневной свет тоже не вводил Camedia С-2100 в заблуждение. Однако к свету галогенных ламп и ламп дневного света подстройка могла бы быть и точнее. Режиму Auto в этих случаях свойственно ошибаться, а предустановки на лампы дневного света и на лампы накаливания могут не подходить к вашим светильникам.

Вспышка на аппарате замеряет импульс через объектив. Режимы работы обычные: Auto, (когда надо — cработает), Fill-In (срабатывает всегда), Red-Eye Reduction (уменьшение эффекта красных глаз), OFF (просто не поднята). Синхронизация с длинными выдержками задается либо по передней шторке — Slow 1, либо по задней — Slow 2. От этого зависит направление размытия движущихся объектов. Экспокоррекция на вспышку вводится отдельно, не затрагивая основную экспозицию. Ее диапазон ±2EV с шагом 1/3. Возможно подключение через переходник внешней вспышки. Если подключать родную олимпусовскую FL-40, то замер через объектив сохраняется. В случае работы с любой другой вспышкой придется использовать ручной режим. Очень жаль, что вспышка на аппарате все время выдает двойной импульс. Это делает невозможной работу со студийными вспышками на светосинхронизаторах. А разъем синхроконтакта у этой модели выполнен в худших традициях Olympus — только под оригинальные (фирменные) вспышки. Переходники для него мне еще не встречались.  

Режимов замера экспозиции в С-2100 три: точечный, с приоритетом к центру и какая-то разновидность матричного под названием ESP. Для особо искушенных существует также режим Multi-Metering. В этом режиме, предварительно выбрав точечный замер или замер с приоритетом к центру, можно промерять до восьми точек по предполагаемому кадру, а аппарат вычислит среднее значение. Режимов управления экспозицией четыре: полносью атвоматический, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим. Плюс к ним есть настраиваемая программа, которая автоматически оптимизирует все параметры для съемки одного из четырех типов сюжетов: портрет, пейзаж, спорт, ночная сцена. Выбор между ними осуществляется через меню. Диапазон выдержек в автоматических режимах 1/800-1/2 с, в ручном — до 16 с. Диафрагма при 38 мм меняется от 2,8 до 8, а при 380 мм — с 3,5 до 8. Помимо неподвижных изображений можно записывать звук на внешний микрофон и снимать небольшие видеопоследовательности. Возможна серийная съемка до двух кадров в секунду. Управление камерой, как видно на снимке, примерно такое же, как у моделей C-2020/3030.

Макрорежим присутствует, но какой-то слабенький. Да и реализован он странно. Вполне можно было бы сделать автоматическое переключение диапазонов фокусировки, а так приходится нажимать на кнопку Macro, когда объект съемки ближе 60 см при фокусе 38 мм и ближе 2 м при фокусе 380 мм. Ближайшее расстояние фокусировки на широком конце зума 10 см, а на длинном 1 м. Крупно сфотографировать небольшой цветок или насекомое не получится. Зато форма корпуса аппарата позволяет легко изготовить рассеиватель, без которого объектив может затенять вспышку при макросъемке. Я сделал такой из упаковочного полупрозрачного пенополиэтилена. Вырезал прямоугольный кусок, прорезал ближе к одной из коротких сторон круглое отверстие, надел на объектив — и готово. Вспышка светит в рассеиватель, а он освещает пространство перед объективом, причем достаточно мягко.

Единственный дефект изображения у новой камеры Olympus, который я заметил, и притом весьма серъезный, состоит в том, что при съемке на длинном конце зума тонкие темные предметы на светлом фоне имеют с одной стороны зеленую, а с другой пурпурную каемку. Похоже на неисправленную хроматическую аберрацию. На первом снимке левая часть кадра, на нижнем — правая. Хорошо видно, что искажения симметричны относительно оптической оси.

Хроматическая аберрация на максимальном увеличении.

Хроматическая аберрация на максимальном увеличении (правая сторона кадра).

Особенность ли это данного объектива, либо вообще модели сказать не могу. Проявляется этот дефект ближе к углам кадра. Мешает он не очень, но все равно неприятно.

Чувствительность камеры меняется от 100 до 400. В режиме установки чувствительности Auto, изменение происходит плавно. Вручную можно выбрать 100, 200 или 400. Чем больше число, тем больше шум на изображении, но даже на 400 единиц он вполне умеренный.

Для передачи снимков в компьютер у С-2100 есть два интерфейса (для подключения к COM-порту и по USB). Шнурки, естественно, входят в комплект. По шине USB картинки передаются значительно быстрее, что не удивительно. Закачка файлов осуществляется программой Olympus Camedia Master версии 2.0.

Конечно, это не Photoshop, но обработать изображение перед выводом на печать она позволяет. Более того, я нашел в ней фильтр, которого нет в Photoshop. Он убирает дисторсию, вызванную объективом. Distort в Photoshop — это совсем другое. Иногда могут пригодиться варианты оформления снимков, предлагаемые программой в виде templates. Наложить их очень легко.

Камера автономно питается от четырех аккумуляторов или батареек типа АА. Энергии дисплеи, автофокус, стабилизатор и вся остальная электроника потребляют много, так что пару запасных комплектов элементов питания с собой брать надо. К аппарату прилагается небольшой пульт дистанционного управления.

Обобщая, можно сказать, что Olympus Camedia C-2100 Ultra Zoom — аппарат в основном для натурной съемки удаленных объектов, в том числе при плохой освещенности. Что-либо двигающееся снимать можно, но результат будет не совсем предсказуем. С-2100 — яркий пример специализированного цифрового фотоаппарата. Область его применения определяется объективом и псевдозеркальной конструкцией. Претендентов на экологическую нишу, которую занимает С-2100, по-видимому, больше не существует.


Благодарим компанию «Портативные системы» за возможность испытать камеру.
Автор
Кирилл Прохоцкий

Комментарии