Вибронакидка Gametrix JetSeat KW-901 — новые эффекты для компьютерных игр

Константин Денисенко, 

На рынке игровых аксессуаров для ПК редко появляется что-то новое и необычное. Разными модификациями рулей, джойстиков или геймпадов трудно удивить бывалого геймера. Но ничего подобного нельзя сказать про игровую вибронакидку на кресло Gametrix JetSeat — вещь действительно интересную и занятную.

Если сравнить рынки игровых аксессуаров для компьютера и консолей, то видно, что первый пребывает в застое, а второй может предложить много интересных и качественных продуктов. Любителям поиграть на ПК остаётся только завидовать обладателям консолей. Ведь у владельцев Microsoft Xbox 360 есть уникальный контроллер Kinect, для Sony PlayStation 3 можно купить PlayStation Move, а у Nintendo есть целый ворох различных контроллеров и аксессуаров для Wii. А что же можно найти для ПК? Огромную кучу игровых клавиатур или мышей, которые могут различаться всего лишь дизайном, количеством кнопок или наличием маленького ЖК-экрана. Не отстают от них и похожие друг на друга геймпады, джойстики или рули которых выпущено огромное количество — всё это уже было и является, по сути, повторным изобретением велосипеда. А вот игровая вибронакидка попала в нашу тестовую лабораторию впервые.

Логотип Gametrix на изголовье накидки
Логотип Gametrix на изголовье накидки

Внешний вид, эргономика

Итак, Gametrix JetSeat — это игровая (или массажная) вибронакидка на кресло. Главное её назначение заключается в передаче игровых эффектов при помощи вибрации, а второстепенное — массаж. Внутри накидки, кроме поролона, проводов и небольшой печатной платы, находятся шесть вибромоторов, которые разделены на три равные группы. Первая группа расположена под бёдрами, вторая находится около поясницы, а третья — в районе спины. В продаже можно найти две версии накидки: Gametrix JetSeat KW-901 и Gametrix JetSeat KW-905.

Накидки Gametrix JetSeat KW-901 (слева) и Gametrix JetSeat KW-905 (справа)
Накидки Gametrix JetSeat KW-901 (слева) и Gametrix JetSeat KW-905 (справа)

Различаются эти модели как внутри, так и снаружи. У модели KW-901 в качестве материала самой накидки используется кожзаменитель, а моторы первой и третьей групп расположены на расстоянии друг от друга, ближе к краям накидки. В другой модели — Gametrix JetSeat KW-905 — вместо кожзаменителя используется ткань, а моторы первой и третьей групп расположены рядом друг с другом, в центре. Сделано это не просто так. К примеру, если модель KW-901 использовать вместе с жёстким креслом, то группа моторов, расположенная под бёдрами, будет давить на них, и никакого удовольствия от использования накидки не будет. У модели KW-905 эта «нижняя» группа моторов расположена не под бёдрами, а между ними. Поэтому 905-ю накидку лучше использовать на жёстком кресле, а 901-ю, соответственно, на мягком.

Кроме материала и расположения моторов, у двух моделей есть ещё одно важное отличие. Это цена. По данным Price.ru, на момент публикации обзора вибронакидка Gametrix JetSeat KW-901 стоит 4 490 рублей, а Gametrix JetSeat KW-905 — 3 590 рублей. Пока найти вибронакидки в продаже может быть непросто, но этому есть простое объяснение. Всю первую партию накидок выкупили разработчики онлайн игры World of Tanks и продают их исключительно через свой интернет-магазин. В обычных розничных сетях постепенно появляются накидки из другой, второй партии. Теперь посмотрим на саму вибронакидку поближе.

Ферратрон с установленной вибронакидкой Gametrix JetSeat KW-901, вид спереди
Ферратрон с установленной вибронакидкой Gametrix JetSeat KW-901, вид спереди

Ферратрон с установленной вибронакидкой Gametrix JetSeat KW-901, вид сбоку
Ферратрон с установленной вибронакидкой Gametrix JetSeat KW-901, вид сбоку

В нашу тестовую лабораторию попала модель Gametrix JetSeat KW-901, которая была сразу же установлена на одно из наших редакционных кресел. На кресле вибронакидка фиксируется при помощи нескольких ремней, которые охватывают сиденье кресла, его спинку и оголовье. Нижний, самый широкий ремень, предназначенный для крепления нижней части накидки к сиденью. Он хорошо растягивается и его половинки соединяются друг с другом при помощи простой липучки. Второй ремень предназначен для крепления «спины» накидки к спинке кресла. Длина этого ремня фиксированная, а его части скрепляются между собой при помощи затяжной (щелевой) пряжки. Такие пряжки можно встретить практически на любом рюкзаке. К сожалению, второй ремень со своей задачей не справился. Спинки у наших редакционных кресел не отличаются шириной, но «застегнуть» ремень нам, увы, не удалось из-за его малой длины. По счастью, этот ремень удалось затянуть снизу, под днищем кресла, поэтому он не остался без дела.

Последний штрих (хотя он может быть и первым) — закрепление оголовья накидки. Оно крепится к креслу при помощи трёх ремней. Эти ремни скрепляются между собой при помощи затяжных пряжек и петель. Несмотря на то, что накидку не удалось закрепить на спинке кресла так, как было задумано разработчиками, на протяжении всего тестирования она сидела плотно, не болталась и никуда не съезжала.

После инсталляции накидки сидеть на своём старом, но модернизированном кресле будет немного неудобно. Возможно, придётся заново отрегулировать его высоту и первое время привыкать к нему заново. Впрочем, на практике это оказалось совсем не трудно.

Накидка Gametrix JetSeat KW-901, установленная на кресло, вид сзади. Крепление подголовника напоминает известную деталь женской одежды
Накидка Gametrix JetSeat KW-901, установленная на кресло, вид сзади. Крепление подголовника напоминает известную деталь женской одежды

Затяжная пряжка на ремне, который удерживает подголовник накидки
Затяжная пряжка на ремне, который удерживает подголовник накидки

Как видно на фотографиях, из правого бока накидки выходят два кабеля с разъёмами. Первый, большой и круглый разъём является родственником старого-доброго разъёма Din и предназначен для подключения пульта управления к вибронакидке. Второй разъём необходим для подключения блока питания.

Разъёмы накидки Gametrix JetSeat KW-901
Разъёмы накидки Gametrix JetSeat KW-901

Блок питания Gametrix JetSeat KW-901
Блок питания Gametrix JetSeat KW-901

Корпус пульта управления накидкой сделан из пластика. На его верхней части нанесено приятное на ощупь Soft-Touch покрытие, а снизу — обычный глянцевый пластик. Благодаря такому сочетанию с пультом очень приятно работать. Сверху, в центре, расположен тумблер включения или выключения моторов накидки. Светодиод уведомления, при помощи которого можно узнать, в каком режиме работает вибронакидка, расположен снизу, а круглый регулятор интенсивности вибрации — сверху.

Пульт управления Gametrix JetSeat KW-901
Пульт управления Gametrix JetSeat KW-901

Как видно на фото, из пульта управления выходят два кабеля. Первый подключается непосредственно к накидке, а второй — к компьютеру. На конце второго кабеля находится порт USB, 3,5 мм аудиоразъём типа «мама» и «миниджек» типа «папа» точно такого же размера. Аудио-разъёмы нужны для подключения аудиосистемы к накидке. Для чего это нужно, мы подробно расскажем ниже, а пока рассмотрим второй кадель. Длина его от пульта до «разветвления» составляет почти 2 метра, а если быть точным, то 195 сантиметров.

Итак, подключаем к компьютеру USB-кабель и 3,5-мм миниджек, а нашу аудиосистему — к 3,5-мм аудиовходу накидки. Для подключения KW-901 к компьютеру длины кабеля хватило с лихвой, а вот владельцам ноутбуков, в которых аудиовыходы и USB-порты расположены далеко друг от друга, придётся воспользоваться удлинителем для одного из двух кабелей. Или же можно подключать накидку только через USB, но при этом придётся забыть про один из трёх режимов её работы.

Кабели пульта управления Gametrix JetSeat KW-901
Кабели пульта управления Gametrix JetSeat KW-901

Контроллер Gametrix JetSeat KW-901, который находится внутри пульта. Именно он отвечает за правильную работу накидки
Контроллер Gametrix JetSeat KW-901, который находится внутри пульта. Именно он отвечает за правильную работу накидки

Подключение к компьютеру, софт

Наш тестовый компьютер с Windows 7 64-bit на борту без проблем опознал Gametrix JetSeat KW-901 как «USB-устройство ввода», а в разделе «Устройства и принтеры», который находится в «панели управления» компьютера, появилось неопознанное устройство Uberwoorf II. После подключения накидки надо установить её «панель управления», которую можно скачать с сайта Gametrix или же найти на диске, идущим в комплекте поставки. После установки «панели» в меню «пуск» можно найти два новых ярлычка. Первый запускает саму «панель управления» вибронакидкой, а второй — программу массажа.

При помощи «панели управления» можно включить или выключить режим перехвата звука, отрегулировать интенсивность вибрации (если установлена верхняя галочка и снята нижняя), сбросить настройки на заводские и получить бонус в игре World Of Tanks.

Панель управления вибронакидкой Gametrix JetSeat KW-901
Панель управления вибронакидкой Gametrix JetSeat KW-901

Первую партию накидок выкупили разработчики многопользовательской онлайн игры World of tanks и распространяют их исключительно через свой интернет-магазин. Все, купившие вибронакидку Gametrix JetSeat KW-901 в интернет-магазине World of Tanks, получают 2 500 единиц золота на свой игровой аккаунт. К слову, точно такую же сумму виртуального золота можно купить всего за 10 вполне реальных долларов США. Или же примерно за 295 таких родных и реальных российских рублей. Для получения промо-кода к игре надо кликнуть на логотип «World of Tanks» в окне «панели управления».

Промо-код для World of Tanks. Кстати, в ключах для Windows 7 всего на три символа меньше
Промо-код для World of Tanks. Кстати, в ключах для Windows 7 всего на три символа меньше

Второе приложение от Gametrix предназначено для работы вибронакидки в режиме массажа. Пока выбор таких режимов ограничен всего двумя вариантами: «прибой» и «релакс». Примечательно, что в папке массажного приложения можно найти файлы, содержащие другие варианты массажа, но пока запустить их возможно только при помощи SDK, которое можно бесплатно скачать с официального сайта Gametrix.

Конечно, в плане массажа вибронакидку Gametrix JetSeat KW-901 нельзя сравнивать с полноценным массажным креслом, или же с обычной массажной накидкой, с подвижными вибромоторами. Но, в целом, немного расслабиться можно. Правда, стоит упомянуть ещё про одну особенность. Вместе с массажем включается фоновая музыка, которая должна создавать приятный, успокаивающий фон. К самой музыке претензий нет, она нейтральная и спокойная. Но что, если вместо шума прибоя хочется послушать, например, Металлику, Крематорий или группу Пикник? Увы, на данный момент у этой проблемы есть только два не вполне удобных, но радикальных решения. Это переименование или просто удаление музыкальных файлов.

Приложение Massage Application
Приложение Massage Application

Режимы работы, тестирование

Теперь пришло время подробно рассказать о режимах работы Gametrix JetSeat KW-901, про которые не единожды было упомянуто выше. Вибронакидки Gametrix JetSeat KW-901 и KW-904 могут работать в трёх разных режимах. Первый режим — самый простой — это перехват звука. Именно для этого режима надо подключать аудиосистему к накидке. В таком режиме Gametrix JetSeat KW-901 будет вибрировать в такт басам. Второй режим заключается в работе накидки непосредственно от Force Feedback эффектов, встроенных в игру. Третий режим является самым лучшим и предпочтительным — это прямая поддержка накидки игрой, для которой были сделаны специальные эффекты при помощи пакета приложений для разработчиков. Или, проще говоря, когда игра поддерживает API накидки, а все эффекты сделаны при помощи SDK.

Для проверки работы накидки мы запускали несколько игр. Это шутер Unreal Tournament 2004, автосимулятор Dirt 2, и авиасимуляторы Ил-2 Штурмовик: «Забытые Сражения» и Microsoft Flight Simulator X с установленным апдейтом Acceleration. В последнем тесте мы использовали только одну игру, которая поддерживает API накидки — World of Tanks.

Первый режим — перехват звука

Начнём с первого режима работы — перехвата аудио. Для того, чтобы включить этот режим, необходимо подключить USB- и аудио-разъёмы пульта накидки к компьютеру (для аудио на ПК нам потребуется аудиовход зелёного цвета), поставить соответствующую галочки в «панели управления» и выставить громкость в Windows максимальный уровень.

Здесь стоит сделать одно замечание: так как громкость звука в Windows установлена на максимальном уровне, то к аудиовходу накидки следует подключать активную аудиосистему или наушники с регулятором громкости. Впрочем, есть ещё и третий вариант — не подключать к ней ничего. Вибрировать накидка, конечно, будет, но играть без звука удовольствие сомнительное.

Итак, запускаем Unreal Tournament 2004 и сразу же понимаем, что для комфортной игры придётся выключить музыку и сменить голос комментатора в игре с брутального мужского на нейтральный женский. Иначе накидка будет вибрировать в такт голосу и музыке, что вовсе не добавит приятных ощущений.

Спустя несколько минут отчаянной войны с ботами становится ясно, что глубокие и раскатистые басы UT 2004 — не самые лучшие эффекты, которые стоит воспроизводить при помощи вибрации. Поэтому мы решили как следует поработать с регулятором вибрации на пульте управления. В результате вибрировать Gametrix JetSeat KW-901 стала не так сильно и можно было нормально играть.

С авиасимуляторами и Dirt 2 ситуация усугубляется постоянным звуком работающего мотора. Мотор ревёт — накидка вибрирует. Причём зависимость здесь прямая: чем сильнее ревёт двигатель, тем интенсивнее и сильнее вибрирует накидка, и регулятор на пульте здесь помогает мало. В общем, этот режим работы авто- и авиасимуляторах лучше не использовать совсем. Либо придётся отключать звук работающего мотора. Но не в каждой игре доступна такая возможность, да и удовольствия от такой игры будет немного, даже с вибронакидкой.

После описанных выше тестов мы решили попробовать подключить накидку к выходу сабвуфера звуковой карты. Ведь если накидка обрабатывает в основном басы, то лучше всего предоставить ей только их. Результат такого эксперимента получился спорным. Во-первых, штекер накидки — стереофонический, то есть он воспринимает звук для левого и правого каналов. Звуковая карта, в свою очередь, выводит на один канал басы для сабвуфера, а на другой — звук для центральных колонок. Конечно, в утилите управления аудиокартой можно отключить вывод звука на центральные колонки, но тут-то и обнаруживается вторая проблема. Если мы оставим рабочим один из двух каналов, то у нас отключится одна половина накидки — левая или правая соответственно. Какая половина отключится — зависит от выключенного канала. В итоге вибронакидка интенсивность вибрации снизилась и стала, по нашим ощущения, немного приятнее. Но смириться с тем, что вибрирует только одна половина вибронакидки, мы не смогли.

Второй режим — работа от Force Feedback эффектов

Tеперь рассмотрим второй режим работы вибронакидки — вибрация от Force Feedback эффектов, встроенных в игру. Для включения этого режима необходимо дополнительно скачать и установить нужный драйвер с сайта Gametrix. После того, как драйвер установлен, необходимо перевести вибронакидку в соответствующий режим работы. Для этого придётся запустить «панель управления» от Gametrix и, держа нажатыми клавиши ctrl и shift, кликнуть левой кнопкой мыши по слову «Gametrix». Если всё было сделано правильно, то в окне «панели управления» вместо логотипа производителя появился обычный чекбокс с описанием: «Использовать драйвер только для ИЛ2-Штурмовик». Если галочка в чекбоксе отсутствует, то смело её устанавливаем и жмём «применить». После этого вибронакидка перестаёт опознаваться системой как устройство «Uberwoorf II» и опознаётся заново как двуосный игровой контроллер «Uberwoorf II». Также следует отключить режим перехвата аудио. Если этого не сделать, вибронакидка будет вибрировать и от звука, и от FFB-эфектов одновременно.

Вот так должна выглядеть панель управления вибронакидкой Gametrix JetSeat KW-901 после выполнения нужных действий
Вот так должна выглядеть панель управления вибронакидкой Gametrix JetSeat KW-901 после выполнения нужных действий

К сожалению, в нашей тестовой 64-битной Windows 7 эти тесты воспроизвести не удалось. Всё дело в инсталляторе драйвера, который в этой версии Windows копирует DLL-библиотеку по неправильному адресу. Мы не стали разбираться с этой библиотекой и решили перенести этот тест на другую версию операционной системы — Windows Vista x64 с установленным первым сервис-паком.

Итак, начнём с Unreal Tournament 2004. В этой игре доступно множество FFB-эффектов: это эффекты отдачи от выстрелов из оружия; эффекты поднятия оружия, боеприпасов, аптечек или брони; эффекты от попадания в игрока и, наконец, эффекты от техники, которая доступна в некоторых режимах игры. К сожалению, из этого богатого спектра эффектов накидка смогла обработать всего лишь один. А именно — эффект от выстрелов из стандартного автомата (Assault Rifle), который доступен игроку в самом начале игры и особого урона нанести врагам не может. На любые другие эффекты накидка, увы, никак не реагировала.

В следующей игре, Dirt 2, накидка не смогла передать ни одного игрового эффекта.

Теперь перейдём к авиасимуляторам. Итак, в ИЛ-2 и Microsoft Flight Simulator X реализованы следующие эффекты: эффекты взлёта и посадки (особенно хорошо чувствуется касание во время приземления), и срыв воздушного потока (то есть, турбуленция). Отдельно хочется сказать про ИЛ-2 Штурмовик. В боевых авиасимуляторах FFB-эффекты могут больше мешать игре, нежели помогать. Например, при выстрелах из пулемётов в ИЛ-2, из-за вибрации джойстика сбивается прицел и попасть в противника становится труднее. Поэтому многие игроки отключают эффекты обратной отдачи. В случае с вибронакидкой все эффекты передаются непосредственно на неё. Получается, что вибронакидка в этих симуляторах является хорошим помощником: виброэффекты воспроизводятся, но играть совсем не мешают.

Результаты работы накидки во втором режиме получились неоднозначными. В авиасимуляторах все эффекты прекрасно работали, а вот в UT 2004 и DiRT 2 не работало практически ничего. Объясняется это тем, что при разработке драйверов накидки основной упор делался на эффекты в авиасимуляторах, таких как ИЛ-2 и Microsoft Flight Simulator X.

Пока разработчики вибронакидок работают над исправлением этого бага, можно попытать его обойти. Дело в том, что FFB-эффекты по передаются на главную ось подключённого и опознанного игрой джойстика или геймпада. После установки FFB-драйверов от Gametrix все накидки jetSeat начинают опознаваться системой как игровые контроллеры. К сожалению, многие сторонние контроллеры, как правило, не «подхватываются» играми. А во многих играх есть совместимость с весьма ограниченным числом контроллеров. В таких случаяx на помощь приходят разнообразные программные эмуляторы геймпадов.

Например, при помощи эмулятора «XBOX 360 Controller Emulator» версии 2.0.2.102 мы смогли «замаскировать» Gametrix JetSeat KW-901 под геймпад от Xbox 360. В результате в DiRT 2 заработали FFB-эффекты. Увы, в Unreal Tournament 2004 чуда не случилось. Но это легко объясняется тем, что игра вышла достаточно давно и она просто «не знает» про геймпад от Xbox 360. К сожалению, такой способ работы больше подойдёт энтузиастам — ведь для того, чтобы всё заработало как надо, нам пришлось покопаться в реестре Windows и в настройках эмулированного контроллера.

Третий режим — полная совместимость накидки с игрой

Наконец, пришла пора перейти к третьему и последнему режиму работы — прямой поддержке API вибронакидки игрой. Как было сказано выше, по задумке разработчиков, этот режим является самым лучшим и предпочтительным. К сожалению, на момент выхода этого обзора полноценная поддержка вибронакидки существует только в одной, но весьма популярной онлайн-игре: World of Tanks.

Запускаем игру, проверяем подключение накидки в меню игры, заходим в бой и… понимаем, что именно задумывали разработчики. Вибрация от работающего двигателя танка (лёгкого, среднего или тяжёлого) не вызывает дискомфорта и не надоедает со временем. Эффекты от выстрелов иp пушки танка и попаданий в свой или чужой танк сделаны отлично и не мешают играть. Но, к сожалению, в игре реализованы далеко не все эффекты. В следующем обновлении, 0.7.0 разработчики обещают добавить новые эффекты: эффект при столкновении танков друг с другом или с разными препятствиями, эффект проезда танка через препятствия и эффект от сбития с собственного танка гусениц. Но, даже несмотря на это, можно сказать, что в целом в игре World Of Tanks накидка работает отлично. Конечно, создать иллюзию нахождения игрока внутри танка Gametrix JetSeat KW-901 не сможет, но играть станет на порядок интереснее.

К сожалению, полноценная поддержка виборнакидки сейчас есть только в одной игре, про которую было рассказано в предыдущем абзаце. На момент выхода обзора ведутся переговора с разработчиками следующих игр: BoB — Битва за Британию, World of Planes, World of WarPlanes и World of Battleships, Rise of Flight, LockOn и всех последующих игр на его движке.

Подведём итоги тестирования. После всех тестов можно утверждать, что режим перехвата аудио подойдёт не всем игрокам. Кому-то он может прийтись не по нраву, а кто-то оценит такое решение по достоинству. Режим работы накидки с FFB-эффектами (второй режим) требует доработки и пока пригоден разве что для энтузиастов или Виртуальных Пилотов. Последний, третий режим — практически идеальный. Увы, но на момент выхода этого обзора только одна игра имеет полную совместимость с накидкой, это уже описанный выше Мир Танков.

Как ни странно, но у вибронакидок от Gametrix есть целых два конкурента. О них мы и поговорим в следующем разделе.

Конкуренты

Tactile Feedback System 3 или TFS 3

Вибронакидка TFS 3 и её пульт
Вибронакидка TFS 3 и её пульт

TFSU 3 — третья версия вибронакидки от американского производителя. Найти обзоры и фото этой или предыдущих двух накидок — задача незаурядная. Максимум, что нам удалось найти в интернете, это положительные отзывы обладателей этого девайса на форумах. Впрочем, на сайте разработчиков этого девайса есть средних размеров форум, который, если верить копирайту, существует с двухтысячного года. Почему-то разработчик TFS 3 не захотел указывать цену своего девайса на сайте, поэтому о ней можно только догадываться. Но если верить отзывам на других форумах, вибронакидка TFS 2 вместе с контроллером стоила примерно 250 — 300 долларов США. Прогнозировать цену третьей версии накидки трудно, но, вероятно, она будет держаться на уровне 300 долларов США.

Buttkicker Gamer

«Пинатель задниц»
«Пинатель задниц»

Название этого устройства можно перевести как пинатель или надиратель задниц. Собственно, почти это он и делает. Устройство крепится к «центральной ножке» офисного кресла (или к любой ножке табуретки либо стула) при помощи пластикового зажима. Функции пинателя — передача басов на кресло в виде вибрации. В отличии от видронакидки подключается «пинатель» к выходу сабвуфера на звуковой карте компьютера и кроме пульта управления снабжён усилителем. В России Buttkiker Gamer, по данным Price.ru стоит примерно 5 950 рублей.

Приделанный к креслу «пинатель»
Приделанный к креслу «пинатель»

Buttkiker Gamer — всего лишь одно из нескольких устройств от компании Buttkiker, которая делает «вибросабвуферы», которые достойны отдельной статьи. Эти устройства компании, как и Buttkiker Gamer, передают басы при помощи вибрации, но предназначены для домашних кинотеатров и стоят на порядок дороже «простого» Buttkiker Gamer.

Выводы

Если посмотреть на накидку с точки зрения геймеров, то для «Виртуальных Пилотов» или «Танкистов» накидки Gametrix JetSeat могут стать интересным и весьма занятным приобретением. Не остались забытыми и энтузиасты — при помощи пакета приложений для разработчиков каждый может попробовать создать свои варианты массажа или же Forced Feedback эффекты для игр. Что касается обычных геймеров, то для них вибронакидка сможет стать необычным подарком, который сможет добавить новых ощущений в старые и полюбившиеся игры.

Наличие только одной, полноценно поддерживающей накидку игры немного огорчает. Но разработчики из Gametrix обещают, что в будущем количество игр, поддерживающих API накидок, вырастет, и тогда потенциал Gametrix JetSeat KW-901 и KW-904 будет раскрыт полностью.


Автор
Константин Денисенко
Теги

Комментарии