Проба акустических систем Logitech Z-340 2.1 и Z-540 4.1

Денис Степанцов, 

Обзор двух младших моделей из новой акустической линейке Logitech серии «Z»: сможет ли известный производитель конкурировать с грандами компьютерной акустики?

Краткое описание

Z-540: пятикомпонентная акустическая система (один сабвуфер + 4 сателлита малой мощности) для игровых приложений, просмотра фильмов и несложной музыки.
Z-340: трехкомпонентная акустическая система (один сабвуфер + 2 сателлита малой мощности)

Производитель

Logitech
Описание на сайте производителя модель Z-540
Описание на сайте производителя модель Z-340

Дистрибьюторы
в России

«Алион»

Ориентировочная розничная цена

На российском рынке пока не известна
На зарубежном рынке: 80$ за модель Z-540; 40$ за модель Z-340

Покрытые завесой некоторой таинственности колонки Logitech серии Z, обещанные «Алионом» еще 26 марта, наконец, смогли преодолеть многочисленные российские кордоны и прибыть в Москву. Правда, пока всего в единственном экземпляре, предназначенные для тестирования, так что жаждущим увидеть их в розничной продаже придется еще немного потерпеть. Мы же, со своей стороны, постараемся рассказать вам о них все, что увидели и услышали сами. Logitech — компания, никогда не позволявшая себе опускаться до уровня «дешевого ширпотреба» решилась бросить вызов таким «грандам» акустического рынка, как Altec Lansing и Creative.

Досадным обстоятельством стал тот факт, что самая старшая модель в линейке (Z-560, выставлявшаяся на CEBIT и сертифицированная THX®) еще не пересекла границы и исследованиям подвержена быть никак не могла. Пришлось пока удовлетвориться двумя младшими моделями — Z-340 и Z-540. Вследствие сильной «похожести» этих двух систем (540 является естественным «расширением» 340 модели до варианта 4.1) за основу мы возьмем четырехкомпонентную 540-ю модель, а у 340-й укажем немногочисленные отличия. Итак, следуя известной русской пословице, в которой «встречают по одежке» вначале — описание внешнего вида и эргономики моделей, напоследок впечатления от звучания.

z540_all.jpg

Внешний вид акустики по Logitech-овски презентабелен и аккуратен. Полностью закрытый корпус сабвуфера выполнен по очень оригинальной схеме1 — сабвуфер двухкамерный, при этом активный 4” динамик смонтирован на внутренней панели, разделяющей пространство корпуса.

sub_scheme.gif

Как хорошо видно на схеме, «играющий» динамик ко всему прочему, развернут на 180°. Тот большой 8” динамик, который мы видим на передней панели — не что иное, как т.н. «pressure driver» — пассивный динамик, лишенный магнита. Он реагирует на воздушное давление, которое возникает во время колебаний активного динамика, воспроизводит и усиливает его звучание. Более того, пассивный динамик в подобных системах одновременно фильтрует возникающие искажения и высокочастотные шумы. За счет такой схемы2 качество звучания заметно повышается. Поскольку сабвуфер не имеет фазоинвертора, при перегрузках может возникать избыточное воздушное давление. Чтобы избежать этой ситуации, разработчики соединили камеры в нижней части портом, из двух трубок разного диаметра, свободно входящих одна в другую.

sub_rear.jpg

Корпус сабвуфера изготовлен из ДВП3, на задней панели расположены входы коммутации, регулятор мощности сабвуфера (что неудобно) и сетевой разъем встроенного (что весьма приятно) блока питания. Светлый дюралевый обод и металлическая сетка, закрывающие пассивный динамик придают сабу сходство с профессиональными сценическими мониторами (ну не нравятся мне эти тряпочные сетки от комаров). Если бы не размеры…

sat_left2.jpg

При первом взгляде на сателлиты возникает стойкая ассоциация с лукасовским AT-ST Scoutwalker, которому слегка укоротили «ноги». Регуляторы «volume» и «fader», конической формой напоминающие неизрасходованный боекомплект лишь усиливают впечатление. Надо было сделать сателлит шагающим, снабдить его пультом ДУ и наплевать на звучание — был бы хит продаж. Увы, он прочно покоится на толстой алюминиевой подставке с тремя резиновыми ножками. Кстати, регуляторы неудобны именно своей формой и гладкостью — чтобы ухватить их крупной мужской дланью и повернуть, нужно немного потренироваться.

На фото правый передний сателлит, на нем расположились все органы управления системой: кнопка «power» (при нажатии зажигает дико модный ярко-синий светодиод) и кнопка M3D (о ней чуть позже).

sat_right_rear.jpg

Коммутирующие кабели глухо выведены на заднюю стенку правого сателлита — толстый, в пол-пальца кабель подключается к сабвуферу, два более тонких — к выходам вашей звуковой карты. Корпуса сателлитов не закрыты — сквозь отверстие резонатора прекрасно видно заднюю стенку динамика.

sat_open.jpg

Защитная сетка, по замыслу производителя сниматься не должна, однако, несмотря на некоторую дозу клейкой субстанции снимается без особенных усилий. Правда, при этом «лицо» сателлита сразу приобретает растерянно-глуповатое выражение.

Отверстия в «ногах» сателлитов проделаны с прицелом на любителей дюбелей и электродрели. Если открутить большой винт, коим корпус сателлита крепится к подставке, перевернуть корпус на 180° и прикрутить заново, то сателлит можно легко повесить на стену.

sat_on_wall.jpg

Идея отличная, но как всегда, страдает непродуманностью. Дело в том, что двух метров длины кабеля от фронтальных сателлитов к сабвуферу (как и кабеля сателлит-компьютер) будет вполне достаточно, если не разносить их слишком далеко. Тыловые сателлиты отхватили у судьбы шнур подлиннее — метра 4, однако тоже без возможности замены. Если учесть, что их желательно ориентировать как минимум друг напротив друга относительно головы слушающего (перпендикулярно направлению фронта), шанс дотянуться до сабвуфера у кабелей такой длины крайне невелик. Непонятно, в общем.

Что касается 340-й модели, то коммутация у нее еще проще. Правый фронтальный сателлит соединяется с сабвуфером только одним толстым кабелем. Один тонкий кабель идет к выходу звуковой карты, а вторым правый и левый сателлиты жестко связаны друг с другом. Здесь идея монтажа на стену сразу гибнет на корню из-за того, что длина соединительного шнура не превышает метра. Исключительно настольное решение. На правом сателлите расположен общий регулятор громкости («volume»), кнопка включения питания, а также выход на наушники (stereo mini-jack).

logo_m3d.jpg

В начале «выслушивания» Z-540 для чистоты эксперимента я решил ограничиться фронтальными сателлитами и сабвуфером. Однако здесь судьба преподнесла забавный казус — едва я выкрутил мощность «саба» на максимум, как тут же к басовой составляющей стало примешиваться странное похрюкивание, непохожее на обычный хрип перегруженного динамика. После некоторых поисков причиной оказались неподключенные задние сателлиты — воздух, выходя из отверстий разъемов «rear right» и «rear left» и создавал тот странный хрюкающий звук. Как только я «заткнул» отверстия штекерами тыловых сателлитов, сабвуфер зазвучал просто идеально. Можно только сказать, что конструкция удалась на славу — даже на максимальной мощности перегрузки отсутствовали в принципе, и вообще создавалось впечатление, что сабвуфер играет нечто большее, чем просто положенное ему уханье.

Здесь стоит немного отвлечься и рассказать о назначении кнопки «M3D». Logitech запатентовал собственную технологию M3D Matrix, обеспечивающую «объемное естественное звучание стандартных двухканальных источников стереозвука». В реальности происходит следующее: сигнал, полученный со звуковой карты, обрабатывается сабвуфером самостоятельно и подается на тыловые сателлиты с некоторой задержкой (при небольшой мощности). Таким образом, тыловые сателлиты будут звучать даже если второй штекер не подключен (или у вашей звуковой карты всего один выход), создавая своеобразный эффект эха. Громкость этого эффекта изменяется регулятором «fader».

Конечно, немного досадно то, что Z-540 не умеет самостоятельно раскладывать входной стереосигнал по всем четырем сателлитам (например, 4.1 системы от Altec Lansing делают это все). Но даже если ваша звуковая карта имеет всего один выход, тыловые сателлиты без работы не останутся — если выкрутить «fader» на максимум, их звучание становится слышно вполне отчетливо. Более того, в таком варианте колонки звучат несравнимо приятнее, нежели просто как 2.1 система. В случае, когда оба штекера системы подключены к выходам звуковой карты, «fader» одновременно регулирует «эховый» эффект и громкость тыловых сателлитов.

К большому сожалению, нет в мире совершенства. Только было я собрался возрадоваться чистому и прозрачному звучанию сателлитов, как выяснилось, что такое звучание продолжается лишь до половинной отметки регулятора «volume». Где-то раньше, где-то позже маломощные динамики сателлитов начинали перегружаться, и хорошее звучание неизбежно портилось.

Та же ситуация повторилась с моделью Z-340. Несмотря на большую мощность сателлитов (6,5 Вт против 5 Вт у Z-540) перегрузки все равно имели место.

Что же, выходит не смог Logitech представить на рынок конкурентоспособный продукт? Не торопитесь с выводами. Если колонки не способны заполнить симфонической музыкой 70-метровый холл, это вовсе не значит, что их не стоит рассматривать в качестве домашней акустической системы. Во-первых, повторю, что и сателлиты и сабвуфер звучат очень и очень неплохо, и даже на половине своей мощности эти колонки способны выдать приличное количество звука. Во-вторых, существует такая область применения, как просмотр фильмов и игры, где эти системы показали себя с лучшей стороны. А в третьих, вопрос цены стоит для российского пользователя ох как не на последнем месте. И вот в этом месте империя Logitech наносит ответный удар: рыночная стоимость модели Z-540 находится на уровне 80 долларов! О цене в России информации пока нет, но, думаю, большой разницы не случится. Да, за такие деньги этой системе можно простить многое.

P.S. Колонки Z-540 можно смело рекомендовать любителям игр и фильмов. Тех, кто не предъявляет высоких требований к мощности акустической системы эта модель тоже вполне устроит. Любителям больших мощностей и обладателям больших площадей следует поискать что-либо более дорогое из модельного ряда Altec или Creative. Что касается Z-340, то ее мы можем рекомендовать лишь тем, кто ищет достаточно качественное, но низкобюджетное решение.

P.P.S. Схватка еще не окончена. Напомним, что в обойме Logitech есть еще модель Z-560, которая заметно отличается по исполнению и характеристикам от двух предыдущих. Пока мы не будем располагать конкретными данными об этой системе, делать окончательные выводы рано.

Технические характеристики систем:

Z-540

Суммарная мощность, Вт

40 (4x5 + 20)

Входное сопротивление, кОм

5,5

Полоса воспроизводимых частот, Гц

35 – 20 000

Соотношение сигнал/шум, дБ

75

Z-340

Суммарная мощность, Вт

33 (2x6,5 + 20)

Входное сопротивление, кОм

5,5

Полоса воспроизводимых частот, Гц

35 – 20 000

Соотношение сигнал/шум, дБ

85


1. Оригинальность идеи заключается в том, что классический dual-chamber (двухкамерный) сабвуфер должен состоять:
        а) из двух камер, соединенных портом (отверстием);
        б) каждая камера предполагает наличие собственного фазоинвертора, причем одинаковых размеров и длины;
        в) первая камера, содержащая активный динамик, как правило, больше второй по размерам;
        г) пассивный динамик во второй камере не предусмотрен. [вернуться]

2. По звуковому оформлению сабвуфер представляет собой акустически разгруженную (закрытую) систему 2-го  порядка. Достоинства такой системы: малый занимаемы объем, неглубокий спад АЧХ на низких частотах, прекрасная переходная характеристика и групповое время задержки, простота конструкции и снисходительность к конструктивным просчетам. Недостатки: незначительная отдача в области «верхнего баса», недостаточное охлаждение магнитной системы в закрытом корпусе. [вернуться]

3. Древесноволокнистая плита. Материал, применяемый при изготовлении подавляющего большинства «деревянной» компьютерной акустики. [вернуться]


Автор
Денис Степанцов

Комментарии