Logic Pro 9 - записываем демо в домашних условиях

Олег Маркелов, 

СегоднЯ речь пойдёт о сравнительно недавно вышедшем пакете Logic Studio, а точнее, о входящем в этот пакет Logic Pro 9. Помимо Logic Pro 9, в пакет включены программы Mainstage 2, Soundtrack Pro 3, Impulse Response Utility, Apple Loops Utility, WaveBurner 1.6. Хотя в них также появились полезные интересные нововведениЯ, сегоднЯ мы будем говорить исключительно о студийной работе с Logic Pro 9.

Logic Pro уже давно зарекомендовал себя самым положительным образом, им пользуется огромное количество профессиональных студий самого высокого уровня. В то же время Logic Pro вполне доступен для широкого круга пользователей и может прекрасно использоваться в домашних и project-студиях. И, как нам кажется, именно последний случай выявляет возможности программы как нельзя лучше, поскольку здесь она является основным инструментом, и задаёт уровень качества в первую очередь именно она. Поэтому мы решили на примере работы в домашней студии показать возможности нового Logic Pro 9, не используя по возможности ничего, кроме него.

Типичная задача домашней студии — запись полноценного музыкального трека, в ней выявляются все возможности аудио-программы, от редактирования до полноценного сведения. Именно неограниченная по времени, спокойная и вдумчивая (в о отличие от, например, живой многоканальной записи) студийная работа позволит проявить все заявленные в Logic Pro возможности.

Итак, начинаем работу над песней "подопытной" группы "Дети неонового солнца". Трек называется "Не спит", и изначально выдержан в стандартной брит-роковой стилистике. В составе команды есть барабаны, бас, электрогитара и вокал, но кто знает, к чему приведет спонтанный творческий процесс во время записи? В любом случае, создаем проект DNS_Ne_SPit_Demo и приступаем к собственно записи. Для работы у нас есть MacBook, аудио-интерфейс RME Fireface 400, инструменты, микрофон Октава МКЛ5000 и, разумеется, Logic Pro 9. Бас и гитары пишутся строго в линию, без дополнительных обработок, вокал пишется через микрофон Октава МКЛ-5000 напрямую во вход RME Fireface.

Для работы с новым Logic'ом необходимы Mac с процессором от Intel, 1 Гб оперативной памяти (разумеется, лучше побольше), система MacOs 10.5.7 и выше, QuickTime 7.6 и выше, разрешение дисплея 128-на-800 и выше и 9+38 Гб свободного места на диске (на программы и библиотеки, соответственно).

Основа песни — барабаны, но, поскольку мало кто может позволить себе писать барабаны дома, барабаны в такой ситуации либо надо забивать вручную, либо писать через электронную установку, либо писать на профессиональной студии и забрать оттуда получившиеся барабанные дорожки. Будем считать, что у нас есть Logic'овский мультитрек со студии, где записаны барабаны. Благодаря новой функции в Logic 9 мы сможем залезть в импортируемую сессию, выбрать нужные нам треки с содержимым и настройками (такими, как обработка платинами, автоматизация и назначенные входы-выходы и посылы на внешние шины). Открываем проект DNS_Ne_Spit_Drums, помечаем галочками барабанные треки и добавляем их в наш проект (можно выделить нужные треки и пометить галочкой только один из них).

Импорт отдельных элементов проекта в Logic 9
Импорт отдельных элементов проекта в Logic 9

Итак, барабаны можно считать готовыми. Пишем бас. Басовая линия в куплетах и припевах-проигрышах различается фактурно, поэтому бас пишем на разные дорожки.

Две дорожки с партиями бас-гитары
Две дорожки с партиями бас-гитары

Теперь у нас есть две дорожки с "папками дублей" (Take Folder) с записанной бас-гитарой. Работа по собиранию дублей стала еще удобнее: можно как выделить любой понравившийся отрывок из любого дубля в качестве нужного в компиляции, так и редактировать сами дубли обычным способом, используя copy-paste-cut, фэйды и кроссфэйды и т.п. Для перехода в обычный режим редактирования надо выключить функцию Quick Swipe Comping в ниспадающем меню редактируемой папки дублей.

Редактирование дублей через
Редактирование дублей через "папку дублей" или "Take Folder" в Logic 9

В нашем случае мы взяли первый Take Folder с дорожки куплетов и растиражировали по куплетам. Они одинаковы почти во всем, кроме того, что во 2-м и 3-м куплете нет вступительных 4 тактов, как в 1-м. Выключаем функцию "Quick Swipe Comping" и урезаем дубли.

Редактирование дублей через
Включение/выключение режима "Quick Swipe Comping"

Следующая проблема — неровность исполнения. Но прежде, чем исправлять неровности, воспользуемся еще одним нововведением — Bounce in Place. Эта функция позволяет оперативно "отрендерить" на отдельный трек от одного аудио-региона до самой затейливой произвольно выбранной комбинации. В нашем случае мы делаем Bounce-in-Place для двух басовых дорожек.

Выбор функции Bounce-in-Place
Выбор функции Bounce-in-Place

Возвращаемся к неровностям. На басу играл гитарист и играл не очень умело (знакомая проблема, правда?). Тут мы впервые, но далеко не в последний раз, встречаемся с такой особенностью Logic 9, как Flex Time. О ней скажем отдельно и более подробно.

Flex Time — это совокупность функций, неразрушающая форма аудио-редактирования, позволяющая работать со временем в самых разных вариантах и самым удобным способом. Основное ее назначение — возможность до мельчайших нюансов регулировать ритмическую составляющую каждой аудио-дорожки. Можно передвигать, укорачивать или удлинять часть аудио-сигнала, легко и в высшей степени удобно.

Дорожка бас-гитары, переведенная в режим FlexTime
Дорожка бас-гитары, переведенная в режим FlexTime

Для того, чтобы работать с Flex Time, надо включить режим Flex View — либо в меню View, либо на панели инструментов.

Кнопка включения режима FlexTime
Кнопка включения режима FlexTime

Для каждого трека возможны несколько режимов функции Flex Time- Slicing, Rhythmic, Monophonic, Polyphonic, Tempophone и Speed. В каждом режиме сигнал анализируется и прославляются т.н. "транзиентные" маркеры (что можно перевести как "временные", "перемещающиеся" — в отличие от просто маркеров, обозначающих какой-то важный временной отрезок в проекте) в начале каждой атаки звука. Отрезок между двумя "транзиентными" называется "слайсом".

  • Slicing — самый простой, проставляет маркеры, никак не обрабатывая сигнал при перемещении "слайсов". Такой вариант лучше всего подходит для звуков перкуссивных, не имеющих определенной высоты тона (ударные, перкуссия и тп).
  • Rhytmic — используется для не-одноголосного материала. При обработке сигнала для связи двух "слайсов" использует часть первого как "луп", который расширяет сигнал до появления второго.
  • Monophonic — лучше всего подходит для одноголосого материала (голос, бас, смычковые и тп). Имеет регулировку percussive, позволяющую бережнее сохранять атаку звука при обработке.
  • Polyphonic — подходит для комплексного многоголосого аудио-сигнала. Самый энергоёмкий, использует более сложные алгоритмы обработки. К примеру, пригодится для продления аккорда во времени.
  • Tempophone и Speed – пригодны больше для создания эффектов, изменяют скорость и высоту тона сигнала (в то время, как предыдущие режимы не изменяют высоту тона).

Итак, в данной ситуации нас не устраивает ровность исполнения баса. В припевах и проигрышах, хотелось бы, чтобы бас был ровнее, а в куплетах хочется более чёткого попадания в бочку. На данный момент они звучат так:

Включаем Flex Time, переводим обе дорожки в режим monophonic (как на картинке ниже) и для начала квантуем дорожку с припевами по 8-м нотам.

Выбор режима квантизации
Выбор режима квантизации

Для куплетов, поскольку рисунок бочки там более сложный, переводим дорожку с бочкой в режим Slicing и делаем Groove Template из этого трека.

Создание шаблона (
Создание шаблона ("Groove template") из партии бочки

Теперь квантизацию на куплетной дорожке баса можно сделать под "бочковый" Template, выбрав соответствующую строчку в подменю квантизации. В результате в куплете бочка практически идеально попадает в бас, в припевах и проигрышах бас играет ровные 8-е.

Кстати, бывает, что Flex Time обрабатывает сигнал не совсем корректно, например, съедает атаку звука или неточно понимает атаку сигнала. В данной ситуации можно отменить временную обработку одного или нескольких конкретных "слайсов". Для этого надо убрать в нужном месте проставленные Logic'ом т.н. "Flex"-маркеры, которые показывают внесенные изменения.

Интерфейс режима FlexTime.
Интерфейс режима FlexTime. "Транзиентные" маркеры, маркеры темпа и Flex-маркеры

Также,можно делать необходимые изменения вручную, при помощи инструмента Flex.

Выбор инструмента Flex
Выбор инструмента Flex

Запись гитар

Приступаем к гитарам. Вот тут нам есть где развернуться и поэкспериментировать — в новом Logic появилось огромное количество возможностей для создания гитарного звука. Чтобы всем этим пользоваться, стоит представлять, как создается гитарный "саунд" в реальных, "живых" условиях, ведь именно эти условия Logic Studio 9 пытается воссоздать.

Итак, независимо от эффектов, которые планируется "навесить" на гитару, сигнал рано или поздно приходит на гитарный усилитель. Далее, как правило, сигнал снимается микрофоном или несколькими, а также иногда используется линейный сигнал, напрямую с усилителя. Что это означает на практике?

Поиск нужного звука может занимать очень много времени. Послушать звук — поменять положение микрофона — послушать результат — поменять микфроон и т.д. и т.п. с заменой кабинета, усилителя и настроек усилителя. Logic Studio 9, благодаря функции Amp Designer, позволяет проделывать всё это виртуально, довольно точно имитируя реальный процесс. Взглянем на расширенное окно Amp Designer.

Окно виртуального гитарного усилителя-кабинета Amp Designer
Окно виртуального гитарного усилителя-кабинета Amp Designer

Обратите внимание на полоску внизу — именно через нее активируются основные возможности Amp Designer. В ней можно выбрать тип усилителя и кабинета, причём как готовые их сочетания, так и совмещать их на своё усмотрение. Представленные типы усилителей и кабинетов не являются точными копиями или попытками имитировать реально существующие модели (хотя визуально они, конечно, напоминают по дизайну модели довольно конкретные и весьма известные). Это скорее некие усредненные абстрактные устройства, названные по типу предполагаемого стиля или способа применения. Так, имитации стадионного саунда имеет смысл обратить внимание в первую очередь на усилители "Stadium Head" и "Stadium Amp", а названия типа "Modern British 4x12" тоже достаточно очевидно говорят сами за себя.

Итак, мы имеем возможность выбирать тип усилителя и тип кабинета (от кабинета, кстати, можно отказаться и выбрать режим Direct). Как мимимум визуально всё достоверно. Обратим внимание на то, что у кабинетов имеется разное количество динамиков, которые могут быть 10- 12 и 15-дюймовыми (есть даже один 8-дюймовый кабинет).

Управление усилителем также понятно. Невзирая на то, что усилители разные, меняется только характер звучания, ручки управления остаются теми же — Gain, эквализация (есть пять вариантов эквалайзера), секция эффектов, ручка "эффекта присутствия" Presence и Master Volume. Что особенно удобно: если в процессе поиска звука вдруг захочется поменять усилитель, то на новом усилителе настройки остаются теми же.

Отдельно про секцию эффектов — туда входит имитация типичного "пружинного" ревера и эффект тремоло/вибрато. Последний может быть как свободным, так и синхронизированным с темпом проекта.

Вернемся к нижней части Amp Designer. Помимо регулятора выходного уровня там находится выбор типа микрофона — конденсаторный, динамический или ленточный. Более того — если указатель мыши навести на ту часть Amp Designer, где расположен кабинет, то появится дополнительное окно с выбором расположения микрофона. Если вы хотя бы раз писали гитару вживую, то понимаете, что от местоположения микрофона характер звучания может измениться очень кардинально, так что подобная функция не может быть лишней. Замечу, что отклик виртуального микрофона на перемещения вдоль виртуального кабинета довольно точно имитирует аналогичную реальную ситуацию. При этом, опять же, в случае замены микрофона настройки его местоположения сохраняются.

Выбор положения микрофона в Amp Designer
Выбор положения микрофона в Amp Designer

Вдоволь поэкспериментировав и решив основные задачи по отстройке звука, можно перевести окно Amp Designer в сжатый вид, в котором остаются только нижняя полоса и ручки управления усилителем.

Переходим к следующему "гитарному" нововведению Logic Studio 9 — Pedalboard. Тут вспоминается ситуация из юности, наверное, любого гитариста, когда он, попав в магазин гитарного оборудования, ощущал себя как ребенок в кондитерской. Нашему вниманию предлагается 30 различных педалей эффектов. Взглянем на окно Pedalboard:

Основное окно плагина Pedalboard, имитирующего набор гитарных педалей
Основное окно плагина Pedalboard, имитирующего набор гитарных педалей

В правой части окна в развернутом виде находится "склад" педалей самого различного назначения: педали перегруза, модуляционные эффекты, эффекты задержки, фильтры и один компрессор. Также есть пара вспомогательных педалей (Utility), разделяющих (Splitter) и суммирующих (Mixer) гитарный сигнал. Для удобства выбора педали можно показывать только педали необходимой категории, выбрав нужную через подменю.

Распределение педалей в Pedalboard по категориям
Распределение педалей в Pedalboard по категориям

Воспользуемся всем этим разнообразием для нашей задачи. Что является важнейшим, наверное, удобством в данном случае — выбор звука производится после записи. Тем не менее, определимся, что необходимо получить. Есть основные ритм-партии разного характера (для куплета и припевов с проигрышами), есть сольные куски и вспомогательные "украшающие" партии. Запишем их на каждую дорожку отдельно.

Начнём с ритм-партий. Напомним, что обычно гитарный кабинет снимается несколькими микрофонами. Мы симитируем эту ситуацию — выберем нужный звук и скопируем трек с аналогичными настойками (New with duplicate settings) и тем же аудио-материалом. Теперь идём в Amp Designer, вместо динамического микрофона выбираем конденсаторный и перемещаем его таким образом, чтобы суммарный звук нас устраивал. В итоге ритм партия звучит несколько плотнее.

Составим цепочку педалей для сольной партии. Хотелось бы некоторого усиления сигнала и мы, поперебирав педали из категории перегрузов, останавливаемся на педали "Hi Drive". Далее хочется добавить "изюминки" и мы пробуем разные варианты с модуляционными эффектами и фильтрами. Однако эти эффекты, подключенные последовательно, могут создать «кашу».

Для того, чтобы избежать подобной ситуации мы берем педали из категории "Utility", которые раздваивают цепь, и включаем параллельно педали "Retro Chorus" и "Auto-Wah". На вспомогательной педали микшера при этом есть возможность совмещать обработанные сигналы в любом удобном соотношении. При этом можно слушать как смешанный сигнал, так и каждую из его составляющих отдельно — например, для того, чтобы лучше отстроить каждый из эффектов.

Пример использования коммутации через педали Splitter и Mixer
Пример использования коммутации через педали Splitter и Mixer

Несколько слов о педалях в целом. Что понравилось в PedalBoard в первую очередь, так это продуманность каждой педали — каждая сделана для определенной цели, и такое количество педалей сделано не просто для масштаба, а для решения самых разных задач построения гитарного звука в самых разных стилях. Впечатлило не столько количество, сколько качество обработки. Даже сложно моделируемый виртуально эффект перегруза оказался в целом довольно адекватным. Модуляционные эффекты и эффекты задержки вообще выше всяких похвал. Впрочем, детальный рассказ об этих педалях — тема для отдельной статьи, а мы продолжим запись трека.

Запись соло и Varispeed

При записи соло, с целью продемонстрировать одно из нововведений Logic Studio 9, мы пошли на маленькую хитрость. Записать соло начисто с нескольких дублей далеко не всегда удается, особенно если вещь в быстром темпе, а партия сложна технически. Для решения подобных проблем в Logic Studio 9 появилась функция Varispeed. Открываем меню "Customize transport bar", ставим галочку напротив Varispeed и в правом нижнем углу основного окна Logic появится кнопка с изображением знаков + и -.

Включение отображения функции Varispeed
Включение отображения функции Varispeed

Что мы получаем? Во включенном состоянии (кнопка горит желтым) эта функция замедляет или ускоряет процесс необходимым для нас образом. При этом в подменю (выделившемся также желтым цветом) можно выбрать способ изменения темпа: будет ли это процентное соотношение или назначение нужного темпа в BPM, будут ли подвергаться темповым изменениям MIDI треки и тп

Элементы управления Varispeed
Элементы управления Varispeed

Выбор режима работы и управления Varispeed
Выбор режима работы и управления Varispeed

Таким образом мы слегка замедляем темп всего проекта, записываем партию в удобном темпе и возвращаем проект к исходному темпу — записанная партия также будет проигрываться с нужной скоростью.

Запись голоса

Голос записываем в домашних условиях — маленькая каморка, завешенная плотной тканью, микрофон Октава МКЛ5000, подключение напрямую к звуковой карте.

После записи всё вроде как хорошо или достаточно хорошо звучит, но в момент исполнения далеко не все нюансы можно отследить. Так, нам может понравиться дубль интонационно, но некоторая временная неточность или излишне свободное исполнение могут испортить общее впечатление. А может быть, нам просто захотелось слегка изменить фразировку, акцентировку и т.п. — и мы снова возвращаемся в функции FlexTime., но на это раз несколько по-новому.

Если раньше мы пользовались в различной степени автоматическим выравниванием (под ритмическую "сетку" или под живой инструмент), то на это раз выставим нужную нам фразировку самостоятельно, при помощи инструмента Flex Tool.

Работа над голосом с функцией FlexTime
Работа над голосом с функцией FlexTime

Подобным образом можно исправлять неточности или заниматься редакторской правкой довольно долго, мы же перейдем к доведению записанного материала до финальной версии.

Редакция, сведение, креатив

Сразу скажем про не слишком, быть может, понятное "креатив" в названии главы. Уже в процессе сведения может понадобиться исправить некоторые недочёты аранжировки, например, дополнять аранжировку недостаточно насыщенную или недостаточно интересную. Так, возьмем кусок вступления песни, непосредственно перед вступлением голоса и воспользуемся замечательной новой функцией Logic Studio 9 — превратим аудио-сигнал в виртуальный сэмплер. Отрывок гитарной партии обрабатываем дополнительно и выбираем функцию "Convert to new sampler track".

Ковертация аудио-дорожки в сэмплерный трек
Ковертация аудио-дорожки в сэмплерный трек

На выходе мы получаем миди-дорожку с сэмплером EXS24 и миди событиями, которые повторяют аудио партию, разбитую по упомянутым выше "транзиентным" маркерам. Отдельные куски партии можно менять местами, можно обрабатывать специфическим образом. Мы добавили изменения по параметру Modulation и связали его с изменением параметра Sampler CutOff в сэмплере, что добавило "блуждаюших" изменений частотного фильтра.

Окно сэмплера EXS24, в который была отправлена часть аудио-дорожки
Окно сэмплера EXS24, в который была отправлена часть аудио-дорожки

Результат сэмплирования и работы с сэмплером:

Разумеется, возможности этой функции гораздо богаче — любой из звуков можно переправить в сэмплер и работать с ним как с самостоятельным инструментом, применяя все возможности Logic Studio для управления миди.

Далее мы решили добавить некоторое количество клавишных партий. В Logic Studio 9 входит 6 наборов инструментов JamPacks, в числе которых есть новый набор Voices. Голоса эти нам в данной песне вряд ли понадобятся, а синтезированные струнные мы, пожалуй, добавим.

Еще одно нововведение Logic — непосредственно на аудио-отрезке можно регулировать "Fade In" и "Fade out". Более того, у нарисованной огибающей может быть функция изменения скорости, которую можно назначить вместо функции изменения громкости.

Работа с
Работа с "кривыми скорости"

Мы взяли наш отрывок с соло и сделали ему ускорение скорости в начале и замедление в конце — получились очень забавные вход и выход из соло.

Также каждый "регион" аудио получил свой собственный параметр Gain. Очень удобно — теперь можно выделить по громкости только отдельный отрывок аудио, не прибегая к деструктивной обработке.

Еще пример удачного новведения — Drum Replacement. Допустим, в готовой аранжировке нам не нравится звучание "бочки" или "малого". Или, как вариант, хотелось бы что-то уплотнить. В нашем варианте мы решаем усилить звучание бочки на припевах — в ниспадающем меню "Track" находим "Drum replacement/Doubling" и выбираем "дублирование" аудио-сигнала. Для дублирования или замены Logic Studio 9 предоставляет огромное количество барабанных сэмплов, как акустических реальных, так и искусственно созданных. Итак, дублируем дорожку выбранным акустическим сэмлов и оставляем ноты только в припевах.

Включение и управление функцией Drum Replaement/Doubling
Включение и управление функцией Drum Replacement/Doubling

Помимо барабанов нам могут понадобиться "лупы". Мы можем подгрузить некоторое количество лупов для разнообразия, и здесь опять же приятная новость. Как правило, в лупах прописан их темп и теперь, в случае несовпадения темпа проекта с темпом лупа, последний при импорте автоматически пересчитывается под темп проекта.

Появилось немало облегчающих работу возможностей в самом интерфейсе. В процессе работы наверняка пригодится и такая новая мелочь, как возможность оставлять заметки ("Notes") для проекта в целом и для каждого отдельного трека. Заметки можно отображать как в правой части Logic Studio 9, так и непосредственно под каждым треком в микшере. Еще одно полезное новшество — окна плагинов теперь можно свободно перемасштабировать либо самостоятельно либо автоматически (в масштабе 100, 125. 150. 175 и 200 процентов).

Перейдём к обработке треков эффектами. Поскольку ресурсов рабочей станции может не хватить, мы не раз воспользуемся новой функцией Freeze. С ее помощью можно "замораживать" треки, причём как до обработки эффектами ("Source only"), так и сразу после них, непосредственно перед виртуальным фейдером громкости ("Pre Fader).

Появился новый "конструктор помещений" Space Designer. Мы добавляем его на голос, малый барабан и соло-гитару. В целом, с каждой из задач Space Designer справляется очень достойно — и гибкость настроек и качество звучания определенно хороши.

Подробно работу по дальнейшему сведению и мастерингу проекта мы не будем описывать, чтобы избежать информации и не слишком новой, и скорее всего не слишком интересной. Интересным должен быть итоговый результат.

Дети неонового солнца — Не спит

Заключение

Показав стремление развиваться, разработчики Logic остались верны себе в плане уровня качества и удобства работы. Мы попробовали заменить при помощи Logiс Pro 9 огромное количество оборудования — гитарные педали и комбики, микшер и приборы обработки... В домашних условиях и на скорую руку удалось добиться очень хорошего результата — а ведь это только верхушка айсберга, только часть возможностей нового Logic. При этом интерфейс нового Logic не претерпел существенных изменений настолько, что к нему надо долго привыкать. Фактически, это тот же привычный Logic с обилием новых функций, не затрагивающих собственно интерфейс, так что никакого неудобства от перехода на новую версию пользователи испытать не должны.

Безусловно, это стоящее приобретение для любой студии звукозаписи, будь это топовая профессиональная студия или домашняя студия для изготовления аранжировок или демо-записей. Новый Logic должен заинтересовать как аранжировщиков и саунд-продюсеров, так и простых музыкантов (особенно гитаристов).


Автор
Олег Маркелов
Теги

Комментарии